На каком сайте комфортнее выбирать полис ДМС. Часть 1: сравниваем «Ингосстрах» и «СберСтрахование»

Мы в Landau специализируемся на разработке пользовательских интерфейсов и корпоративных решений, а также проводим UX-исследования. Чтобы обкатывать методологии, мы проводим собственные исследования.

В январе-феврале 2022 года мы исследовали сайты страховых компаний, чтобы выяснить, где проще и быстрее подобрать полис ДМС для физических лиц. Мы замерили метрики, узнали, какие барьеры, драйверы и ожидания возникают на пути пользователя при подборе полиса.

Полученные данные систематизировали, обработали и собрали в отчет, это его краткая версия. Если вы хотите ознакомиться с полной версией исследования, заполните форму, и мы вышлем все материалы.

На каком сайте комфортнее выбирать полис ДМС. Часть 1: сравниваем «Ингосстрах» и «СберСтрахование»

Полис ДМС за последние два года стали чаще искать

Только 18% российских компаний оплачивают для своих сотрудников полис добровольного медицинского страхования (ДМС) — такая статистика приводится в исследовании Superjob.

По данным Яндекс Wordstat, с начала пандемии в России количество поисковых запросов по теме «ДМС» выросло в 1,5 раза.

В марте 2020 года запросов «ДМС» было 222 581, через год уже 275 603, а в январе 2022 года — 339 208, то есть почти за два года прирост составил более 116 000 запросов, без учета сезонности.

<p>Данные из Яндекс Вордстат по запросу «ДМС» за период март 2020 – февраль 2022</p>

Данные из Яндекс Вордстат по запросу «ДМС» за период март 2020 – февраль 2022

Доля запросов «ДМС для физических лиц» в марте 2020 года составляла 13 486, через год — 20 008, а в январе 2022 года — уже 28 876. Рост в два раза.

<p>Данные из Яндекс Вордстат по запросу «ДМС для физических лиц» за период март 2020 - февраль 2022</p>

Данные из Яндекс Вордстат по запросу «ДМС для физических лиц» за период март 2020 - февраль 2022

Как выбирали страховые компании для исследования

Мы посмотрели, какие страховые компании выходят на первую страницу поисковиков по запросу «ДМС для физических лиц». Дополнительно проверили топ-10 рейтинга «Взносы по медицинскому страхованию», опубликованному в журнале «Expert». Из полученного списка выбрали четыре компании, подходящие под условия нашей задачи — подбор и расчет стоимости полиса ДМС. Ими стали «Ингосстрах», «СберСтрахование» и еще 2 компании, разбор которых дадим в следующей части исследования.

Цели и задачи исследования

Цели

  • Изучить пользовательский опыт, понять боли и потребности пользователей.
  • Выяснить, насколько пользователям комфортно подбирать полис ДМС на сайтах выбранных страховых компаний.

Задачи

  • Узнать, какие критерии важны при выборе полиса ДМС.

  • Выявить проблемные точки — барьеры — при взаимодействии с сайтом страховой компании и предложить варианты решения.

  • Определить драйверы — мотивационные точки, которые подталкивают пользователя достигать целей и продолжать использовать продукт/сервис.

  • Узнать ожидания пользователей.
  • Измерить субъективную удовлетворенность от работы с интерфейсом.
  • Измерить насколько сложно было пользователям достичь своей цели.

Как проводили исследование

Интервью и юзабилити-тестирование

Интервью проводили по заранее подготовленному сценарию. Юзабилити-тестирование проводили удаленно, на десктопе, под запись. Для пользователей сформулировали задание:

Сформулированное задание
Сформулированное задание

После юзабилити-тестирования собрали данные для расчета метрик SUPR-Q и CES.

Метрики

SUPR-Q — комплексная метрика для измерения пользовательского опыта сайта или приложения. SUPR-Q подходит для сравнения с другими компаниями и для отслеживания внутреннего прогресса. Метрика SUPR-Q состоит из 8 вопросов, «покрывающих» 4 зоны: удобство использования, доверие, лояльность и внешний вид.

Пользователи ставят оценку от 1 до 5, далее баллы усредняются и переводятся в значения от 0 до 100, где 50 — среднее значение.

CES — показатель определяет относительные усилия, которые прилагает пользователь для выполнения определенных действий.

Пользователи по шкале от 1 до 7 оценивают, насколько легко им было выполнить задание. Далее делим сумму ответов на количество ответов. Среднее значение метрики CES — 5,5. Если показатель ниже, пользователи испытывают значительные проблемы при попытке решить свои задачи.

Респонденты

В исследовании участвовали 10 респондентов, по 5 на каждую страховую компанию.

Главное условие — респондент ранее уже пользовался личным или корпоративным ДМС, либо рассматривал вариант приобретения полиса.

Результаты исследования

Узнали, что значит для людей ДМС:

На каком сайте комфортнее выбирать полис ДМС. Часть 1: сравниваем «Ингосстрах» и «СберСтрахование»

Выяснили, что некоторые респонденты имели опыт оформления и использования других видов страховок: при ипотеке, туристических поездках и автостраховании, в том числе с ОСАГО и каско.

На интервью респонденты рассказали, что при выборе страховой опираются на личный опыт, опыт и рекомендации друзей, знакомых и родственников, рассматривают компании, которые «на слуху». Некоторые респонденты отдают предпочтение страховым из привычной им экосистемы.

Главными критериями при выборе полиса ДМС стали клиники, в которых действует полис, его стоимость и набор услуг, которые в него включены.

Интересный момент

Пользователи, для которых в первую очередь важен список клиник, как правило, уже обслуживаются в платных медучреждениях. Во время юзабилити-тестирования они смотрели, входят ли их клиники в полис ДМС, потому что не хотят менять клинику и врачей, которых они регулярно посещают.


Не все гипотезы подтвердились

Перед исследованием мы сформировали список гипотез. Три из них подтвердились, две — нет.

На каком сайте комфортнее выбирать полис ДМС. Часть 1: сравниваем «Ингосстрах» и «СберСтрахование»

Актуальность полученных данных

Исследование проводилось в январе-феврале 2022 года. Продуктовые команды компаний СберСтрахование и Ингосстрах работают над своими продуктами и улучшают их, поэтому некоторые приведенные нами факты о страницах, описывающих продукт ДМС, могли устареть. Мы решили все-таки показать то, что нам удалось найти. Напомним, наша цель— обозначить, какие у пользователей возникают драйверы и барьеры при подборе полиса ДМС.

Перевели опыт пользователей в карты UJM

Данные юзабилити-тестирования мы проанализировали, синтезировали и упаковали в User Journey Map, где подробно разобрали барьеры, драйверы и ожидания респондентов по каждой страховой компании.

UJM <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmiro.com%2Fapp%2Fboard%2FuXjVO9yOqMQ%3D%2F%3Futm_source%3Dnotification%26amp%3Butm_medium%3Demail%26amp%3Butm_campaign%3Ddaily-updates%26amp%3Butm_content%3Dgo-to-board&postId=442987" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">UJM Ингосстрах</a>Ингосстрах
UJM UJM ИнгосстрахИнгосстрах
UJM СберСтрахование
UJM СберСтрахование

Изучить UJM подробнее можно в Miro:

Рассчитали метрики

В конце юзабилити-тестирования мы просили участников заполнить опросник, на основании которого рассчитали метрики SUPR-Q и CES.

<p>Общая оценка SUPR-Q сайтов СберСтрахование и Ингосстрах.</p>

Общая оценка SUPR-Q сайтов СберСтрахование и Ингосстрах.

Общий показатель SUPR-Q у Ингосстраха и СберСтрахования выше 50%. Это значит, что пользователи оценили свой опыт на сайтах выше среднего.

Метрика SUPR-Q по зонам: удобство использования, доверие, внешний вид и лояльность.
Метрика SUPR-Q по зонам: удобство использования, доверие, внешний вид и лояльность.

В разбивке по зонам SUPR-Q видно, что показатели Ингосстраха ниже, чем показатели СберСтрахования. По удобству использования пользователи оценили сайт СберСтрахования выше на 20%. Показатель по зоне лояльности у Ингосстраха не дотягивает до удовлетворительного значения, составляя 44%. Возможные причины мы разберем в разделе о барьерах.

Сравнение оценок затраченных усилий — метрики CES.
Сравнение оценок затраченных усилий — метрики CES.

Оценки затраченных усилий не дотягивают до среднего значения у обоих сайтов: СберСтрахование 3.8, Ингосстрах 3.6. Это значит, что пользователям было нелегко узнать стоимость полиса ДМС.

Пользователи отметили, что им понравилось на сайтах

На сайте Ингосстрах и СберСтрахование присутствуют мотивационные точки — драйверы, с помощью которых пользователи двигались дальше к достижению цели и выполнению задания.

Ингосстрах

  • На сайте Ингосстраха наличие самого калькулятора было драйвером, пользователю понравилось, что можно самостоятельно рассчитать для себя стоимость.
  • В калькуляторе удобно представили список клиник, которые доступны пользователю. Список подгружается согласно выбранному в первой графе городу. Для пользователей важно знать, в какие клиники они могут обратиться по полису ДМС в своем городе. Этот раздел в калькуляторе помог пользователям легко изучить список клиник и их местоположение на карте.
  • В анкете по заболеваниям по каждому диагнозу прописаны пояснения, это тоже позитивно отразилось на пользовательском пути. Пользователи понимали, что значит конкретное заболевание.

СберСтрахование

  • На сайте СберСтрахование для пользователей стало драйвером то, что форма в калькуляторе не вызывает трудностей при заполнении. Отдельные пользователи были рады, что добрались до цены, всего лишь заполнив краткую контактную информацию.

  • Ещё пользователи приятно удивились доступной цене на полис ДМС. Мы предполагаем, что при сравнении с другими страховыми это побуждает пользователей принимать решение в пользу компании СберСтрахование.

  • В калькуляторе над некоторыми полями есть пояснения — пользователи понимают, какую информацию от них ждут и что должно быть в конкретном поле или разделе.

В процессе оформления полиса пользователи столкнулись с барьерами

Респонденты столкнулись с рядом затруднений. Мы проанализировали барьеры и последствия и предложили возможные варианты решения.

Ниже представлены некоторые из них.

Барьеры на Ингосстрахе
Барьеры на Ингосстрахе
Барьеры на СберСтраховании
Барьеры на СберСтраховании

Инсайты на основе общих впечатлений пользователей

В конце юзабилити-тестирования пользователи поделились общими впечатлениями, рассказали, что понравилось, а что не понравилось при взаимодействии с сайтом.

Мы соотнесли эти данные с нашими наблюдениями во время юзабилити-тестирования и выявили еще несколько инсайтов.

Ингосстрах

  • Пользователи отмечали, что большое количество разных вариантов ДМС их отвлекает и запутывает, разница стоимости в блоках «Онлайн-ДМС» и «Программы ДМС» тоже вызывала затруднения при выборе нужного пакета ДМС.

  • Пользователи ожидали увидеть цены сразу или после заполнения данных в калькуляторе. Но пользователи, которые хотели купить полис ДМС без франшизы, так и не узнали его стоимость.

  • Стартовая страница переполнена информацией, что сбивает с пути пользователей, утомляет их.

На каком сайте комфортнее выбирать полис ДМС. Часть 1: сравниваем «Ингосстрах» и «СберСтрахование»

СберСтрахование

  • Лаконичность и наличие свободного пространства на сайте положительно сказалось на взаимодействии пользователей с ним. Пользователи хотели сразу найти цену полиса ДМС, но это удалось не сразу, пришлось затратить некоторые усилия, чтобы выяснить стоимость полиса.

  • Некоторые тексты написаны профессиональным медицинским языком, пользователям сложно было разобраться, что это значит, какую информацию они сообщают.

  • Отсутствие всплывающих окон и уведомлений порадовало пользователей, оставило приятные впечатления от взаимодействия с сайтом.

На каком сайте комфортнее выбирать полис ДМС. Часть 1: сравниваем «Ингосстрах» и «СберСтрахование»

Оцениваем страницы ДМС по 10 эвристикам Нильсена

После исследования мы дополнительно оценили страницы ДМС на сайтах страховых Ингосстрах и СберСтрахование на соответствие 10 эвристикам Якоба Нильсена.

Как начисляем баллы

Эвристика соблюдается — 1 балл.

Эвристика не соблюдается — 0 баллов.

Соблюдается частично — оценка 0,5 балла.

1. Понимание состояния системы: система всегда должна информировать пользователей о происходящем с помощью обратной связи.

СберСтрахование 1 балл — в калькуляторе есть шкала прогресса.

Ингосстрах 1 балл — есть индикаторы загрузки, в калькуляторе — шкала прогресса.

2. Сходство с реальным миром: система должна говорить на языке пользователя, а не на языке разработчиков.

СберСтрахование 1 балл — написано понятным языком.

Ингосстрах 0 баллов — описание тарифов ДМС дано канцелярским языком. На стартовой описание ДМС тоже формальное.

3. Контроль и свобода: наличие «аварийного выхода» из нежелательного состояния системы.

СберСтрахование 1 балл — есть кнопка возврата назад в калькуляторе, причем сохраняются введенные ранее данные.

Ингосстрах 1 балл — есть кнопка «Изменить» при оформлении, по ней можно вернуться на шаг назад в калькулятор. Обратный путь не очевиден, хотя прописан внизу. Пользователи возвращаются по стрелке браузера «Назад».

4. Согласованность и стандарты: одни и те же слова и символы всегда обозначают одно и то же.

И на СберСтраховании, и на Ингосстрахе эта эвристика соблюдается.

5. Предотвращение ошибок: минимизация условий, в которых могут быть допущены ошибки.

СберСтрахование 0 баллов — в калькуляторе не написано, что возраст влияет на сумму полиса ДМС, и важно корректно указывать свою дату рождения.

Ингосстрах 0 баллов — анкета по болезням большая, непонятно, как отражены выбранные болезни в полисе. В зависимости от выбранных болезней цена становится выше, но в калькуляторе нет информации, что стоимость зависит от отмеченных болезней.

6. На экране, а не в голове: система должна предоставлять всю необходимую для пользователя информацию, а не заставлять его напрягать память.

СберСтрахование 0 баллов — нет пояснений в пакетах, какие услуги входят в выбранные опции, например, амбулаторно-поликлинические, вызов врача на дом, экстренная помощь.

Ингосстрах 0 баллов — нет информации по франшизе на сайте.

7. Гибкость и эффективность: система должна адаптироваться под опытных пользователей, убирая ненужную информацию.

СберСтрахование 1 балл — для тех, кто уже застрахован, предусмотрен вход в личный кабинет, для новичков — возможность покупки.

Ингосстрах 1 балл — для тех, кто уже застрахован, предусмотрен вход в личный кабинет, для новичков — возможность покупки.

8. Эстетика и минимализм: тексты и дизайн интерфейса должны содержать только актуальную информацию.

СберСтрахование 1 балл — на сайте минимум информации, все лаконично.

Ингосстрах 0 баллов — стартовая перегружена информацией, цены в «Программах» и в «Онлайн-полис ДМС» не совпадают.

9. Понимание и исправление ошибок: сообщения об ошибках должны быть написаны понятным языком, точно указывать на проблему и предлагать варианты решения.

СберСтрахование 1 балл — если не заполнено обязательное поле в калькуляторе, сайт сообщает об этом и подсвечивает поле.

Ингосстрах 0,5 баллов — если не вводишь город в калькуляторе, никаких сообщений от системы нет, но дальше не пропускает, кнопка «Продолжить» неактивна, пояснений нет. В то же время при заполнении заявки на оформлении, если мейл заполнен неверно, появляется сообщение об ошибке.

10. Справки и документация: справочные материалы должны быть легко доступными и понятно написанными.

СберСтрахование 1 балл — написано понятным, доступным языком, есть блок «Частые вопросы».

Ингосстрах 0,5 баллов — есть блок с часто задаваемыми вопросами, но написано канцелярским языком.

Ингосстрах уступает СберСтрахованию в оценке по 10 эвристикам.
Ингосстрах уступает СберСтрахованию в оценке по 10 эвристикам.

Однозначных победителей нет

Нельзя однозначно сказать, какой из сайтов показал себя лучше.

По метрике CES, по приложенным усилиям, на сайте Ингосстраха пользователям было немного легче подобрать для себя полис ДМС, чем на сайте СберСтрахование.

По SUPR-Q, по отношению пользователей к сайту и оценке взаимодействия с ним, СберСтрахование получил оценки выше, чем Ингосстрах.

В процессе исследования мы выявили барьеры, которые затрудняют путь пользователей, и предложили варианты решений возникающих затруднений. Также обозначили драйверы, точки взаимодействия, которые помогают пользователям на пути к цели. Для дальнейшего использования результатов исследования мы предложили бы компаниям Ингосстрах и СберСтрахование провести количественное исследование, чтобы понять критичность и частотность выявленных проблем. Это позволит понять, с чего начинать улучшения.

Благодарим вас за интерес к нашему исследованию!

Готовы выслать полный отчет

Мы готовим подробный отчет по результатам нашего исследования. В нем собрана полная информация по драйверам и барьерам. Чтобы получить отчет, заполните форму.

Исследование вашего продукта

У нас есть опыт закрытых коммерческих исследований в сфере строительства и девелопмента, страхования и финтеха.

Если вам нужно качественное исследование сайта, мобильного приложения или веб-интерфейса, напишите нам на почту research@landau-inc.ru.

А еще у Landau есть телеграм-канал, в котором публикуем заметки про проекты в работе, интересные находки и процессы.

2121
9 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Привет! Да, возможно, этот заголовок сбивает с толку. Как раз оцениваем метрики, чтобы уметь сравнить. Да, в оценке по 10 эвристикам один сайт оказался лучше. Но на обеих площадках пользователи рассказали про барьеры — по другим метрикам это видно. Отсюда и вывод=)

Ответить

Спасибо за исследование!
Сделал запрос на получение полных данных исследования через форму!
Лайк подписка )

Ответить

Спасибо=)

Ответить

Спасибо за исследование! Когда можно ждать вторую часть, очень интересно (и страшно :) )?

Ответить

Евгений, спасибо вам, что прочитали. Планируем вторую часть опубликовать в начале сентября. Делитесь своими страхами, нам это важно =)

Ответить

Добрый день! Подскажите, как на практике пользоваться метриками? Конкретно интересует SUPR-Q. Где она заполняется?

Ответить