Что нужно знать и уметь продакту в логистической компании

Активное развитие интернет-технологий в России стартовало в конце девяностых. Появились такие B2C продукты как поисковые системы и почтовые сервисы. Примерно в это же время разработчики начали предлагать цифровые решения, ориентированные на B2B сегмент (CRM решения и интернет-реклама — это первое, что приходит в голову).

Однако, их активное внедрение в процессы «аналоговых» бизнесов началось сравнительно недавно – примерно 5-7 лет назад. Product Owner Первой грузовой компании (ПГК) Антон Бут рассказывает, как обстоят дела в логистике и как продакту стать успешным в компаниях из этого сегмента на примере своей компании.

ПГК – это большая логистическая компания, парк которой насчитывает более 90 000 вагонов. Где-то 2 года назад компания решила пойти по пути цифровизации и превратиться в ИТ-компанию. С тех пор штат разработчиков вырос с пары десятков до нескольких сотен человек. Они развивают новые продукты, а продуктовые менеджеры отвечают за их успех. О работе последних и важных для ПГК компетенциях поговорим в статье.

Мы выделяем 3 ключевых группы компетенций:

- «Хардовые» в Product Discovery и Product Delivery;

- Высокоразвитые soft skills.

Product Discovery: от валидации идей до плана работ

Для ПГК важно, какую конкретную бизнес-выгоду принесет новый продукт или фича. Поэтому мы ждем от продактов, что они сначала оценят экономический эффект от нового функционала в своем продукте, а уже потом перейдут к его реализации, а не наоборот.

Но начнем с начала — с поиска и генерации идей. Поскольку большинство наших продуктов нацелено на сотрудников компании, очень большой поток идей и предложений поступает от вовлеченных подразделений. Это не только непосредственные пользователи, но также руководители и эксперты из смежных отделов. Ну и, конечно, сам продакт вместе с командой тоже участвует в генерации идей и гипотез.

Для первичной оценки мы используем различные техники качественных и количественных исследований. Из качественных это, прежде всего, проведение проблемных и решенческих интервью, прорисовка схемы бизнес-процессов (BPMN-диаграммы) и Customer Journey Map (CJM). Ну а количественные – это различные статистические подходы и Machine Learning алгоритмы, которые «на берегу» моделируют возможные эффекты от реализации нового функционала.

Про работу с данными стоит сказать отдельно. В каждом из продуктов заложено то или иное количество ML алгоритмов, которые помогают разным пользователям (коммерсантам, логистам или «движенцам»), поэтому продакт должен уметь поставить задачу Data Scientist’у и правильно оценить результат его работы.

Если качественные и количественные методы показали, что идея стоит реализации, следующий шаг — придумать, как воплотить ее в жизнь. Тут мы ожидаем, что продакт вместе с дизайнерами подготовит прототип будущего решения и проведет серию UX-исследований прежде, чем фича пойдет в разработку.

Важный момент: прежде, чем начать реализовывать полнофункциональный новый продукт, мы всегда стараемся сделать MVP максимально дешево и быстро, чтобы проверить наши гипотезы на реальных пользователях. Например, для аналитических продуктов мы часто начинаем с отправки сгенерированных отчетов на почту определенным пользователям прежде, чем начать работу над полноценным пользовательским интерфейсом.

В этом случае продакт должен составить четкий план, в котором отражено, что, почему и в какой очередности делает команда разработки для максимизации экономического эффекта компании от его продукта.

Product Delivery: команда, Jira, Agile и метрики

Процессы разработки в ПГК очень похожи на такие же процессы в любых других крупных ИТ-компаниях. Мы пишем требования в Confluence, ставим и отслеживаем задачи в Jira, коммитим код в GitLab, используем Agile-подход (преимущественно Scrum), у нас есть общекорпоративная инфраструктура и нам тоже приходится согласовывать архитектуру с информационной безопасностью перед релизом.

Поэтому от менеджера по продукту мы ожидаем весь традиционный набор компетенций управления разработкой:

  • Составление требований для разработки;
  • Модерирование процессами оценки, декомпозиции и приоритезации задач;
  • Управление планированием спринтов, а также контроль сроков релизов.

В ПГК многие тим-лиды в командах ведут часть Agile/Scrum ритуалов (утренний стендап, оценку, планирование и ретро), но продакт должен уметь, при необходимости, проводить все их самостоятельно.

Одно из важнейших требований к нашим продактам – это не только постоянный запуск новых фич, но и работа над оптимизацией текущих.

На операционном уровне нужно устранять баги и работать с инцидентами, проактивно взаимодействовать с пользователями и обеспечить техподдержку своему продукту. На тактическом уровне нужно собирать релевантные метрики работы продукта и искать точки роста на основе этих данных.

Ключевые «soft skills» продактов в ПГК

В любой компании для успешной работы в роли владельца продукта требуется развитые soft skills, но в ПГК требования к ним еще выше из-за высокой «видимости» всех цифровых продуктов внутри компании.

Владелец продукта – лидер своего продуктового направления и без лидерских качеств, готовности нести ответственность за результаты и умения вести за собой команду тут никуда.

Логистика – непростая отрасль, поэтому без развитого системного мышления будет трудно понять роль продукта в общем бизнесе компании, а значит грамотно прорабатывать и приоритезировать идеи по его развитию.

Продакты регулярно взаимодействуют с бизнес-заказчиками, руководителями подразделений и топ-менеджментом вплоть до генерального директора компании. Это требует развитых коммуникативных навыков, умения демонстрировать результаты продукта и отстаивать интересы команды.

А еще важно, чтобы «человек был хороший». В ПГК ценят эмпатию, открытость и желание создавать отличные продукты, которыми приятно пользоваться.

Как вы, наверное, уже поняли, требования к продактам в ПГК аналогичны требованиям самых современных ИТ-компаниях. Среди продуктовой команды есть люди, как выросшие внутри компании, так и создававшие продукты в Сбере и Яндексе, а также других гигантов. Кое-кто даже запускал свои стартапы.

Сейчас самое правильное время, чтобы присоединиться к компании, меняющей логистическую отрасль. Я так сделал несколько месяцев назад и не пожалел. Подробнее об открытых вакансиях по ссылке.

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null