Pro SEO: из геймдева в легенды русского SEO

Мы продолжаем серию интервью в рамках спецпроекта SEOWork Hub, и в этот раз побеседовали с легендой русского SEO Михаилом Шакиным: об отличиях SEO в англо- и русскоязычном сегменте, требованиям к специалистам и найме.

Pro SEO: из геймдева в легенды русского SEO

Прежде чем мы перейдем к основным вопросам, расскажите читателям о своем пути в SEO: с чего начинали, какой путь прошли и чем сейчас занимаетесь? Как стали заниматься бурж-проектами?

Я начал заниматься продвижением сайтов в 2006 году. И в том же году я задумался о том, что нужно продвигать сайты не только в рунете, но и в англоязычном сегменте, и начал это изучать. Наряду с русскоязычными запустил первые англоязычные проекты, т.е. заниматься продвижением в бурж и на ру я начал в одно время.

А с чего я вообще начинал?

Я был раньше геймером, играл в компьютерные игры. Постепенно мне это надоело, и я решил заняться 3d-моделированием и создавать игровые уровни, т.е. например, фотографируешь дома и потом эти дома моделируешь в игре. Это очень интересно!

В какой-то момент на одном из сайтов любителей создания игр мне предложили бесплатное место под сайт (это было в 2005 году, еще до моего прихода в продвижение сайтов). Я за месяц изучил html и css и запустил свой первый проект.

На мой сайт приходило примерно по 50 человек в сутки и со временем я понял, что это потолок. Тематика очень и очень узкая и потенциал посещаемости в ней небольшой, а мне хотелось достичь чего-то большего. Через некоторое время я решил создать проект с уроками по Photoshop, и через несколько месяцев по запросам в Google и Яндекс мой проект был на первых местах. На этот сайт стало приходить более 3 тыс. посетителей в сутки, и я понял, что выбрал интересную тематику, в ней большой потенциал посещаемости, и я увлекся привлечением посетителей - это были мои первые шаги в SEO. Мне хотелось делиться своими наработками по привлечению посетителей на свой сайт из поисковых систем и я создал сайт шакин.ру и на нем стал делиться (и продолжаю делиться) .своими наработками и практическими советами по продвижению сайтов.

Сейчас 80% сайтов, которыми я занимаюсь, англоязычные - США, Великобритания, ОАЭ, Австралия и другие страны, остальные - русскоязычные. Половина проектов, которые я веду - мои, другая - чужие проекты ( т. е. клиентское SEO).

Вы работаете в русскоязычном SEO и SEO под бурж - насколько они различаются? Если да, то в чем основные отличия?

Есть общие принципы в англоязычном продвижении и в рунете, но есть и различия. Общие принципы касаются того, что контент должен быть качественный, техническое состояние сайта должно быть оптимизировано и надо стремиться к тому, чтобы поведенческие факторы на сайте были хорошими, т.е. посетители больше просматривали страниц, дольше находились на сайте и т.д.

Различия – в первую очередь в ссылочном продвижении. В рунете очень мало возможностей получать бесплатные ссылки, посмотрите на каталоги сайтов или каталоги статей в рунете – нормальные проекты среди них можно пересчитать по пальцам! А в англоязычном сегменте их много.

В рунете все сводится к покупке ссылок, но в этом есть свои плюсы: есть сервисы, где можно купить ссылки с нормальных сайтов, есть удобные биржи ссылок, которые упрощают и ускоряют процесс покупки ссылочной массы в разы по сравнению с англоязычным сегментом.

Какие методы отлично работают под бурж, но вряд ли сработают на ру?

Есть такие методы. Один из них – метод стипендий, когда вы создаете страницу стипендии на своем сайте, предлагаете студентам различных вузов на конкурсной основе принять участие в вашем конкурсе статей и победителю платите от 200 до 1 тыс. долларов (такие конкурсы проводятся, как правило раз в год). В англоязычной системе образования так сложилось, что сторонние организации, в том числе сайты, могут предлагать такие статейные конкурсы, а в рунете это не развито и вряд ли будет работать в ближайшие годы.

Какие ожидания от SEO и SEO-специалистов в русскоязычном и бурж сегментах?

Ожидания от специалиста – наличие опыта, хотя я знаю компании, которые нанимают новичков и обучают их своим принципам, своему подходу – каждый вариант имеет место быть.

Я тоже стараюсь брать новичков, но мне важно, чтобы человек был усидчив: есть тип людей, которым сложно усидеть за компьютером дольше 1-2 часа, а SEO-шник должен быть таким специалистом, который, если сильно понадобится, может проводить за компьютером 16 часов в сутки. И, конечно, важен ответственный подход и желание обучаться, а всем схемам и принципам можно обучить.

Какие требования предъявляет сегодня рынок к кандидатам: 5 hard скилов - в разрезе русскоязычного SEO и бурж.

Хард-скилы я бы не разделял на англоязычный сегмент и рунет.

Навык номер один – умение анализировать сайты.

Навык номер один – умение анализировать сайты. Например, чтобы по ссылкам конкурентов специалист мог определить их методы продвижения и действовать по тем же направлениям.

Следующее – анализировать выдачу, т.е. например, предложили сеошнику 20 тематик и он мог определить, что в 3 из них имеет смысл продвигаться. Такие навыки тоже важны, нужно смотреть какой топ, бывают топы такие, что там нет смысла продвигаться – все забито блоками карт, картинками или видео-роликами.

SEO-специалист должен обладать знанием html и css, он должен понимать html-код, уметь находить в нем метатеги, тайтлы, уметь их оптимизировать и т.д.

Следующие скилы полезны, но, на мой взгляд, не обязательны. Это программирование – основы и принципы программирования надо знать.

Еще из полезных навыков отмечу умение анализировать статистику посещаемости, логи сервера (например, чтобы посмотреть, когда в последний раз к вам заходил гугл-бот), плюс обладать техническими навыками по оптимизации сайта. Например, уметь выполнять работы по ускорению загрузки. Можно уметь это делать не на 100% по сервису проверки Google page speed, а хотя бы на 80-90%.

Где SEO искать интересные вакансии - в ру и бурж?

По рунету я бы рекомендовал телеграм-канал @seohr, он посвящен полностью резюме и вакансиям, там достаточно большой рынок. Ведет канал Виктор Каргин, основатель @seochat.

В англоязычном сегменте я бы смотрел на форум blackhatworld.com и другие популярные форумы и сеошные группы в социальных сетях.

Если у вас сейчас есть команда, которая работает над проектами?

У меня есть сейчас с партнерами команда удаленных сотрудников, мы обучили эту команду и она закрывает все задачи по линкбилдингу, программированию, верстке, написанию текстов и т.д. Если нам нужен специалист в команду, например, по Pinterest, мы находим такого сотрудника, обучаем его и дальше специалист выходит на такой уровень, что мы уже можем у него учиться. Обучение и рост - это долго, нужно закладывать пару лет, но если вы нашли хорошего специалиста, и он вырос по вашим методам, с ним можно работать долгие годы.

Где ищете людей в свою команду?

К счастью, у меня нет необходимости искать команду где-то на стороне - мои сотрудники привлекают знакомых, друзей - т.е. работает сарафанное радио. Когда у людей хорошие условия, интересная работа и им все нравится, они начинают рекомендовать знакомых, и приходят действительно толковые ребята!

Если бы пришлось искать, то искал бы на форумах BlackHatWorld.com, на биржах фрилансеров типа upwork и т.д.

Если подбираете людей к себе в команду, на что смотрите и что оцениваете первую очередь?

Смотрю, чтобы человек был любознательным, были навыки работы за компьютером и усидчивость, А если, например, человек знает, как ссылки получать - это уже хороший фундамент для работы. Сейчас молодежь очень продвинутая и можно найти прекрасных сотрудников.

Также я обращаю внимание на ответственность, чтобы сотрудник выдержал сроки и сдавал работу вовремя.

Я не жалею денег на обучение сотрудников: в команде предусмотрена доплата более опытным сотрудникам за обучение новичков, мы покупаем обучающие курсы, и конечно, я сам вовлекаюсь в обучение и делюсь с командой наработками.

Каким должен быть SEO-специалист завтра - в разрезе русскоязычного SEO и бурж?

У seo-специалиста должен быть развит навык предвидеть ситуацию хотя бы на 1-2 шага, т.е. когда вы смотрите на апдейты Гугл или Яндекса, с опытом вы начинаете понимать ход мыслей разработчиков поисковых алгоритмов и начинаете предугадывать тенденции - это замечательно!

Например, по Google можно сейчас предположить, что будет развиваться связка core web vitals, т.е. метрики скорости загрузки сайта, удобства сайта для пользователей, и все это будет связано со ссылочным и оценкой текстовых факторов, в таком же направлении будет развиваться авторитетность, экспертность и trust.

Яндекс идет теми же шагами и будет двигаться в сторону экспертизы и авторитетности сайтов.

Не скажу, что Яндекс отстает от Google глобально, но по ряду моментов он уступает на несколько лет, хотя есть моменты, по которым и опережает - как и seo в рунете. Не скажу, что у нас отсталое seo по сравнениею с западом - нет, по технической части у нас seo-специалисты очень хорошо подкованы, и многие популярные во всем мире аналитические seo-сервисы созданы выходцами из СНГ.

Что будет завтра? На мой взгляд SEO в классическом понятии “пошел купил ссылок, причесал сайт, добавил немного текстов” - устарело. Сейчас говорят о комплексном подходе к развитию сайта, т.е. необходимо смотреть на скорость загрузки сайта, качество текстов, технические составляющие, ссылки. Одному специалисту часто уже сложно все это охватить, и все приходит к тому, что необходимо объединяться в команды и каждому участнику концентрироваться на том, что у него лучше получается.

И это один из вариантов развития событий – приход в рунет из западного сегмента узкой специализации. У нас многие фрилансеры, команды и компании, предоставляют комплексное продвижение, но на самом деле в ряде моментов они не являются хорошими специалистами. Не скажу, что это плохо, на западе тоже есть комплексный подход в продвижении, но там все больше и больше специалистов углубляются в узкую сферу, например, привлечение трафика только с автомобильных форумов, или продвижение на youtube в какой-то тематике, например, в строительстве или туризме.

Какие компетенции стоит качать в ближайшие 1-3 года, чтобы профессионально вырасти в SEO? Порекомендуйте, что делать, чтобы развиваться?

Чтобы развиваться - надо учиться. Лучшие, на мой взгляд, источники информации сейчас - телеграм и youtube, Подписывайтесь на те каналы и специалистов, которые вам нравятся.

Если хотите больше знать о продвижении проектов за рубежом - смотрите конференцию NaZapad, самое лучшее, на мой взгляд, мероприятие по англоязычному seo. Доклады с этой конференции зачастую даже более полезны, чем с западных конференций, потому что спикеры более охотно и открыто делятся информацией. Например, не скрывают, что надо продвигаться сетками, а западные сеошники на крупных конференциях или стесняются об этом рассказывать, или не хотят по каким-то причинам.

Выделите себе 15-30 минут в день и смотрите видео на youtube, читайте статьи, проводите эксперименты (заведите специально 1-2 сайта для них), и постепенно вы будете на своем опыте понимать, что работает, а что нет.

Если у вас есть какие-то вопросы к Михаилу, он готов ответить на них в комментариях.

Заодно расскажите, кого бы еще вы хотели увидеть в нашей рубрике в будущих выпусках?

1515
7 комментариев

Одна из легенд - да. Уже на первых шагах в SEO я узнала, что есть такой Шакин - бывший наш дальнобойщик в Америке, владеющий ударом шершня :)

3

Интересное интервью. Спасибо Михаилу и команде SEOWORK.

Касательно стипендий, похожую тему на регулярной основе используют ребята из stopgame.ru. Они раз в неделю предлагают косарь за лучшую пользовательскую статью недели. Как я понял, отлично работает: статьи регулярно появляются и содержание довольно неплохое.

1

Спасибо Михаилу и команде Seowork.

1

Спасибо за статью. Хотелось бы и интервью других крутых сеошников видеть. Также по вопросам:
1. насколько охотно и из каких регионов/стран привлекают сеошников различных уровней как в России, так и за рубежом (включая релокейт)?
2. есть ли какие-то мероприятия в виде конкурсов/ грантов и т.д. для сеошников? 

1. В связи с пандемией переезды встречаются редко, и только в пределах одной страны, насколько я знаю.

В плане удаленной работы никаких проблем нет, можно работать со специалистами из любой точки мира.

2. Раньше были, сейчас почти не встречаются. Скоро будет SEO Батл от Sape. Просто погуглите это название. Это как раз будет конкурс с денежными призами.

1