К началу 2024 года российские компании заместили от 10 до 50% зарубежных решений, поэтому отечественный рынок ПО далек от насыщения. Рассказываем, что это значит для вендоров.Почему бизнес остро нуждается в российских вендорахПочти половина российского бизнеса собирается инвестировать в цифровую трансформацию. При этом 99% экспертов из компаний-поставщиков и компаний-заказчиков ИТ-решений главным драйвером рынка называют импортозамещение: сейчас иностранные продукты использует более 40% компаний.Спрос на российское ПО резко вырос из-за необходимости мигрировать на новые платформы. Одновременно увеличивается стоимость: в прошлом году цены на отечественный софт в корпоративном сегменте подросли на 10—20%. Ещё один важный фактор — дефицит ИТ-кадров. 98% заказчиков и поставщиков считают его главным барьером при внедрении новых технологий. В этих условиях даже крупные корпорации могут отказываться от собственной разработки в пользу готовых и кастомизированных решений вендоров. Поставщикам стоит учитывать, что цифровизация крупного бизнеса — многоступенчатый процесс. На каждом из этих этапов вендоры и интеграторы могут помочь закрыть отдельные задачи. Рассмотрим подробнее, как это происходит. 8 шагов на пути к цифровой трансформацииВ компаниях из классических отраслей внедрение цифровых технологий проходит плюс-минус следующие этапы.Сбор данных и постановка целей. На первом этапе компании необходимо выяснить, какие повторяющиеся операции можно автоматизировать, что улучшить в работе подразделений. Для такого цифрового аудита нужны бизнес-аналитики с соответствующим доменным опытом. В прошлом году спрос на них вырос более чем на 40%, бизнесу не всегда удаётся найти их в инхаус-команду в разумные сроки. Но такие специалисты могут быть у поставщика отраслевого ИТ-решения.Разработка стратегии. Заказчику важно чётко определить сроки и бюджет, выбрать ответственных лиц и инструменты, опираясь на долгосрочные цели и интересы компании. Разработкой стратегии и общим управлением занимается CDTO (chief digital transformation officer — директор по цифровой трансформации). Это довольно новая позиция для российского рынка, иногда таких менеджеров и членов их команды тоже привлекают со стороны.Подбор команды. В первую очередь компании нужно привлечь сотрудников тех подразделений, которых трансформация коснётся напрямую. Именно с ними предстоит регулярно встречаться, анализировать изменения и корректировать стратегию. В эту команду также могут войти представители компании-вендора.Обучение сотрудников. Заказчик может организовать курсы внутри компании, но процесс, как правило, получается выстроить эффективнее, привлекая экспертов из компании-разработчика.Выбор технологий. Здесь самое важное — найти оптимальные решения с учётом не только целей, но и возможностей компании. На этом этапе заказчик много консультируется с поставщиками и сравнивает их предложения.Внедрение выбранных технологий. Только на этом этапе разворачиваются корпоративные мессенджеры, облака, CRM и т. д. Бизнесу необходима интеграция ИТ-решения в инфраструктуру компании, настройка и техподдержка. Это тоже задачи для интеграторов и в меньшей степени — для вендоров.Анализ промежуточных результатов и корректировка стратегии. Здесь у заказчика могут измениться не только сроки и бюджет, но и цели трансформации.Поиск команды на аутсорсе. Если у заказчика есть своя команда с нужной экспертизой, то этот шаг он может пропустить. Однако бывает, что каких-то компетенций не хватает, а это может привести к серьёзным перерасходам бюджета, ошибкам на производстве, утечке данных и т. д. Здесь, опять-таки, на помощь могут прийти эксперты из команды вендора. Например, сейчас в ИТ-сфере всё популярнее становится модель аутстаффинга или аренды специалистов.Основные ошибки заказчиков при цифровизации: что стоит знать поставщикам решенийПри работе с крупными компаниями существует масса факторов, которые негативно влияют на результативность проекта и эффективность взаимодействия. Если их игнорировать, всё может обернуться разрывом отношений с заказчиком и ударом по репутации поставщика. Вот основные тревожные сигналы со стороны заказчиков:пропускают этап анализа вводных или относятся к нему недостаточно серьёзно;хотят «как у всех» и копируют чужой опыт;торопятся при составлении стратегии;ставят недостаточно чёткое техническое задание сотрудникам и подрядчикам;увлекаются трендами на рынке, забывая о собственных целях;не хотят отказываться от консервативного документооборота;спешат при выборе исполнителей;перекладывают обязанности по обучению на сотрудников;уделяют мало внимания кибербезопасности;недостаточно хорошо вникают во внедряемые инновации, перекладывая всю ответственность на вендора;забывают об интересах конечного пользователя.Если хотя бы два-три пункта из этого чек-листа становятся тенденцией, имеет смысл подсветить проблему, эскалировать на уровень, где её воспримут всерьёз. Здравомыслящий заказчик понимает, что замалчивание рисков не в его интересах. Больше по теме:От стратегии к тактике. Как избежать рисков во время цифровой трансформацииЛюди важнее: как сформировать команду цифровых измененийВовлекать, вдохновлять, общаться. Три навыка лидера цифровой трансформации