5 лет на маркетплейсах. Мой опыт и выводы. Часть 1
И глазом не моргнул - как пролетели 5 лет с начала моего пути на маркетплейсах. И в этом цикле статей (а это по-любому будет лонгрид, который придется разбить на части) я хочу поделиться своим опытом. Подвести итоги, сделать выводы. Надеюсь, это будет кому-то интересно и полезно.
С чего все началось
В далеком уже 2019 году я не искал ниши или товары для выхода на маркетплейс (как сейчас это модно делать), я искал новые каналы сбыта своей продукции - свежеобжаренного кофе. Об этом я, кстати, писал уже пару статей - одну здесь и вторую здесь.
Из свежеобжаренного кофе тогда сильных игроков на маркетплейсах не было. В основном, приходилось конкурировать с кофе из масс-маркета типа Egoiste/Lavazza/Paulig. Именно они занимали все первые строчки и восхищали меня своими цифрами по продажам.
Был 2019 год. Mpstats тогда еще не было, и я помню как впервые заказал на Kwork парсинг продаж по категории "кофе в зернах". Для меня это было удивительно! Я неделю внимательно изучал этот файл, пытаясь найти "секреты" таких огромных продаж лидеров категорий. И, надо сказать, один из таких "секретов" я обнаружил еще тогда (и он работает до сих пор) - это количество товара на складах маркетплейса. У всех топов остатки исчислялись тоннами кофе на каждом складе (хотя, ради справедливости, нужно признать, что тогда складов было - по пальцам одной руки пересчитать - мы еще отгружались на первый Озон в Твери, и только спустя несколько месяцев открылся склад Хоругвино, а больше-то и не было ничего; а на ВБ помимо Коледино я вообще не помню ничего в то время). Но об этом мы поговорим чуть позже.
Так вот, в маркетплейсах тогда я увидел отличный новый канал сбыта. В основном, меня восхищала идея продавать по розничным ценам оптовыми объемами. Ведь тогда 95% всех продаж у нас были оптовыми, остальные 5% приносил наш сайт. И средняя стоимость заработка с 1 кг кофе была около 50-70 рублей (такой рынок был - олды вспомнят бразильскую арабику по 360 рублей в опте), тогда как на маркетплейсе можно было продавать кофе с прибылью 250-300 рублей/кг и даже выше!
Но, как оказалось, не все было так просто. Времени на изучение маркетплейсов у меня не было - я был по уши втянут в операционку по оптовому бизнесу. И поэтому решил прибегнуть к помощи специалистов.
Сначала это была на тот момент крупнейшая компания по выводу товара на маркетплейсы, которая работала по текущим меркам по очень странной схеме - она заводила лк, создавала карточки, брала товар на реализацию и обязалась выплачивать уже с продажи. При этом требовала очень низких цен, на грани рентабельности - в итоге для меня это не сильно отличалось от того же опта, где, по крайней мере, платили либо по факту, либо с отсрочкой 2 недели максимум. Поэтому спустя пару-тройку месяцев решено было расторгать договор с этими "помогаторами" и выходить самостоятельно.
На этот раз я уже решил сделать все как положено - товар мой, кабинет мой, все деньги - мои, только за помощь в создании карточек обратился к фирме. У них тогда была акция - 2 маркетплейса по цене одного - и так мы уже самостоятельно вышли на Озон и ВБ весной 2020 года.
Давайте пока остановимся на этом и в следующей части я расскажу - как шли продажи без рекламы (чистая органика) и без выкупов, с какими первыми проблемами столкнулся и что было дальше.
Когда мне вручали диплом инженера-программиста, попросили не ходить в центр занятости, чтобы не портить статистику. Но через полчаса я уже написал свой первый бизнес-план, и мне безвозмездно, то есть даром, выдали 58 800 ₽ на развитие бизнеса.
Я хотел быть сам себе хозяин, не с миллионами, но со стабильным заработком. Заниматься творчеством, которого на моей прошлой работе не было.
Пообщались с рынком и узнали, как работают топ-20 клиник России. Ничего не придумали сами, в статье — результаты 30 интервью 💪
В один прекрасный день ко мне приходит письмо счастья: «Вы используете нашу фотографию на своем сайте. Оплатите 100 000 ₽, и мы закроем глаза на ваш проступок». А я, знаете ли, простой предприниматель, но не лох. Сразу проверяю: фото-то я брал на другом фотостоке, по всем правилам!
Выросли с 3 до 55 человек, со 100 до 1000 метров, проработали 5,5 лет и закрыли производство летом 2024 года. Предпосылки, причины, уроки и планы. Чаще пишу в канале «Швейная коммерция», а сейчас что-то вроде подведения итогов года. Заваривайте чай и читайте.
История из жизни: «Мой провал с 500 чашками»
В Китае можно не только закупить массовый товар, но и создать товар по индивидуальному заказу, с которым легко будет опередить конкурентов. Но в процессе производства есть много подводных камней.
У меня много личных знакомых, которые выходили продавать на маркетплейсах и после первой попытки бросали это дело. Я проанализировал их ошибки, нашел закономерности - рассказываю о них в статье.
Говорят, что запуски курсов — это всегда про горящие ж..., разочарования, слёзы и кучу нервов. Тем временем мы с основательницей популярной онлайн-школы кондитеров провели в спокойном темпе 3 запуска подряд на 5,2 млн руб. и превратили её “творческий беспорядок” в системный бизнес с управляемым доходом. В статье подробно разбираю наш путь.
В 2021 году мы вышли на Wildberries. За эти годы попробовал перепродавать товар и в итоге сделал небольшое производство бытовой химии, специализирующая на обуви.
В новой экономической реальности, если вы понимаете, о чем я, старые схемы в инфобизнесе больше не работают. Глупо рассчитывать, что, запустив трафик на вебинар, можно окупиться в x2-х3 как раньше. Так больше не работает! Потому что трафик теперь стоит совсем других денег! Но значит ли это, что вебинары перестали работать совсем? Насколько этот инс…
Ох, да.. я тоже помню как выходила с первой партией, "потому что так чувствовала")) если бы знала про мпстатс, да хоть про какой сервис, что вообще так можно, дела бы по другому пошли))