Кошки в искусстве: от классики до наших дней

Независимо от того, любите ли вы больше кошек или собак, приготовьтесь насладиться замечательными кошачьими произведениями искусства от Ренуара, Пикассо и других великих мастеров.

Как владелица кошки, я считаю своим долгом делиться всем, что связано с этими удивительными существами. Поэтому я собрала для вас подборку из 13 самых мурлыкающих кошек в истории искусства — картин, которые каждый любитель кошек мечтал бы повесить у себя на стене. В некоторых из этих шедевров кошки выступают в главной роли, в других они просто присутствуют в композиции. Но давайте будем честны: мы все знаем, что в действительности кошки всегда играют главную роль, ведь они правят миром (хе-хе).

Так что устройтесь поудобнее и наслаждайтесь этой подборкой. И не забудьте поделиться своими любимыми произведениями искусства с кошками в комментариях — буду рада узнать о них!

«Двое детей дразнят кошку» Аннибале Карраччи

Аннибале Карраччи. Двое детей дразнят кошку. 1588
Аннибале Карраччи. Двое детей дразнят кошку. 1588

Картина Аннибале Карраччи «Двое детей дразнят кошку» является ярким примером жанровой живописи эпохи барокко: художник изображает бытовую сцену, полную жизни и динамики. Два ребенка, находясь в непринужденной обстановке, играют с кошкой, которая, судя по всему, не слишком довольна их вниманием.Карраччи мастерски передает эмоции и характеры персонажей: дети смеются и выглядят озорными, а кошка настороженно выгибает спину, готовая в любой момент убежать. Композиция картины тщательно продумана, что позволяет зрителю ощутить непосредственность и спонтанность момента.

Цветовая палитра работы богата и разнообразна: теплые тона кожи детей контрастируют с более холодными оттенками фона и шерсти кошки. Светотень использована для придания глубины и объема фигурам, что создает эффект присутствия.Эта картина не только демонстрирует техническое мастерство Карраччи, но и отражает его интерес к повседневной жизни и человеческим эмоциям. Она вызывает улыбку и напоминание о простых радостях детства, оставаясь актуальной и по сей день.

«Парикмахерская с обезьянами и кошками» Абрахама Тенирса

Абрахам Тенирс. Парикмахерская с обезьянами и кошками. 1647
Абрахам Тенирс. Парикмахерская с обезьянами и кошками. 1647

Картина «Парикмахерская с обезьянами и кошками», написанная в 1600-х годах Абрахамом Тенирсом, представляет собой яркий пример жанровой живописи XVII века, в которой животные изображаются в человеческих ролях, создавая сатирическое и юмористическое впечатление. Несмотря на фантастическую обстановку, Тенирсу удалось придать сцене реальный вид.

Не только кошачьи клиенты и обезьяньи сотрудники выглядят счастливыми и профессиональными, но и парикмахерская выглядит так, как будто ее можно встретить на обычной улице.Обезьяны, облаченные в костюмы, старательно занимаются стрижкой и бритьем, используя инструменты, характерные для парикмахеров того времени. Их серьезные выражения лиц и сосредоточенность на работе контрастируют с абсурдностью ситуации, вызывая улыбку у зрителя. Кошки, в свою очередь, добавляют элемент хаоса и игривости, что усиливает комический эффект сцены.

Тенирс искусно использует свет и тень, чтобы подчеркнуть детали интерьера и выразительные позы животных, создавая динамичную композицию. Картина не только развлекает, но и может рассматриваться как аллегория человеческих слабостей и тщеславия, характерных для общества того времени. В целом, «Парикмахерская…» является выдающимся примером мастерства художника в жанровой живописи и его умения сочетать реализм с фантазией.

«Чёрный кот» Минь Чжэня

Минь Чжэнь. Чёрный кот. Ок. 1791
Минь Чжэнь. Чёрный кот. Ок. 1791

О картине «Чёрный кот» Мин Чжэня известно не так много. Будучи китайским художником и резчиком печатей в Хубэе, Минь Чжэнь в основном рисовал людей. Трудно сказать, почему для этой картины тушью он выбрал кошачий сюжет, но сегодня это одна из самых известных и знаменитых кошачьих картин.Картина Минь Чжэня «Чёрный кот» представляет собой изысканное сочетание традиционной китайской живописи и тонкой наблюдательности художника. На листе изображен черный кот, сидящий в расслабленной позе, с пронзительным взглядом, устремленным в сторону зрителя. Фон картины выполнен в мягких пастельных тонах, что создает атмосферу спокойствия и умиротворения, подчеркивая грациозность и загадочность животного.

Минь Чжэнь мастерски использует технику туши и акварели, чтобы передать текстуру густой и блестящей шерсти кота. Легкие, но уверенные мазки кисти создают ощущение движения и живости. Особое внимание уделено глазам животного, которые, словно два ярких огонька, привлекают внимание и добавляют картине выразительности.Возможно, дело в упитанности кота или кошачьей улыбке, но кажется, что эта картина вызывает у зрителя ощущение счастья.

«Любопытство» Горацио Генри Колдери

Горацио Генри Колдери. Любопытство. 19 век
Горацио Генри Колдери. Любопытство. 19 век

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему кошки так часто становятся героями произведений искусства? Для Горацио Генри Колдери, известного также как «Кот Колдери», ответ был очевиден. Этот английский художник, живший в эпоху викторианской Англии, прославился своим невероятным вниманием к деталям и любовью к пушистым созданиям.

Горацио обладал уникальной способностью оживлять своих кошачьих моделей на полотне. Каждая шерстинка была настолько реалистичной, что казалось, будто можно протянуть руку и почувствовать мягкость их меха. Хотя собаки иногда появлялись на его картинах, именно кошки стали настоящими звездами его творчества.

Его работы полны юмора и игривости. Представьте себе котов, которые с любопытством заглядывают в плетеную корзину или пытаются стащить свежую рыбу с кухонного стола. Одна из самых известных картин, «Любопытство», показывает трех котов, завороженных голубем в клетке. Вы можете почти услышать, как они тихонько мурлыкают от волнения.

«Мастерская художника» Гюстава Курбе

Гюстав Курбе. Мастерская художника. 1855
Гюстав Курбе. Мастерская художника. 1855

«Мир приходит, чтобы быть нарисованным в моей студии», — так говорил Курбе о своей загадочной «реальной аллегории», которая стала итогом семи лет его художественного и нравственного пути. Это полотно — словно окно в мир вдохновения художника, где переплетаются история и фантазия.

В центре композиции мы видим самого Курбе, сосредоточенно работающего над пейзажем. Рядом с ним — обнаженная модель, олицетворяющая природу и истину, которые он стремится запечатлеть в своём искусстве. Котик, играющий с драпировкой, добавляет живости и игривости в эту величественную сцену, словно приглашая нас улыбнуться. Фигуры вокруг художника представляют собой три основные группы: друзья и сторонники Курбе, его критики и противники, а также простые люди, для которых он создаёт свои произведения. Эти персонажи не просто зрители — они часть его мира, часть его борьбы и триумфа.

Слева на картине мы видим представителей рабочего класса и бедноты, что подчёркивает социальные и политические взгляды Курбе. Их лица говорят о надежде и стремлении к переменам. Справа стоят интеллектуалы и коллеги художника, такие как Шарль Бодлер и Пьер-Жозеф Прудон. Они символизируют признание и поддержку, которую Курбе получил от прогрессивной общественности своего времени.

«Мастерская художника» — манифест Курбе, в котором он утверждает свою роль как художника-реалиста, стремящегося к правде и социальной справедливости. Картина поражает своей глубиной и многослойностью, приглашая зрителя к размышлениям о месте искусства в обществе и жизни самого художника.

«Молодая девушка с котом» Пьера-Огюста Ренуара

Пьер-Огюст Ренуар. Молодая девушка с котом. 1879
Пьер-Огюст Ренуар. Молодая девушка с котом. 1879

Пьер-Огюст Ренуар, мастер импрессионизма, всегда питал особую любовь к кошкам, что заметно в его работах. Его картины, наполненные светом и движением, часто включают в себя этих грациозных созданий. Одним из таких произведений является «Молодая девушка с котом» — художник мастерски передает момент нежности и любопытства.На картине девушка и её пушистый друг заворожены цветами на заднем плане. Возможно, кошка, как истинный исследователь, пытается разгадать тайну ярких лепестков, а девушка наблюдает за ней, стараясь предотвратить возможные шалости своего игривого питомца. Или же она просто наслаждается этой тихой сценой, где природа и животные сливаются в гармонии. Но с кошками никогда не знаешь наверняка — их загадочность лишь добавляет очарования этому полотну.

«Девушка с кошкой» Берты Моризо

Берта Моризо. Девушка с кошкой. 1892
Берта Моризо. Девушка с кошкой. 1892

Берта Моризо — имя, которое навсегда осталось в истории искусства XIX века. Ее работы, наполненные светом и жизнью, соперничают по выразительности с произведениями Ренуара и других великих импрессионистов. Но что делает ее уникальной? Возможно, это ее способность передавать на холсте женскую душу и эмоции, которые были недоступны многим её современникам.

Возьмем, к примеру, картину «Девушка с кошкой» (или «Jeune Fille Avec Chat», как она называется в оригинале). Свободные мазки кисти здесь не просто создают непринужденную атмосферу — они оживляют сцену, заставляя зрителя почувствовать тепло солнечного света, играющего на волосах девушки, и мягкость кошачьей шерсти.

Моризо часто изображала женщин в своих работах, показывая их как сильных и независимых личностей. В эпоху, когда женский голос часто оставался неуслышанным, ее искусство стало символом признания и уважения. Благодаря своим картинам, она помогла многим женщинам почувствовать себя ценными членами общества, вдохновляя поколения художниц следовать ее примеру.

«Чёрный кот» Теофиля Стейнлена

Теофиль Стейнлен. Чёрный кот. 1896
Теофиль Стейнлен. Чёрный кот. 1896

Le Chat Noir — развлекательное заведение XIX века в богемном парижском районе Монмартр и легенда, воплотившая дух своего времени. Открытое 18 ноября 1881 года на бульваре Рошешуар, 84, импресарио Родольфом Салисом, это кабаре стало символом ночной жизни Парижа и закрыто лишь в 1897 году, вскоре после смерти своего основателя. Le Chat Noir считается первым современным кабаре — местом, где посетители могли расслабиться за столиками с бокалом вина и насладиться разнообразием варьете-шоу на сцене.

Знаменитая афиша Теофиля Стейнлена, изображающая загадочного черного кота, стала культурным символом того времени. В период своего расцвета Le Chat Noir было не только шумным мюзик-холлом, но и своеобразным салоном для художников и поэтов. С 1882 по 1895 год кабаре издавало одноименный еженедельный журнал, наполненный литературными шедеврами, новостями Монмартра, стихами и острой политической сатирой. Сегодня репродукции этой знаменитой кошки можно найти в любом уголке Парижа, напоминая о том времени, когда Le Chat Noir был центром притяжения для самых ярких творческих умов Европы.

«Кот на желтой подушке» Франца Марка

Франц Марк. Кот на желтой подушке. 1912
Франц Марк. Кот на желтой подушке. 1912

Франц Марк — фигура, оставившая неизгладимый след в мире искусства благодаря своему уникальному подходу к изображению животных. Его картины поражают простотой и глубиной одновременно, раскрывая невинность и чистоту природы в мире, обремененном человеческими пороками. Одной из таких работ является «Кот на желтой подушке», также известный как «Кот Том на желтой подушке» и «Белый кот», где каждый цвет несет особое значение: белый символизирует невинность, желтый — женскую радость, а красный — жизненную энергию.

Вглядываясь в эту картину, невозможно не ощутить спокойствие и легкость, которые исходят от спящего кота: этот образ приглашает нас окунуться в мир мечтаний и забыть о повседневной суете. Франц Марк мастерски использует цветовую палитру для передачи настроения и эмоций, создавая атмосферу уюта и гармонии.

Марк был известен своими яркими изображениями животных — лошадей, собак и кошек. В период с 1911 по 1912 годы его работы выставлялись в Мюнхене, привлекая внимание зрителей своей необычной цветовой символикой. Он видел в животных идеальное воплощение чистоты и истины, его картины с кошками показывают этих существ в их естественном состоянии — спящими или ухоженными. Среди известных работ можно выделить изображения кошек на подушке, двух кошек — голубой и желтой, кошек в корзине и на красной ткани. Каждая из них отражает восхищение художника животным миром и его веру в то, что именно животные способны донести до нас истинную красоту мира.

«Кошка, поймавшая птицу» Пабло Пикассо

Пабло Пикассо. Кошка, поймавшая птицу. 1939
Пабло Пикассо. Кошка, поймавшая птицу. 1939

Картина Пабло Пикассо «Кошка, поймавшая птицу», созданная в бурные времена 1939 года, в самом начале Второй мировой войны, поражает своим драматизмом и глубиной. Как вспоминал сам художник, «эта тема овладела мной, не знаю почему». Возможно, это было отражением тревожного духа времени, когда мир балансировал на грани хаоса.

На полотне разворачивается сцена борьбы: птица отчаянно пытается вырваться из когтей своего мучителя. Нейтральный фон словно подчеркивает ужас происходящего, не отвлекая внимание от главных героев этой трагедии. Это не просто изображение повседневной жизни — это метафора мира, где насилие и власть переплетаются в смертельном танце.

Кот, казалось бы, наслаждается своей властью над жертвой, откладывая неизбежное убийство. Чем дольше длится эта игра, тем больше он ощущает свою абсолютную власть. Картина заставляет задуматься о природе власти и жестокости, оставляя зрителя наедине с вопросами о человеческой сущности.

«Поэт» Марка Шагала

Марк Шагал. Поэт. 1949-1950.
Марк Шагал. Поэт. 1949-1950.

Марк Шагал — пионер модернизма и крупнейший еврейский художник своего времени, он оставил неизгладимый след в истории искусства. Представьте себе Париж начала XX века, где Шагал переживал свой «золотой век», вдохновляясь кубизмом, символизмом, фовизмом и сюрреализмом.

На протяжении всей своей долгой жизни Шагал возвращался к любимым мотивам: деревенские сцены и крестьянский быт оживали на его полотнах в нереальной манере, наполняя зрителя чувством ностальгии и волшебства. Кошки, часто присутствующие на его картинах, добавляли фантастический элемент в его работы. Они были спутниками поэтов, музыкантов и женщин, как на знаменитой картине «Поэт».

«Белый кот» Пьера Боннара

Пьер Боннар. Белый кот. 1894
Пьер Боннар. Белый кот. 1894

На протяжении всей своей карьеры Боннар создавал множество картин с изображением кошек. Иногда они были лишь едва заметной деталью на фоне, а иногда, как в «Белом коте», становились центральным элементом композиции. Вдохновленный японской гравюрой, Боннар создал смелую асимметричную композицию, которая отсылает нас к работам мастеров Хокусая и Куниёси.

Этот кот, с изящно выгнутой спиной и игривым взглядом, будто приглашает вас в мир художника, где реальность переплетается с фантазией. Боннар тщательно подбирал форму и положение лап своего пушистого персонажа, что видно из его многочисленных подготовительных рисунков.

«Котенок на веревке для сушки белья» Джеффа Кунса

Джефф Кунс. Котенок на веревке для сушки белья. 1994-2001, 1 из 5 уникальных версий.
Джефф Кунс. Котенок на веревке для сушки белья. 1994-2001, 1 из 5 уникальных версий.

Независимо от того, как вы относитесь к Джеффу Кунсу, его работы невозможно игнорировать, как этого гигантского котенка в носке размером 312,4 x 279,4 x 127 см. Это вызов восприятию и эмоциям: Кунс сравнивает свое творение с современным распятием, что вызывает бурю эмоций и заставляет задуматься о смысле и значении искусства в нашей жизни.

Этот милый котенок не только вызывает улыбку, но и провоцирует глубокие размышления о защите и безопасности. Как вы интерпретируете это произведение? Возможно, вы увидите в нем символ детской невинности или почувствуете уют и тепло домашнего очага.

Вместо заключения

И последнее, но не менее важное... Позвольте представить вам Эйшу — несравненную музу и пламенную сторонницу проекта «(Не)критично». Если бы кто-нибудь из великих мастеров прошлого увидел ее, то непременно бы захотел запечатлеть ее на полотне! После всех этих удивительных примеров кошек в истории искусства, я просто не могла не показать вам мою очаровательную спутницу.

Кошки в искусстве: от классики до наших дней

Ваша очередь: поделитесь в комментариях историями и фотографиями с вашими пушистыми друзьями и любимыми картинами с кошками!

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию