СканТур

неПопсовая Карелия

Давайте сначала разберёмся: что такое “попсовый”? От сущ. попса, из англ. pops «эстрадный, популярный, модный», из англ. popular «популярный, широко распространённый». Значит “непопсовый” - непопулярный или мало распространённый, возможно даже другими словами, “эксклюзивный”. Хотя ассоциация со словом “эксклюзивный” возникает весьма противоречивая - “дорогой”, “виповый”, “трудно доступный”... Именно поэтому слово “непопсовый”, как нельзя лучше, подчёркивает суть, то есть, более менее, доступный и при этом не такой как все.

В данной статье на примере региона Карелии расскажем про кейсы, которые можно назвать “непопсовыми” .

По мнению Екатерины Биктимировой (основатель проекта CreatePtz и руководитель направления “Туризм” в Фонде территориального развития «Карьяла»), “попсовые проекты” – это те, которые модно делать, но они часто органично не вписываются в жизнь предпринимателя, его деятельность.

Сейчас модно делать глэмпинги. И этот проект очень просто испортить: дешевые и нестильные материалы, проект не вписывается в окружающую среду. “неПопсовые проекты” – это те, которые сейчас не в трендах СМИ, те, которые громко не обсуждаются. Сейчас, наверное, из каждого утюга говорят про креативные кластеры, приключенческие туры и эко-ЗОЖ проекты. У них красивая картинка и много шума вокруг. А неПопсовая Карелия – это, например, тихие уединенные сельские домики, старинные рунопевческие деревни, национальные поселения. В Карелии национальный колорит сохранился в исторических деревнях, местах памяти. В этих объектах душа и сила народа, проживающего в республике. Но такие места также привлекают своей непохожестью и аутентичностью. Например, в деревню Вокнаволок на Фестиваль ряпушки приехала передача «Вечерний Ургант». И две передачи было посвящено ей. Такие места очень любят кинорежиссеры, и охотно проводят там съемки

Екатерина Биктимирова
Основатель проекта CreatePtz и руководитель направления “Туризм” в Фонде территориального развития «Карьяла»

Кстати о глэмпингах, - один из успешных примеров создания глэмпинга описала одна из участниц совместного проекта СканТур и Центра оказания услуг «Мой бизнес» Санкт-Петербурга - неАкселератор, про который подробнее можно прочитать в статье - https://vc.ru/scantour/233965-neakselerator-ponyal-prinyal-ili-kak-sozdat-pravilnyh-konkurentov-v-ekologicheskom-turizme .

С понятием “непопсовый” разобрались, теперь переходим в плоскость туризма.

Факты

Глава Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько в разговоре с ИА НСН подвел итоги 2021 года. По его словам, выиграл природно-ориентированный туризм с активными способами передвижения. Все это называется приключенческим туризмом. А исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе заявила, что 2021 год по некоторым направлениям превзошел показатели 2019 года.

2021 год по некоторым направлениям превзошел показатели 2019 года

Майя Ломидзе
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР)

Но тут очень важно отметить, что опасна не только недозагрузка. Очень опасен и взрывной неподконтрольный рост, который моментально конвертируется не просто в повышение цен, а в увеличение разрыва цены и качества, что многие из нас могли наблюдать за последний год на примерах основных российских курортов. Глава Ростуризма Зарина Догузова подчеркнула, что в условиях ограничения международного авиасообщения спрос кратно превысил предложение, а это ожидаемо привело к перегреву рынка и динамическому росту цен в 2021 году.

Во-первых, частично поэтому, “попсовые” направления приобретают порой негативный характер и на их фоне возрастает интерес к менее загруженным, менее доступным и менее комфортным местам.

Во-вторых, “эффект пандемии” утрировал интерес людей к уединенности и безопасности. Ведь любое скопление людей - это риск заболеть. А “непопсовые” локации и направления - это наименьшее соприкосновение с толпами людей. Про воздушно-капельную тревогу и про то, что каждый третий житель России в 2020 году жаловался на симптомы депрессии интересно рассказано в статье “Коммерсанта” .

Мнение

Пообщавшись с Екатериной Биктимировой удалось обсудить детали с позиции человека, который находится в водовороте событий.

Екатерина Биктимирова
Основатель проекта CreatePtz и руководитель направления “Туризм” в Фонде территориального развития «Карьяла»

Какой потенциал вы видите у региона в отношении создания именно нестандартных для России проектов и продуктов? Какие есть уникальные преимущества?

- Это, прежде всего, конкуренция. У туриста сейчас один отпуск в год или два. И все регионы конкурируют за его свободное время. Регион с точки зрения туризма популярен. Есть объекты природы, исторические места. Но туристу нужно, чтобы он вернулся, удивление и погружение во что-то новое. А потенциал в этом у Карелии велик. У нас много нераскрученных историй: творчество Рериха, работы Михаила Перхина, ведущего мастера фирмы "Фаберже", свойства шунгита, уникальность ремесленников, история петроглифов и лабиринтов, тайны озер и Белого моря, жизнь в Петрозаводске Гайскойна и Армстронга и многое другое. Поэтому, за развитием проекта "Креативные выходные в Карелии" мы видим огромное будущее.

Но чего же не хватает для реализации большего кол-ва нестандартных проектов?

- Поменять шаблонное мышление предпринимателей на креативное и нестандартное. Эпоха китайских сувениров прошла, а также пирамидок и магнитов на холодильник. Времени сейчас у всех крайне мало, развитие технологий и интернет-пространства заставляет нас меньше вдумываться и погружаться, а больше брать информацию по верхам. С одной стороны, это ведет к увеличению привлекательности безгаджетовых, релакс туров, а, с другой стороны заставляет стандартные туры наполнять необычными мастер-классами, погружением в национальный колорит, не кормить европейскими завтраками и стандартной кухней, а удивлять национальными блюдами.

Проекты

Существует множество оригинальных попыток выйти из шаблонов и совместить привычные паттерны поведения туристов с ломающими стереотипы и стандарты.

В Карелии есть

Например, проект "В Карелии есть". Музей и ресторан, также одновременно пространство, где можно получить мультивпечатление о Карелии. Посмотреть, послушать, попробовать, понюхать, потрогать и, конечно же, почувствовать всё, что есть в Карелии. Карельская кухня в формате дегустационных сетов, арт-коллекции карельских художников и народных мастеров, гео-экспозиция, пещера с карельскими петроглифами, гастро и изо-студии и многое другое.

Полярный Одиссей

После того как подкрепились и познакомились в карельской живописью, можно отправиться с морским клубом «Полярный Одиссей» в романтическую прогулку по Онежскому озеру в составе до 10 человек на поморской ладье «Святитель Николай», или бригантине «Полярный Одиссей», или шлюпе «Гонец».

Чупинский морской яхт-клуб

Можно отправиться в морской поход с Чупинским морским яхт-клубом. Туристические маршруты с посещением недоступных для обычного сухопутного человека мест. Это и памятники северной архитектуры, старинные поморские деревни, и колючая проволока ГУЛАГа, геологические разломы и выходы на поверхность северных самоцветов и причудливых минералов, православные твердыни севера и суровые скалы с тундровой растительностью, сейды и лабиринты – материальные следы давно исчезнувших цивилизаций, незаходящее все лето солнце и полутора метровые льды, пронизывающий ветер и царь-рыба, семга.

Осударева дорога

Можно проследовать по сухопутной трассе “Осударевой дороги”, проложенной от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Добраться самостоятельно до Осударевой дороги можно с двух сторон. Либо до Нюхчи - это 100 км от Беломорска, либо до мыса Вардия, что на Белом море.

Существует мнение, что благодаря строительству «Осударевой дороги», русские смогли в 1702 году незаметно протянуть на Балтику два фрегата, переместить армию и одержать важную победу над шведами на Ладожском озере

Осударева дорога это потрясающие по красоте места: болота, камни, мхи, каменистые речки и живописные ручейки, леса… Правда, пробираться по ней задача для настоящего любителя экстрима. Нет не то, что асфальта, нет даже грунтовки.

Мама Карелия

А вот для приобретения вкусных сувениров поможет проект "Мама Карелия" из г. Суоярви, который находится среди глухих лесов, в 90 километрах от границы с Финляндией. Включает в себя цех по переработке иван-чая, сушильные камеры для ягод и грибов, линию для варки и розлива сиропов и варений, линию по производству клюквы в сахарной пудры. Цель проекта - обеспечить как можно большее количество людей возможностью приобретать по приемлемым ценам натуральные, вкусные и полезные продукты и сделать продукцию "визитной карточкой" Карелии, которую не стыдно купить в качестве сувенира и отвезти друзьям в любой уголок мира.

Фонд территориального развития «Карьяла»

Что касается молодёжи, по словам Фонда территориального развития «Карьяла», в первую очередь, они спрашивают, где найти деньги на реализацию проекта. Вторым по популярности является вопрос: как из идеи сделать проект? Это, на самом деле, крайне сложно. Изначально есть крутая идея, которая звучит, действительно, уверенно и ярко. Потом ее необходимо перевести в цель, задачи, мероприятия и смету. И тут от идеи остается малая часть. Среди проектов много мероприятий и фестивалей, есть инфраструктурные проекты, связанные с автогонками, стрит-артом.

Create PTZ

В Карелии работа по смене шаблонного мышление начата командой Create Ptz, которая готова в этом помогать за счет включения талантливых креативщиков в предпринимательскую активность.

Город как искусство

В контексте обсуждаемой темы невозможно не упомянуть про проект "Город как искусство".

Екатерина Биктимирова, со-основатель проекта "Город как искусство":

“Триггером для создания этого проекта стало затишье в Петрозаводске, а именно отсутствие фестивалей, музыкальных концертов и просто мероприятий, заставляющих местных жителей встать с дивана, а туристов приехать специально в Петрозаводск. Город сейчас представляет собой транспортный хаб, точкой для отправки туристов на о. Кижи, Белое море или Рускеала. А город имеет шикарную историю, связанную с Петром I, английскими промышленниками, поэтами, архитекторами.

Город студенческий, поэтому много интересных инициатив появляется. Но их сложно воплощать в жизнь без команд- единомышленников, без поддержки.

И еще одним триггером стало следующее: выходишь на вокзал Петрозаводска из поезда и не понимаешь куда идти... и про туризм ли город или нет...

В 2016 г. большой инициативной группой начали разработку бренда Республики Карелия. Результатом работы стал бренд "Легендарная Карелия". Одним из этапов были стратегические сессии в Петрозаводске. И в общей массе прозвучала идея, что Петрозаводск силен креативщиками. Только они разрозненны и им нужно объединение (сообщество, площадки). И в этот момент родилась идея создания международного креативного кластера в цехах Александровского завода в Петрозаводске. В то время уже были Медиа-центр «Выход», пространство «Синий коридор», арт-резиденции. Федеральные структуры начали проводить грантовые конкурсы. И мы приняли участие в нём с проектом по созданию креативного кластера с запросом на бюджет 20 млн. Но гранты давали около 500 тыс. и нам пожелали удачи. С 2020 г. мы образовали уже команду CreatePtz и начали грантовую историю. Сами цеха требуют большого бюджета для реставрации. Сейчас осваиваем площадки вокруг цехов для привлечения внимания к историческому объекту и развития площадки. В 2021 г. начали реализацию проекта «Город как искусство» (создание маршрутов с дополненной реальностью). 13 августа на улице Казарменской 4 открыли коворкинг для креативного сообщества. 10 сентября открыли общественную локацию «Слободская площадь у Комара». У нас уже формируется календарь мероприятий с помощью креативного сообщества.

Сложностью является объединение, так как все привыкли работать отдельно и часто не хотят делиться своими идеями. Поэтому, на это требуется время и мы готовы поэтапно работать. А также тяжело заниматься поиском средств на инфраструктурные проекты, так как больше дается на мероприятия и продвижение.

Слово «поражения» мы даже не используем, так как если закрываются одни двери, мы ищем другие!”

Совершенно секретно

Помимо оригинальных проектов, есть ещё огромное количество мест, в которые не путешествует массовый турист. Например:

  • Кондостров - живёт отшельник, строит часовню
  • Куми-порог - самый высокий равнинный водопад в Европе, высота около 15 метров, в Калевальском районе, на реке Войница
  • Кандалакшский заповедник - большинство участков представляют собой морские архипелаги с прилегающей акваторией. Поэтому из 78608 га его площади 74,2 % приходится на морскую акваторию, а массовыми обитателями являются морские колониальные птицы. Таким образом, Кандалакшский заповедник можно считать первым морским заповедником, образованным в России
  • и т.д.

Если у Вас есть, что рассказать, чем поделиться или Ваш проект настолько оригинален, что о нём должен узнать мир, то смело пишите на почту [email protected]

Бонус от СканТур

Сдаем все явки пароли! Собрали на одной карте все перечисленные в статье объекты и локации. Самое время спланировать свое неПопсовое приключение по Карелии!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null