«Нативатор» — сервис, который работает сам на себе

Айтишные лайфхаки

Данным давно у Федора Овчинникова я прочитал, что он работал около месяца в McDonald’s, чтобы изнутри понять все секреты самого успешного общепита в мире. Сейчас мы понимаем, что Dodo.IS — это сердце компании, ведь недаром Федор считает свою компанию — именно ИТ-компанией.

У Дэвида Яна я прочитал, что когда он в качестве хобби решил открыть ресторан, весь софт который он пробовал, его не устроил и поэтому он решил создать свой. Сейчас компания iiko - один из ведущих игроков на рынке софта для ресторанов.

Не помню у кого и когда, но кажется в большой толстой зеленой книге с драконом, которая называется "Компиляторы", я прочитал, что нормальный компилятор должен компилировать сам себя из исходников. В этой статье я хочу рассказать о сервисе Нативатор, который работает сам на себе.

Нативатор - кто он и откуда

У меня есть команда (компания) Нативи, которая занимается разработкой мобильных приложений для бизнеса. Эти мобильные приложения по сути мобильные рабочие места для кассира в магазине, кладовщика и торгового представителя. Все они работают в паре с разными конфигурациями 1С через наше собственное облако. Недавно мы переопубликовали их в RuStore под новым брендом Нативатор, так что их можно найти в каталоге RuStore и Google Play по этому названию.

Как возникло название Нативатор. Сначала у меня появился блог Нативатор (название трансформировалось из Нативи), потом дзен-канал, а сейчас я окончательно переехал в телеграмм -

Разрабатывая нативные мобильные приложения для 1С, мы понимали, что прослойка между ними и конфигурациями 1С (Управление торговлей, Управление нашей фирмой, Розница и даже 1С:Бухгалтерия) - наше облако, должно обладать собственным интерфейсом. В котором как минимум можно управлять лицензиями на приложения и самим обменом. Дальше больше, захотелось встроенный блэкджек и все такое.

Но самая амбициозная цель - это чтобы вместо 1С появилась наша собственная, маленькая но гордая учетная система. Сначала у нас было другое название, но ближе к запуску, я понял, что Нативатор больше всего подходит. Проверил домен, он оказался свободен. Вот так и появилось это название у сервиса.

Первая крутая фишка - это её отсутствие

Когда мы делали очередное мобильное приложение - аналог интернет магазина, мы поняли, что самое ненадежное во всех системах управления интернет магазином - это обмен между ним и учетной системой. Чтобы он работал, нужен не один программист, а два: "одинесник" и "битриксоид". А еще нужно чтобы они друг друга понимали с полуслова, что тоже иногда может быть проблемой. И если найти адекватного одинесника - это выполнимая задача, то найти битриксоида, который не работает на московские компании с их высокой часовой ставкой - это задача на порядок сложнее.

И в тот момент, когда мои программисты один за другим отказались от изучения 1С-Битрикс, я понял, что нам нужен собственный движок для интернет-магазина. Чтобы полностью контролировать обмен и все что с ним связано. А связано с ним очень-очень много.

Например, актуальные цены и остатки в разрезе характеристик. Что касается надежной синхронизации между учетной системой и Битриксом - бонусов, скидок, промо-кодов, подарочных сертификатов, то это вообще у клиентов было запредельной мечтой.

Вторая фишка - единая бонусная система

Научившись синхронизировать бонусную систему 1С с мобильными приложениями, мы вдруг поняли, что у нас в облаке появился ее полный аналог, только чуть-чуть круче, так как мы добавили востребованную подсистему промо-кодов.

Форма создания политики лояльности
Форма создания политики лояльности

Все предприятия, с которыми мы работали по интернет-магазинам, вели обычный бизнес. У них была оптовая торговля, розничная торговля и вдобавок ко всему этому они хотели залезть в eCommerce.

Это только усиливало мою уверенность, что облачная учетная система, со встроенным интернет-магазином, у которого бонусы легко и непринужденно накапливаются в офлайне, а тратятся в онлайне - будет востребована.

Так незаметно, разрабатывая обмен бонусами между 1С и мобильными приложениями через наше облако, мы получили собственную мощную систему лояльности.

Третья фишка - встроенный интернет магазин

С интернет-магазином было сложнее, ведь это классическая веб-разработка, а мы же все-таки мобильные разработчики для iOS и Android. Несмотря на то, что облачный бэкенд вроде бы похож, возникает потребность в верстке и фронтенде, а таких компетенций у нас не было. Но решение нашлось в анекдоте, когда Сова давала стратегический совет зайцам, чтобы их не трогали волки.

- Чтобы вас не трогали волки, вам нужно стать ёжиками!

- А как нам стать ёжиками?

- Отстаньте, моё дело - стратегия, с тактикой разбирайтесь сами.

Вот так, для разработки своего встроенного интернет магазина, а впоследствии интерфейса учетной системы, нашей команде пришлось становиться полноценными веб-разработчиками.

Четвертая фишка - учетная система

Став ёжиками, то есть веб-разработчиками, мы начали разрабатывать собственную учетную систему, чтобы впоследствии отказаться от 1С. Легко сказки сказываются, да легко мечтать. На это дело у нас ушло более трех лет. И вот сейчас у нас в сервисе Нативатор - третья версия того, что можно смело назвать учетной системой. По функционалу примерно соответствует первым версиям 10-й редакции Управление торговлей.

Форма подбора товара в заказ покупателя
Форма подбора товара в заказ покупателя

Главное в нашей учетной системе не функционал, а фреймворк, с помощью которого он создается. Именно с его помощью, мы быстро догоним любой функционал, которым посчитаем нужным для развития. Сейчас в планах добавить подсистему CRM.

Пятая фишка - подписки или тарифы

В прошлом году мы почти три месяца потратили на систему управления тарифами, другими словами на механизм, с помощью которого мы будем продавать наш собственный сервис.

Диалог выбора тарифа в Нативаторе
Диалог выбора тарифа в Нативаторе

Как вы уже догадываетесь, этот функционал было бы глупо не добавить в саму продаваемую учетную систему. То есть то, на чем мы сами работаем - доступно нашим клиентам. Или не так, а вот так:

Мы работаем на той системе, которую продаем, что очень четко подходит под принцип "Ешь мясо своей собаки", который родился в переписке сотрудников компании Майкрософт.

Eating your own dog food

Paul Maritz, Microsoft

Это не будет лукавством, это именно так - Нативатор работает на Нативаторе, похоже на рекурсию, правда?

Ну и тех кто дочитал до этого места, и ему понравилось, я хочу обрадовать - это не все фишки, которые есть в Нативаторе. Про кастомизируемость я писал в Фейсбуке и в одноименном телеграм-канале.

Прототип облачной среды разработки
Прототип облачной среды разработки

Это по сути прототип нашего будущего облачного (да-да, работающего в браузере) конфигуратора, который будет чем-то средним между backendless, firebase и visual studio code. Но о нем позже. Это будущий функционал, который нам еще только предстоит внедрить в сервисе.

Основная фишка - мобильные приложения

Самое первое - это Нативатор Заказы, оно появилось в 2013-м году, когда мы переписали его с чистого листа, уволившись с Денисом из крупной ИТ-компании. Отдали исходники проекта, который нам заказала одна из крупнейших оптовых компаний на юге, и полностью переписали его, чтобы не было авторских претензий.

Второе появилось в 2016 году. Я увидел решение "Мой магазин" у компании Атол, и подумал что мы можем к нашему приложению Нативи Заказы (тогда было еще старое название) прикрутить работу с оборудованием. Мы прикрутили, но компания Атол решила развивать эту технологию, передав ее компании Эвотор. Наше приложение называется Нативатор Касса.

Интерфейс приложения на планшете
Интерфейс приложения на планшете

Третье мобильное приложение - Нативатор Склад, которое автоматизирует работу кладовщика. В 2018 году мы выполнили проект по автоматизации очень большого склада, на котором трудились 10 сборщиков заказов. Они постоянно путали товар, и менеджеры вместо чтобы продавать, занимались так называемыми "вычерками", когда в накладной указан один товар, а по факту клиенту доставили другой.

Мы решили эту проблему, автоматизировав процесс помощью смартфонов с нашим мобильным приложением, и внешних сканеров штрих-кода с блютусом. Прототипом этого проекта для меня был УТК (универсальный терминал комплектовщика) из-за которого получила название компания "Утконос", так как их кладовщики носили по складу этот УТК.

Через пару лет смартфоны на этом проекте заменили на китайские терминалы сбора данных с Андроидом. А часть этого функционала вошла в первый выпуск мобильного приложения Нативатор Склад. На нем уже работает несколько московских интернет-магазинов.

В очень ближайших планах у нас выпуск еще двух мобильных приложений: Нативатор Доставка и Нативатор Аналитика. Первое для курьеров или экспедиторов, которые занимаются доставкой. А второе для руководителя или собственника бизнеса, чтобы в реальном времени наблюдать за ключевыми показателями бизнеса.

Конкуренты, или "квадрат печали"

Что касается самого сервиса Нативатор, то мы хотим, чтобы он занял место где-то между посередине "Мой склад", "Битрикс" и "Управление торговлей" от фирмы 1С. Если бы я не забыл про InSales, то это был бы "треугольник печали", а так получается полноценный "квадрат печали". Можно сказать, что еще Нативатор похож на сервис Атол Sigma. Но это только кажется, так как мы ориентируемся на клиентов (и партнеров тоже) которым именно не хватает Атол Сигма. Так сложилось, что этот сервис по функционалу мы обогнали.

Партнерство

Не хочется заканчивать статью упоминанием конкурентов. Поэтому добавлю: Нативатор - молодой сервис, в таком виде работает всего месяц. Им уже пользуется с декабря несколько клиентов. И нам конечно хочется чтобы в первую очередь нас заметили те единомышленники, которые понимают, что управлять онлайн и офлайн торговлей может одна система, а не две или три.

Мы в процессе разработки партнерской программы, можете присылать предложения. На одном из внешних проектов для западного партнера, мы добавили в серверную часть валюты и мультиязычность, так что ждем будущих партнеров или представителей не только из России, из ближнего зарубежья тоже.

Но самое главное - хочется чтобы Нативатор заметили не только клиенты, а еще и стратегические партнеры. У которых есть собственные клиенты, но они не знают что им предложить для автоматизации. А тут мы с такой штукой, как Нативатор.

55
Начать дискуссию