{"id":13813,"url":"\/distributions\/13813\/click?bit=1&hash=3c22b4b0065314c155395f07b2afd2da09cc39fb4f5620cc3f7ea9fd68c8d942","title":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u043b\u0438, \u0447\u0435\u0433\u043e \u0436\u0434\u0443\u0442 \u043e\u0442 \u043d\u043e\u0443\u0442\u0431\u0443\u043a\u0430 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u0439","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"52d2dd45-830c-5107-aa6b-a015a2adb659","isPaidAndBannersEnabled":false}

Год в PR: переквалифицироваться из одной профессии в другую в 2022 и не сойти с ума

Превращаюсь из тихого копирайтера в дерзкого пиарщика за год без помощи феи-крёстной. Зато с помощью любимых коллег <3 Рассказываю свою историю о работе по продвижению агентства на федеральный уровень и делюсь наблюдениями с теми, кто хочет стать PR-менеджером в диджитал-компании.

Почему-то в первой своей статье на vc.ru я не представилась. Буду исправляться. Меня зовут Даша, я живу в Иркутске, работаю в маркетинге с 2016 года.

С 2016 по 2019 я была копирайтером, затем переквалифицировалась в SERM-специалиста, кем работала до 2021. Должность звучит красиво, но на деле я в основном строчила бесконечное количество отзывов, от чего выгорела и решила уволиться.

Пять месяцев я проедала накопленные деньги и перебивалась заказами на тексты с фриланса. К январю назрело решение снова искать работу в офисе, и я начала активно рассылать резюме и ходить на собеседования. В том числе отправила отклик в Diagrun Digital на должность «Дерзкого пиарщика».

Чем вообще меня привлекла вакансия, если раньше я была тихим контентщиком, который большую часть времени был один на один с компьютером. Пожалуй, именно вызовом. PR — это и про общение, которого раньше у меня было не так много. Коммуникативные рабочие навыки сводились к умению красиво и вежливо объяснить клиенту, почему он не прав.

А ещё PR — это про стратегическую работу, чего мне тоже не хватало. Раньше я составляла для клиентов только контент-стратегии и стратегии по улучшению репутации в сети. А в пиаре стратегия — документ совсем другого масштаба.

Ну а главное: меня очень заинтриговала задача «вывести репутацию компании с регионального уровня на федеральный». Амбициозно? Да! Сложно? Оооо дааа!!! Зато сколько приключений и профессиональных вызов ждёт меня на этом пути.

Первые пробы пера: пиар на фоне СВО

И вот я получаю приглашение работодателя выходить в офис и… заболеваю ковидом. Моё везение бесконечно, потому что на протяжении 2020–2021 я оставалась чуть ли не единственным человеком в моём окружении, не переболевшим этой заразой. В итоге в офис я вышла 21 февраля, а 24 случилось сами знаете что.

Оглядываясь назад, я понимаю, что мне повезло. Пока вокруг всё рушилось, я была сосредоточена на нахлынувших совершенно новых для меня задачах. Кстати, о них.

В вакансии описаны основные обязанности, которые я должна была на себя взять. Расскажу о трёх вещах из моего первого рабочего плана, которые кажутся самыми значимыми:

  1. Начать прохождение курса «Метод Терехова: PR и маркетинг в digital-агентстве»: огромный курс от CEO Ruward Андрея Терехова с кучей практических заданий. Сейчас он лежит в открытом доступе, никакой проверки выполненных заданий от кураторов проекта нет. Тем не менее курс крайне полезный: вы получаете как базовое представление о PR в диджитал, так и разбираете узкие задачи, стоящие перед пиарщиком. Отчаянно советую, хотя многие задание настолько объёмные, что придётся реально запариться. А ещё при прохождении вам неоднократно понадобится помощь коллег.
  2. Написать первый кейс. Ещё до моего прихода ребята собирали информацию о крутых проектах, чтобы поделиться информацией о них с миром и рассказать, какие мы в Diagrun Digital классные. Из списка мы выбрали самый потенциально спорный и оттого привлекающий внимание — контекстная реклама акции в сети магазинов разливных напитков. Сейчас статья опубликована не только на нашем сайте, но и здесь.
  3. Составить план задач по PR на год. Естественно, мы составляли план вместе с руководителем. Проблема заключалась лишь в том, что ни у него, ни у меня не было как такового опыта в пиаре =)))

План, надёжный как швейцарские часы

Мы взяли весь пул задач пиарщика и разбили его на категории:

  1. Кейсы для сайта Diagrun Digital. Материалы, которые потенциальные заказчики читают, уже попав на наш сайт. Их главная цель: показать, как мы работаем, и убедить людей обратиться к нам.
  2. Публикации на сторонних площадках. С задачами всё понятно: повышение узнаваемости, подтверждение экспертности команды, лидогенерация. В эту же графу включаем подбор площадок для публикаций.
  3. Рейтинги. Опять же нужны для повышение узнаваемости и лидогенерации. Сейчас мы светимся в Ruward, Рейтинге Рунета, только добавились в Adindex и Лайкни.
  4. Мероприятия. Опять же нацелены на повышение узнаваемости и привлечение клиентов. Организация конференция — огромнейшая и сложнейшая для меня задача, но в итоге она приносит ни с чем не сравнимое удовлетворение. Кстати, моя предыдущая статья была именно про мероприятие, которое мы проводили в ноябре.
  5. Соцсети. Изначально я вела Инсту и Вконтакте, затем добавился YouTube (съёмка первого ролика стоит отдельной статьи, если интересно, пишите в комментариях). Иронично, что в феврале при планировании хотели сосредоточиться вовсе не на Вконтакте, потому что отклик в соцсети-которую-нельзя-называть был лучше. Но судьба распорядилась иначе.
  6. HR-репутация. Улучшение рейтингов на всяких hh.ru, выступления на ярмарках вакансий, студенческих мероприятиях, приглашение на стажировку людей из профильных вузов.
  7. Внутренние работы. По факту к ним отнесли всё, что не поместилось в другие категории: переделки нашего сайта, разработка и внедрение регламентов работы, фотосесси коллектива и прочее. Разные единичные задачи, которые порой связаны с пиаром опосредовано.

Каждый месяц мы составляем отдельный план, для которого берём задачи из общей стратегии. Плюс каждый раз добавляем то, что упустили при планировании на весь год, но что кажется нам особенно актуальным в тот или иной период.

Как говорит Андрей Терехов в упомянутом мной курсе, стратегия — вещь подвижная. Она даёт общее понимание, куда движется компания. Но тем, кто будет составлять такой документ, нужно понимать, что в процессе работы какие-то задачи придётся из него исключать, а другие добавлять. Не стоит думать, что это ваш монументальный статичный труд — так будет проще реагировать на необходимые изменения.

Сейчас я продолжаю двигаться по составленному плану. Разбирать все категории из списка не вижу смысла, остановлюсь на том, что кажется мне самым важным и интересным для новичков в PR.

Собираем фактуру для кейсов, или как заставить коллег бегать от вас

Первые несколько месяцев написание кейсов казалось мне одной из самых простых задач. Как я говорила, коллеги планировали выпуск таких материалов, причём целью было писать по 3 текста в месяц.

Так как я была новичком, мы решили начать не с трёх, а с двух статей. Для кого-то даже это количество звучит безумно, но я справлялась. Дело в том, что фактура для запланированных коллегами материалов уже была практически собрана. Где-то даже имелись недописанные тексты, на которые я опиралась. С февраля по май я написала 8 кейсов в том числе в блоги партнёров! А вот дальше случился затык.

Фактура для кейсов закончилась, а новые статьи надо было выпускать — мы успели убедиться, что этот инструмент даёт заявки и интерес целевой аудитории. Начали ломать голову, как собирать материалы от менеджеров и узких спецов, ведь я сама с клиентами не работаю и не погружаюсь в проект так, как коллеги.

Я начиталась статей Светланы Ковалёвой — человека, который собаку съел на написании кейсов. А ещё Светлана создаёт отделы контент-маркетинга внутри агентств и точно знает, как поставить создание контента на поток. Вдохновилась и составила документ-инструкцию «Какие кейсы нужны DD», добавила в него ссылку на форму, в которой можно оставить свои предложения и… не получила ни одного предложения с начала лета =)

Я наивно полагала, что коллеги только ждут возможности накидать мне проектов для статей. Конечно, это было не так — у них вагон приоритетных клиентских задач. Поэтому план-капкан не сработал.

Пока мы придумываем другую систему сбора фактуры (надеюсь, тут тоже будет о чём рассказать в будущем), а я хожу на планёрки других отделов и достаю всех вопросами: «Что есть интересного?!» Плюс сижу развесив уши в опенспейсе, выхватываю интересности из переговоров коллег, чтобы потом опять же докопаться.

Конференции мои, конференции

За почти год работы я поучаствовала в организации трёх мероприятий: бесплатный лекторий для маркетологов Иркутска «Диджитал-весна», конференция «ARDA на Байкале», конференция «Медицинский маркетинг».

О наших приключениях с последним мероприятием можно прочитать в моей предыдущей статье, останавливаться тут не буду. Кстати, на нашем ютуб-канале выложили выступления спикеров — если имеете отношение к медицинской сфере, настойчиво советую ознакомиться.

Если начать с первого лектория, тут всё прошло без сучки и задоринки. Но так как это был мой первый опыт организации, я волновалась настолько, что после мероприятия почти сразу уехала домой и отрубилась, как только голова коснулась подушки. Я то думала, что это всего лишь фигура речи — оказалось вовсе нет.

Из интересного: мы пригласили на лекторий Яндекс! Мне было волнительно обращаться даже к менеджеру по работе с партнёрами с этим вопросом, потому что компания казалось какой-то недостижимой глыбой для иркутского пиарщика-новичка.

В реальности ребята там дружелюбные и адекватные. А ещё они сами любят ездить на такие мероприятия, потому что продвигают продукты (вы не поверите) Яндекса далёким от диджитал-мира бизнесменам. Так что не бойтесь списываться с ними и звать выступать.

Самым же интересным и вдохновляющим событием для меня, как для специалиста, стала конференция ARDA. Здесь моя помощь в организации была небольшой: Евгения Федосеева и Егор Уватенко из ARDA взяли на себя составление программы и приглашение спикеров, наш директор занимался туристической программой, а я информационной поддержкой.

Мне запомнились доклады о продвижении агентства с помощью экспертного контента (Сергей Стукалов из «Михайлов и партнёры» и Александр Торичко из Artsofte Digital разбили моё сердечко), о внедрении регламентов в работу агентства (я, как и Надежда Фурманова из SEMANTICA, люблю когда всё идёт по плану), о миссии и ценностях компании и о том, зачем они нужны (не зря я следила за жизнью Completo, убедилась в крутости этих ребят благодаря выступлению Андрея Гаврикова — одного из основателей компании).

Такие мероприятия не только повышают узнаваемость нас, как соорганизаторов, но и вдохновляют — я месяц ходила под сильным впечатлением и хотела СРОЧНО ВНЕДРЯТЬ ВСЁ УВИДЕННОЕ НАМ.

Не поверите, но про эту конференцию я тоже написала в нашем блоге на vc.ru — читайте вот тут. И, конечно, буду рада новым подписчикам Diagrun Digital =)

Выводы: как правильно заходить в PR

Ну… правильного ответа я не знаю :DD Но какие-то выводы почти за год работы я сделала.

  • Смиритесь с многозадачностью особенно в начале. Если вы устраиваетесь на должность пиарщика в агентство, которое раньше не имело такого специалиста в штате, первое время придётся быть многоруким Шивой. Можно сколько угодно кричать, что это неправильно, но реальность такова. Вас берут выстраивать коммуникацию агентства с аудиторией, и только от вас зависит, сделаете ли вы это системной работой или так и будете делать всё подряд.
  • Экспериментируйте! Опять же, если в компании не было человека для построения внешних коммуникаций, многие вещи придётся тестировать, смотреть результаты и принимать решение о дальнейшем использовании канала или инструмента продвижения.
  • Неочевидная очевидность №1: если вы переквалифицируетесь из специалиста узкого направления (например, из копирайтера) в пиарщика или маркетолога, придётся много учиться. Я написала только про «Метод Терехова», но прочитанных материалов и статей за год огромное количество. Изначально мне казалось, что у меня есть довольно полное представление о сфере интернет-маркетинга, но пробелов оказалось очень много и все их нужно заполнять, чтобы было банально легче работать. Учитесь — это вам воздастся.
  • Неочевидная очевидность №2: не бойтесь общаться с людьми и не принимайте отказы близко к сердцу. Ваш собеседник такой же человек, как и вы: он устаёт, радуется, расстраивается, волнуется и всё прочее, и это влияет на его решение о сотрудничестве. И если человек дал вам отказ, стоит проанализировать свои действия, а не загоняться.

А главное: любите то, что делаете. Если будете верить в идею, которую продвигаете, в неё поверят и другие ;)

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Слегка Придурковатый

Для тех, кому лень читать, приведу краткое содержание простыни дерзкого пиарщика (впрочем, я всё тоже не осилил):

<3
=)))
=)
;)

Ответить
Развернуть ветку
Невкусно и грустно

Ого, вы умеете разговаривать на HR-ском?

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Я прошёл курсы коучинга и менторинга по эмоциональному интеллекту, благодаря чему избавился от выгорания и повысил свои софт скиллс. Кстати, коуч был нетоксичным и инклюзивным, да и в целом видно, что экосистема курсов осуществила цифровую трансформацию, что позволило им достичь небывалых высот в построении информационных автоворонок .

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Рублева
Автор

=^___^=

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Широков

Бля, почему-то другого от статьи не ожидал)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Спасибо, интересно. Для меня pr профессия вообще не понятна, так как не имеет четких границ по обязанностям. Вы в статье прошлись поверхностно, интересно было бы узнать какие инструменты использует pr, что это даёт и так далее

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Рублева
Автор

Про границы обязанностей - ох, это правда. Приходится быть многостаночником, да ещё и постоянно изучать не только материалы по пиару, но и по смежным направлениям (я, например, читаю много по контекстной рекламе, так как это основная специализация агентства).

Что касается статьи: я хотела подвести итоги, поэтому останавливалась на знаковых для меня моментах. Ну и не хотелось описывать вообще всё, потому что тогда материал вышел бы на миллион листов. Но ваша идея мне нравится, запланирую статью на тему инструментов и анализа результатов =)

Ответить
Развернуть ветку
shiva

я вообще хоть и занимаюсь маркетингом (в адекватном смысле этого слова, по крайней мере очень на это надеюсь) не понимаю как можно называться специалистом когда сидишь пиздишь как кто-то там молодец в комментариях, при том что нередко это не так и по сути выходит что ты просто доверчивых и адекватных людей наебываешь, ещё и деньги получая за это

и потом ещё и хвалишься об этом публично и на всю статью

позорище

ах да, черный пиар, а я и забыл, им же на всё похуй, лишь бы на слуху

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Да вся суть маркетинга в наебалове, чо ты как маленький.

Ответить
Развернуть ветку
shiva

абсолютно не так

если продукт хороший и нет соответствующей подачи и заслуженного производителем этого продукта образа для него – это честный и органичный маркетинг

если люди разбираются от и до в деталях продукта и хотят улучшить или изменить его позиционирование на рынке – ни о каком наебалове речи даже нет

маленький тот кто думает что весь мир это развод и всем на других похуй (так же проще думать, зачем разбираться) и можно просто наебать и убежать, не слышав о долгосрочных инвестициях и полноценном многолетнем труде в команде

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

"весь мир это развод и всем на других похуй"

Абсолютли!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Рублева
Автор

А к чему конкретно относится этот комментарий? Если речь про опыт "SERM-специалиста", я этим не хвалюсь и не горжусь, но что поделать, такое в моей жизни было. Стоило хранить эту тайну до смертного одра?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null