Система мотивации коммерческого директора — как сделать

Разберем реальный пример разработки системы мотивации для коммерческого директора: производственная компания из-за низких результатов поменяла 2х коммерческих директоров и обратилась за подбором сильного коммерческого директора к нам в UP business, заодно решив доработать систему мотивации.

А как выглядит система мотивации комдира у вас?
А как выглядит система мотивации комдира у вас?

Система премирования всех работников в компании была прописана текстом на листах А4 одним из собственников компании. Цифры внутри давно устарели — формированием системы мотивации системно никто не занимался. Планы не менялись по полгода, KPI, помимо статичного плана по обороту, отсутствовали вовсе.

На подготовительной встрече перед подбором сотрудника на должность коммерческого директора мы предложили компании провести анализ системы мотивации и разработать актуальную систему премирования для будущего коммерческого директора — все же, когда нам предстоит набирать коммерческого директора, сильно хочется, чтобы система мотивации хотя бы не мешала нам выполнить работу, а лучше способствовала достижения этой цели.

Как выглядит разработка системы премирования коммерческого директора

4 встречи потребовалось, чтобы разработать систему мотивации коммерческому директору. Дополнительная пятая короткая встреча потребовалась, для того чтобы ответить на возникшие вопросы на этапе внедрения.

ВСТРЕЧА 1-2. Прописали все сложности и трудности, которые есть с текущей системой мотивации коммерческого директора, накинули решений.

На встречах разобрали текущую мотивацию и сложности, которые были выявлены в работе.

Какие сложности были выявлены при анализе действующей системы мотивации коммерческого директора

  • Бесконечная процентная бонусная система, которая позволяла получать >1'000'000 ₽ при росте бизнеса на внешних факторах. А хотелось руководителю ограничить доход на уровне 500’000 руб. с индексациями и убрать или снизить зависимость дохода от внешних
  • Отдел продаж обслуживает только тех, кого знает, новых клиентов брать не хочет – с ними много мороки.
  • Есть ограничения по людям — из текущих сотрудников нет тех, кто готов работать активно по продажам.
  • Любой менеджер может опускать стоимость почти до себестоимости, но при этом получит свой процент от оборота.
  • МОП получает фикс% от маржи, вторую часть% по квартальному достижению плана (выполнение по объему маржи —% отсечения 80%, шт — выполнение показателей в шт., но вес этого показателя небольшой)
  • Надо загружать производство — нужно выполнять план по шт.
  • Не до конца прорабатывается база — стоит показатель по количеству контактов с базой клиентов
  • «Никто никуда не едет, и никто никуда не звонит, сидим на месте на старых клиентах»
  • Уже много изменений делали в ОП, менеджеры не хотят делать трудозатраты, потому что завтра может все измениться — нет доверия.
  • Давали ранее руководителю систему мотивации на% на весь объем, это не помогло.
  • Надо нацелить ОП на загрузку производства — сейчас такой мотивации нет.
  • Нужно развитие КБ (клиентской базы) — нужны новые клиенты
  • Партнерского ОП нет, но при этом есть компании, которые закладывают нашу продукцию в проект.
  • В ОП можно внедрить деление по направлениям, до этого не дошли руки.
  • Стратзадачи по развитию продаж никто не делает, все в текучке.

Продумали показатели, которые соответствуют выявленным трудностям.

Получилось много показателей — больше 10, больше чем обычно нужно для любой системы мотивации персонала. Столько в понятной системе мотивации быть не должно — такой объем данных не получается держать в голове, как итог сотрудники будут забивать на часть показателей с низким удельным весом и работать только над теми показателями, которых проще достичь, и которые приносят максимум денег.

Цели системы мотивации, на которые мы опираемся

  • Мотивировать действия сотрудников на должности коммерческого директора, которые приведут к выполнению целевых показателей бизнеса (и тактических и стратегических).
  • Исключить конфликты интересов между должностями для достижения целевых показателей бизнеса.
  • Сделать систему мотивации коммерческого директора актуальной запросам рынка труда и упростить подбор новых сотрудников на эту должность.
  • Сделать задел для того, чтобы удерживать в организации сильных нанятых сотрудников — продумать мотивацию заранее, чтобы не пришлось снижать выплаты при потенциальном перевыполнении планов (такие снижения сильно демотивируют сотрудников).
Описали целевые показатели, смежные ключевые показатели и исключили выявленную проблематику системы мотивации коммерческого директора.
Описали целевые показатели, смежные ключевые показатели и исключили выявленную проблематику системы мотивации коммерческого директора.

Так же проголосовали за важность показателей по 13-бальной шкале Фибоначчи (можно как угодно оценивать, но мы в скраме работаем — так реально удобнее), начали набрасывать эти показатели в математическую модель системы мотивации труда.

Это позволило расставить приоритеты по удельному весу показателей в итоговом доходе коммерческого директора.

Выбранные основные целевые показатели для системы мотивации коммерческого директора в конкретном кейсе

Продумали опережающие показатели, которые необходимо было выполнить коммерческому директору для выполнения целевых показателей.

  1. Опережающие показатели на встречи и активные звонки
    + Исходящие звонки
    -- Определить, что считаем звонком (на старте можно просто считать исходящие от 30 секунд).
    + Отправленные КП новому клиенту
    -- Заведена новая карточка клиента в CRM

  2. Дельта прироста маржи с учетом планового прироста
    должен делать больше с разбивкой по направлениям продаж (активные / текущие / партнерские / входящие). Если не хватит, то добавим план по встречам
  3. План по штукам по 2м видам номенклатуры (проблемные позиции)
    На подумать — план по-номенклатурный / оверсток / неликвид
  4. Стратзадача на развитие партнерского направления
    Прописать критерии, что будет являться критерием задачи
  5. Развить клиентскую базу — привлечь новых целевых клиентов
    - Проработать базу в CRM — активно прозвонить (+убрать дубли)
    - Распределить и закрепить за ответственными менеджерами
    - Разделить ОП на продажи активные и на сопровождение

  6. Повысить маржинальность продаж

ВСТРЕЧА 3. Дорабатываем визуальную часть системы мотивации

Все что выбрали в качестве показателей начали зашивать в математическую модель — систем мотивации мы за почти 9 лет сделали много (>300), есть проверенная практикой форма в таблицах.

Первые блоки системы мотивации коммерческого директора<br />
Первые блоки системы мотивации коммерческого директора
Следующие блоки системы мотивации коммерческого директора<br /><a href="https://sales.upinc.ru/sm" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Вы можете скачать шаблон готовой системы мотивации. Скачать &gt;</a><br />
Следующие блоки системы мотивации коммерческого директора
Вы можете скачать шаблон готовой системы мотивации. Скачать >

Доделали математическую модель системы мотивации коммерческого директора, и сделали визуальный расчет показателей в зависимости от значений ключевых переменных

Пример визуального представления системы мотивации коммерческого директора<br />
Пример визуального представления системы мотивации коммерческого директора

Визуализация дохода нам нужна для настройки абсолютных значений бонусов и коэффициентов и, в дальнейшем, для презентации и согласования системы мотивации с коммерческим директором.

Разошлись, клиент получил домашнее задание — попробовать рассчитать ЗП по системе мотивации, разобраться самостоятельно в таблице и объяснить как минимум одному (любому) человеку, как все устроено в системе мотивации и почему.

После выполнения домашнего задания доработали систему мотивации коммерческого директора с учетом полученных комментариев, доработали мелочи и передали готовую мотивацию в работу.

ВСТРЕЧА 4. Четвертую встречу провели после выполнения «домашнего задания» — нам важно, чтобы передаваемая система мотивации была инструментом, который будут использовать в работе (зачем работать в стол?). Поэтому необходимо чтобы над таблицей самостоятельно поработал заказчик, потестил мотивацию, вбил всевозможные данные и задал вопросы — что непонятно в разработанной системе мотивации коммерческого директора.

Что еще важно учесть в системе мотивации коммерческого директора

Иногда мы добавляем отдельный KPI по дебиторке — для коммерческого директора подобный бонус типичен, а в компании его не было. Конечно, выяснилось, что дебиторка занимает внимание собственника, но прям проблемы в этом нет. Поэтому мы решили бонус за дебиторку не добавлять — если станет узким звеном, то добавим в мотивацию, пока было предложено просто взять показатель на регулярный мониторинг.

Добавили бонус за выполнение стратегических задач, прописали что будет являться критериями выполнения стратегических задач. Получился весомый бонус за каждую задачу, который стоит внимания коммерческого директора.

Выполнение стратегических задач, зашитая в систему мотивации коммерческого директора.<br /><a href="https://sales.upinc.ru/sm" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Вы можете скачать шаблон готовой системы мотивации. Скачать &gt;</a><br />
Выполнение стратегических задач, зашитая в систему мотивации коммерческого директора.
Вы можете скачать шаблон готовой системы мотивации. Скачать >

Чтобы проще сотрудникам и клиенту разбираться в мотивации — добавили нашу традиционную легенду цветов.

Легенда цветового кодирования полей системы мотивации
Легенда цветового кодирования полей системы мотивации

Итоги внедрения системы мотивации коммерческого директора

Как итог: мы подобрали компании коммерческого директора — на собеседовании понравилось сразу 2 соискателя (собеседования директоров мы делаем мини-группами, подробнее можете посмотреть тут), решили, что одному предложим работу, второго оставим про запас. Отобранный успешно прошел испытательный период, второй, к сожалению, не пригодился. Разработанная система мотивации до сих пор применяется.

После разработки мотивации коммерческого директора, подготовили заказчику еще систему мотивации для руководителя направления и менеджеров.

Скачать пример системы мотивации коммерческого директора

Вы можете скачать шаблон готовой системы мотивации или оставить заявку на разработку — разработаем систему мотивации для вашей организации под ключ.

Мы в UP business подбираем персонал с 2014 года и на момент написания статьи разработали более 300 😱 систем мотивации, которые применяются в бизнесе.

Решим вашу головную боль с материальной мотивацией коммерческого директора:

  • Сотрудник будет мотивирован делать то, что действительно важно для компании. Без дополнительных напоминаний.
  • Вы не будете платить бесконечно много при превышении показателей — мы в ходе разработки системы материальной мотивации выявляем показатели, которые могут сильно вырасти из-за внешних факторов и ограничиваем бонусы по ним.
  • Будете платить только за то, на что сотрудник действительно влияет.
  • Получите наглядный инструмент расчета дохода сотрудника — пригодится на собеседованиях, так работу продавать соискателям сильно проще: все что вы собираетесь платить будет наглядно и понятно.
  • Получите инструмент расчета ЗП, который можно выдать сотруднику — это делает прозрачной доход для сотрудника, снижает количество вопросов и недовольства.

В результате работ мы отдаем таблицу, в которой разграничены доступы для правок: сотрудники могут править только переменные. Таблицу можно использовать как инструмент в себе или зашить в вашу ERP.

Системы мотивации мы разрабатывали на множество должностей, для большинства ТОП-менеджеров, руководителей, узких специалистов и менеджеров. Если по какой-то причине мы не сталкивались с системой мотивации необходимой вам должности то предложим глубокую скидку на ее разработку.

33
10 комментариев

Вы не будете платить бесконечно много при превышении показателей

А вы уверены, что это правильно? Последнее время сталкиваюсь с осознанной позицией сверхмотивирования сверхрезультатов - когда при тотальном превышении плана процент даже увеличивается.

1
Ответить

1. Так мы тоже везде доплачиваем за перевыполнение
2. Мы подбором занимаемся и есть устойчивое убеждение, что это правильно. Просто если вы тупо поставите % с оборота / маржи / прибыли, а потом через год вырастете в 2 раза, то начнутся проблемы.

Примеров, когда сотрудник на руководящей позиции начал получать овердохрена только потому что попер рынок (или продукт в тренд попал) — я вспомню по памяти больше 10. В этом случае вы, как компания, получаете перегретого деньгами сотрудника, который искренне считает что он все что получил — это прям его заслуга, при том что на рынке стоимость аналогичных сотрудников будет в 2-3-5 раз дешевле.

2
Ответить

Как руководитель, много времени потратил на создание систем мотиваций, не могу сказать что всегда классно получается. Это очень непростая задача.
Но точно знаю, что чем система сложнее, тем больше шансов, что сотрудники ее "взломают".

1
Ответить

ну мы стараемся не усложнять: оклад, 2-3 KPI, компенсации
В конкретном примере чуть сложнее получилось — но, если разобраться, то суть такая же.

Взломать можно топорную верхнеуровневую мотивацию, в конуретном примере такими взламываемыми могут быть бонусы за работу с новыми клиентами. Но решается увеличением уровня глубины бонуса:
1 уровень: время на линии
2 уровень: время в разговорах
3 уровень: количество новых разговоров и время в разговорах, но не более 5 минут
4 уровень: ...

будет фрод — будем закручивать гайки. Пока начать бы это отслеживать.

2
Ответить

Это похоже на "латание" дырявого корабля, которому ходить в море осталось пару дней.
Мотивация любого менегера по продажам, а тем более топа, это самостоятельность и ответственность.
Он сам должен хотеть заработать и работать, он сам должен мотивировать производство на выполнение планов, согласовывать новые продукты и участвовать в их разработке.
Коммерческий директор сам набирает себе продаванов, как правило двух челов хватает, которые ведут текучку, а новых клиентов находит Он САМ! Давно российские олигархи научились отделять зерна от шелухи. Коммерческий директор - это самостоятельная структура со своим финансовым сектором и управленцем в его лице. Создают "управляющую компанию" или "торговый дом" и отделяют продажи и производство. Это эффективней по налогам и затратам и по другим статьям расходов производства и продаж.
Я как продажник и комдир, всегда уходил с производства, когда торговать было уже нечем кроме того как продать производство с собственником. Производство не резиновое и я это понимаю и клиенты. Сегодня производство часто используют как наращивание оборотных средств для других сделок и проектов, а не на вооружение действующего, это в лучшем случае. А в основном собственник на эти деньги скупает валюту и недвижимость за рубежом... Поэтому важно не "дресировать" под себя комдира, а работать с ним на равных, без дураков. Тогда и не надо будет выдумать схемы, таблицы и мотивации конфетками...

Ответить

2 раза прочитал, так и не понял что конкретно вы хотели сказать 🤯

"Это похоже на "латание" дырявого корабля" — о чем вы вообще? при чем тут система мотивации и ваша метафора?
"Он сам должен хотеть заработать" — ииии.. как ему платить при этом?
"Коммерческий директор сам набирает себе продаванов, как правило двух челов хватает" — это очень смешно, особенно про точное количество которое подойдет, конечно, под любой бизнес)) Коммерческий ДИРЕКТОР управляет руководителями, а если "сам набирает себе продаванов", то это РОП.
.. дальше лень комментировать этот набор букв.

Максимум что понял — что вы — молодец, если верить вашим словам. Ну ок, я не против.

1
Ответить