Безопасный ИТ-код: что мы понимаем под защищенной автоматизацией
Исполнительный директор ALP Group Александр Казеннов объясняет, как гарантировать информационную безопасность бизнеса, закрыть все уязвимости и не пасть жертвой хактивистов.
Сегодня информационная безопасность — важная часть цифровой стратегии любого бизнеса, и это объяснимо: по итогам 2024 года мы видим, что киберугрозы только продолжают множиться. Количество сетевых атак на страны СНГ увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 2023 годом, почти в каждой третьей атакованной компании наблюдались нарушения работы на уровне инфраструктуры, число атак программ-шифровальщиков выросло на 44%, а в 10% подобных инцидентов целью киберпреступников был не выкуп, а диверсия для нанесения максимального ущерба.
Главные жертвы таких атак — субъекты государственного управления, финансовый сектор, производственные, строительные, фармацевтические и ИТ-компании, а также предприятия топливно-энергетического комплекса и сферы услуг. Не удивительно, что на этом фоне в России планируют в разы увеличить штрафы за использование несертифицированного программного обеспечения и нарушение защиты информации в критически значимых цифровых системах.
Чтобы удовлетворить жесткие требования регулятора, компаниям необходимо развивать внутренние механизмы противодействия угрозам и смещать акцент с точечных решений и «заплаток» на комплексный подход к обеспечению информационной безопасности.
О первых шагах на этом пути мы уже рассказывали в статье «Моё ПО — моя крепость: как не дать корпоративным данным утечь в Сеть». Важно повышать осведомленность сотрудников в отношении угроз информационной безопасности, проводить комплексную проверку соискателей при приеме на работу, создавать сложные пароли и хранить их только в защищенном виде, никогда не публиковать ценные данные в открытом доступе, делать резервные копии, внедрять комплекс программ и «железа», которые контролируют периметр и проникновение в локальную сеть, а также регулярно устанавливать патчи вендора.
Но это лишь базовые пункты цифровой «гигиены». Помимо элементарной цифровой грамотности и физической защиты доступа к данным, сегодня бизнесу необходимо внедрять целый комплекс систем и мер, нацеленных на защиту программного кода и операций в системе от уязвимостей.
Что к ним относится:
1. Контроль кода на этапе разработки.
Внедрение системы, которая непрестанно мониторит программный код на предмет соответствия заданным правилам и наличие/отсутствие уязвимостей, включая использование незащищенных сетевых соединений, авторизацию к сервисам без пароля, подключение куда-либо без ведома пользователя и отправку данных, не предусмотренных техзаданием.
2. Контроль того же самого в составе релиза продукта.
3. Проверка соответствия нового релиза версии в продуктиве.
Перманентный контроль на соответствие выпущенного релиза ранее установленной версии системы. Так мы проверяем, что никто не ввел чужой, а тем более вредоносный код в продуктивной среде.
4. Валидация операций и данных.
Разработка механизма валидации, благодаря которому ИТ-система будет знать о взаимосвязи данных (какая информация откуда взялась), не позволит отредактировать более поздние данные без редактирования более ранних и уведомит ответственные лица о возможном мошенничестве. Практический пример: если оператор автозаправки получит 10 тонн топлива и захочет украсть одну из них, он должен будет объяснить исчезновение в документах приемки товара, а оптовик тем временем получит оповещение о несанкционированной попытке переписать его накладную.
5. Визирование документов с помощью ЭЦП.
Подписание всех документов с помощью электронной цифровой подписи, а в идеале — через ЭДО. Хотя формально регулятор не требует применять ЭДО для юридически не значимых операций, это все равно желательно с точки зрения учета.
Конечно, это — идеальная картина мира. Но если вы не готовы создавать собственный отдел информационной безопасности, который будет контролировать автоматизацию начиная с первой строчки кода, тогда важно найти подрядчика, который сделает это под ключ 😉
Мечта собственника — сильная команда и высокая производительность. Но риски для компании мало кто осознает. Рассказываем, как предпринимателю понять мотивы сотрудников, есть ли угроза мошеннических схем, подделок документов, утечек информации и финансов.
Защита информационной безопасности бизнеса становится все более важной задачей. На первый взгляд может показаться, что мошенников интересуют крупные предприятия, однако это мнение ошибочно. Риски, связанные с информационной безопасностью, представляют угрозу для организаций любого размера и из различных секторов экономики.
С 1 апреля 2025 года на основании Федерального закона от 26.12.2024 №479-ФЗ в России вводится налог в размере 3% на доходы от интернет-рекламы. Данный сбор предназначен для развития отечественного ПО и цифровой индустрии. Проанализируем основные положения закона и его влияние на бизнес.
Обращаясь в дилерские центры и автосервисы, клиенты часто оставляют там персональные данные (имя, номер телефона), но порой для заключения договоров могут потребоваться копии паспорта и информация о банковских реквизитах.
Внутренние угрозы вызывают растущую обеспокоенность у компаний, пытающихся защитить свои данные, особенно с учетом того, что удаленная работа и цифровые системы размыли традиционные границы безопасности. Значительное количество утечек данных происходит из-за сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации.
Малый и средний бизнес в России сегодня не только подвержен киберугрозам, но и получает всё больше преимуществ от современных технологий. Но как понять, какие решения действительно принесут пользу, а какие — пустая трата времени и денег? Давайте разберёмся.
Сегодня на конференции CNews "Современные Контакт-Центры 2025" эксперты отрасли, в том числе руководитель направления МТС Exolve Михаил Гордеев, обсуждают проблемы и решения контактности с клиентами. Не будем заострять внимание на специфике работы с клиентской базой, просто выделим несколько основных принципов, которые позволят снять большую часть…
Коллеги, согласитесь, что любая компания — это как компьютерная система. Она обрабатывает потоки данных, работает с клиентами, развивается, масштабируется. Но вот проблема: чем сложнее система, тем выше риск вирусов. В мире бизнеса такими вирусами являются управленческие ошибки, которые могут обрушить даже самую успешную компанию. Давайте разберёмс…
Период распродаж – это время повышенной активности для онлайн-магазинов и одновременно пик киберугроз. Для многих бизнесов это шанс увеличить обороты, но также и подвергнуться атакам, которые могут нанести серьезный ущерб. Одним из таких рисков являются DDoS-атаки, нацеленные на парализацию работы веб-ресурсов и сбой в обслуживании клиентов. В этой…
После новогодних праздников сотрудники возвращаются к работе в расслабленном состоянии, постепенно адаптируясь к рабочему ритму. Это время становится золотым часом для киберпреступников, которые активно используют техники социальной инженерии, чтобы извлечь выгоду из снижения бдительности персонала. Фишинговые письма, звонки от «партнёров» или «слу…