Словарь современности: термин «метамодернизм» Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера

Новая философия эпохи интернета: что предлагает метамодернизм?

Словарь современности: термин «метамодернизм» Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера

В 2010 году исследователь культуры Тимотеус Вермюлен и профессор философии Робин ван ден Аккер опубликовали в журнале Journal of Aesthetics & Culture эссе под названием «Заметки о метамодернизме». В нем они задали смелый вопрос: не находится ли постмодернизм на закате, уступая место новой культурной эпохе? Они утверждали, что начиная с рубежа тысячелетий, постмодернизм постепенно сменяется новым направлением— метамодернизмом.

Метамодернизм, по их мнению, — это движение, которое колеблется между аспектами модернизма и постмодернизма. Это своего рода маятник, качающийся между полярностями: энтузиазм и ирония, надежда и меланхолия, наивность и знание, сочувствие и апатия, единство и множественность, цельность и фрагментация, чистота и неоднозначность. Такие колебания отражаются в произведениях искусства и культурных артефактах нового времени.

После публикации эссе Вермюлен и ван ден Аккер создали постоянную веб-платформу с тем же названием — «Заметки о метамодернизме». Они объединились со многими другими исследователями, работающими на различных интернет-площадках и в научных изданиях, и запустили проект по картированию культуры, стремясь выявить и изучить разнообразные примеры метамодернизма.

Примеры культурных продуктов метамодернизма

Полный список культурных продуктов, которые это широкое сообщество исследователей уже изучило или готово изучить, невероятно обширен. Но прежде чем углубиться в теорию, давайте рассмотрим некоторые из них, чтобы ярче представить себе эстетику метамодернизма.

В кино: фильмы Уэса Андерсона, такие как «Академия Рашмор», «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри и «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити — все они сочетают в себе искренность и иронию, создавая уникальный эмоциональный отклик.

На телевидении: сериалы «Баффи — истребительница вампиров», «Конь БоДжек» и «Атланта» исследуют глубину человеческих переживаний, используя смесь юмора и драматизма.

В литературной фантастике: «Жизнь Пи» Янна Мартела погружает нас в философские размышления через призму необычных обстоятельств, «Милые кости» Элис Сиболд объединяет трагедию с красотой повествования, а «Время смеется последним» Дженнифер Иган и «Идиот» Элиф Батуман предлагают свежий взгляд на современную жизнь.

В поп-музыке: творчество Суфьяна Стивенса, Дженни Льюис и Childish Gambino отражает метамодернистскую тенденцию сочетания разных жанров и эмоций, создавая глубокие и многогранные произведения.

Этот список — лишь вершина айсберга метамодернистских культурных продуктов, привлекших внимание публики за последние два десятилетия. Все они вызывают сложные чувства, сплетая игривую иронию с искренним восхищением тонкостями человеческого бытия. Это ощущение рождается из постоянных колебаний между полярностями модернизма и постмодернизма — общей закономерностью в культуре начала XXI века, которую отметили Вермюлен и ван ден Аккер.

Словарь современности: термин «метамодернизм» Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера

До метамодернизма

Что объединяет наскальные рисунки древних людей, симфонии Брамса и картины Энди Уорхола? Все они являются отражением определенных культурных эпох и нашего отношения к знаниям и творчеству. Чтобы понять, что такое метамодернизм и почему о нем сегодня так много говорят, давайте пройдемся по основным этапам культурного развития: от традиции до постмодернизма.

Традиция

Традиционная культура посвящена сохранению и уважению знаний прошлого. Художники и творцы стремились к совершенству, опираясь на устоявшиеся стандарты и техники. Представьте себе мастеров, которые поколение за поколением передавали секреты своего ремесла — от наскальной живописи до величественных полотен голландских мастеров, от народных песен до классических композиций Брамса. Прогресс здесь происходил постепенно и органично: люди осваивали проверенные временем методы и соблюдали существующие нормы, добавляя в них частичку своего видения.

Модернизм

С течением времени возникло стремление освободиться от оков прошлого. Культура модернизма была увлечена новациями, открытиями и поиском универсальных истин, способных заменить привычные истории и традиции. В Северной Америке и Европе модернизмом называют период с конца XIX до середины XX века. Художники, такие как Пабло Пикассо, ломали каноны изобразительного искусства. Композиторы, например Арнольд Шёнберг, экспериментировали со звуком и формой. Писатели, подобные Вирджинии Вулф, искали новые способы выражения мыслей и чувств. Философы и ученые — Ницше, Маркс, Фрейд, Эйнштейн — переворачивали представления о мире, заглядывая за фасады привычных понятий. Общество верило в прогресс и неограниченные возможности технологий.

Постмодернизм

Однако после бурного периода модернизма пришло осознание: можно ли доверять универсальным истинам и идеалам прогресса? Постмодернизм возник из этого сомнения. Культура постмодернизма фокусируется на контексте, парадоксах и ограничениях рациональности. Вторая половина XX века— особенно 80-е и 90-е годы — стали временем расцвета постмодернизма в Северной Америке и Европе. Энди Уорхол с его серией «Банок супа Кэмпбелл», Джон Кейдж с бесконечно экспериментальной музыкой, панк-рок с его протестом против системы — все это примеры постмодернистского мышления. Философы Жак Деррида и Жан Бодрийяр ставили под вопрос саму природу реальности и истины. Общество наслаждалось иронией, сарказмом, игрой смыслами и стало ценить неоднозначность и множественность интерпретаций.

Словарь современности: термин «метамодернизм» Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера

Эпистема и взгляд на знание

Для описания подобных культурных периодов используются различные термины: «дух времени» (zeitgeist), «парадигма», «структура чувств». Мне нравится использовать понятие «эпистема» — термин, введенный Мишелем Фуко. Эпистема связана с эпистемологией и подразумевает характерное отношение общества к знанию и тому, как мы его получаем. Интересно, что Фуко разработал свою концепцию эпистемы, отчасти опираясь на идеи Гастона Башляра об «эпистемологическом разрыве» — моментах, когда научное мышление совершает качественный скачок.

Подобно тому, как постмодернизм возник из неудовлетворенности людей уверенностью модернизма, метамодернизм появился вследствие усталости от скептицизма постмодернизма. Но, как говорится, пути назад нет. Метамодернистские культурные продукты не просто призывают вернуться к простой определенности модернистского мировоззрения. Они используют различные приемы, чтобы защитить внутренний мир человека — интериорность — от постмодернистской иронии. Один из таких приемов — осцилляция, то есть колебание между различными идеями и подходами.

Эта модель понимания культурного направления не предполагает, что теперь все стало метамодернистским. Напротив, каждая новая эпоха опирается на предыдущие и совершенствует их, а старые не исчезают. В нашей повседневной жизни всегда будет много традиций, которые проявляются в наших обычаях и ритуалах. Модернизм по-прежнему присутствует в технологиях и бюрократии, необходимых для поддержания сложного общества. Постмодернизм помогает нам видеть контексты и замечать скрытые аспекты вещей. А теперь мы видим все больше метамодернистских культурных продуктов, которые, словно ниндзя, восстанавливают пространство для внутреннего опыта после того, как модернизм и постмодернизм выполнили свою работу.

Важно отметить, что, по мнению Вермюлена и ван ден Аккера, метамодернизм — это не новая философия или политическое движение, и тем более не программа самопомощи. Это нечто иное. Они используют термин «структура чувств», описывая ее как феномен, который каждый может наблюдать, особенно в авангарде искусства и в популярных культурных артефактах. Почему это имеет значение?

Когда теоретик утверждает, что творчество такого музыкального исполнителя, как Суфьян Стивенс, является метамодернистским, это не означает, что его музыка продвигает какую-то определенную идеологию. Скорее, это наблюдение за тем, как он сочетает причудливость с духовной глубиной, как эпические музыкальные полотна переплетаются с интимными и хрупкими моментами. Это позволяет артисту искренне выражать свои внутренние переживания, преодолевая постмодернистский цинизм, к которому привыкла его аудитория.

Или возьмем современный пример — Билли Айлиш, лауреата премии «Грэмми». В ее песнях и видеоклипах сочетается нескрываемая и трансгрессивная сексуальность с глубоким уважением к психологическим нюансам персонажей ее композиций. Это яркое отражение метамодернистского подхода, где противоположности не только сосуществуют, но и усиливают друг друга, создавая многогранный и захватывающий образ.

Метамодернизм, таким образом, предоставляет нам призму, через которую можно лучше понять сложность и противоречивость современной культуры. Это приглашение к диалогу и осмыслению, к поиску новых способов выражения и восприятия мира вокруг нас. При этом в своих выступлениях на ток-шоу певица предстает как очень приземленный «гот по соседству». Ее образ сочетает в себе загадочность готической культуры и простоту, с которой может ассоциировать себя каждый.

На телевидении в качестве примера метамодернизма называют мультсериал «Конь БоДжек». Это мультфильм, рассчитанный на взрослую аудиторию, сочетающий постмодернистские ироничные отсылки к узнаваемым голливудским фигурам, дурацкие сюжеты и необычные анимационные трюки с глубоким и серьезным исследованием депрессии, зависимости и этики решения этих и других очень человеческих проблем.

Что не является метамодернизмом

Метамодернизм становится все более обсуждаемым понятием в культурном и академическом сообществах. Однако вокруг него существует множество недопониманий. Давайте рассмотрим некоторые трактовки, которые, на мой взгляд, расходятся с истинной сущностью метамодернизма.

▎Мультиперспективизм

Из-за того, что Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер говорили о колебаниях (осцилляции) между полярностями модерна и постмодерна, некоторые полагают, что метамодернизм — это объединение любых противоположных позиций. Это заблуждение. Склонность к оценке множества перспектив — наследие постмодерна. Метамодернизм же колеблется между многоперспективным релятивизмом и восторженной убежденностью. Он представляет собой эстетический подход, защищающий внутреннюю сущность от самоcомнений, возникающих в контексте многогранности взглядов.

▎Простое принятие позитивности

Постмодернистская чувствительность часто затрудняла выражение положительных эмоций, таких как надежда, энтузиазм и ликование. Но метамодернизм — это не просто возврат к прямолинейному оптимизму. Это чувствительность, которая уважает постмодернистский цинизм, но при этом оставляет место для искреннего самовыражения — как позитивного, так и негативного.

▎Новый большой нарратив

Жан-Франсуа Лиотар описал постмодернизм как недоверие к универсальным «великим проектам» (метанарративам). Метамодернизм создает пространство, позволяющее верить в большие нарративы, но не требует приверженности какому-либо конкретному из них. Фактически, можно вообще не верить ни в один. Метамодернизм сам по себе не является очередным «великим проектом».

▎Оправдание обмана или манипуляций

Метамодернистские произведения искусства часто включают игры, вымышленные миры и экспериментируют с идентичностями. Однако читатель или зритель обычно осознает эту игру и является ее участником. Цель остаётся в искреннем выражении внутреннего мира художника и вовлечении аудитории. Высказывание чего-то потенциально оскорбительного с последующим оправданием «Я просто пошутил!» — это не метамодернизм. Ложь с последующим утверждением, что это было «ради искусства» лишь после разоблачения, также не соответствует метамодернистскому духу. Кроме того, выдача себя за персонажа для выражения противоречивых взглядов, скрывая при этом свою истинную личность, не относится к метамодернизму.

▎Сообщество и терминология

Люди, пишущие о метамодернизме как о культурном феномене, обычно не считают себя частью какого-то определенного движения и не называют себя «метамодернистами». Скорее, метамодернизм — это совокупность культурных продуктов, часто создаваемых людьми, которые, возможно, никогда не слышали этого термина.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

реклама
разместить
Начать дискуссию