Почему ваш корпоративный vc-блог не взлетает? Разбираю на конкретном примере

Прожарили аккаунт компании, которая ведет блог на vc.ru. Надеюсь, они не обидятся.

Почему ваш корпоративный vc-блог не взлетает? Разбираю на конкретном примере

Привет! Это Юля Сон, директор по развитию креативной редакции «Рыба». Мы пишем статьи на vc.ru для клиентов уже три года, периодически они залетают в топ. За время работы накопилось много, что сказать по этой теме.

Ранее я прожарила тексты из разделов «Право» и «Маркетинг». Авторы периодически приходили в комментарии и в личку, спрашивали: «Разве можно судить о целом блоге по одной неудачной статье?» Справедливо. Запускаем новый формат: прожарка vc-блога.

На этот раз я комплексно разберу, в чем ошибки конкретной компании на vc.ru — от оформления шапки до работы с аудиторией — и почему у них не получается завируситься на площадке.

Кого прожарим

Для комплексного разбора я выбрала блог Пачки — они создают корпоративный мессенджер и рассказывают о нем в статьях. Ребята сами предложили их публично прожарить, причем по-честному и без сглаживания углов. Если к концу статьи они пожалеют об этом — чур я не виновата.

Блог неоднозначный: в нем много удачных моментов, но есть и сомнительные места. Не могу его категорично поругать или похвалить. Это и хорошо, потому что бить лежачего — не наш стиль. Тем интереснее будет разбирать блог по косточкам.

Всего я выделила четыре главных критерия для прожарки:

  • темы для статей — удачные или странные;
  • качество самих материалов — структура, логика, стиль и подача;
  • оформление профиля — что пишут в шапке и зачем;
  • работа с читателями — есть ли комментарии и как на них отвечают.

Давайте переходить к разбору 👇

Выбор и отработка тем для статей: иногда сомнительно, но смело

Я проанализировала статьи в блоге Пачки за 2022 и 2023 годы, чтобы понять, грамотно ли компания выбирает темы для материалов. Даже посчитала среднее количество просмотров, лайков и других активностей с июля прошлого года по настоящее время:

  • просмотры — 2235;
  • лайки — 19,7;
  • комментарии — 21;
  • репосты — 1,3.

Среднее число просмотров и комментариев достаточно приличное, а над остальным нужно поработать. Понятно, что это еще не всё: кроме этих метрик, важно, сколько лидов приводят статьи и приносят ли они их вообще. К сожалению, этого я посчитать не могу. Но расскажу подробнее, что хорошего и плохого я отметила в выборе тем.

Слишком часто говорят о себе. В блоге много статей с фокусом на внутренней кухне Пачки: как команда находит клиентов, чего добилась за год, кого старается привлечь своей рекламой. Этот контент легко развернуть лицом в сторону читателя и превратить в инструкции — вместо этого по заголовкам и заходам кажется, что Пачка просто хочет рассказать о себе побольше.

Не всегда добивают статьи интеграцией. Иногда прямо грустно смотреть, как лиды утекают из-под носа у команды из-за чуть неверного фокуса. Например, в статье «Как выбрать подходящий рабочий инструмент для компании» ребята раздали советы и совсем не упомянули свой корпоративный мессенджер.

Промахиваются мимо целевой аудитории. На канале Пачки есть советы по созданию контента на vc.ru, лайфхаки по продвижению в интернете, принципы подсчета зарплаты. Непонятно, для кого написан этот контент и как он пересекается с потребностями людей, которые ищут мессенджер для команды. Неудивительно, что эти темы чаще всего вызывают скромный отклик у читателей.

Неясно, зачем руководителю команды, который ищет мессенджер для работы, читать статью про контент. Она может собрать какие-то охваты, но слабо представляю, как конвертировать их в лиды
Неясно, зачем руководителю команды, который ищет мессенджер для работы, читать статью про контент. Она может собрать какие-то охваты, но слабо представляю, как конвертировать их в лиды

Умеют работать с инфоповодами. На канале Пачки публиковали новости про мессенджер Slack — до недавнего времени он был одним из самых популярных инструментов для работы в командах. Круто, что компания обыграла новость об уходе Slack из России и предложила российские мессенджеры на замену.

Мягко вводят продукт в нативные статьи. Периодически Пачка выпускает подборки корпоративных мессенджеров — и не забывает себя любимую. Это очень хорошо: нативный формат лучше заходит пользователям vc.ru, чем прямая реклама, при этом удается соблюсти баланс между пользой и продажами.

Не боятся говорить о факапах. Есть несколько статей с хорошим охватом и негативом в заголовке, который пропустит не каждый гендир: например, «Пачка — это сущий ад, а не мессенджер». Признать косяки и написать о них статью на vc.ru, а не выпускать рафинированные материалы — хороший способ прорваться в топ.

Поставить негативные комментарии о сервисе на обложку статьи — это как минимум смело
Поставить негативные комментарии о сервисе на обложку статьи — это как минимум смело

Качество статей: нестабильное

Общий подход к темам в блоге разобрали, теперь время уйти вглубь — к написанию текстов. Я выбрала три статьи для прожарки: плохую, среднюю и отличную.

Статья странно оформлена: подзаголовки дублируют картинки с тем же текстом, рекомендации поданы скомкано и без выделения смысловых блоков. Кроме того, непонятно, какой «рабочий инструмент» имеется в виду — мессенджер, CRM, облако или что-то еще. Сама Пачка рассказывает, что выбрала HelpDesk для автоматизации техподдержки, и это окончательно сводит с ума. Получилось расплывчато и как-то невнятно.

В конце Пачка зачем-то попросила ChatGPT написать свои советы, что сделало статью еще более безумной: читателям рекомендуют провести аукцион или турнир, чтобы выбрать сервис для работы. Пользы от такого материала, как мне кажется, немного. Об этом говорит и то, как слабо статья зашла на vc.ru: всего 416 просмотров (из них 5 — мои) и 2 комментария.

Картинка сильно перетягивает на себя внимание, хотя на ней нет ничего важного, — это может раздражать читателя
Картинка сильно перетягивает на себя внимание, хотя на ней нет ничего важного, — это может раздражать читателя

Почти все компании пишут на vc.ru «истории создания», поэтому был риск скатиться в банальность, но Пачка нашла чем зацепить. На пути команды было всё: ТехКранч, Кремниевая долина, крупные инвесторы. В статье есть крепкий стержень сюжета, сторителлинг и необычные повороты. Это удерживает внимание и заставляет читать до конца.

Из минусов — не хватило фокуса на читателе. Мы читаем историю компании, но не совсем понимаем, чем это будет нам полезно и развлечет ли вообще. Было бы здорово сделать материал более дружелюбным для чтения: например, выносить в подзаголовки самые интригующие факты и добавить эмоций. Иначе, на первый взгляд, текст похож на статью из Википедии: с датами, перечислением имен и регалий.

Больше всего в блоге мне понравилась история, как корпоративный мессенджер пытался продвигать себя в Телеграме. Долго выбирали рекламное агентство, настраивали запуск, а в итоге Пачку сочли конкурентом и отказались размещать в Telegram Ads.

Здесь прекрасно всё: понятное оформление, выстроенная история, громкий бренд в заголовке. По опыту знаю, как хорошо выстреливают такие сюжеты. Отклик закономерный: 4600+ просмотров и оживленное обсуждение с перемыванием косточек Павла Дурова. Что самое главное — статья нативно рекламирует Пачку: не каждый мессенджер может похвастаться званием злостного конкурента Телеграма 😈

Лаконичная обложка с иконкой Телеграма идеально дополняет статью — это плюс
Лаконичная обложка с иконкой Телеграма идеально дополняет статью — это плюс

Оформление профиля: эгоцентричное

На эффективность блога на vc.ru влияют все его части, включая оформление шапки профиля. Разберем, что хорошего и плохого можно отметить в описании и обложке.

Нет разворота в сторону аудитории. Описание гласит: «Рассказываем, как создаем мессенджер». Непонятно, при чем тут читатель? Вряд ли он мечтает создать современный мессенджер для бизнеса и узнать все подробности об этом. Таким описанием можно привлечь разве что конкурентов в своей нише 🤷 Уместнее было бы намекнуть, например, что читатель узнает, как выжить с распределенной командой на удаленке. Возможен и другой вариант — всё зависит от ключевого месседжа блога на vc.ru, а он обязательно должен быть.

Обложка дублирует описание в профиле. Мы буквально читаем один и тот же текст дважды, с небольшими изменениями. Жаль, что такое лакомое место занимает повтор. Вместо этого можно было на обложке раскрыть суть мессенджера, а в описании уже сосредоточиться на пользе для читателя.

Как говорится, я никогда не повторяю дважды дважды…
Как говорится, я никогда не повторяю дважды дважды…

По оформлению понятно, чем занимается компания. Да, мы уяснили суть Пачки аж два раза подряд, зато сама формулировка четкая. Из текста ясно, о чем будут статьи и от чьего имени.

Есть ссылка на сервис. Иногда компании забывают или стесняются ее ставить, а зря, ведь это может сильно урезать количество лидов. Здорово, что здесь это учли.

Работа с аудиторией в комментариях: хорошо, но можно лучше

Если не общаться с читателями, даже самая перспективная статья получит результаты хуже, чем могла бы. Важно разжигать обсуждение и заходить в комменты после публикации, особенно в первые 24 часа: себя показать и на людей посмотреть. Давайте разберемся, насколько тщательно это делает Пачка и что можно улучшить.

Не всегда реагируют на комментарии. Иногда кажется, что отвечать на глупые вопросы читателей незачем. Это не так: каждый комментарий на vc.ru повышает итоговые охваты статьи в первые часы после публикации. А значит, стоит максимально активничать даже там, где ответ очевиден.

<p>Жаль, что вопросы читателя в этой статье остались без ответа компании, — он получил только хамство со стороны другого комментатора. Можно было бы отреагировать и получить бонус к своим охватам</p>

Жаль, что вопросы читателя в этой статье остались без ответа компании, — он получил только хамство со стороны другого комментатора. Можно было бы отреагировать и получить бонус к своим охватам

Призывают к обсуждению в конце статьи. Большинство материалов заканчивается вопросом к читателям или предложением поделиться своим опытом. Это круто. Знаем по себе: даже небольшой намек на то, что от аудитории ждут отклика, повышает его вероятность 😉

Общаются с читателями. Периодически Пачка мелькает в комментариях — это хороший знак. Кроме того, аудитория vc.ru тоже это видит, что влияет на репутацию бренда: сразу понятно, когда компании не всё равно.

Умеют работать с негативом. На vc.ru обитают одни из самых токсичных комментаторов во всем интернете. Если соглашаться с критикой или, наоборот, с пеной у рта доказывать свою правоту, можно быстро растерять аудиторию и стать мемом. Здорово, что Пачка спокойно и адекватно отвечает на негативные комментарии, не теряя достоинства.

Сооснователь Пачки благодарит за комментарий и развернуто отвечает на критику — это вызывает доверие к компании
Сооснователь Пачки благодарит за комментарий и развернуто отвечает на критику — это вызывает доверие к компании

Выводы

У Пачки неплохой блог на vc.ru, но, чтобы сделать его еще лучше, советую поработать над следующими моментами:

  • тщательно выбирать темы для статей — задумываться, на какую аудиторию они рассчитаны и какое целевое действие от них ожидается;
  • следить за оформлением и структурой текста — отделять смысловые блоки подзаголовками, не дублировать мысли иллюстрациями;
  • сместить фокус в шапке профиля с себя на читателя — чтобы у аудитории была мотивация читать статьи;
  • чаще общаться с аудиторией — реагировать на все адекватные комментарии и показывать экспертность.

В остальном блог Пачки мне понравился: тексты написаны без серьезных ошибок, статьи неплохо залетают на vc.ru и провоцируют обсуждение, а это уже здорово.

Хотите, чтобы мы разобрали и ваш блог тоже? Присылайте ссылки на аккаунты vc.ru в комментариях — если статья зайдет, выберем для прожарки одного из вас 👇

5555
37 комментариев

Спасибо за разбор! Со многими пунктами согласен, особенно о зацикленности на себе, будем думать, как поправить.

Вообще мы в Пачке сейчас активно просим разных экспертов нас критиковать. Вот, например, разбор дизайна нашего сайта https://dsgners.ru/ux/677-obzor-lendinga-messendjera-pachka (вроде все моменты уже поправили).

Такой формат не дает нам какую-то супер узнаваемость или регистрации, но зато позволяет быстро становиться лучше. Да и такой контент гораздо полезнее для сообщества, чем просто "Смотрите, ребята сделали мессенджер".

Короче, ещё раз спасибо команде Рыбы.

11
Ответить

Григорий, какой интересный подход, привлекать экспертов на разбор

1
Ответить

Рыба - крутой контент делаете, спасибо!

4
Ответить

Спасибо ❤️

1
Ответить

Даи не прожарили особо то. В итоге - "блог неплохой". По идее, так могла бы любая статья закончится и нейтрального вида. у, так "Как мы проанализировали блог" или "Изучили блог пачки и нашли плюсы и минусы". кароч, прожарка - средняя. Драмы - мало. Отдайте шляпу и пальто.

4
Ответить

Ну драмы может и мало, зато все честно 🙂

1
Ответить

Это нативочка такая

1
Ответить