Планирование спринтов в методологии SCRUM

Простые задачи, близкие дедлайны, четкие временные рамки — все это помогает команде работать быстрее. В неупорядоченном рабочем процессе такие условия иногда складываются непроизвольно: например, за одну-две недели до сдачи продукта. Если сравнить показатели эффективности в этот период со средними данными по рабочему циклу, обнаружится резкое повышение продуктивности на отрезке «спринта».

Методология SCRUM позволяет использовать психологию спринтов в рамках повседневного рабочего процесса. В основе методологии — естественные особенности спринтов (они же раши, от слова rush, «спешка») и принципиально отличный способ планирования, который помогает команде постоянно работать на пределе возможностей, избегая выгорания. Как это все работает и причем здесь регби, разберемся ниже.

Что такое SCRUM?

Вплоть до середины 90-х годов планирование производственных процессов, особенно в разработке программного обеспечения, переживало тёмный период.

С одной стороны, была первая крайность — микроменеджмент. Менеджеры контролировали каждое действие разработчиков, и каждый шаг документировался, из-за чего рабочий процесс превращался в бесконечное составление отчетов. Сотрудники не могли действовать свободно, из-за чего свежие и революционные идеи просто не доходили до команды. Компании теряли и деньги, и человеческий ресурс: наиболее талантливые «рабочие лошадки» сбегали к конкурентам или начинали свой бизнес.

С другой стороны, вторая крайность — максимальная свобода — тоже была не лучше. Без какого-никакого менеджмента, с размытыми дедлайнами и минимальным контролем команды могли бесконечно заниматься исследованиями и побочными проектами или изобретать себе препятствия, позволяющие потянуть время.

SCRUM — одна из многочисленных гибких методологий, появившихся в США в 90-х для поиска здоровой середины между двумя производственными крайностями. Название техники отсылает к термину, которым обозначаются схватки за мяч в регби после любой остановки игры — к примеру, грубого нарушения. Подобно тому, как в регби любая схватка означает запуск нового цикла игры, в SCRUM любая закрытая общая задача (спринт) означает запуск новой задачи, который всегда начинается с планирования.

Методология SCRUM эффективна для работы с небольшими командами, в которых нет сложных внутренних разветвлений и многоступенчатого менеджмента. Она позволяет в короткий срок подготовить рабочий продукт или улучшения, которые можно будет продемонстрировать заказчику.

Благодаря простоте и прозрачности SCRUM сегодня используют не только для разработки программного обеспечения, но и для организации любых других производственных процессов.

Что нужно для успешного внедрения методологии:

  • Знание принципов манифеста Agile. Этот манифест состоит из четырех основных идей и 12 основополагающих принципов, позволяющих упростить разработку и сделать ее быстрее. Как и методология SCRUM, полезен для организации большинства деловых процессов.
  • Деление сотрудников на небольшие команды, в которых все друг друга знают и нет жесткого многоступенчатого деления власти.
  • Построение эффективного временного цикла. Стандартный размер спринта в SCRUM — 1—2 недели, но вы можете использовать и месячные циклы, если это комфортнее для синхронизации с циклами заказчиков.
  • Правильное планирование спринтов. Каждый спринт начинается со встречи (meeting), на которой команда совместно планирует действия и ставит задачи на короткий промежуток времени.

Планирование — одна из самых важных вех SCRUM еще и потому, что составлять новые планы приходится постоянно. Если команда неспособна ставить реалистичные цели или не умеет просчитывать необходимые ресурсы, методика работать не будет.

Как правильно планировать спринты

Планирование спринта — это как розыгрыш мяча в регби: c него начинается каждый новый цикл. На встречах по планированию — Sprint Planning Meetings — должна присутствовать вся команда. Это необходимо для реалистичной оценки сроков и определения основных подводных камней еще на ранних стадиях. Просто дайте голос каждому, и вы сэкономите десятки рабочих часов, которые пришлось бы потратить на поиск и решение тех же проблем в рамках производственного процесса.

Обычно на встречах по планированию присутствуют:

  • SCRUM-мастер — наиболее опытный и ответственный член команды. Он отвечает за организацию встреч и делает предмет обсуждения доступным для каждого.
  • Команда в полном составе.
  • Сторонние консультанты или представители заказчика (по необходимости).

Рекомендуется не тратить на планирование спринта больше двух часов на неделю рабочего времени. То есть встреча, посвященная двухнедельному спринту, не должна длиться дольше 4 часов, и т. д. Эти временные рамки кажутся узкими, но оставаться в них проще, чем кажется. Все потому, что на встречах SCRUM команда обсуждает всего два пункта:

  • Что? Цели и задачи на спринт. Берутся из текущей задачи от заказчика или из общего бэклога. На этом этапе каждый участник уточняет, какой объем работ ему предстоит выполнить за спринт. Консультанты могут делать предложения или давать рекомендации.
  • Как? Методы и ресурсы. Здесь в обсуждении участвует только команда, то есть люди, которые будут заниматься воплощением проекта в реальность.

Встреча закончена, когда каждый член команды понимает, что и как ему будет необходимо сделать в период спринта.

Как управлять спринтом

Каждая команда сама решает, какие инструменты использовать для контроля прогресса на разных участках спринта. Хорошо, если инструмент можно будет использовать одновременно для планирования, коммуникации и проверки прогресса по текущим заданиям. Еще лучше, если он будет доступен для мультиплатформы, чтобы члены команды не были привязаны к рабочим компьютерам.

Все эти принципы воплощает универсальная система управления задачами Projecto. Это командный сервис, разработанный специально для адаптивного бизнес-планирования. Полный набор инструментов под все ведущие методологии, облачная структура и удобное мобильное приложение: в Projecto есть все для внедрения методов SCRUM в ваши производственные процессы. Попробуйте бесплатно — это идеальный выбор для гибкого планирования!

22
Начать дискуссию