Матрица ответственности RACI в отделе продаж

Как на одном экране увидеть все зоны ответственности? Как вовремя обнаружить процессы, за которые никто не отвечает? Как вносить изменения в одной таблице, чтобы менялись сразу все регламенты? В этой статье я постарался вдумчиво и интересно рассказать как нам помогает ИРМА — наша интерпретация матрицы ответственности.

Кадр из сериала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fseries%2F253245%2F&postId=833432" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Офис»</a>
Кадр из сериала «Офис»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто создает или управляет отделом продаж. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как работает матрица RACI
  • Какие доработки и модификации существуют для матрицы RACI
  • Как использовать матрицу ответственности для отдела продаж
  • Для чего нужна матрица ИРМА
  • И сможет скачать образец матрицы ИРМА для всех процессов при создании отдела продаж

RACI по классике

Это таблица, которая используется при описании деятельности компании. Обычно в строках указывают задачи или процессы, а в столбцах — организационные единицы (должности или роли). В ячейках пишут символ ответственности.

Расшифровка RACI (или ARCI):

  • R — Responsible (исполняет);
  • A — Accountable (несёт ответственность);
  • C — Consult before doing (консультирует до исполнения);
  • I — Inform after doing (оповещается после исполнения).
Пример матрицы RACI
Пример матрицы RACI

Матрица позволяет наглядно увидеть схему распределения ответственности:

  • За что отвечает сотрудник в конкретной должности
  • К каким процессам он не имеет отношения
  • Какие процессы имеют два и более ответственных
  • Какие процессы не имеют ответственных

С помощью этой таблицы удобно делать должностные инструкции и решать конфликтные ситуации.

Если у собственника в этой матрице нет символа ответственности, значит он молодец, — всё делегировал.

Доработки концепции

Компаниям, которые используют матрицу, приходится балансировать между слишком маленьким и слишком большим количеством символов ответственности. Маленькое количество не отражает реальное взаимодействие в компании. Большим — трудно пользоваться.

По этой причине появляются разного рода доработки и попытки иначе интерпретировать те или иные символы:

  • RASCI: добавляется «S» — «Support» (поддерживающий — тот, кто помогает ответственному делать работу);
  • RACIQ: добавляется «Q» — «Quality» (качественный — тот, кто оценивает результат на качество);
  • RACI-VS: добавляются два субъекта «V» — «Verifier» (проверяющий — тот, кто проверяет результат на предмет соответствия заданным параметрам) и «S» — «Signatory» (подписывающий — тот, принимает результат и согласовывает его передачу дальше по цепочке);
  • RACIO: добавляется «O» — «Out the loop» (вне цикла — тот, кто вообще не должен соприкасаться с осуществлением той или ной задачи).

Матрица ответственности в отделе продаж

Принято считать, что в отделе продаж две основные функции — это продавать и управлять теми, кто продает.

Если выстраивать работу отдела системно, с реальным разделением труда, то функций получится больше. Кроме того, у отдела продаж есть серьезная потребность в поддержке продуктовой команды (в этой роли может быть собственник, вендор, маркетолог и т.д.).

Все многообразие возможных функций мы постарались уложить в разумное количество символов ответственности. Получилась аббревиатура ИРМА:

  • И — исполнитель
    Исполнитель самостоятельно выполняет задачу и несет ответственность за сроки и качество. Например, менеджер по продажам самостоятельно обрабатывает входящих лид в течение часа с максимально возможной конверсией. У одной задачи может быть только один исполнитель.
  • Р — руководитель;
    Ответственность руководителя — обеспечить исполнителя. Например, руководитель отдела продаж определяет точку роста в работе менеджера. Он ставит ему задачу изучить конкретный урок в базе знаний. В результате у менеджера повышается конверсия при обработке лида.
  • М — методист;
    Ответственность методиста — обеспечить уровень экспертизы. Например, конверсия при обработке лидов зависит от комплексности предложения. Методист получает и оцифровывает информацию о том как сформировать наиболее комплексное предложение, в рамках бюджета. Затем он создает урок и выкладывает в базу знаний.
  • А — асессор.
    Ответственность асессора — обеспечить уровень контроля. Например, уложился ли менеджер по продажам в один час при обработке лида, выявил ли потребности и т.д.
Часть матрицы ИРМА. Полный файл можно <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fdubrovinru%2F211&postId=833432" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">забрать на канале «Вдумчиво о продажах»</a>
Часть матрицы ИРМА. Полный файл можно забрать на канале «Вдумчиво о продажах»

Предвижу вопрос: почему нет символа ответственности, который указывает кого нужно проинформировать по итогам выполнения задачи. На мой взгляд этот символ устарел. И задачи, и статусы выполнения фиксируются в учетных системах, например в CRM. Если простыми словами, то кому надо, тот посмотрит.

Этот элемент может быть важен для настройки прав доступов при внедрении CRM. В этом случае нужно матрицу нужно дополнить для интегратора, который будет заниматься внедрением.

Для чего нужна ИРМА

Как и классическая матрица ответственности она позволяет увидеть бесхозные процессы или задачи, а также недозагруженные роли. В проектах по созданию отделов продаж ИРМА помогает:

  • Увидеть все процессы на одном экране. Лучше описать их и оптимизировать.
  • Создать комплект нормативных документов, в частности должностные инструкции, о которых я писал в другой статье;
  • Сформировать раздел «Обязанности» в тексте вакансии. Недавно я делал разбор вакансии;
  • Сформировать текст Job-offer;
  • Сделать формы отчетов;
  • Сократить непрофильную нагрузку на менеджеров по продажам;
  • Настроить разделение прав доступа в CRM;
  • Сделать регламент взаимодействия с другими отделами и службами;
  • Решать спорные ситуации.

Кроме того, ИРМА — это очень удобный артефакт для общения с руководителем компании.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
3131
24 комментария

Матрица ответственности в отделе продаж нужна для определения ролей и функций каждого сотрудника, чтобы обеспечить более эффективную работу и достижение общих целей. Она позволяет установить четкое разделение труда, определить ответственность каждого сотрудника за выполнение определенных задач и увеличить количество функций отдела продаж. Кроме того, матрица ответственности помогает удовлетворить потребность отдела продаж в поддержке продуктовой команды. Все это способствует повышению эффективности работы отдела продаж и улучшению качества обслуживания клиентов.

2
Ответить

Ни добавить, ни убавить)

1
Ответить

Статья интересная, пошел канал изучать :)

2
Ответить

Спасибо! Подписывайтесь

Ответить

А по кол-ву человек в команде, когда стоит использовать эти таблицы? Если 3 человека работают, то и так ведь все понятно

1
Ответить

Лучше день потерять… и все по уму сделать )

1
Ответить

никогда про raci не слышала, выглядит удобно, и здорово, что можно адаптировать под направление

1
Ответить