На чем держится сохранение высокой работоспособности

То, что обычно человек пытается догнать чашкой кофе, на самом деле достигается совсем иначе. Сохранение высокой работоспособности, чаще всего, не зависит от какой-то одной привычки, одной таблетки или одного действия. Это сложный процесс, завязанный на массе факторов. Про них и пойдет речь в материале.

На чем держится сохранение высокой работоспособности

Опять же, важно не слепо закидываться всем чем можно для того, чтобы поднять планку продуктивности, а скорее отладить внутренние механизмы и образ жизни, сфокусировавшись на возможностях. Как это организовать и выстроить в единую систему – рассказывают материалы телеграм канала. Подписывайтесь, чтобы держать под рукой актуальную информацию.

Насколько реально сохранение высокой работоспособности внутри дня?

Если задаваться вопросом, откуда работоспособность, вдохновение или состояние потока «взять», то решения не будет. В нашем организме, да и во внешней среде не существует каких-то мистических источников, откуда можно черпать только хорошее. Но, можно разобраться в базовых принципах работы мозга, тем самым прокачав свое целостное состояние.

Принципы работоспособности

Сохранение высокой работоспособности завязано на двух нейрогормонах, одном нейромедиаторе и одном гормоне. Речь идет про дофамин, норадреналин, ацетилхолин и кортизол. Грамотное сочетание их в организме поддерживает ту деятельность, которой вы занимаетесь в данный момент.

  • Наш мозг – это изолированная система, которая взаимодействует с миром через рецепторы и получаемые от них сигналы. Мозгу одинаково интересно заниматься любым видом деятельности, который провоцирует выброс дофамина.
  • Выброс дофамина могут спровоцировать достижения на работе или личной жизни. Но их сложно прогнозировать и приходится вкладывать усилия. А также выброс дофамина могут спровоцировать соцсети, игры, новости. Которые специально под это заточены.
  • В результате, чем больше мы сидим в соцсетях, новостях, играх, тем больше сливаем дофамин. И тем лучше разбираемся в том, чему уделяем большую долю времени. Будь-то как обучение, так и развлечение. Но развлечение более привлекательно, так как тянет за собой и повышенный серотонин.

Поэтому, принцип «щас я отдохну за каткой или чуть посижу в соцсетях» – это выстрел в ногу своей работоспособности. Так как каждое подобное действие сливает дофамин ведрами. И обычные дела уже не вызывают прежнего интереса.

Почему нельзя держать продуктивность всегда на пике?

Заметно, что я уповаю на дофамин, игнорируя другие факторы. Но здесь все достаточно просто. Кортизол нельзя повысить надолго. А если он повышен надолго, то это называется хронический стресс. И кортизол нужен только на старте, чтобы преодолеть утомление. Подойдет умывание холодной водой, или осознание ближущегося дедлайна.

Ацетилхолин есть в организме всегда. Да, он может колебаться от случая к случаю, но, если вы не курите, то беспокоиться нечего. А вот если курите, то есть нюанс. Никотин отлично связывается с рецепторами ацетилхолина, создавая странное состояние мышечной расслабленности и мозговой активности.

А вот с дофамином все сложнее. Для его синтеза нужен тирозин или можно сразу выпить лево-дофамин – предшественник дофамина. Дофамин растет, человек чувствует прилив мотивации. Избыток дофамина трансформируется в норадреналин. Внимание буквально прикипает к интересующей человека теме. Вот оно, то самое состояние потока.

Но норадреналин тормозит фермент, который превращает тирозин в лево-дофамин. И волна продуктивности постепенно спадает. В противном случае, мы бы жили в состоянии постоянной мании. Фокус внимания буквально прикипал бы к каждой теме, попадавшей в поле зрения.

Принципы, на которых действительно держится сохранение высокой работоспособности

На чем держится сохранение высокой работоспособности

Если держать продуктивность на пике не получается, то почему статья говорит именно об этом? Суть в том, что наш организм живет внутри небольших временных циклов. И синхронизировав свою деятельность с сигналами организма, мы получим значительный прирост работоспособности. Больший, чем описывает даже философия трансгуманизма.

Ультрадианные ритмы и как их ловить

Вы гарантировано сталкивались с ними внутри своего обычного дня, но ни стали настолько привычными и обыденными, что вы просто не замечаете их проявлений. Хотя, все достаточно просто:

  • Утром у нас повыше кортизол. Это естественно, и дофамин помогает отрегулировать этот баланс. Но, если вы после пробуждения листаете соцсети, то вы выплескиваете дофамин, без соцсетей он падает, а кортизол все еще остается. Отсюда закономерный рост раздражительности. В таком состоянии остается только мечтать про улучшение памяти и работы мозга.
  • Еще хуже, если вы выпиваете кофе за завтраком, или вместо него. Кофеин блокирует гормон усталости – аденозин. Как раз таки упомянутый выше кортизол должен был разобраться с аденозином, но он не может, если кофе выпит. Днем организм продолжает вырабатывать новый аденозин, а кофеин вымывается через почки. Как результат – дневная сонливость.
  • Утром организм с радостью и готовностью будет снабжать вас дофамином, а днем прикрутит фитиль, ведь время для синтеза серотонина. Поэтому продуктивные и важные дела лучше решать в первой половине дня.

Сохранение высокой работоспособности строится вокруг привычек, которые помогают утром поднять кортизол, не сливать дофамин впустую, вовремя синхронизировать периоды погруженной работоспособности с использованием прекурсоров. Но что такое прекурсоры?

Создавая условия для продуктивности

Из всего сказанного выше может сложиться мнение, что раз сохранение высокой работоспособности построено вокруг нейрогормонов, то может стоит достать их в готовом виде? Но это бессмысленно.

  • Наш мозг – это гормонально замкнутая система. Есть гематоэнцефалический барьер – слой клеток внутри сосудов головного мозга. Он не пропускает в мозг конкретные гормоны. В противном случае, громкий и внезапный звук буквально парализовал бы нас лавиной норадреналина.
  • Прекурсоры – это готовые вещества, которые наш мозг использует при необходимости для решения задач. Тирозин и холин из еды – это те самые прекурсоры и есть. Но нужно закидывать в себя полноценный завтрак каждые 2-3 часа, чтобы получать их в избытке. И то не факт, что ЖКТ успевал бы их переваривать.
  • А вот концентрированные источники прекурсоров будут куда более кстати. Допа мукуна, природный источник леводопамина, бакопа монье – как источник бакозидов для синтеза нейронов, ежовик гребенчатый, эринацины и гериценоны которого помогают запитать создание нейронных связей. Та же гриффония, как источник 5-НТР.

Самое прекрасное в прекурсорах то, что они используются организмом только в условиях стимула. То есть, без актуальной ситуации легкого стресса или необходимости включиться в задачу, организм просто выведет избыток прекурсоров без особого вреда.

Насколько реально сохранение высокой работоспособности?

Удержание ее на пике бесконечно долго – бессмысленно. Так как словить в этом состоянии можно только выгорание и последующую прокрастинацию. Куда эффективнее подкидывать поленья прекурсоров перед тем, как садиться решать конкретную задачу.

Больше материалов с отдельным разбором инструментов для продуктивности и личной эффективности вы найдете в телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы первыми получать свежие статьи!

11
Начать дискуссию