Клиентский путь: T-Bank и Sberbank
“Собаки лают, слон идет” - несмотря на все текущие трудности с которыми столкнулся сейчас банковский сектор РФ, его развитие продолжается, возможно даже еще более быстрыми темпами и точно с невиданной ранее находчивостью) Сегодня я вместе с Sergey Karpov хотим обсудить с вами “зеленую” и “желтую” стороны финансовой сферы РФ. И как обычно, начинаем с подведения итогов:
Один классический, государственный, с огромной филиальной сетью, бурно растущей экосистемой и развивающимся онлайном.
Второй - полностью цифровой, современный, с постоянными продуктовыми прорывами (в хорошем смысле))) и уникальными сервисами.
А теперь давайте разберем по порядку их основные отличия:
Acquisition
Sberbank на том уровне привлечения, когда своих клиентов у него в разы больше чем потенциальных. Из каналов привлечения для него наиболее эффективные - это собственные). Sberbank покрыл все возможные точки присутствия и этим обеспечил формирование потребностей клиентов задолго до покупки. Наверно с рождения каждый гражданин РФ уже знает, что настанет время когда ему пора будет стать клиентом Sberbank)
Tinkoff же в свою очередь, приходится действовать более избирательно и “экономно”, используя аналитику и приоритизацию при выборе точек и тем для коммуникаций.
У обоих банков достаточно высокие оценки, но за счет масштаба все же обгоняет Sberbank.
Selection
На этапе подбора решений у тяжеловесов есть принципиальные отличия. У Sberbank богатая продуктовая оранжерея, со своим решением для разных крупных сегментов и некоторых подсегментов. И действительно, рассматривая каждое решение отдельно, оно выглядит достаточно привлекательным и выгодным. Но! Смотря на все решения одновременно (а именно так и смотрит новый клиент) создается впечатление, что каждое создавала своя продуктовая команда и команды эти видимо не всегда внутри общаются) Мы считаем, что огромный потенциал для роста таится в сплочении команд банка на их фокусном направлении вдоль единой продуктовой стратегии (которую возможно надо будет обновить).
Tinkoff наоборот же, максимально фокусирует клиента на входе в банк. Из-за четкого удержания клиента в нужной полосе, весь процесс проходит быстро и логично. Но тут есть другая сторона медали - смещается вектор с персонализации и кастомизации.
Если же совместить сильные стороны двух подходов, исключив их минусы, можно выйти на очень гармоничный и эффективный баланс.
Evolution
На этапе развития отношений, нам кажется банки такого уровня могли бы использовать свои потенциалы более эффективно.
У Sberbank “Очень Большие Данные” ( англ. VERY BIG DATA), настолько, что скорей ГОСУСЛУГИ, БКИ и прочие отправляют запрос Сберу, а не наоборот) Но если посмотреть на их коммуникации с клиентами, то такое ощущение, что этих данных у них нет!
Коммуникации чаще массовые, стандартные и не персонализированные. Да, мы понимаем что метод ковровой бомбардировки, даже с самым низким процентом конверсии, на такой базе клиентов даст эффект, который и не снился самому “CRM-продвинутому” банку. Но что если этот процент конверсии еще и поднять? Уверены, что от этого станет лучше и банку и клиентам (которые устали от пустых и черствых сообщений).
Tinkoff больше пользуется информацией о клиенте, но с учетом его технологичности/инновационности хотелось бы видеть большее вовлечения в потребности клиента.
Но отношения конечно дело взаимное. Про коммуникации со стороны банков проговорили, а что с поддержкой, когда обращается сам клиент?
Можно сказать кратко - если по стандартным кейсам банки приблизительно равны, то при нестандартный кейсах, у Sberbank начинает проявляться бюрократическая сыпь (все-таки это гос. банк).
Tinkoff, в свою очередь, приятно удивляет лояльностью и скоростью решения любых адекватных задач.
Послесловие
Пройдясь по всем блокам, так и хочется обратить внимание коллег на переиспользование сильных сторон друг друга!
Что касательно использования данных о клиенте - зона роста для них обоих.
Все статьи по тематике:
5. Клиентский путь: T-Bank и Sberbank (текущая статья)