Никас Сафронов: с любовью и заботой о зрителе

Как превратить живопись в захватывающий визуальный аттракцион?

Ответ на этот вопрос легко и уверенно дает Никас Сафронов — художник, чье имя известно многим, но творчество которого остается загадкой для некоторых.

В октябре я посетила его выставку в Инженерном доме Петропавловской крепости. Жизненные заботы совсем захватили меня, но накануне Нового года я решила поделиться с вами своими впечатлениями. Ведь так приятно завершать важные проекты перед началом нового этапа!

Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»
Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»

Никас Сафронов славится портретами знаменитостей и видных политических деятелей. Но удивителен контраст: при всей своей медийной известности, Сафронов остается фигурой, малоизвестной в кругах «серьезного искусства». Почему так происходит?

Своей линией светского поведения он напоминает таких культовых художников, как Сальвадор Дали и Энди Уорхол. И это не случайно — влияние Дали на Сафронова заметно невооруженным глазом. Никас использует свое лицо как часть бренда, делая его равноценной составляющей своих арт-событий. Его личность становится объектом узнавания, анализа и восхищения, наравне с его искусством.

Такой акцент на личности отражает тенденцию превращения художников в суперзвезд, начатую Дали и Уорхолом. Да, их часто критиковали за чрезмерную медийность и обвиняли в конъюнктурности — но это лишь подогревало интерес публики.

Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»
Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»

«Художник — это маляр, прораб которого — зритель», — говорит Сафронов. И эти слова отражают его стремление быть понятным и близким каждому. Здесь нет заумных речей и сложных терминов, которыми изобилует современное искусство. Вместо этого — доступный язык и глубинные смыслы, иногда загадочные, иногда очевидные, но всегда пробуждающие мысли и чувства.

Никас мастерски сочетает богатое наследие европейских старых мастеров с современным клиповым мышлением. Видно, как серьезно он изучил искусство Италии, Голландии, Франции, и как он интегрирует эту насмотренность в свои работы. Этот синтез привлекает внимание и побуждает останавливаться перед многими произведениями на выставке.

Особый акцент сделан на оформлении выставочного пространства: красочные и необычные локации приглашают гостей сделать фото и поделиться ими в соцсетях. Это превращает выставку в интерактивное путешествие в мир искусства.

Одним из векторов творчества Сафронова является активное обращение к сюрреализму — интуитивно понятному и притягательному стилю. Помимо известных портретов знаменитостей, особой популярностью пользуются его милые и загадочные существа: неведомые зверушки, полуптички-полукролики и другие удивительные гибриды с поэтичными названиями, такими как «Полеты во сне и наяву».

Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»
Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»

Но на этом сюрпризы не заканчиваются: несколько инсталляций затрагивают остросоциальные темы современности. Например, инсталляция «Свобода» встречает гостей прямо на входе, заставляя задуматься о ценностях и идеалах нашего времени. В центре композиции — портрет Павла Дурова, выполненный в технике сепии и сангины, а рядом — скамейка с надписью «Здесь можно сесть», приглашающая присоединиться к размышлениям. Работа была сделана как реакция на арест предпринимателя во Франции в августе 2024.

Кусочек инсталляции «Свобода» с выставки
Кусочек инсталляции «Свобода» с выставки

Что для меня особенно ценно в работах Сафронова — это его преданность ремеслу. В эпоху, когда многие художники прибегают к аутсорсингу и сами не касаются своих произведений, Никас сохраняет рукотворность и профессионализм в каждом произведении. Он утверждает, что создает все свои картины самостоятельно, без участия подмастерьев, и это ощущается в каждой детали.

Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»
Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»

Другой известный вектор творчества Сафронова — стиль Dream Vision, что переводится как «видение сновидений» или «видение мечты». Этот уникальный художественный подход создает эффект пребывания между сном и пробуждением, памятью и забвением.

Если говорить о технике, художник создает многослойные полотна, начиная с загадочного фона и постепенно добавляя детали. Он то стирает их, то вновь добавляет, повторяя этот процесс многократно. В результате появляется эффект воздушной дымки, придающий картинам мистическую красоту. Такие работы не только приятны глазу, но и завораживают. Зритель ощущает легкость, возвышенность и, главное, понимает замысел автора, не чувствуя себя обманутым, как это часто бывает на выставках ультрасовременного искусства. Мне кажется, что никому, кроме Сафронова, не удается так мастерски объединить все эти характеристики в своих работах.

Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»
Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»

Что меня особенно порадовало на выставке — это внимание к каждому посетителю. Даже находясь на улице, люди могли увидеть интересно оформленную входную группу и сфотографироваться рядом. Инсталляция «Свобода» с портретом Павла Дурова была доступна всем желающим — можно было просто зайти и посмотреть. Так искусство становилось ближе не только для посетителей выставки, но и для всех гостей Петропавловской крепости.

Внутри выставки можно было увидеть инсталляцию «SMS» — современную и актуальную работу с глубоким смыслом. Часы Судного дня с цветами-стрелками и тапком с изображением Биг-Бена на подошве недвусмысленно намекали на то, кто приближает нас к катастрофе и где она может произойти.

В творчестве Сафронова можно встретить элементы киберпанка, сюрреализма, поп-арта и даже соцреализма. Каждый найдет что-то свое, что откликнется именно ему. И разве это не самое главное? Найти работу, которая зацепит, заставит задуматься и почувствовать.

Забота о зрителе чувствуется во всех деталях: от продуманной организации пространства до подробных описаний каждого зала и работ, доступных по QR-кодам. Все это создает ощущение, что ты находишься в пространстве, проникнутом любовью к искусству и пониманием его общественной роли. В мире, где искусство порой кажется недоступным и высокомерным, такая открытость и внимание к посетителям вдохновляют.

Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»
Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»

На выставке я надолго задержалась в зале, посвященному Сальвадору Дали. Почему? Возможно, дело в том, что я в последнее время много размышляю о творчестве этого художника. А может быть, потому что в нем показано, как один мастер видит работы другого. Это всегда вызывает у меня восторг — как будто заглядываешь в творческую кухню. И не могу не отметить потрясающий диванчик в форме губ! Он так и просится в кадр — идеально вписывается в экспозицию, добавляя капельку современного гламура. Это тот случай, когда искусство и социальные сети встречаются в одном пространстве.

Никас Сафронов: с любовью и заботой о зрителе

Однако давайте поговорим не только о Сафронове-художнике, но и о Сафронове-человеке, который впечатляет не меньше. Выставка «Большая любовь к Петербургу» имела сильную благотворительную составляющую. Перед ее открытием Никас сделал щедрое пожертвование в фонд «Антон тут рядом». А на финисаже организовал аукцион, где выставил свою акварельную работу. Все вырученные средства он полностью передал тому же фонду для реализации его программ.

Кроме того, незадолго до открытия выставки, Сафронов за свой счет обновил санузлы в Инженерном доме Петропавловской крепости. Может показаться, что это мелочь, но мы все знаем, насколько важны комфортные условия для посетителей выставок — художник сделал выставку «Большая любовь к Петербургу» с искренней любовью не только к величественному городу на Неве, но и к каждому человеку, переступившему порог выставочного зала.

Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»
Фото с выставки «Большая любовь к Петербургу»

Теперь немного критики: про акцент на социальные сети. С одной стороны, фотозоны, яркие интерьеры и интерактивность привлекают внимание и делают искусство ближе к широкой аудитории. Но вот что меня беспокоит: не теряется ли за этим глубина самого произведения? Иногда в попытке сделать все «красиво для фото» смысл искусства уходит на второй план, превращая его в декорацию. Я понимаю, что сейчас выставки стремятся угодить массовому зрителю, но у меня как профессионала есть страх, что в этом случае баланс между эстетикой и содержанием может нарушиться.

А как вы думаете, какой формат выставок лучше — интерактивный или более классический? Поделитесь своими мыслями в комментариях!

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

реклама
разместить
Начать дискуссию