10 мифов о дадазиме, в которые пора перестать верить

Что вы представляете, когда слышите слово «дадаизм»? Бессмысленные каракули? Абсурд без цели? Давайте вместе разоблачим самые распространенные мифы об этом загадочном движении и откроем настоящую сущность дадаизма, который перевернул мир искусства с ног на голову.

▎Миф 1: Дадаизм — бессмысленный и абсурдный бунт без какой-либо цели

Первое, что приходит на ум многим — дадаизм был просто нелепым протестом против искусства. Но правда ли это? Дадаисты использовали абсурд и нонсенс не просто так. Это был их осознанный метод протеста против рационализма и ценностей, которые, по их мнению, привели мир к ужасам Первой мировой войны. Идеологи движения считали: дада не значит ничего. Этот абсурд был мощным инструментом для выражения глубокой критики общества и поиска новых способов восприятия реальности.

Группа «Дада» позирует перед камерой. 1921
Группа «Дада» позирует перед камерой. 1921

▎Миф 2: Дадаисты были противниками искусства и стремились его уничтожить

Существует мнение, что дадаисты хотели разрушить искусство. Однако это далеко от истины. Они стремились радикально переосмыслить и расширить понятие искусства. Бросая вызов традиционным канонам, дадаисты вводили инновационные формы и методы: коллажи, фотомонтажи, редимейды (readymade). Вспомните Марселя Дюшана и его знаменитый «Фонтан» (1917) — обыкновенный писсуар, выставленный как произведение искусства. Это был не акт уничтожения, а провокация, заставляющая задуматься о том, что вообще можно считать искусством. Дадаисты трансформировали художественный мир, заложив основы современного и концептуального искусства.

Фонтан» Марселя Дюшана, представляющий собой писсуар с автографом и датой
Фонтан» Марселя Дюшана, представляющий собой писсуар с автографом и датой

▎Миф 3: Дадаизм был единым и однородным движением

Многие представляют дадаизм как единое движение с общими идеями и целями. Но на самом деле, дадаизм был разнородным и децентрализованным. Различные группы в Цюрихе, Берлине, Париже и Нью-Йорке имели свои уникальные особенности и акценты. Например, цюрихская группа, основанная Хуго Баллем и Эмми Хеннингс, фокусировалась на перформансах и звуковой поэзии. В то же время берлинские дадаисты, такие как Рихард Хюльзенбек и Ханна Хёх, уделяли больше внимания политическому активизму и социальной критике. Объединяла их общая оппозиция к традиционным ценностям и желание радикальных перемен, но их методы и направления часто сильно различались.

Торжественное открытие первой выставки дада: Международная выставка дада, Берлин, 5 июня 1920 года. Центральная фигура, свисающая с потолка, - чучело немецкого офицера со свиной головой. Слева направо: Рауль Хаусманн, Ханна Хёх (сидит), Отто Бурхард, Йохан
Торжественное открытие первой выставки дада: Международная выставка дада, Берлин, 5 июня 1920 года. Центральная фигура, свисающая с потолка, - чучело немецкого офицера со свиной головой. Слева направо: Рауль Хаусманн, Ханна Хёх (сидит), Отто Бурхард, Йохан

▎Миф 4. Дадаизм был кратким явлением и не оставил следа

Думаете, дадаизм промелькнул и исчез, не оставив следа в искусстве? Ничего подобного! Дадаизм стал искрой, зажегшей пламя многих последующих движений. Его влияние ощущается в сюрреализме, где абсурд и иррациональность получили новое звучание. Без дадаизма не было бы ни дерзкого поп-арта, ни концептуального искусства, которые переосмыслили саму природу творчества. Принципы случайности и отрицания традиционных форм, заложенные дадаистами, продолжают вдохновлять художников и сегодня.

Тео ван Дусбург. Плакат с объявлением вечера дадаистов. 1922
Тео ван Дусбург. Плакат с объявлением вечера дадаистов. 1922

▎Миф 5. Дадаисты стояли в стороне от политики

Считаете, что дадаисты были далеки от социальных проблем и политики? Наоборот, они были активистами своего времени! Искусство для них было не просто развлечением, а мощным инструментом протеста. Берлинские дадаисты сражались с милитаризмом и социальным неравенством, используя сатиру и гротеск. Георг Гросс и Джон Хартфилд своими острыми фотомонтажами обличали режим и призывали к переменам.

Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд. Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». 1920 год.
Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд. Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». 1920 год.

▎Миф 6. Дадаизм – исключительно мужское движение

Это большое заблуждение! Женщины сыграли ключевую роль в развитии дадаизма. Ханна Хёх, Софи Тойбер-Арп и Баронесса Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен не только участвовали в дадаистских мероприятиях, но и были пионерами в своих областях. Ханна Хёх стала одной из основательниц фотомонтажа, использовав его для критики гендерных стереотипов. Эти выдающиеся женщины расширили границы искусства и заложили основы феминистской теории. Их наследие живет в каждом, кто стремится к равенству и свободе самовыражения.

Эльза фон Фрейтаг-Лорингофен. Limbswish. 1918
Эльза фон Фрейтаг-Лорингофен. Limbswish. 1918

▎Миф 7. Дадаисты были дилетантами без образования

Многие из них дадистов высокообразованными художниками, поэтами и писателями. Ханс Арп учился искусству в Страсбурге и Париже, а Тристан Тцара был известным литератором своего времени. Их осознанный отказ от академических норм был не из-за незнания, а как протест против устаревших ценностей. Как говорил Рихард Хюльзенбек: «Дада желает установить связь между искусством и жизнью». Они не просто разрушали старое – они строили новый мир искусства.

Франсис Пикабиа: слева «Святой святых - это мой портрет», 1 июля 1915 года; в центре «Портрет американской девушки в обнаженном виде», 5 июля 1915 года; справа «Я вижу и вижу, что это мой портрет, Де Зайас! Де Запас! Я пришел к берегам Эвксинского моста», 
Франсис Пикабиа: слева «Святой святых - это мой портрет», 1 июля 1915 года; в центре «Портрет американской девушки в обнаженном виде», 5 июля 1915 года; справа «Я вижу и вижу, что это мой портрет, Де Зайас! Де Запас! Я пришел к берегам Эвксинского моста», 

▎Миф 8: Дадаизм был исключительно европейским феноменом

Многие уверены, что дадаизм был исключительно европейским явлением, возникшим в Цюрихе в 1916 году и не вышедшим за пределы континента. Но это далеко от истины! Знаете ли вы, что дадаизм быстро пересек океаны и повлиял на мировую культуру?

В Нью-Йорке сформировалась своя группа дадаистов, где такие выдающиеся личности, как Марсель Дюшан и Ман Рэй, стали ключевыми фигурами американского движения. Дюшан, переехавший в США в 1915 году, представил там свои знаменитые редимейды, бросив вызов традиционному пониманию искусства. Благодаря глобализации и развитию международных коммуникаций, идеи дадаизма — абсурда и отрицания традиций — нашли отклик у художников и интеллектуалов по всему миру, от Латинской Америки до Японии.

Ман Рэй, ок. 1921-22, «Встреча у порта Турнанте», опубликовано на обложке журнала Der Sturm, том 13, номер 3, 5 марта 1922 г.
Ман Рэй, ок. 1921-22, «Встреча у порта Турнанте», опубликовано на обложке журнала Der Sturm, том 13, номер 3, 5 марта 1922 г.

▎Миф 9: Дадаизм — всего лишь предшественник сюрреализма

Часто дадаизм рассматривается исключительно как предшественник сюрреализма, без признания его самостоятельной ценности в истории искусства. Однако дадаизм обладал уникальными целями и методологиями, которые существенно отличались от последующих художественных движений. В то время как сюрреалисты стремились исследовать подсознательное и сферу сновидений, опираясь на идеи психоанализа Фрейда, дадаисты фокусировались на радикальной критике социальных и культурных институтов, используя абсурд и иронию как инструменты подрыва традиционных ценностей. Их подход был не столько эстетическим, сколько философским и политическим.

Ханна Хёх. Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада. 1919-1920
Ханна Хёх. Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада. 1919-1920

▎Миф 10: Дадаизм повлиял только на изобразительное искусство и больше ни на что

Существует мнение, что дадаизм затронул лишь изобразительное искусство. Но на самом деле его влияние гораздо шире! В литературе дадаисты экспериментировали с формой и языком, создавая "звуковые поэмы" и практикуя автоматическое письмо. В театре они внедрили элементы перформанса и спонтанности, предвосхищая появление экспериментального и театра абсурда.

А как насчёт музыки? Курт Швиттерс и другие дадаисты создавали композиции, основанные на случайности и неожиданных звуках. Философские идеи дадаизма, связанные с нигилизмом и критикой рационализма, повлияли на такие направления, как постмодернизм и деконструктивизм.

Заключение

Заблуждения и мифы, окружающие дадаизм, часто возникают из-за недостаточного понимания его глубинной сущности и сложного исторического контекста, в котором это движение зародилось и развивалось. Дадаизм был не просто реакцией на ужасы Первой мировой войны, но и революционным подходом к переосмыслению роли искусства и художника в обществе. Разрушая стереотипы и обращаясь к первоисточникам, мы можем более полно оценить значимость дадаизма как радикального движения, которое не только отразило кризис своего времени, но и заложило основы для многих инноваций в искусстве и культуре. Его принципы случайности, абсурда и отрицания традиционных ценностей продолжают вдохновлять художников и мыслителей в XXI веке, подчеркивая непреходящую актуальность дадаизма в современном мире.

Переосмысление и развенчание этих мифов позволяет глубже понять дадаизм как многогранное и инновационное явление, оказавшее длительное влияние на искусство и культуру. Дадаисты не только бросили вызов существующим нормам, но и заложили основу для многих современных художественных практик. Их стремление к радикальным изменениям, критика общества и экспериментальный подход продолжают вдохновлять художников и мыслителей по всему миру, подтверждая актуальность и значимость дадаизма в контексте культурной и исторической эволюции.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

реклама
разместить
Начать дискуссию