реклама
разместить

Рейтинги и репутация: как система отзывов формирует гиг-экономику

Как работает система рейтингов исполнителей (а теперь ещё и клиентов) и при чём здесь гибкая занятость.

Рейтинги и репутация: как система отзывов формирует гиг-экономику

Когда и зачем придумали оценивать исполнителей?

Персональный рейтинг исполнителя на основе оценок и отзывов заказчиков придумал Uber в 2009 году. Компания создала новаторскую модель для поиска такси — рассказывали о ней подробно в другом нашем материале. Её ключевая особенность — привлечение на заказы временных исполнителей через специальную платформу. Как при этом контролировать качество услуг? Uber делегировал это заказчикам-пассажирам: после каждой поездки их просили оценить качество услуги в целом, самого водителя и автомобиль. Среднее значение оценки каждого исполнителя определяло, какие заказы и по какой цене он может получать. А если рейтинг становился слишком низким, Uber прекращал сотрудничество с водителем.

Как изменились современные рейтинги?

Сейчас рейтинги — ключевой инструмент гиг-экономики. Они повсюду: в сервисах доставок (например, Delivery), аренды жилья («Островок»), купли-продажи товаров («Авито») и в приложениях для поиска подработок (в том числе в нашем приложении Ventra Go!). Иногда отзыв может оставить не только заказчик, но и исполнитель.

Формы обратной связи для заказчика и исполнителя после задания в приложении Ventra Go!

Все годы своего существования система рейтингов постоянно развивается. Поэтому платформы гибкой занятости постоянно дорабатывают алгоритмы оценок.

Компании делают комплексную систему оценки, которая бы максимально отражала реальность и защищала при этом от манипуляций. Известна история, когда несколько водителей из Индии сговорились и поставили друг другу фальшивые пятёрки, чтобы обойти конкурентов. С тех пор компании по всему миру продумывают комплексные системы формирования рейтингов. Так что будьте уверены: средняя оценка водителя в Яндекс Такси складывается не только из «звёздочек», которые вы ставите после каждой поездки.

Оценки всегда работают в обе стороны. После поездки в такси не только вы оцениваете водителя, но и он вас, а за низкий пассажирский рейтинг можно навсегда потерять право пользоваться сервисом — поэтому многие так трепетно следят за своим рейтингом и очень переживают, если из 5.00 он внезапно опускается до 4.97 (узнали себя?).

Аналогично работают и другие платформы — например, в Ventra Go! мы постоянно общаемся с исполнителями, которые получают низкие оценки заказчиков, чтобы понять, что на самом деле произошло.

Рейтинги и репутация: как система отзывов формирует гиг-экономику

Служба поддержки в приложении Ventra Go! всегда на связи по любым вопросам

Клиенты ставят оценки по-разному, и алгоритмы тоже стараются это учитывать. Люди в разных странах по-разному относятся к оценкам. Например, американцы более чувствительны к рейтингам и чаще ставят высокие оценки, чем европейцы. А ещё оказывается, что пассажиры такси часто занижают оценки водителям-женщинам. Платформы гибкой занятости следят не только следят за подобными исследованиями, но и постоянно изучают пользовательское поведение, чтобы учитывать эти особенности в алгоритмах оценок.

Рейтинг исполнителя — это своего рода трудовая книжка. Рейтинг — подтверждение профессионализма, опыта, качества. Чем он выше, тем больше к исполнителю доверия со стороны заказчика.

Рейтинг исполнителя влияет на его доход. Многие платформы используют рейтинги для распределения заказов. Например, на платформе Ventra Go! алгоритмы учитывают не только оценки (также частоту выходов, распределение по дням недели/времени и т.д.), но как правило исполнители с более высокими оценками в первую очередь видят более выгодные заказы. А иногда исполнители могут рассчитывать и на дополнительные бонусы.

Пятёрка не всегда пятёрка. На многих платформах, особенно в такси, рейтинг 4,5 из 5 считается низким, но всё индивидуально. Например, Uber перестаёт сотрудничать с водителями, рейтинг которых опускается ниже 4,6, а в приложении Ventra Go! 4 — базовая хорошая оценка, её по умолчанию получает каждый исполнитель после регистрации. Так что рейтинги лучше не сравнивать друг с другом.

Рейтинги и репутация: как система отзывов формирует гиг-экономику

Рейтинги сейчас — всё ещё неидеальная система, но пока что это лучший инструмент саморегуляции гиг-экономики. Да, временные исполнители всё ещё теряют драгоценные баллы из-за заказчиков, у которых просто было плохое настроение. Но на опыте работы платформы Ventra Go! мы убедились, что люди начинают принимать культуру рейтингов и относиться к своим оценкам всё более ответственно.

А что дальше?

В сериале «Чёрное зеркало» есть популярный эпизод, где социальный рейтинг людей стал полностью определять их жизнь. Да что уж говорить: в городах Китая периодически запускают аналогичные эксперименты (правда, пока они широко распространения не получили). Мы, разумеется, против антиутопий, но за удобные и эффективные инструменты для жизни и бизнеса — чем рейтинги и являются.

А ещё мы верим, что с развитием культуры гибкой занятости всё больше сфер экономики начнёт внедрять систему обратной связи, а её механизмы будут становиться честнее и объективнее.

3434
11
11
реклама
разместить
35 комментариев

Не хочу всеобщую систему рейтингов, в универе хватило...

2

Как же мне повезло, что в моём универе её не было. А от знакомых из других ВУЗов только и слышала, как они ей "рады".

1

знаю, что компании часто на корпоративном уровне запускают рейтинги. Но как будто в основном отзывы об этом негативные😢

2

а о каких рейтингах вы сейчас говорите? нам интересно!

всегда стараюсь всем не только оценки ставить, но и коммент писать. насколько знаю, это тоже обычно учитывается

2

обратная связь очень важна, и ваши комментарии помогают - будьте в этом уверены (особенно если они конструктивные)

«несколько водителей из Индии»...
интересно сколько это в тысячах человек

2
Раскрывать всегда
Как сформировать рейтинг на Яндекс Картах

Гео сервисы уже давно стали хорошим каналом привлечения клиентов для бизнеса. Яндекс Карты, как основная площадка в России, постоянно улучшает свои алгоритмы, чтобы сделать поиск более релевантным и рейтинг является одним из ключевых факторов успеха на площадке. Для бизнеса, желающего привлекать клиентов через карты, крайне важно выращивать, поддер…

Как сформировать рейтинг на Яндекс Картах
1717
22
реклама
разместить
Чек-лист по проверке на увольнение в 2025.

Собрал в одном месте все значимые факторы, прогнозы и свои мысли по развитию карьеры в 2025 году: какие отрасли будут на подъеме, а какие наоборот не сулят ничего хорошего. О выводах читайте в данной статье.

Кошмар или сон в 2025?
99
44
11
11
Вот [не]задача — начальник абьюзер!

Всем привет! С вами ЛивриЛеди. Небольшое интро к новой рубрике от Василисы Акашевой «Задачник». Проводя исследования женских проблем в клубе ЛивриЛеди, мы пришли к выводу, что зачастую женщинам не хватает навыка рационального подхода к своим жизненным, карьерным и учебным задачам. Как его поставить себе, как его развить в себе? Наш ответ таков: про…

11
За что платить зарплату или для чего нужны показатели эффективности
За что платить зарплату или для чего нужны показатели эффективности
33
Как поднять «Индекс вежливости» на hh.ru до 100% и причём тут ИИ
Как поднять «Индекс вежливости» на hh.ru до 100% и причём тут ИИ

В этой статье разбираемся, как работает «Индекс вежливости», почему от него зависят эффективность рекрутинга и HR-бренд, а также как его вывести на максимальные 100% при помощи современных инструментов — вплоть до автоматизации за счёт искусственного интеллекта.

IT-рекрутинг: автоматизировать всё!

Привет, VC. Я — Александр Сельдемиров, руководитель компании ITQuick и основатель платформы Jumse. Сегодня я попросил свою команду встретиться с одним из наших любимых клиентов и узнать, как им удалось в 8 раз ускорить подбор разработчиков, и какие инструменты автоматизации и ИИ они используют.

IT-рекрутинг: автоматизировать всё!
88
88
Как повысить рейтинг на Авито и на что он влияет?
Как повысить рейтинг на Авито и на что он влияет?
5 месяцев исследования, сбора и согласования комментариев…

…и мы выпускаем новый обзор рейтингов подрядчиков в диджитале и ИТ. Диджитал, конечно, уникальный в этом смысле: нигде нет столько разных рейтинговых продуктов, которые делаются не для того, чтобы померяться известно чем, а для пользы участникам и заказчикам. По сравнению с предыдущим обзором 2022 года мы многое улучшили: 1. Дали определение рейт…

11
11
Поиск сотрудников в 2025 году: почему стандартные платформы больше не работают
Поиск сотрудников в 2025 году: почему стандартные платформы больше не работают
реклама
разместить
Актуальность отзывов на Google Картах в 2025 году. На что они влияют?
Актуальность отзывов на Google Картах в 2025 году. На что они влияют?

Всем доброго дня, меня зовут Андрей Волков и сегодня мы поговорим об актуальности и пользе отзывов на Google Картах. Если говорить вкратце, то отзывы на Google Maps влияют на рейтинг компании, а еще могут затрагивать поисковую выдачу. Суть в том, чтобы потенциальный клиент сразу мог понять – подходят ему услуги этого бизнеса или нет.

44
11
Почему в России мало хвалят, но много ругают? Отзывы как зеркало культуры

В России отрицательные отзывы на картах Яндекса, Google или 2ГИС появляются в разы чаще, чем положительные. В Европе и США баланс иной: люди охотнее благодарят, чем критикуют. Почему так? Ответ — в культурных кодах, доверии и восприятии обратной связи.

44
11
Как AI меняет рынок: ожидания и реальность

В 2022–2023 годах я активно наблюдал за развитием ChatGPT. Кто следил за технологиями уже тогда понимал, что AI в ближайшее время начнет заменять людей в диджитале. Плюс AI даст сильный скачок роботехники, который рано или поздно доберется и до оффлайна. Тогда я впал в депрессию, поскольку будущее казалось туманным, а с развитием нейросетей горизон…

[]