реклама
разместить

Взлёт и предстоящее падение китайского производства (и немного про США)

Китай построил свой производственный сектор в основном благодаря дешевой рабочей силе и высокому спросу со стороны США. Теперь, с уменьшением доступа к американскому рынку, вместе с такими факторами, как старение населения и растущая доля сферы услуг в экономике Китая, спад производства становится неизбежным. Пишет И Фусянь, ученый из университета Висконсин-Мэдисон. Мы позволим себе вместе с И Фусяном поразмышлять о прошлом и будущем экономики Китая и США.

И Фусянь был одним из инициаторов движения против государственной политики снижения рождаемости “одна семья – один ребенок". Является автором книги «Большая страна с пустым гнездом», которая сначала была запрещена в Китае, а затем заняла первое место в списке «100 лучших книг Китая» по версии издания China Publishing Today в 2013 году.

Взлёт и предстоящее падение китайского производства (и немного про США)

Избыток производственных мощностей Китая вызывает обеспокоенность во всем мире. Это неудивительно: на долю Китая приходится почти треть мировой добавленной стоимости в промышленности и пятая часть мирового экспорта промышленных товаров. Однако есть веские основания полагать, что спад в производственном секторе Китая уже не за горами.

Чтобы понять, что сейчас происходит в Китае, можно вспомнить недавнюю историю Японии. После Второй мировой войны производственный сектор Японии стремительно рос, в значительной степени благодаря доступу к огромному рынку США. Однако Соглашение Плаза 1985 года (которое повысило стоимость иены и ослабило японский экспорт), в сочетании с процессами старения населения и сокращением объема рабочей силы, изменило эту тенденцию.

С 1985 по 2022 год доля японских товаров в импорте США снизилась с 22% до 5%, а доля Японии в мировом экспорте сократилась с 16% до 4%. Кроме того, доля Японии в глобальной добавленной стоимости в производстве резко упала: с 22% в 1992 году до 5% в 2022 году. Количество японских компаний в списке Fortune Global 500 также сократилось с 149 в 1995 году до всего 40 на сегодняшний день.

Взлёт и предстоящее падение китайского производства (и немного про США)

Как видно из графика, Китай за последние десятилетия прошел схожий путь роста, но его успех еще в большей степени зависел от рынка США. В период с 1978 по 1984 год импорт Японии из США составлял 51% от её экспорта в США, тогда как для Китая в период с 2001 по 2018 годы этот показатель составлял всего 23%.

Во многом причиной этого дисбаланса стала демографическая политика Китая. […] Политика "одна семья – один ребенок”, действовавшая в стране с 1980 по 2015 год, ограничила доходы домохозяйств (из-за уменьшения количества трудоспособных членов семьи и увеличения финансовой нагрузки на одно поколение), стимулировала рост накоплений населения, а жесткие антиковидные ограничения 2020-2022 годов еще более значительно усилили тенденции к сбережению – все это привело к уменьшению внутреннего спроса. […]

Из-за недостаточности спроса внутри страны, единственным вариантом для Китая сократить воздействие фактора избыточных мощностей и в тоже время сохранить рабочие места, является поддержание профицита по текущему балансу, т.е. сохранение стабильного экспорта. Доля китайских товаров в импорте США выросла с 1% в 1985 году до 22% в 2017 году. В период с 2001 по 2018 годы на США приходилось три четверти торгового профицита Китая. Огромный профицит Китая является зеркальным отражением дефицита США, и хотя рост китайского производства – не единственная причина упадка американской промышленности, он сыграл в этом значительную роль.

Доля США в мировом экспорте промышленных товаров оставалась стабильной на уровне 13% с 1971 по 2000 год, но резко сократилась после вступления Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 году и составила всего 6% в 2022 году. Доля США в добавленной стоимости в мировом производстве также значительно упала: с 25% в 2000 году до 16% в 2021 году.

Такое ослабление сильно ударило по промышленному поясу Америки, простирающемуся от Висконсина до восточной Пенсильвании, усиливая недовольство глобализацией (читай ростом Китая) и политической элитой (прежде всего демократами), которая её поддерживала. В 2016 году Дональд Трамп использовал это недовольство для прихода к власти, обещая возродить американское производство и заставить Китай изменить свои торговые практики. (под этими же лозунгами он пытается вернуться к власти на следующей неделе).

Таким причудливым образом ограничительная демографическая политика Китая в сочетании с недальновидной верой в вечно “послушный" Китай, хотя и косвенно, но значительно повлияла на политический ландшафт США. Но бумеранг возвращается и теперь уже американская политика влияет на экономику Китая. Торговые войны США против Китая, начавшиеся с введения пошлин Трампом в 2018 году и усилившиеся при Джо Байдене, привели к тому, что доля китайских товаров в импорте США упала до 12,7% в первой половине 2024 года.

Помимо спада из-за потери американского рынка, Китай, в попытках обойти пошлины, теряет часть внутренних производств, перемещая их в такие страны, как Вьетнам и Мексика (как это, в частности, сказывается на экономике Азии, можно посмотреть здесь). Частичный вывод производств в дешевые и пока политически более предсказуемые гавани, может предвещать и более масштабный отток , подобный тому, с которым столкнулся производственный сектор Японии в период его упадка.

Китай становится все более похож на Японию и по другим причинам. Во-первых, его рабочая сила стремительно сокращается и стареет. По данным правительства, количество новорожденных сократилось с 23,4 миллиона/год в среднем в 1962-1990 годах до всего 9 миллионов в прошлом году (и даже эта цифра, вероятно, сильно завышена). Похоже, через несколько лет Китай, будет фиксировать всего около 6 миллионов рождений в год.

Тем временем средний возраст мигрантов-рабочих, составляющих 80% производственной рабочей силы Китая, вырос с 34 лет в 2008 году до 43 лет в прошлом году, при этом доля людей старше 50 лет увеличилась с 11% до 31%. Уже сейчас зафиксированы факты закрытия заводов именно из-за нехватки молодых активных рабочих – молодое поколение предпочитает искать себя в уютных офисах больших городов, а не в пыльных цехах городов 3-го эшелона.

Во-вторых, сектор услуг начинает вытеснять производство, меняя баланс экономики. По мере того, как правительство Китая стремится увеличить долю располагаемого дохода домохозяйств в ВВП, спрос Китая на импортные товары из США будет расти, а часть тех, кто был занят в производственной сфере перейдет в сферу услуг, которая уже становится основным местом работы для возросшего количества выпускников китайских вузов.

Спад производства здесь, возможно, не будет таким быстрым, как в Японии: все-таки Китай имеет более крупный внутренний рынок и более развитую промышленную экосистему; также страна активно инвестирует в искусственный интеллект и робототехнику, что может привести к росту производительности и новой промышленной революции. Хотя очевидно, что спад неизбежен и необратим, а кризис не за горами, государство пытается всеми силами поддержать экономику. Миру остается надеятся, что меры поддержки будут эффективными и нас не ждут глобальные политические потрясения, за ширмой которых, так удобно прятать внутренние проблемы.

Как бы то ни было, экономический кризис в Китае не обязательно автоматически приведет к возрождению американской промышленности. Здесь, помимо экспрессивных заявлений популистских лидеров нового (старого) поколения, нужна воля и целенаправленная работа, в сочетании с колоссальными инвестициями.

Мы продолжим наблюдать за ситуацией и делиться информацией с вами.

Материал подготовила команда РУКИ. Мы помогаем найти проверенных поставщиков и запустить серийное производство в Китае. О лучших кейсах, технологиях и разработке продуктов пишем в своем блоге, на «Дзене» и в Telegram-канале.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию
Осторожно, посредники-мошенники в Китае!
Осторожно, посредники-мошенники в Китае!

Ловите список самых распространенных схем обмана: ведь «предупрежден – вооружен».

Зачем тратить время на отдельный корпоративный мессенджер, если есть Telegram?

В этой статье хочу поделиться, почему современным компаниям не стоит тратить ресурсы на внедрение нового чата для сотрудников, когда под рукой уже есть любимый всеми Telegram, дополненный возможностями Teleforce.

Зачем тратить время на отдельный корпоративный мессенджер, если есть Telegram?
22
Как заказать оборудование из Китая и доставить в Россию: Личный кейс от владельца автомастерских.

Привет, друзья! Давно меня тут не было что то…В предыдущих статьях рассказывал, как заказать запчасти и машинокомплекты из Китая, но я нашел новый прикол, я начал заказывать оборудование, хочу поделиться подводными камнями уже этого дела, надеюсь кому-то поможет.

Как заказать оборудование из Китая и доставить в Россию: Личный кейс от владельца автомастерских.
1010
33
11
Синергия рынков и возврат к марксизму. Как китайцы нащупали путь к инновационному господству
Синергия рынков и возврат к марксизму. Как китайцы нащупали путь к инновационному господству

В конце января 2025 года американский исследователь промышленной и инновационной политики, постдок Принстона Кайл Чанг опубликовал в своем блоге эссе, которое наделало много шуму.

55
11
Китай задает тренды в 2025 году: как подхватить волну?

Многие факторы указывают на то, что в 2025 году китайский подход в маркетинге станет нормой. Пока кто-то продолжает продавать по-старинке, другие учатся у сильнейших и строят бизнес, который реально приносит пользу. В статье поделюсь своими предположениями о том, какие тренды из Китая будут актуальны для маркетологов по всему миру в этом году.

Китай задает тренды в 2025 году: как подхватить волну?
66
Особенности составления формулы полезной модели в РФ
Надежда Краснянская
Эксперт патентного отдела "Зуйков и партнеры"
Как выбрать лучшие выставки Китая 2025 для бизнеса? Получите готовый список с датами и локациями!
Как выбрать лучшие выставки Китая 2025 для бизнеса? Получите готовый список с датами и локациями!
США проиграли гонку роботов Китаю?
США проиграли гонку роботов Китаю?
11
реклама
разместить
Китай до сих пор не решается в полной мере простимулировать свою экономику. И это отражает последняя статистика.
Китай до сих пор не решается в полной мере простимулировать свою экономику. И это отражает последняя статистика.
22
Цена не главное. Как побеждать китайский бизнес по другим правилам
Цена не главное. Как побеждать китайский бизнес по другим правилам
🚀 "Китай бьёт тревогу: как власти пытаются оживить потребление на фоне экономического спада"
🚀 "Китай бьёт тревогу: как власти пытаются оживить потребление на фоне экономического спада"

Китай, вторая по величине экономика мира, сталкивается с серьёзным вызовом: снижение потребительской активности угрожает экономическому росту. В ответ власти представили масштабный план действий, направленный на стимулирование внутреннего спроса. Что включает этот план и сможет ли он переломить негативные тренды? Давайте разберёмся. Подпишись.