Дело против российской дочки шведского ретейлера H&M, арендовавшей помещение московском парке развлечений «Остров мечты».
При прочтении решения получается, что владелец ТЦ и магазин почти 2 года работали без договора: предварительный договор аренды истек, а основной договор аренды заключен не был. И сторонам это не мешало. Но после приостановления арендатором в марте 2022 года деятельности в помещении в связи с «неопределенностью ситуации, крайне неблагоприятными рыночными условиями и прерыванием цепочек поставок продукции», арендодатель подал иск в суд.
И там вспомнил все: и несвоевременную приемку помещения, и просрочку начала ведения коммерческой деятельности, и незаключение арендатором основного договора (причем, из решения следует, что сам арендодатель не направил арендатору нужное количество договоров для подписания и регистрации). И за все эти прошлые грехи, конечно, потребовал сатисфакцию:
- неустойку за нарушение срока приемки помещения по акту приема-передачи – 3,9 млн. рублей;
- неустойку за нарушение срока начала осуществления коммерческой деятельности – 2,3 рублей;
- неустойку с целью компенсации стоимости произведенных работ арендодателя – 42 млн рублей.
Во взыскании этих сумм суд отказал, сославшись как на юридические причины (вроде прекращения обязательств по предварительному договору в связи с истечением срока его действия), так и на фактические (например, на то, что просрочка приемки помещения была вызвана просрочкой со стороны самого арендодателя).
И удовлетворил только основе требование. О взыскании неосновательного обогащения. За почти 2 года.
Вроде всё по справедливости.
Спасибо за статью.
Пожалуйста, Павел 8)
Комментарий недоступен
Ваши эмоции понятны.
Да, решение кажется очень однобоким, в сторону арендодателя.
Но есть один важный момент: арендодатель, так же, как и арендатор, связан договором. И, если не может из него выйти, несет потери.
Из судебного дела не видно, как именно формируется арендная плата. Но часто для крупных ретейлеров она может быть выражена только в виде % от товарооборота. И в ситуации приостановки деятельности арендодатель действительно теряет большие суммы. Грустно, что взыскивать он идет не только эти суммы. А все возможные санкции и как-то определенную сумму неосновательного обогащения за весь период. То есть использует откровенное злоупотребление правом.
И да, те, кто работает или был в судах, сталкиваются с необъективным рассмотрением дела. В том числе в связи с незнанием и непониманием судьями, разрешающими дела, экономической сути договорных отношений, и с наличием "директив". Политических и административных.
Именно поэтому так важен описанный судебный прецедент.Он может задать абсолютно новые правила взаимодействия между арендодателями и арендаторами. В том числе арендаторами, не являющимися представителями международного бизнеса.
Это какой-то сюр.