реклама
разместить

Чо как там, «за бугром»: к чему готовиться небольшому IT-агентству, которое хочет работать с Западом

Чо как там, «за бугром»: к чему готовиться небольшому IT-агентству, которое хочет работать с Западом

Привет! Меня зовут Женя Пономаренко, уже 11 лет я развиваю свое агентство аутсорс тестирования «Кавычки». На западный рынок мы вышли достаточно давно — лет 8 назад. Тогда мы были совсем небольшим агентством — человек 8–10 от силы. Сейчас нас тоже не слишком много, в самый раз — 40 человек. И конечно, как и многие, мы хотели расширить границы и найти клиентов «за бугром».

Спойлер: у нас немного получилось

Когда мы прорывались на Запад, у нас не было бюджета на маркетинг, западных сейлз-менеджеров и какие-либо другие инструменты продвижения. Это сейчас мы начинаем что-то пробовать, а тогда все держалось только на моих собственных силах.

Поэтому сразу обозначу, чего в статье точно не будет, чтобы у вас не появились ложные ожидания. Не будет про поиск зарубежных инвесторов — вообще не наша тема. Не будет про работу конкретных инструментов продвижения, — как я и говорил, сейчас мы в процессе тестирования и поиска того, что работало бы лучше рекомендаций. Эта статья про наш опыт, про то, как небольшому IT-агентству начать работать с западными клиентами (даже если карманы не набиты бюджетом на продвижение), на что стоит обратить внимание и к чему готовиться.

Если вы все-таки остались, то идем дальше.

Предыстория

Мы начали работать на удаленке еще до того как это стало пандемийным мейнстримом. Мы не зависим от определенной локации. Наши команды полностью распределенные и удаленные (5 стран), а со многими коллегами и клиентами я никогда не встречался лично. Да, у нас есть офис в Новосибирске, но в целом вся команда работает на удаленке. Прокачанные навыки «заядлых удаленщиков» помогли нам, тогда еще совсем небольшой компании, начать работать с зарубежными клиентами, потому что у нас уже был опыт работы над проектами в удаленном формате.

Давайте на чистоту, небольшим IT-компаниям сложно выйти на западный рынок напрямую, например, физически открыв офис компании за границей, что, конечно, определенный престиж для зарубежных клиентов. Но это еще то приключение. Во-первых, это дорого (ну, для нас это было дорого). Во-вторых, без внушительного клиентского портфолио — бессмысленно. Удаленка — единственный и доступный способ для небольших компаний начать сотрудничество с Западом.

Чо как там, «за бугром»: к чему готовиться небольшому IT-агентству, которое хочет работать с Западом

Как ни странно, но найти первого заказчика за границей 8 лет назад нам помог кризис. Рубль подешевел, а российские клиенты притормозили сотрудничество. Варианта «сидеть и грустить» — не было. Нужно было как-то выживать и искать новых клиентов, поэтому, призвав силу Linkedin и отправив письма всем потенциальным клиентам, мы начали работать с американской компанией, которая разрабатывала сразу несколько IT-продуктов. Для них наши цены на фоне падающего рубля стали очень привлекательными. Мы помогали этой компании одновременно с 4 продуктами. С тех пор рекомендации от них распространились. С 2013 года «Кавычки» непрерывно работают с западными клиентами — как со стартапами, так и с крупными компаниями.

Чтобы начать работать с Западом, как мне кажется, прежде всего стоит разобраться в двух вещах: как вообще все устроено, и по каким правилам там играют.

На что стоит обратить внимание:

  • Менталитет и особенности «входа» к клиентами. Работать с Америкой, не то же само, что работать с Испанией, например.
  • Специфика работы
  • Спрос услуг и цены
  • Конкурентное преимущество

Особенности «входа» к клиентам

  • Как у «нас» — не работает

Пожалуй, главная сложность в том, что не работает подход, который работает у «нас». В России можно зайти к клиенту через письма, через общение, холодные продажи или даже, если вы где-то пересеклись и поболтали. У нас был случай, когда мы заключили контракт с крупным российским клиентом просто потому что «мимо проходили». Я был проездом в Москве, и нам удалось встретиться, чтобы все быстро обсудить.

У зарубежных клиентов так не работает. Если вас не знают, то на письмо либо ничего не ответят, либо «not interesting», и общение закончится. Лучше всего работает сарафан, рекомендации других западных клиентов. (Да, капитан очевидность, в России тоже). Верно, но там — это самый мощный канал продвижения. Без международных кейсов в портфолио для них вы — непонятно кто, даже если у вас в России есть крупные клиенты. А вот если вы хорошо выполнили работу, то вас порекомендуют, и вы начнете нарабатывать репутацию на Западе, которая и будет продвигать компанию.

Кстати, на Западе очень популярны рейтинги и каталоги компаний с отзывами клиентов — Clutch, Goodfirms, G2, Capterra. Это не просто «мусорные» отзовики а-ля «пиши, что хочешь». Там все серьезно. На том же Clutch отзыв проходит модерацию от двух дней — до двух недель. И еще не факт, что пройдет, если у модератора будут сомнения про подлинность отзыва. У нас в России ничего подобного и масштабного — нет. По крайней мере, про QA и тестирование.

<i>                                      Вот так, например, выглядит наш профиль на Clutch</i>
                                      Вот так, например, выглядит наш профиль на Clutch
  • Личностные качества — это важно

Окей, а как тогда зайти к клиенту, если в портфолио только российские проекты? Есть и другой вариант — если вы долго общаетесь с человеком, рассказываете, чем занимаетесь, то, возможно, через какое-то время он предложит вам поработать. Там важны человеческие качества и то, насколько хорошо вас знают.

Общаться с клиентом можно в старом-добром Linkedin, что я и делал. Сейчас мы тестируем англоязычные площадки для статей и такие ресурсы как Quora. Например, Quora — это большое комьюнити разных людей, где можно отвечать на вопросы и показывать свою экспертность. Возможно, это выльется в контакты потенциальных клиентов.

Специфика работы

В нашей сфере какой-то разницы в спросе услуг, если честно, нет. Спрос ничем не отличается от российского рынка. Все хотят в рамках тестирования одно и то же — функциональное тестирование, автоматизацию, нагрузочное тестирование и т. д. Опять же, если вам нужно посмотреть специфику спроса именно в вашей сфере — полистайте каталоги компаний (тот же Clutch или G2) и отзывы клиентов у ваших западных конкурентов. Там можно найти много полезного для исследования рынка: от ценника до того, какие услуги чаще всего запрашивают клиенты в вашем сегменте.

  • Обязательность

Но есть отличия в подходе к работе. Западный рынок, в частности американский, европейский — это очень обязательные люди. Если они сказали, что поставят задачу к определенному времени, то они ее поставят к этому времени. И то же самое они требуют от нас. Если мы сказали, что сделаем это к указанному сроку за определенный бюджет — то они ждут именно это. Отступление от сроков даже на несколько часов остро и негативно воспринимается. И дело может дойти до расторжения договора. У нас был такой кейс, когда мы опоздали на несколько часов, и пришлось расстаться с клиентом. В этой обязательности есть и плюс — они всегда вовремя оплачивают счета. Чего не скажешь про российский рынок. В России частенько все сводится на дружеские отношения из серии «ты что, не друг мне, не подождешь что ли?».

  • Контроль

Еще одна особенность — контроль. Многие западные клиенты просят нас ставить трекеры учета времени на рабочие компьютеры, чтобы следить, как мы работаем. В России мы с этим не сталкивались. И конечно, такой подход нравится не всем сотрудникам, потому что это — лишний стресс. Наверное, это какая-то своеобразная дань обязательности. В самой же работе и задачах сложностей нет. Скорее они бывают в общении из-за разных менталитетов и языка.

Конкурентное преимущество российских компаний

В принципе здесь можно задать логичный вопрос: «а зачем мы вообще им нужны?» У нас же разный менталитет, языки, в конце концов — часовые пояса. Я вижу два больших преимущества:

  • Стоимость и качество

Стоимость — очевидная выгода. Услуги российских IT-агентств часто бывают дешевле, чем у западных конкурентов (в том числе и из-за скачков рубля). К примеру, час тестирования у нас стартует от 25$, цены у западных команд могут начинаться от 50$. Наши цены ниже, при этом у нас достойный уровень качества, не уступающий зарубежным конкурентам. Мы исполнительны, тестируем только на реальных мобильных устройствах и в реальных браузерах, каждое тестирование сопровождает QA Lead.

Да, чтобы соответствовать высоким критериям и держать конкурентную планку, мы действительно тратим много сил, времени и денежных вложений: у нас есть мощное внутреннее обучение; мы готовим сотрудников и оплачиваем им международную сертификацию; обучаем английскому языку; QA Lead, сопровождающий команду на проекте клиента, в большинстве случаев — не оплачивается клиентом. Кроме этого, на всех проектах мы стараемся поставить процессы работы, а не просто протестировать софт. Как вы видите, еще будучи маленькой командой, мы вкладывали ресурсы, которые у нас появлялись, не в «обертку» (маркетинг и продвижение), а в «начинку» (услуги, дополнительные возможности, образование сотрудников и апгрейд скиллов).

Нацелившись на Запад, вы должны понимать, что по качеству исполнения услуг, вы не можете уступать зарубежным конкурентам. И помимо цен, важно продумать ваше конкурентное преимущество, что еще вы можете предложить ( + к услугам). Иначе вас просто не заметят или не станут рекомендовать.

  • Работоспособность

И кроме этого, как мне кажется, русские ребята более работоспособные. Например, в Европе очень развит Work-life balance, поэтому они сильно не напрягаются. Давайте только не путать, я имею ввиду не бесконечную работу без выходных и отдыха, а в целом — работоспособность. А вот русские, украинцы, белорусы — очень работоспособные относительно европейцев. Не знаю про американцев, не доводилось работать с американскими QA, полагаю, что у них работоспособность высокая, но и рейты тоже выше, и конкуренция выше. У нас все-таки не так. Поэтому цена и работоспособность — два главных преимущества.

И напоследок

Наверное, я скажу сейчас очевидную вещь, но самый лучший способ понять, как работать с зарубежными клиентами — начать с ними работать. И делать это хорошо, чтобы наращивать репутацию. Рекомендации — это мощный инструмент продвижения и показатель качества вашей работы. Нам рекомендации привели крупных клиентов, помогали в тендерах и на западном рынке. Но одними рекомендациями свет мил не будет, поэтому мы продолжаем тестировать другие каналы привлечения. Если из этого выйдет что-то путное — обязательно отдельно напишу об этом.

7979
реклама
разместить
57 комментариев

Ой да такое ощущение что вы вчера в теме. Давайте не врите, а.
"Not interesting" не пишут. "Not interested". Не "это не интересно", а "я не заинтересован". Вы походу кальку с русского перевели, ради написания статьи, и воткнули для солидности.
"В России можно зайти к клиенту через письма, через общение, .... У зарубежных клиентов так не работает." - что за бред? У каких именно зарубежных? В США то что вы перечислили, работает как раз сильно лучше чем в России, где очень многое делается лично "в кулуарах", на попойках, за откаты и так далее. Если у вас не получалось (а глядя на такой английский, я начинаю понимать причину), наймите себе нормального сэйлза.
"Не знаю про американцев, не доводилось работать с американскими QA" - а следовало бы. Да, СНГ это лучше Испании (тьфу-тьфу), но отечественных балбесов постоянно надо как детей чуть ли не упрашивать работать. Инфантильность тянется еще с ранних лет, когда двойка в дневнике по сути ничего не меняет, а в универах преподы часто "тянут" балбесов тогда, когда следовало бы отчислить.

17

отечественных балбесов постоянно надо как детей чуть ли не упрашивать работать. Инфантильность тянется еще с ранних лет, когда двойка в дневнике по сути ничего не меняет, а в универах преподы часто "тянут" балбесов тогда, когда следовало бы отчислить.

Да ладно, нашему веслачу надо платить ипотеку и детей в садик устраивать + жене на салон красоты отстегивать. А берлинский синьор он что? С утра крафтовый кофе, вечером крафтовое пиво. Никаких обязанностей и стресса. Кто еще более инфантильный? Это я как завсегдатай Silicon Hinterhof говорю.

2

Плюсую по всем фронтам. Английский без сильного акцента и с хорошим запасом - для всех представителей/лиц компании. И сейлсы на англоязычном рынке работают просто прекрасно.

2

Блин, капец. Читаю статьи тут и офигеваю. Почти в каждой комментаторов просто рвет желчью ... вы чего такие злые? Может автор не писатель, написал как умеет, поделился опытом. Не нравится статья - идите на мимо да и все.
Зато все дружно засунули поглубже язык в ж.. Тинькову после его совершенно никчёмной статьи. Фу быть такими.

13

Если у автора говно-сайт, говно-тексты и говно-подход то уж лучше мы ему ласково скажем, чем он потом будет сидеть и думать почему бюргеры его не нанимают. Судя потому что ценник 25$ в час, автор демпингует от отчаяния.

1
Раскрывать всегда
В московском метро открыли кафе с выпечкой и напитками

Пока на одной станции — но в будущем их будет больше.

Источник: московский Дептранс
100
2323
1313
33
22
11
Мы жители регионов очень рады за развитие столицы нашей.
реклама
разместить
Будущее за подписками: Как брендам использовать главный тренд в бизнесе — опыт Михаила Токовинина
Будущее за подписками: Как брендам использовать главный тренд в бизнесе — опыт Михаила Токовинина
44
11
“Камни, отточенные водой” - московский образовательный комплекс, интегрированный в природный ландшафт

Участок площадью 3,2 гектара, окруженный лесным массивом и живописным парком с прудом - идеальное место для размещения образовательного комплекса. Особенно, если такая возможность появляется в крупном мегаполисе. С другой стороны, это большая ответственность для архитекторов, которым необходимо гармонично интегрировать здание в окружающую его приро…

Образовательный комплекс на 1200 + 250 мест (вид сверху)
Как я сделал бота точно предсказывающего тренды криптовалют, дающего сигналы и упаковываю его в платный канал в тг.

Привет! Расскажу о том, как маркетолог с 8-летним стажем в рекламе и нулевым стажем в программировании пишет код для бота который невероятно точно сигнализирует о покупке и продажи самой разной крипты.


Вводные такие:

- стаж программирования 0 лет.

- стаж криптоторговли 0 лет.

- желание зарабатывать на крипте 146%.


Причем желательно делать это так,…

44
33
11
Рейд с тракторами и бульдозерами: что известно о «зачистке» на Апраксином дворе в Санкт-Петербурге

Что случилось и что говорят об этом предприниматели.

Источник: «Фонтанка»
2828
66
44
22
Не убогий, вонючий рынок, а "архитектурный комплекс, крупнейший исторический торговый центр города"...
Apple собирается добавить в Apple Watch камеры и ИИ-функции — Bloomberg

Но выйдут такие устройства нескоро.

Пример работы «Визуального интеллекта». Источник: Apple
99
11
11
ПОСТ ДЛЯ УСПЕШНОГО СЕЛЛЕРА
ПОСТ ДЛЯ УСПЕШНОГО СЕЛЛЕРА
Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали

Ненавижу копирайтинг. Тот самый "правильный" копирайтинг, которому учат на курсах за 50 тысяч. С его формулами AIDA, болевыми точками и призывами к действию.

Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали
6767
22
22
11
Немного попорчу ваше жонглирование цифрами. На примере средней продолжительности жизни в древней греции к примеру и современной же греции. Мог бы и на примере россии, но информации о средней продолжительности жизни россиян 2000 лет назад как-то маловато. Тогда средняя продолжительность жизни была около 30 лет. Сейчас перевалила за 70. Значит ли это что основная масса населения помирала в 30 лет? Совсем нет. Люди в нашем понимании этого термина в основном помирали как и сейчас в возрасте за 60. Тогда откуда взялось 30? Из-за того, что была высока смертность в младенчестве. Ну то есть люди до года или чуть старше имели куда больше шансов умереть. Так и в вашем тексте. 8 секунд в среднем, это к примеру 19 человек, которые провели одну секунду на вашем сайте просто потому, что открыли сразу несколько вкладок, ваша была не третья, а они нашли что хотели уже на второй. И один человек который потратил на чтение 2.5 минуты. И это не значит, что если бы у вас был другой текст, то количество читающих резко бы выросло. На это в нашей истории больше влияет каким по счету будет ваш сайт для вашего будущего клиента и не перехватит ли его ваш конкурент, который полностью закроет его потребности, оказавшись всего лишь строчкой выше. Тексты становятся важными для удержания, когда человек, который уже пьет ваше пиво, вдруг решает познакомиться с вами поближе. Он читает прекрасную, часто выдуманную и шаблонную историю о том, как я работал в офисе и решил сбросить кабалу и что мне надо больше пива, куда больше, и если вкус напитка ему нравится, то почему бы и не дочитать этот шаблон до конца? Делать-то все равно нечего. Что же до увеличения конверсии, то изменение текстов на сайте часто приводит после индексации к повышению в позиции. Потому что тот же яндекс, стремится выдать максимально свежую из примерно одинаковой информации. Я очень надеялся прочитать нестандартный текст о том как писать нестандартные тексты, но прочитал шаблонный текст о том как, как ваш гений помог зацвести бизнесу. Готов поспорить, что в конце статьи есть ваши контакты, потому, что при таком тексте надежды на то, что читатель полезет к вам в профиль у вас нет. И это правильно.
День 1124: Госдума рассмотрит законопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Источник: «Коммерсантъ»
1717
55
22
11
11
Запретдума рассмотрит запретопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах
реклама
разместить
ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жёсткий, так что и вся неделя получилась жёсткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно. Новые максимумы рисует, ещё и льготные ипотеки расширяют. Из позитивного можно выделить новые дивиденды, ну и наш с…

ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест
1313
11
11
Автоматический заработок на Youtube - создаем пассивный доход

На этой неделе благодаря замечательному человеку Александру Шевцову я выступал с докладом "Автоматическое создание видеороликов в Youtube".

1818
11
Исследование: самый популярный лимит времени игры в шахматы на Lichess

Перед вами таблица с режимами игры в шахматы на Lichess. Как вы думаете, какой лимит времени самый популярный среди игроков? Какой бы режим выбрали лично вы и почему? Зависит ли наш выбор от предложения? Давайте проведем исследование.

Стандартные режимы игры в шахматы на Lichess (меню)
1515
11
[]