Отменить нельзя оставить — нужен ли нештрафуемый порог в 20 км/ч? Обсуждение без конца

Традиционная «забава» в России — обсуждать отмену нештрафуемого порога скорости. Под конец года начался новый виток дискуссий.

Фото: Nikita Pavlov (Unsplash.com)  
Фото: Nikita Pavlov (Unsplash.com)  

Больная мозоль

Так называемый нештрафуемый порог появился в 2013 году по инициативе депутата Государственной Думы Вячеслава Лысакова. До этого автомобилистов штрафовали на 100 рублей за превышение скорости на 10 км/ч. Однако из-за неточности радаров, установленных на дорогах, большая часть постановлений выписывалась ошибочно, поэтому нештрафуемый предел повысили до 20 км/ч.

С тех пор вопрос о возврате к ограничению в 10 км/ч поднимается с завидной регулярностью. В 2018 инициативу поддержал Минтранс, в 2019 — правительственная комиссия. Глава комиссии, вице-премьер Максим Акимов, мотивировал это решение тем, что снижение порога позволит добиться уменьшения смертности в ДТП. Так, по данным подразделения ВОЗ, повышение средней скорости движения всего на 1% увеличивает риск серьезных аварий минимум на 3%.

В 2021 году депутат Мосгордумы Дарья Беседина внесла инициативу об отмене ненаказуемого порога и предложила штрафовать на 500 рублей за превышение на 5–10 км/ч, на 1 тыс. рублей — на 10–20 км/ч. Также документ предполагал прогрессивную шкалу с увеличенными штрафами для владельцев дорогих спортивных автомобилей, но Мосгордума отклонила законопроект.

Однако обсуждение изменений депутаты пообещали продолжить и не обманули. Этой осенью дискуссию по отмене нештрафуемого порога снова возродили.

Традиционный спор

Как обычно, участники обсуждения делятся на два лагеря. Одни выступают за сохранение статус-кво, другие — за ужесточение правил.

Так, некоторые эксперты считают, что в отмене нештрафуемого порога нет смысла — во многих городах ставят знаки 40 км/ч, чтобы водители ездили со скоростью не больше 60. Если нештрафуемый лимит уберут, знаки придется менять. Также потребуется глобальный пересмотр схемы дорожного движения. Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, считает, что отмена порога возможна только в случае проведения аудита скоростного лимита на всех дорогах, так как сейчас он во многих местах занижен.

Против инициативы выступают и Госдума с МВД — представители органов власти высказали мнение, что уменьшение допустимой скорости в черте города до 10 км/ч может привести к коррупционным правонарушениям. Кроме того, в МВД отмечают, что нужно в большей степени уделять внимание не скоростному режиму, а состоянию дорожно-транспортной инфраструктуры. Некорректно установленные разделительные барьеры, отсутствие освещения, ямы в дорожном полотне — это куда более значимые факторы аварийности, чем манипулирование скоростным режимом в пределах 10 км/ч.

Кроме того, в МВД говорят, что, наоборот, последовательно выступают за повышение разрешённой скорости движения на федеральных трассах.

В противоположном лагере представители Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации выступают за отмену нештрафуемого порога и предлагают постепенно снижать планку превышения скорости до 3–5 км/ч. Специалисты отмечают, что современные средства фиксации скорости обладают погрешностью до 2 км/ч, что позволяет выявлять нарушителей с высокой точностью. Снижение допустимого порога превышения скорости до 10 км/ч может значительно сократить число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

В то же время некоторые эксперты предлагают компромиссный вариант. Их идея заключается в том, чтобы вернуть ограничение 10 км/ч в городе, но оставить текущий порог на трассах, поскольку вне городской черты риск серьёзных ДТП из-за высокой скорости ниже.

Что у других

В Европе снижают скорость движения в городах. В 2021 году власти Испании объявили о снижении разрешённой скорости передвижения по населённым пунктам до 30 км/ч, так как столкновения автомобилей с пешеходами на скорости 30 км/ч гораздо менее смертоносны. Аналогичное решение сделали и власти Парижа, установив порог 30 км/ч почти на всех улицах города. В 2024 году примеру Парижа последовал Амстердам.

Исследование, проведённое сотрудниками Афинского политехнического университета в мае этого года, показало, что снижение скоростного режима повышает безопасность дорожного движения: уменьшает вероятность ДТП и делает последствия аварий менее тяжелыми. Введение ограничений скорости на 30 км/ч в европейских городах привело к снижению количества ДТП, смертельных случаев и травм в среднем на треть.

Фото: Karthick Gislen (Unsplash.com)  
Фото: Karthick Gislen (Unsplash.com)  

При этом в европейских странах понятия «нештрафуемый порог» нет. Например, в Германии за превышение до 10 км/ч уже можно получить штраф в 20–30 евро. С другой стороны, водители отмечают, что на практике правоохранительные органы страны редко останавливают автомобили, двигающиеся с незначительным превышением.

Но в целом, законы в Европе достаточно суровы. Так, в Швеции лишают прав при превышении любого ограничения скорости более чем на 30 км/ч. В Бельгии за аналогичное нарушение лишают прав на срок до 5 лет. А в Норвегии водители, превысившие скорость на 46 км/ч и более, могут быть приговорены к 18 дням заключения.

При этом с июля 2024 года все новые автомобили, выставляющиеся на продажу в Европе, обязаны иметь ограничители скорости. Эти системы автоматически контролируют скорость автомобиля, чтобы водитель не смог превысить установленные законом ограничения. В системах используется технология Intelligent Speed Assistance (ISA), которая с помощью камер и GPS определяет скоростные лимиты на дороге и автоматически под них подстраивается.

Помимо ограничителей скорости, обязательными станут системы помощи при движении по полосе и автоматического экстренного торможения. Однако участники рынка выражают сомнения в том, что такие технологии работают с абсолютной эффективностью в 100% случаев. Кроме того, остается открытым вопрос о готовности людей пользоваться автомобилями, которые будут вмешиваться в процесс управления. Такой опыт может стать для водителей дезориентирующим и вызывать неоднозначные эмоции.

Тем не менее безопасность на дорогах и соблюдение скоростного режима остаются актуальными темами в мире. Вполне возможно, что в следующем году эти дискуссии будут продолжены и у нас.

Что еще есть у меня на vc.ru и не только:

Что думаете по теме — нужен ли нештрафуемый порог в 20 км/ч
Да, нужно оставить все так, как сейчас
Нет, надо снизить порог на 10 км/ч
Нет, порог нужно убрать совсем
Да, можно и до 30 км/ч расширить
Дело в качестве дорог, а не в скорости
Был бы транспорт, тогда бы и ответил
88
12 комментариев

Нормально же работает, а правило гласит, если работает - не трогай

7

Нет не нормально. Нарушение есть, штрафа нет.
Бред же.

Не должно быть никакого "нештрафуемого порога". Иначе ограничение скорости - просто профанация.
Ещё бы я запретил посты, написанные с ИИ , и статьи , написанные потому, что пора что-то написать, но увы, период, в котором находимся - период информационного мусора на максималках.

4

Заметка - очередное детищи ИИ ... Очень полезно, дайте две!

2

Или оставить как есть, раз уж привычно стало.
Или убрать вовсе этот порог. А то ну шизофрения же какая-то получается. Написано 60, ага, значит можно ехать 80. Зачем писать 60, если можно ехать 80? Польза только в математике упражняться. Ещё и с цветовой дифференциацией - "если ограничение на белом фоне, то еду +20, на желтом +40", по крайней мере по факту получается именно так.

1

Соглашусь, лишь бы не было так:
- при разрешенной скорости 110 стоит ограничение 40 и сразу камера.

Это похоже на вынесение штрафов парковками москвы, которые ВСЕ незаконны. По крайней мере у меня так было. И суд признал их штраф незаконным)

1

НЕЛЬЗЯ ехать 80. Это нарушение. которое почему то не карается штрафом. Допустим произошло ДТП. При условии что вы ехали 80 при разрешённых 60 вы будете виноваты по умолчанию так как нарушили ПДД 10.2.