Как ИТ-поставщику участвовать в цифровизации большого бизнеса

К началу 2024 года российские компании заместили от 10 до 50% зарубежных решений, поэтому отечественный рынок ПО далек от насыщения. Рассказываем, что это значит для вендоров.

Как ИТ-поставщику участвовать в цифровизации большого бизнеса

Почему бизнес остро нуждается в российских вендорах

Почти половина российского бизнеса собирается инвестировать в цифровую трансформацию. При этом 99% экспертов из компаний-поставщиков и компаний-заказчиков ИТ-решений главным драйвером рынка называют импортозамещение: сейчас иностранные продукты использует более 40% компаний.

Спрос на российское ПО резко вырос из-за необходимости мигрировать на новые платформы. Одновременно увеличивается стоимость: в прошлом году цены на отечественный софт в корпоративном сегменте подросли на 10—20%.

Ещё один важный фактор — дефицит ИТ-кадров. 98% заказчиков и поставщиков считают его главным барьером при внедрении новых технологий. В этих условиях даже крупные корпорации могут отказываться от собственной разработки в пользу готовых и кастомизированных решений вендоров.

Поставщикам стоит учитывать, что цифровизация крупного бизнеса — многоступенчатый процесс. На каждом из этих этапов вендоры и интеграторы могут помочь закрыть отдельные задачи. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

8 шагов на пути к цифровой трансформации

В компаниях из классических отраслей внедрение цифровых технологий проходит плюс-минус следующие этапы.

  1. Сбор данных и постановка целей. На первом этапе компании необходимо выяснить, какие повторяющиеся операции можно автоматизировать, что улучшить в работе подразделений. Для такого цифрового аудита нужны бизнес-аналитики с соответствующим доменным опытом. В прошлом году спрос на них вырос более чем на 40%, бизнесу не всегда удаётся найти их в инхаус-команду в разумные сроки. Но такие специалисты могут быть у поставщика отраслевого ИТ-решения.
  2. Разработка стратегии. Заказчику важно чётко определить сроки и бюджет, выбрать ответственных лиц и инструменты, опираясь на долгосрочные цели и интересы компании. Разработкой стратегии и общим управлением занимается CDTO (chief digital transformation officer — директор по цифровой трансформации). Это довольно новая позиция для российского рынка, иногда таких менеджеров и членов их команды тоже привлекают со стороны.
  3. Подбор команды. В первую очередь компании нужно привлечь сотрудников тех подразделений, которых трансформация коснётся напрямую. Именно с ними предстоит регулярно встречаться, анализировать изменения и корректировать стратегию. В эту команду также могут войти представители компании-вендора.
  4. Обучение сотрудников. Заказчик может организовать курсы внутри компании, но процесс, как правило, получается выстроить эффективнее, привлекая экспертов из компании-разработчика.
  5. Выбор технологий. Здесь самое важное — найти оптимальные решения с учётом не только целей, но и возможностей компании. На этом этапе заказчик много консультируется с поставщиками и сравнивает их предложения.
  6. Внедрение выбранных технологий. Только на этом этапе разворачиваются корпоративные мессенджеры, облака, CRM и т. д. Бизнесу необходима интеграция ИТ-решения в инфраструктуру компании, настройка и техподдержка. Это тоже задачи для интеграторов и в меньшей степени — для вендоров.
  7. Анализ промежуточных результатов и корректировка стратегии. Здесь у заказчика могут измениться не только сроки и бюджет, но и цели трансформации.
  8. Поиск команды на аутсорсе. Если у заказчика есть своя команда с нужной экспертизой, то этот шаг он может пропустить. Однако бывает, что каких-то компетенций не хватает, а это может привести к серьёзным перерасходам бюджета, ошибкам на производстве, утечке данных и т. д. Здесь, опять-таки, на помощь могут прийти эксперты из команды вендора. Например, сейчас в ИТ-сфере всё популярнее становится модель аутстаффинга или аренды специалистов.

Основные ошибки заказчиков при цифровизации: что стоит знать поставщикам решений

При работе с крупными компаниями существует масса факторов, которые негативно влияют на результативность проекта и эффективность взаимодействия. Если их игнорировать, всё может обернуться разрывом отношений с заказчиком и ударом по репутации поставщика.

Вот основные тревожные сигналы со стороны заказчиков:

  • пропускают этап анализа вводных или относятся к нему недостаточно серьёзно;
  • хотят «как у всех» и копируют чужой опыт;
  • торопятся при составлении стратегии;
  • ставят недостаточно чёткое техническое задание сотрудникам и подрядчикам;
  • увлекаются трендами на рынке, забывая о собственных целях;
  • не хотят отказываться от консервативного документооборота;
  • спешат при выборе исполнителей;
  • перекладывают обязанности по обучению на сотрудников;
  • уделяют мало внимания кибербезопасности;
  • недостаточно хорошо вникают во внедряемые инновации, перекладывая всю ответственность на вендора;
  • забывают об интересах конечного пользователя.

Если хотя бы два-три пункта из этого чек-листа становятся тенденцией, имеет смысл подсветить проблему, эскалировать на уровень, где её воспримут всерьёз. Здравомыслящий заказчик понимает, что замалчивание рисков не в его интересах.

4
Начать дискуссию