9 признаков, что корпоративный сайт нуждается в обновлении с точки зрения SEO

Корпоративный сайт компании ― это его лицо и инструмент взаимодействия с пользователем. В 2021 году недостаточно иметь страницу с минимальным набором информации. Сайту нужны посетители и покупатели, получить которых помогает поисковая оптимизация. В этой статье мы рассказываем об обновлении сайта с точки зрения SEO.

Фото автора <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pexels.com%2Fru-ru%2F%40junior-teixeira-1064069%3Futm_content%3DattributionCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dpexels&postId=244507" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Junior Teixeira</a>: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pexels.com%2Fru-ru%2Fphoto%2F2047905%2F%3Futm_content%3DattributionCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dpexels&postId=244507" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pexels</a>
Фото автора Junior Teixeira: Pexels

Как понять, что сайт нуждается в обновлении

Если посетителей на сайте становится все меньше, стоит понять, что не так. Возможно, сайт давно не обновлялся и перестал интересовать людей и поисковые системы. На сайте может устареть дизайн или контент, сломаться функционал, он может быть не адаптирован под мобильные устройства, плохо оптимизирован. В каждом из этих случаев нужна переработка сайта: частичная или полная.

Всесторонний анализ, SEO и юзабилити-аудит помогут выяснить, что настроено правильно, а что можно сделать еще лучше, чтобы увеличить позиции и конверсии.

Предлагаем провести экспресс-проверку. Если вы ответите «ДА»‎ хотя бы в одном из пунктов, значит пора обновить сайт.

9 признаков, что сайт нуждается в обновлении:

  1. Сайт морально устарел. Разработчики советуют обновлять сайт каждые 3-5 лет. Если сайт родом из двухтысячных, сделан на старом шаблоне, со старой версткой ― он не сможет адаптироваться к новым реалиям. Тенденции дизайна меняются молниеносно, посетитель быстро улавливает устаревшие приемы, конкуренты не сидят на месте, конверсия снижается. Так, на некоторых сайтах еще используется технология Flash, поддержка которой прекратилась в декабре 2020 года. Некоторые инструменты когда-то были популярны, но на их место пришли новые.
  2. Упал трафик. Для начала необходимо понять, по каким причинам упал трафик и подтвердить это падение в системах аналитики. Возможно, что код отслеживания аналитики мог слететь из-за обновления шаблона CMS. В таком случае, нужно проверить правильность настроек. Выдачу может «штормить» из-за обновления алгоритма ранжирования. В таком случае нужно успокоиться и подождать: через неделю все само придет в норму, а вы не сможете на это повлиять. Также низкие запросы могут быть связаны с узкой нишей или сезонностью спроса. Но если динамика падения трафика носит устойчивый характер, то нужно задуматься о SEO-аудите и всестороннем анализе контента, семантики, структуры сайта, поведенческих факторов.
  3. Неправильная структура. Структура сайта ― это логическое построение всех страниц ресурса. Структура напрямую влияет на ранжирование. Чем она лучше, тем быстрее произойдет индексация. Если структура сайта будет расплывчатой, это запутает поискового робота. В результате сайт не будет показываться по части запросов. Посетители сайта тоже не любят долго искать нужную информацию. Как и в супермаркете, они ожидают найти хлеб в отделе хлеба, так и на сайте они ожидают найти нужный товар в соответствующем разделе.
  4. Сайт спроектирован не под спрос. На одном сайте нельзя продавать и столы, и холодильники. Если у вас несколько направлений бизнеса, то информацию о товарах и услугах нужно четко структурировать и сгруппировать на разных площадках.
  5. Сайт не адаптирован под экраны на разных устройствах. Согласно исследованию Digital 2021 (We Are Social и Hootsuite) в январе 2021 года 55,7% страниц загружены в мобильных браузерах, 41,4% — на ПК и ноутбуках. Это говорит о том, что сайт нужно адаптировать под разные устройства. Хотя мобильный трафик очень важен, люди по-прежнему пользуются компьютерами. И у них также могут быть разные разрешения экрана, которые нужно учитывать. С 2015 года Google, а с 2016 и Яндекс заявляют, что наличие адаптивной или мобильной версии положительно сказывается на ранжировании сайтов. Ранжирование — это сортировка и выстраивание определенного порядка сайтов в поисковой выдаче. На основе многих факторов поисковая система оценивает, насколько информация на сайте полезна для пользователя. Работает новое правило: нет адаптивной версии сайта = нет сайта.
  6. Низкая скорость загрузки сайта. В исследовании The Gomez Peak Time Internet Usage Study говорится: 88% пользователей заявляют, что не вернутся на сайт, загрузка которого не удалась. 75% посетителей уходят к конкурентам, если сталкиваются с проблемами на сайте. От скорости загрузки зависит и ранжирование страниц.
  7. Некачественные шаблоны, которые мешают SEO-продвижению в техническом плане. Не дают возможность быстро редактировать контент, менять заголовки, содержат много лишних элементов, которые размывают текстовую релевантность. Текстовая релевантность — это соответствие текста страницы с поисковыми запросами. Чем выше текстовая релевантность, тем больше у странички шансов попасть в топ поисковой выдачи.
  8. Сайт перестал отвечать бизнес-задачам. Такое происходит, когда в компании меняются бизнес-процессы: иначе работает обработка заказов, производится оплата или доставка. Или нужно внедрить новые функции, например, калькулятор и другие сервисы. Когда у бизнеса возникают новые задачи, тогда появляется необходимость модернизировать сайт.
  9. Непроработанные коммерческие факторы. Не актуальные контактные данные, не точная информация о ценах и услугах, старые статьи, узнаваемые стоковые фотографии, несуществующие страницы и битые ссылки ведут к потере клиентов каждую минуту. Например, когда есть карта, подробный маршрут и много контактов, график работы, мы сразу понимаем, с кем связаться, когда и куда приходить. Такое оформление более привлекательно для пользователя.
Для доверия пользователя очень важна полная информация на служебных страницах.

Что будет, если оставить всё, как есть

Процветание компании во многом зависит от умения быстро реагировать на происходящие изменения. Это касается и улучшений на сайте. Они помогают бизнесу подниматься на новый уровень и покорять высоты. Если не предпринимать никаких действий, состояние сайта и следом всего бизнеса будет ухудшаться. Существуют определенные риски, которым подвержен сайт, оставшийся без обновления.

Первое впечатление. Сайт, созданный несколько лет назад, может показаться неактуальным и не вписываться в современные стандарты. Поскольку посетитель оценивает сайт за несколько секунд, критически важно иметь свежий и современный внешний вид ресурса. Устаревший вид настораживает клиентов и снижает конверсию. На впечатление посетителей влияет и адаптивность сайта: если пользователю неудобно пользоваться ресурсом на мобильном устройстве, он закроет вкладку браузера.

Сложность восприятия. Сложный, невнятный, устаревший контент и трудная для восприятия структура сайта отпугивает посетителя. Как следствие, теряется конверсия. На восприятие влияет и скорость загрузки — если посетитель так и не сможет попасть на сайт, это отразится на позиции и росте трафика.

Угроза безопасности. Использование устаревших систем управления контентом приводит к утечке конфиденциальных данных клиентов и проникновению хакеров, которые могут воспользоваться вашими серверами в собственных целях. Например, старые системы корзины покупок уязвимы для вторжения, если работают без поддержки разработчиков.

Смещение акцента. С появлением новых продуктов и услуг необходим выход на новый рынок. Смещение акцента в бизнесе может потребовать обновления, чтобы соответствовать новому фокусу. Если новых продуктов или услуг нет на сайте или до них сложно добраться, о них никто так и не узнает.

Рейтинг. Степень свежести сайта влияет на его рейтинги. Поисковики оценивают актуальность данных, решая, как ранжировать результаты своего поиска. Устаревший сайт может упасть сразу на несколько позиций в рейтинге, лишая вас конверсии.

9 признаков, что корпоративный сайт нуждается в обновлении с точки зрения SEO

Даже если у вас красивый сайт с положительной историей домена, но он давно не обновлялся и не учитывает последних требований, то, вероятнее всего, он не будет занимать высоких позиций в поисковиках.

Для них информация на сайте будет казаться «мертвой» и не приносящей пользы посетителю. Повысятся отказы, снизится конверсия, и ресурс потеряет набранные позиции в поисковых системах. Восстанавливать прежние позиции затратно и долго, поэтому возникающие проблемы лучше устранять как можно быстрее.

Что делать заказчику

На первом этапе всегда нужно провести анализ текущего состояния сайта, чтобы определить, стоит ли сохранять наработки. Вы можете сделать анализ самостоятельно, но без знаний и подготовки он может занять много времени. Подобная проверка у профессионала занимает от 3 до 5 часов. Расскажем об основных моментах:

1. Анализ посещаемости с помощью Яндекс Метрики и Google Analytics. Какие отчеты смотрим:

  • Общая посещаемость. Источники трафика, которые были на сайте:, соцсетей, поисковых сетей. Как приходил трафик, были ли резкие падения или взлеты.
  • Посещаемость из поиска. Важно понять динамику и причины падений и взлетов. Связано ли падение с сезонностью или нет.
  • Поисковый трафик делим на Яндекс и Google. Нам важно понять, что происходило в каждой системе в течение нескольких лет. Яндекс может расти, а Google отставать, и тогда нужно больше заниматься второй системой.
  • Посещаемость по устройствам: десктоп, мобайл. Она может расти или падать.
  • Сезонность по Яндекс Wordstat — это сервис для оценки пользовательского интереса к конкретным тематикам и для подбора ключевых слов. Берем промежуток времени, когда было падение, идем в Wordstat и смотрим, было ли падение по основному кластеру запросов, падение по сезонности. Если есть падение по сезонному спросу — это нормально. А если наш сайт начал падать во время общего подъема спроса, то это большая проблема.
  • Изучаем историю позиций с помощью специализированных сервисов для SEO-аналитики Мегаиндекс или Топвизор. Нам нужно знать, какие позиции были у сайта полгода назад, месяц назад. Это влияет на принятие решения. Например, если позиции резко проседают и это не связано с сезонными колебаниями или прочими органическими причинами, то это может быть признаком того, что сайт подвергся санкциям со стороны Яндекса или Google. В таком случае нужно найти фильтр, под который попал сайт и устранить проблему.

2. Проводим анализ видимости сайта по поисковым запросам через сервисы keys.so и Мегаиндекс. Сервисы собирают базы ключевых слов и помогают понять, по какому количеству ключевых фраз сайт ранжируется в топ-10, топ-50. Сравниваем с конкурентами.

История изменения позиций сайта ozon.ru в разных топах.
История изменения позиций сайта ozon.ru в разных топах.

3. Важно изучить домен и определить, стоит ли его оставить и вкладывать в него деньги или это не даст результат. Для этого смотрим ссылочный профиль сайта (ссылочная масса) с помощью сервисов Ahrefs, Мегаиндекс. Это совокупность всех ссылок, указывающих на веб-сайт и отдельные его страницы. Мы изучаем, какие были ссылки на сайт, их качество и динамику. Дополнительно изучаем Веб-архив для лучшего понимания истории домена. Веб-архив — это проект web.archive.org, на котором хранятся разные версии всех сайтов с момента их создания при условии, что нет запрета на сохранение ресурса. Если этого не сделать, то может произойти так, как в примерах.

Пример 1. Решили сделать интернет-магазин на том же домене, на котором раньше был информационный ресурс. Сайт хорошо растет по инфозапросам, не продвигается по коммерческим, соответственно интернет-магазин не работает как нужно. Простая замена домена сразу решит проблему.

Пример 2. На домене раньше мог размещаться какой-то мусор или сайт торговал ссылками. В таком случае домен будет не очень привлекателен для поисковиков, так что лучше сразу взять новый.

4. Дальше нужно оценить структуру и содержание сайта, юзабилити. Для этого необходимо вручную зайти на каждую страницу, понажимать все кнопки. Постарайтесь определить, легко ли ориентироваться на сайте и искать товары, достаточно ли информации для покупателя, как проработаны коммерческие факторы ранжирования? Это элементы, которые позволяют увеличить репутацию сайта в глазах пользователя и поисковых систем (например, детальная информация о компании с указанием ОГРН и ИНН).

В этом же пункте оцениваем служебные страницы и теговые страницы — дополнительные лендинги на сайте для оптимизации под определённый запрос:

  • Есть ли такие страницы как контакты, условие доставки, оплаты и насколько они проработаны? Эти страницы помогают клиенту принять решение о покупке именно у вас и формируют доверие.
  • Как устроены посадочные страницы, такие как листинги, карточки товара, страницы услуг, детальные статьи и учитывают ли он рекомендации по SEO?

Например, если как на картинке слева посетитель не видит цену в превью товара, его краткую характеристику, то он задумается, стоит ли пройти дальше на сайт? Это сигнал и для поисковой системы — если нет такой важной информации как цена, значит сайт не будет привлекателен для посетителя. На картинке справа информации гораздо больше: есть возрастная категория, размер товара, материалы, отметки «хит» и «наличие». Это предложение более заманчиво для потребителя.

Подробная информация важна как для пользователя, так и для поисковой системы.

5. Оцените техническое состояние сайта. Оптимизированы ли страницы:

  • Ссылка на страницу состоит из понятных слов, а не набора символов и цифр. Человек может прочитать её.
  • У страниц проработаны title, description и заголовок.
  • На страницах сайта размещены уникальные, соответствующие запросу тексты. Они структурированы. Использованы ключевые слова, но не в избытке.
  • Если это интернет-магазин, то в каталоге должно быть размещено конкурентное количество продуктов, а не 3-5 карточек товаров.
  • На странице услуги должна быть подробная информация о ценах, портфолио, условия сотрудничества, видео, другой полезный материал. У пользователя не должно остаться вопросов, и он должен оставить контакт после прочтения. Лайфхак: на многих сайтах услуг для достижения топа важно разместить на странице цены в табличной форме.
  • Картинки на сайте должны быть оптимизированы: графические файлы с осмысленным названием, прописанными атрибутами alt и title.
  • Высокая скорость загрузки страниц. Проверить ее можно с помощью инструмента PageSpeed Insights от Google. Чтобы ускорить загрузку, достаточно следовать рекомендациям. Как подготовить сайт к поисковому продвижению на «1С-Битрикс» и на Tilda Publishing мы рассказали в наших статьях.
  • Точная адаптация сайта к мобильным устройствам. Проверить можно, например, с помощью Google Mobile Friendly. Сервис отображает, как выглядит первый экран сайта на смартфоне, даёт общую оценку качества оптимизации. Аналогичный сервис есть у Яндекса, но здесь можно проверить только те сайты, на которые вы подтвердили права в Яндекс.Вебмастере. Правда ни там, ни там нельзя посмотреть, как выглядит сайт при разных размерах экрана. Проверить сайт в различных разрешениях можно например тут. Этот сервис не дает список конкретных ошибок оптимизации, так что рекомендуем использовать несколько инструментов сразу для всесторонней проверки.

6. Напоследок прогоняем сайт парсером. Мы используем Netpeak Spider. Программа сканирует все страницы сайта и получает много дополнительных данных: каноникал, код ответа, название, заголовки, метаописания, robots.txt, редиректы, внутренние и внешние ссылки и другое. Парсер сразу выдает список ошибок на сайте, а также показывает наличие дубликатов. Дубли — это страницы с идентичным или очень похожим содержимым. Поисковые роботы хуже ранжируют такие страницы, соответственно сайту сложнее попасть в топ.

Пример отчета об ошибках.
Пример отчета об ошибках.
Пример отчета о дублях.
Пример отчета о дублях.

Подробнее о том, как самостоятельно провести SEO-аудит сайта мы писали в отдельной статье.

Анализ позволяет собрать первые данные, на основе которых принимается решение о переработке сайта. Если по результатам аудита будет видно, что текущий трафик приходит в достаточном объеме, он релевантный и сопоставим с объемами конкурентов, то полное обновление сайта не требуется.

Но если сайт не привлекает трафик, шаблоны посадочных страниц и тексты не отвечают требованиям поисковых систем, то сайт придется переработать с точки зрения структуры.

В такой ситуации рекомендуем обратиться к SEO-специалисту. Он подготовит рекомендации для всех этапов создания сайта и поможет избежать лишних действий и затрат. Только слаженная работа проектировщика, дизайнера, верстальщика и программиста в связке с SEO поможет сделать удобный, красивый сайт, который быстро начнет расти в позициях и приносить посетителей и прибыль.

Обновление сайта с точки зрения SEO

Переработка сайта проводится в несколько этапов:

  • Общий и технический анализ состояния сайта.
  • Анализ конкурентов и коммерческих факторов.
  • Подготовка семантики и структуры нового сайта.
  • Подготовка ТЗ на тексты.
  • SEO рекомендации для прототипов сайта.
  • Сама переработка с учетом всех рекомендаций.
  • Мониторинг.
  • Поддержка и развитие.

На первом этапе мы проводим аудит сайта так, как рассказали ранее. Далее SEO-специалист переходит к полному анализу конкурентов. Прорисовывается черновая структура и семантика ― база нового сайта. Важно определить тематику, найти точные запросы, которые отобразят суть сайта. Это позволит составить ТЗ на тексты, собрать шаблоны под страницы услуг, карточки товаров и подготовить рекомендации для дизайнера при создании прототипа.

Например, при анализе конкурентов мы создаем таблицу для сравнения, где собираем все нюансы и фишки, которые встретили на их сайтах. Отдельно прорабатываем все страницы: контакты, карточки товаров и т.д. Дальше анализируем, у скольких сайтов из списка есть тот или иной элемент. На картинке видно, что региональный номер телефона есть у 4 конкурентов из 4. Это значит, что если мы этот элемент не добавим себе на сайт, то не получим необходимый трафик. Из такого анализа и формируются требования к проектировщикам и дизайнерам.

Матрица для анализа элементов сайтов конкурентов.

Во время этапа проектирования, дизайна и верстки SEO-специалист отслеживает, что все рекомендации учтены и размещены правильно. Во время тестирования сайт проходит проверку мета-тегов, шаблонов, контента, ссылок.

После публикации на боевом сервере стартует этап мониторинга. Первые недели SEO-специалист проверяет ошибки, битые ссылки, следит за динамикой. Перенос часто сопровождается снижением позиций. Важно быстро их поднять. После этапа технического мониторинга продвижение сайта продолжается.

В целом процесс выглядит так:

  • Технический мониторинг;
  • Работаем с инфо контентом;
  • Работаем со ссылками;
  • Делаем юзабилити исследование, внедряем доработки;
  • Смотрим скорость загрузки раз в месяц, следим, чтобы она не увеличивалась;
  • Обязательно тестируем мобильную версию;
  • Следим за позициями, смотрим на поведение пользователей, показатель отказов;
  • Расширяем дальше ядро;
  • Возвращаемся к п. 1.

Чтобы получить полный список SEO-задач для каждого этапа разработки сайта, воспользуйтесь нашим профессиональным чек-листом (можно использовать и при переезде на новый домен).

Статья подготовлена на основе вебинара «‎Как обновить сайт и не потерять клиентов»‎.

Авторы чек-листа и спикеры вебинара:

Александр Плеханов, руководитель отдела интернет-маркетинга Uplab, автор множества чек-листов и гайдов по SEO-продвижению, а также статей в блоге Uplab.

Сергей Сухоплюев, руководитель отдела трафика в Completo, ментор в образовательной школе MaEd, опыт в сфере более 6 лет.

Своевременное обновление сайта ― задача владельца сайта. Давайте подведем итоги:

  • Не спешите делать сайт заново, проведите аудит и примите решение, какие из старых наработок можно взять в новый проект. Возможно, потребуются только небольшие улучшения.
  • Уделяйте внимание на сайте не только красоте и заслугам компании, но и удобству пользователя, простоте поиска, полноте и точности информации, а также технической стороне сайта. Все это влияет на ваши позиции в поисковых системах и трафик и, как следствие, на успешную работу сайта и вашего бизнеса.
  • SEO-специалист нужен с самого начала, чтобы у вас не возник вопрос: «Почему только сделали новый сайт, а его опять нужно переделывать?». Он поможет избежать ошибок и сохранить бюджет компании.

Читайте по теме в нашем блоге:

77
10 комментариев

А зачем в рамках SEO вы пытаетесь трогать дизайн? Это всё вкусовщина, как правило. Если есть адаптив, минимальный размер шрифта - по рекомендациям ПС, вёрстка реализована верно - какой ещё дизайн? Откуда Flash?
Непонятно, почему падение трафа - это признак необходимости обновления сайта.
Ну, про скорость загрузки я умолчу. Если скорость загрузки средняя по больнице - то, как правило, проблем-то нету.
Много мифов, много разводок для клиентов, а вывод-то каков?

2
Автор

Здравствуйте, Виктор! Спасибо за внимание к статье.
1) Flash мы упомянули здесь только для примера, что есть технологии, которые устаревают, перестают поддерживаться, и тогда сайт требует обновления.
2) Падение трафика - это признак необходимости провести SEO-аудит, а по его результатам уже принимать решение о необходимости обновить сайт. Мы упомянули в статье, что падение трафика может быть не связано с качеством сайта.
3) Выводы указаны в конце статьи. 
Хорошего вам дня!

Жаль что про сайт "морально устарел" не все  владельцы бизнесов понимают. Порой очень трудно пробить их броню самоуверенности.

1

А надо пробивать-то? Когда мне владелец сайта сообщает, что собирается обновлять дизик, я лично вздрагиваю. Всем организмом.
Потому что тут бабушка надвое сказала, как на SEO скажется.

2

Мне доводилось видеть корпоративные сайты на бесплатных шаблонах начала двухтысячных. В принципе неплохо, но это всё устарело. Каждый сайт нуждается в обновлении не только интерфейса, но и функционала. Например, сео раскрутка старого сайта не даст эффекта нужного, только потому что он не имеет нужных инструментов. Мы когда начали с zenlink работать, для привлечения трафика, многое обновили на ресурсе, так как ошибки повылезали сразу и понадобилась оптимизация.

1

"На одном сайте нельзя продавать и столы, и холодильники" ... Вы точно уверены в этом?)  А как же агрегаторы, маркет-плейсы и интернет-магазины? Им под каждую категорию создавать свой сайт?