Обойтись без биохакинга: популярные мифы о методах обучения и проверенные техники

Почему мы забываем 90% информации и как извлечь из этого пользу, рассказывает Кирилл Мишук.

Биохакинг как способ усиления интеллекта становится популярным. Какие только советы не дают: какие препараты принимать, какие параметры измерять, во сколько ложиться спать, сколько отдыхать и так далее. Вот только люди неправильно используют главный ресурс — наш мозг. Ниже — мой личный опыт.

Тема работы нашей памяти заинтересовала меня полтора года назад. Однажды во время поездки в общественном транспорте услышал разговор двух школьников, обсуждавших книгу «Психология влияния» Роберта Чалдини. Я тоже читал её, когда учился в школе.

Ради интереса попробовал вспомнить хоть одну мысль из книги. Не получилось. Это уже напрягало, но дальше было ещё хуже. Я забыл не только содержание прочитанных пару лет назад книг, но и выученные в школе стихи. Причём в школе запоминание давалось без труда. С тех пор стало интересно разобраться, почему так произошло и как это исправить.

Статья должна помочь поближе познакомиться с такой областью, как learning science, наука об обучении. В первой части поговорю о самых укоренившихся мифах и популярных методиках, которые не получили научного подтверждения. Во второй части расскажу о доказанных неоднократными исследованиями методиках и покажу, как их использовать на практике.

По активным ссылкам прикрепил оригинальные научные исследования, на которые ссылаюсь при аргументации.

Часть первая: мифы и неэффективные методики

Миф первый: у каждого человека есть доминирующий стиль обучения

Хотя бы раз в жизни при вас упоминались вслух такие типы людей, как аудиал, визуал, кинестетик. Считается, что у людей выделяется доминирующий орган чувств, который помогает лучше воспринимать информацию. Только в итоге эта теория не получила научного подтверждения. Нет никакой зависимости между предпочитаемым стилем и способностью учиться.

Миф появился из-за наличия предпочтений по работе с информацией. Вот только эти предпочтения не дают никакого прироста в знаниях.

Это всего лишь наши предпочтения​ Paula Moran
Это всего лишь наши предпочтения​ Paula Moran

Объяснить это можно с помощью сравнения. Предположим, что один человек любит яблоки, а второй — морковь. Давайте представим, что отмеряли 100 ккал яблок и моркови. Каждый из них съест либо яблоки, либо морковь. Оба наберут одинаковый вес вне зависимости от выбранного продукта.

Также происходит и с выбором стиля. Сама вера в эту теорию иронична — даже если бы это работало таким образом, то стоит научиться владеть всеми стилями, чтобы устранить слабости.

Миф второй: теория «правого и левого полушария»

Наука подтвердила, что при решении задач одно полушарие задействуется больше, чем другое. Наглядный пример — изучение языков, во время которого левое полушарие используется сильнее правого.

Только это не значит, что люди автоматически делятся на «правополушарных» и «левополушарных» или что первые — креативные, в то время как вторые — рациональные. Если некоторые задачи требуют больше ресурсов одного полушария, это не означает, что люди отличаются с точки зрения мозга.

Это миф​ pixabay.com
Это миф​ pixabay.com

Причина появления подобного мифа похожа с первым случаем — у людей сложились предпочтения. Васе нравится математика, а Оле — искусство. Вот только деление первых на «левополушарных» и вторых на «правополушарных» — это ярлык, который наклеивается на человека.

​Интернет — рассадник ярлыков Julia Kamenschikova
​Интернет — рассадник ярлыков Julia Kamenschikova

Миф третий: многозадачность

С каждым годом растёт количество вакансий, где присутствует требование «способность работать в режиме многозадачности». Проблема в том, что наш механизм внимания способен выборочно концентрироваться на одном объекте или процессе в каждый момент времени.

Уже предвижу возражения «я слушаю подкасты во время тренировки и успеваю сделать два дела сразу». Что ж, тогда на выполнение упражнений вы тратите лишь часть своего запаса внимания.

При попытке выполнить два различных процесса одновременно возникают издержки на переключение внимания с одной задачи на другую. В итоге это приводит к снижению эффективности обеих задач сразу. Быстрее будет выполнить две задачи по отдельности.

​Это миф, как для женщин, так и для мужчин
​Это миф, как для женщин, так и для мужчин

Продемонстрировать правдивость этого утверждения можно одним упражнением. Поочерёдно выполните три задачи:

  • Посчитайте от 1 до 33.
  • Назовите все буквы русского алфавита.
  • Теперь смешайте эти задачи следующим образом: 1-А-2-Б-3-В…

Сделайте это упражнение и засеките время на выполнение каждой из трёх задач. Потом сравните суммарное время первой и второй задачи с временем на выполнение тертьей задачи. Вот мои результаты: 8 секунд, 7 секунд и 45 секунд. Увы, с такими низкими способностями к многозадачности на работу не возьмут:(

Миф четвёртый: мы используем только 10% нашего мозга

Этот миф распространён благодаря массовому кино, вспомните фильмы «Области тьмы» и «Люси». В него верит половина респондентов среди сотрудников области образования. Наука же опровергает существование подобного феномена.

Известен случай одного пациента, которому в 60-е годы удалили около 50% мозга из-за эпилептических припадков. В результате это привело к невозможности формировать новые воспоминания. Спустя минуту пациент заново здоровался с человеком, с которым только что общался. Если остальные 90% мозга не так важны, такого бы не случилось.

​Увы, это всего лишь сказка
​Увы, это всего лишь сказка

Миф пятый: 10 тысяч часов сделают из вас эксперта в любой области

Этот миф популяризировал Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» и назвал правилом 10 тысяч часов. Оно гласит, что 10 тысяч часов превратят человека в эксперта в большинстве областей. В качестве доказательства журналист привёл результаты оригинального исследования учёного Андерса Эрикссона, который изучает, «как эксперты становятся экспертами».

Что же не так с правилом 10 тысяч часов? 10 тысяч часов — это приблизительное количество времени, которое в среднем практиковались лучшие на потоке студенты-виолончелисты к 18 годам. Эти музыканты ещё не достигли уровня мастерства.

Виолончелисты становятся победителями международных соревнований к 30 годам. К тому времени суммарный объём практики достигает 20‑25 тысяч часов. При этом мировые лидеры по запоминанию информации тратят 1000 часов на достижение мирового уровня мастерства.

Вторая ошибка в этом правиле — обычной практики недостаточно, чтобы стать мастером. Эрикссон в исследовании давал определение «осознанной практики». Она предполагает постоянное выталкивание себя из зоны комфорта, выполнение разработанных экспертом специальных упражнений для развития определённых способностей и использование обратной связи для определения слабых мест и работы над ними. Это не похоже на изначальное «правило 10 тысяч часов».

​Готовы ли вы пойти на такие жертвы?
​Готовы ли вы пойти на такие жертвы?

Какие методики не работают

Дисклеймер: под «не работают» я подразумеваю незначительный прирост в знаниях после использования методик по сравнению с остальными. О самых сильных методиках речь пойдёт во второй статье.

Перечитывание

Первой в списке идёт методика, которую использует 90% учащихся. Чаще её используют студенты за пару дней до экзамена — перечитывают один и тот же текст два и более раза подряд. Это работает, только если речь идёт о написании немедленного теста, сразу же после перечитываний. В противном случае это не принесёт никакой пользы.

​Эффект от перечитывания (massed) теряется со временем
​Эффект от перечитывания (massed) теряется со временем

Что ещё хуже — перечитывание создаёт «иллюзию знания». По ощущениям с каждым новым прочтением информация становится более знакомой. Вот только это обманчивое впечатление. По прошествии времени эффект от перечитывания стирается.

Подчёркивание

Ещё одна популярная методика, чью пользу так и не доказали экспериментально. Иногда излишнее подчёркивание ухудшает результаты на тестах. Методика не требует никаких усилий в использовании. Как и перечитывание. Благодаря этому факту она стала такой популярной.

Использование мнемоники

Для тех, кто не в курсе: мнемотехника — способ запомнить больше информации благодаря созданию визуальных ассоциативных связей. Вы хотите запомнить, что мартышка по-английски будет monkey.

Подбираете близкое по звучанию слово в русском языке — «манка», a.k.a. манная каша, и соединяете следующим образом: пытаетесь накормить мартышку манкой, а она сопротивляется. В итоге вам удаётся запихнуть одну столовую ложку. Вот только мартышка выплёвывает содержимое вам в лицо.

Больно это признавать, но мнемотехника не так эффективна. Я даже участвовал в университетском шоу талантов, где запоминал фамилию, имя, дату рождения, ряд и место в зале каждого из 800 зрителей (по факту пришло 500 человек). Сомневаюсь, что вспомню эту информацию хотя бы для 10 людей.

​Фотки нет, сделал скрин с записи :)
​Фотки нет, сделал скрин с записи :)

Мой опыт совпадает с результатами исследований. В краткосрочном периоде использование мнемоники даёт выигрыш в результатах. С течением времени она делает материал сложнее для вспоминания. Её использование может даже ухудшить результаты с течением времени.

​Спустя неделю эффект полностью пропадает
​Спустя неделю эффект полностью пропадает

При этом даже сами исследователи утверждают, что по этой теме необходимы дополнительные исследования. Интересно было бы попросить победителей чемпионатов по запоминанию воспроизвести ту информацию, которую они запомнили, спустя неделю или месяц после победы. Может, дело не во мне:(

Вывод озвучу в виде одной мысли: интуиция не всегда работает верно. Без критического мышления жить с каждым годом становится сложнее. Наука — способ это мышление у себя развивать.

Часть вторая: так как же правильно учиться

Все перечисленные ниже методики я использую регулярно. На обучение стало уходить чуть больше времени, зато знания и навыки теперь усваиваются крепче.

Распределённая практика (spaced practice / distributive practice)

В чём же заключается метод? Сравним с привычной зубрёжкой. В этом исследовании сравнивались три подхода: чтение текста один раз, чтение текста два раза подряд и чтение текста два раза с недельным перерывом. Одна половина испытуемых проходила тест сразу после прочтения, другая же спустя два дня. В результате эффект зубрёжки пропадал уже на второй день. Чего не скажешь о распределённом по времени чтении.

​Зубрёжка проигрывает в долгосрочной перспективе
​Зубрёжка проигрывает в долгосрочной перспективе

Главное, что этот метод работает и для запоминания информации, и для моторных навыков. Эти исследования говорят о банальном факте — заниматься лучше медленно, но регулярно.

С помощью этого метода я научился жонглировать. Практиковался в течение 6 дней по 10-15 минут. При интенсивном подходе у меня бы ушло больше времени из-за плато. Пауза в практике и сон позволили навыку консолидироваться.

Активное воспроизведение (retrieval practice)

В школе или университете нас приучили постоянно проходить тестирования. За это время к ним сложилось предвзятое отношение. И напрасно! Как выяснили учёные, тесты пригодны как способ и для проверки своих знания по теме, и для их углубления.

В одном исследовании сравнивались две методики: прохождение материала два раза подряд с единичным прочтением и написанием теста после него.

После этого две группы проходили совместное тестирование: треть студентов писала тест спустя пять минут, вторая — спустя два дня, третья — спустя неделю. Для первой группы перечитывание оказалось полезнее. Зато для двух остальных групп прохождение теста сразу после прочтения давало выигрыш, который увеличивался с течением времени.

​SSSS — четыре сессии обычного чтения, SSST — три сессии чтения и тест в конце, STTT — одна сессия чтения и три теста подряд
​SSSS — четыре сессии обычного чтения, SSST — три сессии чтения и тест в конце, STTT — одна сессия чтения и три теста подряд

Помимо закрепления знаний, извлечение информации из памяти помогает использовать её в новых ситуациях, с которыми вы могли не сталкиваться. Это также помогает вспомнить напрямую не связанную с темой информацию и создать новые ассоциативные связи.

В новом году решил поменять способ чтения книг. Теперь я не надеюсь на свою память. Вместо этого тестирую себя, что из прочитанного мне удалось запомнить. Потом возвращаюсь и исправляю все ошибки.

Интервальные повторения (spaced repetition / spaced retrieval)

Из всех работающих методик эта — популярнее других. Хотя до перечитывания и подчёркивания ещё далеко. Тем не менее всё большее количество обучающих приложений используют интервальное повторение. Сервисы для изучения иностранных языков: LinguaLeo, Skyeng, задействуют этот механизм.

Это комбинация двух предыдущих методик: распределённой практики и активного воспроизведения. Учащийся должен активно воспроизводить информацию через распределённые промежутки времени. Подробнее о причинах работы такого механизма и как организовать систему интервальных повторений для себя прочитайте в игровой форме — здесь.

Я тоже использую эту методику при запоминании иностранных слов. В 2020 году начал добавлять карточки с вопросами по прочитанным книгам в Anki. Теперь могу воспроизвести по памяти из прочитанного в несколько раз больше, чем раньше.

Если выбирать лишь одну методику, то однозначно посоветую эту:

  • Даёт наибольший прирост эффективности по сравнению со всеми остальными.
  • Некоторые сервисы помогут встроить этот метод в ежедневную практику: Anki, Quizlet и другие.
  • В интернете удалось откопать нетривиальные эксперименты.

Как данную методику использовать на практике:

Чередующаяся практика (interleaving / interleaved practice)

Эта методика недостаточно оценена и игнорируется. В школе и институте мы учимся последовательным образом — переходим к новой теме только после изучения предыдущей. Такой метод называют «обучением блоками».

Чередующаяся практика предполагает ровно противоположное — одновременное изучение нескольких тем. Предположим, на следующей контрольной будут темы А, В и С. Блочная практика подразумевает порядок ааавввссс, в то время как чередующаяся — авсвсасав.

В 2007 году опубликовали исследование, в котором две группы студентов изучали способы нахождения объёма четырёх геометрических фигур: клина, сфероида, сферического конуса и полуконуса. Обеим группам дали одинаковые задания. Отличался подход к изучению: первая группа решала задачи, которые разбили по типу объекта. В начале были четыре задачи на вычисление объёма клина, затем — сфероида. Вторая группа решала эти же задачи в смешанном порядке.

В момент выполнения практики студенты первой группы показали лучшие результаты — 89% против 60% у второй группы. Спустя неделю группа-лидер продемонстрировала катастрофические результаты — 20% баллов в среднем. Тогда как группа с чередующейся практикой показала результат в 63% выполненных заданий. Итоговая разница составила больше 200% (!), причём через одну неделю. Со временем вторая группа укрепила результат.

​Таблица B - результат во время учебной сессии, таблица C - во время тестов
​Таблица B - результат во время учебной сессии, таблица C - во время тестов

Похожие результаты проявились и в других областях: изучении трёх типов подач в бадминтоне, обучении студентов броскам в баскетболе, развитии навыков у студентов-медиков. Эти исследования показали, что чередующаяся методика полезна как в академическом обучении, так и в прикладных задачах.

Вот почему такая методика работает:

  • Помогает видеть сходства и различия между несколькими методами или техниками.
  • Требует интенсивного вовлечения в процесс.
  • Учащийся не знает заранее, какой метод стоит использовать для решения каждой конкретной задачи, что развивает умение выбирать.

Увы, в школе и университете этого пока не происходит.

Задавание вопросов во время обучения (elaborative interrogation)

Видели вопросы после каждого параграфа в учебнике, когда учились в школе? Как часто отвечали на них? Как и я, большинство людей их игнорируют. А зря. Вопросы полезны для более полного понимания текста. Ещё полезнее эта методика в том случае, если в изучаемой теме вы уже имеете знания. Тем не менее это работает для всех групп студентов.

​M — медиана (середина) ряда. При использовании техники она значительно выше
​M — медиана (середина) ряда. При использовании техники она значительно выше

Главная цель методики — задавать себе вопросы, заставляющие объяснять самую суть предмета. Также будут полезны вопросы «что я ещё знаю по этой теме» или «как это связано с тем, что я уже знаю». Они помогают связать новую информацию с уже имеющейся в памяти.

Я использую эту методику для чтения книг. Вопросы составляю сразу после прочтения важной мысли, которую хочу запомнить и воспроизвести в будущем. Также использую их как материал для самопроверки остаточных знаний после прочтения.

Конкретные примеры

Абстрактные идеи часто кажутся расплывчатыми и трудными для понимания. Люди склонны лучше запоминать конкретную информацию, нежели абстрактную. Поэтому конкретные примеры для абстрактных идей используются, чтобы лучше понять и запомнить информацию.

Как объяснить ребёнку слово «дефицит»? Допустим, он хочет сходить на концерт Данилы Поперечного. Если купить билет в первые дни после анонса, то получится урвать дешёвые места. При приближении даты концерта в кассе останутся только дорогие билеты. Ещё один пример — вода в пустыне. Одной полулитровой бутылки воды будет маловато для группы из десяти человек.

Почему я использовал разные ситуации для объяснения? Использование примеров с отличающимися деталями помогает глубже понять идею. Если бы я ограничился только первым примером, то ребёнок мог бы увидеть связь дефицита с деньгами, хотя на самом деле это не так. Второй пример позволил показать ту же самую идею, но уже в другом контексте.

​Два примера работают значительно лучше одного — 79% (когда они похожие) и 83% (когда отличаются) против 53% правильных ответов. При этом два разных примера помогли большему количеству детей догадаться без подсказки — 39% против 52%
​Два примера работают значительно лучше одного — 79% (когда они похожие) и 83% (когда отличаются) против 53% правильных ответов. При этом два разных примера помогли большему количеству детей догадаться без подсказки — 39% против 52%

Объяснения самому себе

Ты понял материал только в том случае, если объяснил его другому человеку доступным образом. Вот только трудно постоянно находить такого партнёра. Учёные выяснили: объяснения самому себе тоже помогают. Больший эффект методика приносит при изучении тем, требующих глубокого понимания материала.

​Использующие метод студенты получили больший прирост знаний между двумя тестами — 32% против 22%
​Использующие метод студенты получили больший прирост знаний между двумя тестами — 32% против 22%

Этот метод учащиеся используют при решении задач по физике и математике. По счастливой случайности во время учёбы в школе мне удалось самостоятельно додуматься использовать такой подход при решении задач. Я вслух шёпотом проговаривал каждое действие, которое проделывал. Этот метод помогал и с олимпиадными задачами, а они гораздо сложнее задач из школьной программы.

При этом объяснения другому человеку тоже полезны. Уже само ожидание предстоящего объяснения материал другому человеку повышает результаты на будущем тестировании. Учащийся во время обучения структурирует материал таким образом, чтобы впоследствии было легче вспомнить главную мысль.

​Готовящиеся обучать других студенты показали лучшие результаты, чем готовящиеся к тестам
​Готовящиеся обучать других студенты показали лучшие результаты, чем готовящиеся к тестам

Вот шесть методик, которые регулярно использую. В поисках не остановился и ищу другие научно доказанные подходы. Эффект генерации не стал подробно описывать в этой статье, так как сам редко использую. Об этом и других принципах расскажу в следующих постах.

Вопросы для самопроверки:

  1. Почему стили обучения — это миф?
  2. Как связан второй миф с делением на гуманитариев и технарей?Почему это миф?
  3. Почему мультитаскинг не увеличивает эффективность?
  4. Почему больной эпилепсией после операции не смог хранить новые воспоминания?
  5. Почему недостаточно просто практиковаться 10,000 часов для освоения мастерства?
  6. Что не так с зубрёжкой?
  7. В каких случаях она работает?
  8. Почему разноцветные маркеры отнимают наше время?
  9. Почему мартышка, плюющаяся манкой, — не такой эффективный метод запоминания, как хотелось бы?
  10. Как дисциплина может напрямую помочь в учёбе?
  11. Почему тесты на самом деле полезны?
  12. Какую методику использовали в экспериментах по изучению иностранных языков и программирования? В чём она заключается?
  13. Почему привычное нам обучение блоками не работает так, как надо? Как его можно заменить?
  14. Почему я использую вопросы во время чтения книг? Как именно я это делаю?
  15. Что не так с абстрактными идеями? Как это можно исправить?
  16. Как обеспечить запоминаемость общего правила вместо конкретных деталей?
  17. Какую методику я успешно использовал ещё в школе? В чём она заключалась?

Эпилог

Сами методики кажутся банальными. «Как будто и без тебя не знали о пользе примеров, умник». Только знать и применять — не одно и то же. Интересоваться этой темой начал полгода назад. При этом использовать эти методики в учебной практике стал только к концу декабря. Что заметил: стал запоминать гораздо больше информации из прочитанных источников.

Тех, кто дочитал эту статью до конца, приглашаю в свой канал в телеграме. Выложил в нём список для дополнительного изучения. В ближайший месяц проведу эксперименты по использованию описанных техник для прикладных задач. Одна из идей — как освоить инфостиль за месяц. Готов выслушать предложения в комментариях.

141141
128 комментариев

Сейчас прохожу курс по обучению способности учиться. Мысли в статье и информация в курсе говорят об одном и том же, но в курсе больше материала на эту тему. 
Крайне рекомендую к ознакомлению (он бесплатен).
https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn/home/welcome.

Многое из курса так или иначе отрывками можно найти в интернете. Но наиболее легкопонятную, концентрированную порцию информации по этому вопросу еще не видел.

16

Сам проходил этот курс, для базового уровня его хватит. Для полного понимания одних видео не достаточно, нужно изучать дополнительные источники. 

2

Спасибо за материал! Люблю, когда какое-либо утверждение подкрепляется научными исследованиями. Реальными и реальных ученых.
Определенно, один из лучших материалов на VC.RU!
У меня с памятью немного туговато.
Сам неосознанно всегда тестировал себя и, действительно, запоминается лучше. А еще всегда любил (я не сумасшедший )) ) про себя рассказывать представляемому в уме собеседнику (другу, например) то, что выучил. Мол, "прикинь, Славик, а процессоры то оказывается работают в псевдомногопоточном режиме...".

Не знал, что это еще и научно доказано. Думал, что это моя особенность или недостаток )) Спасибо.

11

Спасибо за содержательный комментарий. Про привычку объяснять материал воображаемому собеседнику - со стороны действительно кажется странным. Помню косые взгляды проверяющих на олимпиаде, когда я вслух шептал ход решения. Некоторые думали, что я с кем-то общаюсь с помощью наушников. 

С памятью у вас все в порядке. Для запоминания одного раза всё равно недостаточно, даже если сейчас ты всё помнишь. Особенно перестал понимать скорочтение - это потребление информации без её осознанного использования. Пусть попробуют пересказать содержание книги целиком. 

Благодаря методикам у меня теперь начало это получаться. Конечно, не все книги надо прочитать так глубоко. Только нужно ли вообще читать те книги, которые можно поверхностно пройти? 

3

Не очень корректный пример про многозадачность с подкастами и тренировками.

Курпатов упоминал понятие «Дефолтный режим работы мозга», то есть действия, который вы повторяли ранее много раз происходят на автомате.

В данном случае тренировка происходит на автомате, а внимание мозга сосредоточено (выполняет одну задачу) на подкасте.

Но так да, мозг однозначен, часто приходится это объяснять «многозадачным» друзьям :)

7

Опираясь на свой опыт — у меня всё очень туго с многозадачностью. Во время той же тренировки я не могу отвлекаться на что-то ещё, даже на разговоры. Тогда результат будет хуже. Если вкладываюсь в каждое упражнение — тогда тренировка прошла с пользой. Заметил корреляцию между весом после тренировки и уровнем вовлечения в неё. Это похоже на «осознанность», которую тут уже упоминали.

3

На vc совсем недавно, и если эта статья серьезно одна из лучших на ресурсе, то ой. Безусловно, с большим уважением отношусь к попыткам анализа и исследований, но столько натяжек делают статью очень поверхностной. Я про раздел "Мифы" прежде всего. Аудиал, визуал и кинестетик (есть еще дигитал) - это не доминирующие стили обучения, во-первых. Когда говорят о стилях обучения, подразумевают, прежде всего 3: расскажи, покажи, дай сделать самому. Во-вторых, никто не утверждает, что стили обучения или предрасположенность человека к одному из каналов восприятия информации (те самые визуалы и аудиалы) дают какой-то прирост по сравнению с другими способами или превалирующими каналами. Это миф, высосанный из пальца. 

Что такое "миф" многозадачность? В чем конкретно состоит миф? Наличие этого требования в вакансиях не говорит о том, что многозадачность более эффективна по сравнению с однозадачностью. Это говорит только о специфике работы, которую нужно выполнять, все. Да, выполнить одну задачу за другой быстрее, но это никого не интересует, если у тебя поступил звонок от очередного клиента, когда ты не успел обработать информацию от предыдущего, к примеру. Просто ищут человека, который может быстрее переключаться и не выгореть от этой гонки через месяц.

Четвертый миф вообще атас. Я имею в виду вывод. Логики ноль. "Если остальные 90% мозга не так важны, такого бы не случилось". Что это? Предположим вырожденный случай, что 99% мозга не важны, имеет значение только 1%. Неважно, сколько процентов мозга вырежут: 99, 50, 10, 1 - если вырезанная часть включает важный 1% , из человека получится растение, а если не включает, то все будет ок. Так что не имеет никакого значения, сколько процентов мозга вырезали, важно, сколько в вырезанную часть попало полезного и функционального. Я уже не говорю о дикой исходной посылке, что полезность мозга сконцентрирована в какой-то определенной части, а не распределена по всему объему.

И так далее и так далее. Можно отдельную статью писать.

5