{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Лайки: убрать, оставить, заменить? Чем?

После новости о тестировании скрытия лайков в Instagram (например) я задумался о назначении и альтернативах этих отметок с точки зрения управления информацией и последствиями.

В этой статье я хотел бы порассуждать об опциях, формулировках и о том, как изменения могли бы повлиять на поведение пользователей. Надеюсь с вашей помощью дополнить картину. Под лайком здесь понимается обобщенная возможность в один клик выразить свое отношение к материалу.

Функции лайков:

  • Простейшая возможность выразить отношение к материалу
  • Обратная связь для автора
  • Ориентир для других пользователей

Варианты лайков:

  • Просто Лайк, Сердце, Хлопающие ладоши - либо ставишь либо нет (Instagram, Twitter, Medium, Facebook, Битрикс24)

Нужно уточнить, что в Facebook и в точности также в Битрикс24 можно выбрать одну из 6 эмоций, но независимо от выбранной реакции, она считается как лайк (т.е. не как дизлайк).

Лайки в Facebook
Лайки в Битрикс24
  • Лайки либо дизлайки, которые считаются независимо (Youtube)
  • Лайки и дизлайки кладутся на весы, т.е. вычитаются друг из друга (Habr, VC)

  • Оценка как в школе. Пользователь с одинаковой легкостью может поставить как 1, так и 5. Но плохие оценки предпочитают не ставить. (Одноклассники)

  • Избранное (ранний Twitter, и как доп.опция, например, в VC)

Слабые места:

  • Поощрение популизма (более простые для восприятия и эмоционально окрашенные посты набирают больше лайков, чем основательные и сложные материалы). Например, в нашем корпоративном Битрикс24 самые оцениваемые материалы, которые неделями висят в сайтбаре “Полулярное” - это поздравления с днями рождения и прощальные письма в стиле “сегодня мой последний день”. Никакая рабочая и зачастую важная информация, которая составляет основу ленты, не имеет такой лайковой поддержки. Что я решил с этим делать, описывал здесь.
  • Значительное влияние на оценки оказывает репутация. Популярные авторы проще набирают лайки как за счет большего числа подписчиков, так и за счет ореола.
  • Концентрация многих авторов на количественной оценке публикаций, влекущая как содержательные, так и психологические последствия.

  • Лайки или дизлайки невозможно считать качественной обратной связью для автора, так как они не передают причин высоких или низких оценок.

  • Если общая карма автора не находится в жесткой сцепке с оценками его статей (например, Habr), теоретически возможна ситуация, когда положительно оцененная статья приводит к отрицательной оценке кармы.

  • Лайки или дизлайки не релевантны при холиварных темах. В данных случаях оценка является следствием отношения автора к теме, а не качеством аргументации. Например, на Youtube такие видео могут иметь очень близкое число лайков и дизлайков.

Что можно было бы изменить и на какой эффект рассчитывать?

Одна из ценных особенностей лайка - это стандартность. Лайк - это как “бутерброд” меню в мобильных приложениях. На любой платформе сразу понимаешь, как с ним взаимодействовать. Ищешь его, удивляешься, если не находишь сразу. Однако из-за описанных выше слабых мест, такая стандартность не всегда идет на пользу делу. На мой взгляд, разным платформам следует поискать свои варианты усовершенствования привычного решения.

Размышляя над гипотетическими опциями, я не хочу упустить даже самых абсурдных на первый взгляд вариантов.

Гипотетические опции:

  • “Спасибо” или “Это важно” - как формулировка лайка, которая делает акцент на содержательной важности материала для оценивающего пользователя. Подходит для корпоративных порталов наподобие Битрикс24.
  • Определенные качественные теги ("Вдохновляет", "Увлекает", "Практически полезна" и т.п.) с указанием числа поддержавших каждый из тегов. Подходит для текстовых платформ наподобие Medium, Habr, VC. Список позитивных и негативных тегов, которые читатели могут присваивать статье, создается заранее. Эта информация видна всем. Другие пользователи могут просто голосовать за уже присвоенные теги. Можно использовать для сортировки: Вдохновляющие статьи, Практичные статьи и т.п.

  • Ограничение возможности оценивать холиварные темы за пределами заранее высказанных пристрастий. Грубо говоря, если пользователь подписан на условный “шансон”, зачем ему давать возможность хейтить Нюшу?
  • Автоматическая заморозка голосования при достижении определенного уровня отрицательных оценок (по аналогии с остановкой торгов на бирже в случае резких падений). Такая система может защитить автора от “убийства” репутации.

  • Различные формы ограничений количества раздаваемых пользователем оценок в течение определенного отрезка времени:

  1. Количество негативных оценок не может превышать количества позитивных - как защита от заядлых хейтеров
  2. Прямое ограничение дневного числа лайков и дизлайков в равных (1:1) или неравных пропорциях (например, 10:1). Опция отдавать больше одного голоса за один материал теоретически возможна, но практически, кажется, приведет к облегчению накруток.
  3. “Евровидение” - ограниченное количество определенных оценок. Возможно, такая система хорошо проявит себя как дополнительная. По итогам месяца каждый пользователь выбирает из всех понравившихся ему только 12 лучших и ранжирует их от 1 до 12. Приглашение к голосованию - хороший повод для ресурса напомнить о себе по электронной почте или в пуш-уведомлении.

Продолжим?

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Николай Кузнецов

Для интернет- прессы есть совершенно безумный вариант. Лайкание абзацев или даже отдельных предложений в статье. Лучше всего не в цифрах, а градацией шрифта. Даже не представляю, реализуемо ли это технически.

Ответить
Развернуть ветку
Aloha Nik

Реализуемо ) идея интересная.

Ответить
Развернуть ветку
Цукерберг Непозвонит

Аккуратнее со своим субъективным восприятием надо. Лайк - это не иконка на панели с иконками, а эмоция, следовательно эмодзи ненависти - это не лайк, а как раз дизлайк, хоть и лежит вместе с остальными типами лайков, ФБ тут не указ, на них не стоит равняться когда они свалили их в одну кучу.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Reshetnyak
Автор

Тут интересно, что смайлик с эмоцией ненависти можно интерпретировать по-разному. Если пост такой: "С завтрашнего дня работаем без выходных", то этот смайлик скорее будет восприниматься как дизлайк. Если пост "Карфаген должен быть разрушен", то смайлик ненависти может восприниматься как поддержка.

Ответить
Развернуть ветку
Цукерберг Непозвонит

Эт ты про пукина сейчас?) Ну там да, пожалуй это и правда будет лайком)

Ответить
Развернуть ветку
Aloha Nik

Интересная мысль. Увы все эти лайки сделаны для простоты восприятия пользователя и тогда встаёт вопрос: как минималистично стилизовать кнопку "вдохновляет"?.

Если это будет громоздко то не набирет статья должного уровня по сравнению с интуитивными пальцами вверх/вниз.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Киселев

Оставить и лайк и «вдохновляет» и прочие кастомные характеристики, их убрать в меню. Но при ранжирование больше веса давать для «вдохновляет».

Ответить
Развернуть ветку
Aloha Nik

Заставить пользователя лайкать уже проблема, а тут ещё надо разворачивать подменю... Голосов будет в разы меньше по подменю и следовательно проще накрутить пост.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда