Зачем нужен маркетинг вину. С чего начать. Как не допустить ошибок

Если почти 90% вина покупается по этикетке — зачем нужен маркетинг?

В эти 90% этикеточных покупок попадают вина, относящиеся к определенному региону или стране. Действительно, покупая ординарное вино для ужина из Испании, Италии или даже Грузии, покупатель чаще всего ориентируется на 2 критерия: цена, подходящая под конкретную цель (ужин, подарок) и этикетка. Как будто маркетинг и не нужен никакой. Но на самом деле

каждая страна, каждый регион уже сам по себе бренд, созданный за долгие годы.

Есть ли такая тенденция в российском виноделии? Я бы сказала, что на данный моменте ещё не сформировано категорийного понятия и бренда российского вина, особенно премиального. Тут покупатель более требовательно относится к цене, больше читает, хочет понять что за сорт, откуда вино, кто конкретно производитель (это, конечно, если речь не идёт о самом базовом и низком ценовом сегменте, где цена единственный фактор).

Поэтому однозначно:

маркетинг и стратегия нужны как самой категории — Российское Вино должно быть трендовым, стильным, модным и, по умолчанию, качественным, — так и отдельным брендам, в особенности премиальным.

Важность маркетинга для российских вин интересно оценить на стратегии аргентинского бренда Chandon, который я запускала в России. Тут важно не путать это вино с французским шампанским Moet Chandon — когда бренд появился на российском рынке, его не знал никто, более того, воспринимали как подделку шампанского Moët (при том, что оба бренда принадлежат одной компании Moët&Hennessy из конгломерата LVMH).

В портфеле бренда были всего 3 позиции: Brut, Rose, Delice — сладкое, рекомендованное для потребления в коктейлях. С точки зрения производства, изначально это игристое вино делалось традиционным методом.

Зачем нужен маркетинг вину. С чего начать. Как не допустить ошибок

Первая примерка стратегии

Разрабатывая стратегию запуска, мы решили:

  1. бренд премиальный, поэтому цену поставили около ₽2500 за бутылку
  2. флагманским продуктом попробовали сделать брют, потому что на тот момент это была самая большая и растущая категория среди игристых (конечно, за счёт просекко)
  3. глобально бренд поддерживал Формулу 1 — в России мы так же попробовали взять за основу большое событие, связанное с проведением этапа F1 в Сочи
  4. внутри компании обсудили, что если шампанское — это для праздничного события в жизни потребителя, то Chandon можно было пить хоть каждый день, то есть это продукт более lifestyle.

При всех этих вводных и первых минимальных отгрузках в сети (Metro, Ароматный мир, дискаунтер Бристоль и несколько других) продукт намертво встал на полке: покупатель оказался совсем не готов к тому, что no-name игристое из Аргентины стоит по цене шампанского Mumm на скидке (да и откуда вдруг может взяться премиальное восприятие продукта?)

С точки зрения качества продукта — в целом эти характеристики потребители оценивали высоко, но вино казалось сложноватым для lifestyle позиционирования. Ещё иногда продукт, который должен быть Rose, оказывался по цвету очень близким к Brut.

Фактически целый год мы нащупывали правильную стратегию и позиционирование, но первый шаг был важен, чтобы сделать ошибки и выводы и вовремя скорректировать курс действий.

Как сделать работу над ошибками? — начать всё с начала

Нам пришлось кардинально изменить подход к стратегии продвижения продукта:

  1. Провели качественное исследование покупательских предпочтений — фокус-группы. В ходе них мы выяснили, что именно Rose выделяют наши потребители как отличное вино. Они считали, что пить Rose — это стильно и модно. Отдельно отмечали интересный цвет Rose — нежно-лососевый, лёгкий, который был ближе к розе из Прованса. Также мы протестили несколько коммуникаций-вижуалов, которые разработали локально.
  2. Посмотрели на категорию и тренды по-другому, выдвинули новые гипотезы: решили поставить на категорию Розе. Она на тот момент была очень небольшая, тем более в игристых — десятые доли процента всего рынка премиальный игристых. Сделав ошибку первый раз, мы поняли, что просекко нам не конкурент и нужно отстраиваться за счёт другого продукта.
  3. Пересмотрели дистрибуцию. Изначально продукт поставили туда, куда смогли сейлзы. Возможно, это случилось потому, что они сами не понимали продукт и не были влюблены в него. Провели несколько красивых вдохновляющих мероприятий сначала для команды, потом и для категорийных баеров сетей. Оставили продукт в крупных сетях, убрали из дискаунтеров — это совсем не место для премиальных продуктов. Сделали фокус на бутиках и остальных «strongholds» компании, то есть выбрали те точки и клиентов, где продукты компании уже продавались хорошо. Но это все произошло не по щелчку пальца. Построение дистрибуции шло очень сложно. Дополнительно изготовили красивые стойки для Chandon: с ключевой информацией о бренде и фокусном продукте — Rose.
  4. Пересмотрели ценовое позиционирование: для lifestyle игристого цена 2500 рублей за бутылку оказалось слишком высокой. Был нащупан ценовой порог в ₽1500 как критичный для покупателя, мы также тестили это на фокус-группах. В итоге Chandon можно было купить на полке за ₽1300-1500 (если была скидка).
  5. Пересмотрели портфель. Делистовали сладкий Chandon Delice — это была самая непродаваемая позиция (обсолет). Постепенно вообще его убрали из розницы, а фейсинг на полке заменили на второй Rose. Изменили формулу продукта: теперь весь Chandon начали производить по методу long charmat, это дало свежесть продукту, которой не хватало ранее из-за традиционного метода. Помимо всего этого приняли решение сделать локальный Limited Edition, вдохновлённый историей русских сказок. В этой бутылке был, конечно, Rose.
  6. Усилили образование: включили активное участие бренд-амбассадора Эрика Штайнбрюнна, на всех тренингах и мероприятиях для покупателей.
  7. Разработали новый маркетинговый инструментарий для поддержки бренда во всех каналах. Здесь подчеркну, что
Chandon Limited Edition, посвященный теме русских сказок
Chandon Limited Edition, посвященный теме русских сказок

во всех своих действиях я руководствовалась ДНК бренда — это то, что направляет и корректирует все действия.

Также было крайне важно всегда понимать кто наша целевая аудитория, и уже после этого находить инструменты и релевантных лидеров мнений, через которых будем доносить ценности и УТП бренда.

От торговой марки Chandon, которая продаёт 9 тыс. бутылок в год в России мы пришли к желанному бренду, продающему более 150 тыс. бутылок в год через 3 года.

С чего начать перед тем, как выводить свой продукт на рынок

  1. Прописать «Библию» бренда: это ДНК, tone of voice, позиционирование и сторителлинг бренда.
  2. Сделать стратегию маркетинга:
    - оценить рыночные тренды и данные
    - определить целевую аудиторию, желательно максимально подробно
    - определить и выбрать бренд-территорию, на которой ваш бренд будет играть (кино? вечеринки? праздники?)
    - разработать key visual — основную коммуникацию, которая будет на всех ваших материалах для вашей ЦА
    - определить фокусы дистрибуции
    - выбрать ценовое позиционирование
    - прописать поквартальный план маркетинг-активностей

Маркетинг-стратегия — это живой организм

Не надо бояться, что что-то идёт не так или мы отступаем по одному из пунктов. Стратегия даёт основное направление и ощущение, что у вас все упорядочено, а не хаотично.

Важно руководствоваться Библией бренда и не идти на компромиссы, особенно, если вы строите премиальный бренд.

33
5 комментариев

Что то мне подсказывает, что снижение цены с 2,5 до 1,5 тысяч рублей и дало основной результат

2

Будь проще - и люди к тебе потянутся ! (с)
Именно так мы и продвигаем наш "Клуб любителей бесплатного вина" !

1

Не только. Даже новая цена оказалась в премиальном сегменте. А премиальность нужно было доносить маркетинговыми инструментами.

Отличная статья!
Жаль, что жадные сомелье и жадные маркетологи убивают российский рынок вина прямо на наших глазах.
Подробнее от специалиста в ролике:
https://www.youtube.com/watch?v=vliRryvTqC4

Известный производитель биодинамического вина под торговой маркой UPPA Winery ( Севастополь ) Павел Швец печально подтвердил правильность логики автора видеоролика: