Домашние питомцы на работе: то, чего не хватало в офисе или лишние проблемы?
Чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно в офисе, работодатели готовы на многое. Чая, печенек и кресел в форме груши уже не хватает. Теперь уютную атмосферу создают домашние питомцы. Рассказываем, зачем руководители пускают котов, собак и даже сов на рабочие места.
Мы постоянно взаимодействуем с разными компаниями — а значит, узнаем много нового о корпоративной культуре отечественных гигантов, среднего бизнеса и маленьких стартапах. Наши клиенты заботятся о сотрудниках: проводят тимбилдинг, совместное обучение, организуют корпоративы, дарят фирменный мерч в подарок. А еще организации помогают работникам снижать стресс и чувствовать себя лучше — например, позволяя приходить в офис с питомцем.
Содержание:
Тренду на pet-friendly офисы уже почти тридцать лет. Первая акция с призывом открыть двери для питомцев прошла в США в 1999 году. Ее провела организация догситтеров Pet Sitters International. Пионером среди крупных компаний стал Google — в корпорации позволили работникам приводить с собой собак.
Зачем нужны животные в офисе
Не все готовы мириться с чешуей, шерстью или перьями на рабочем месте. Но коты, собаки, птицы и даже рептилии могут принести немало пользы сотрудникам и компании в целом.
Улучшить состояние и настроение сотрудников
Доказано, что присутствие питомцев снижает стресс: уменьшается выработка кортизола, выравнивается сердечный ритм, человек успокаивается. Меньше проблем на рабочем месте и больше продуктивности.
Яркий пример — компания Amazon, где больше ста офисов открыты для четвероногих друзей. Есть даже программа лояльности: можно зарегистрировать в ней питомца и получить бесплатные лакомства, приветственный подарок, скидку на страховку и доступ к специальным мероприятиям.
По отзывам работников, присутствие собак помогает им чувствовать себя лучше, сохранять мотивацию, легче и приятнее общаться с коллегами и клиентами.
Повысить лояльность клиентов
В автотехцентре Car-Car в Балашихе обитает сова по имени Филя. В 2019 году директор организации Анастасия Носкова выкупила птенца на рынке: совенка использовали, чтобы зарабатывать деньги на фото. Сейчас он живет свою лучшую жизнь. Свободно летает по второму этажу техцентра, общается с людьми только по собственному желанию. Ест пищу, подходящую для хищника, и проходит осмотры у ветеринара. Филю любят дети и взрослые. Клиенты заглядывают в Car-Car, чтобы посмотреть на него.
Помочь в работе
В польской ветеринарной клинике в середине 2010-х работал очень необычный медбрат — черный кот Радеменес. Хозяева принесли его, чтобы усыпить: животное болело, они не надеялись его вылечить. Однако ветеринары справились и оставили Радеменеса у себя.
Как только он окреп, начал присматривать за другими пушистыми пациентами. Радеменес опекаел каждого, кто оказывался в лечебнице: ложился рядом и даже вылизывал уши. Причем не только другим котам, но и собакам. Так животное помогает уменьшить стресс от пребывания в клинике.
Какие питомцы обитают в офисах российских компаний
По данным портала Superjob, животные присутствуют в офисе 19% российских компаний. При этом каждый девятый работодатель не просто дает зверям, рыбам и птицам доступ в здание — он заводит их целенаправленно. Питомцев заводят для снижения уровня напряжения, уменьшения стресса у сотрудников и просто для уюта.
Еще немного цифр:
- 23% всех питомцев обитает в офисах средних компаний;
- 20% — в крупных;
- 15% собак, игуан, птиц, котов приходится на банки;
- 13% — на IT-организации.
Самыми популярными стали не собаки, а рыбки и амфибии. Вероятно, потому что их проще содержать: не нужно выгуливать, легко кормить. Да и организовать аквариум или террариум не слишком дорого. Держат также птиц, грызунов, черепах и даже кроликов.
В 2022 году dog-friendly коворкинг открыл Альфа-Банк. Сотрудники отметили, что питомцы совсем не мешают работе. Четвероногие сопровождающие появляются на конференциях и встречах. На бизнесе и распорядке это никак не отразилось, а позитива добавило.
Впрочем, животных приветствуют не только гранды отечественного бизнеса. По данным проекта «Собакин город», в офис компании-производителя гранолы «Гранола Лаб» тоже можно с собаками. В опенспейсе на шесть человек пес Елены Наумовой, СЕО организации, чувствует себя как дома. На атмосферу он повлиял благоприятно — стали реже возникать конфликты.
В 140-й пожарно-спасательной части в поселке Ковернино Нижегородской области служит усатый помощник. Каждое утро он встречает сотрудников МЧС, которые приходят на смену. Кота по кличке Тушила когда-то нашли на руинах сгоревшего дома. Вылечили, выходили и оставили в части — он стал для пожарных и живым антистрессом, и настоящим талисманом.
Каких питомцев стоит приводить в офис
Не всех животных рекомендуется брать с собой. Например, для большинства кошек, поездки и смена обстановки — это стресс. Они привыкают к одной и той же среде, так что без крайней необходимости лучше не подвергать их волнениям.
Собаки с радостью проводят хозяина на работу и составят ему компанию. Но важно учесть состояние животного.
- Пес должен быть взрослым: 9 месяцев или старше. Щенки непоседливы и не всегда понимают команды, они могут помешать работе.
- Перед посещением офиса необходимо проверить здоровье животного и сделать необходимые прививки.
- Точно запрещено брать с собой питомца, который относится к одной из 12 потенциально опасных пород.
Прежде чем брать животное в офис, важно сначала проконсультироваться с ветеринаром, затем получить одобрение от коллег — возможно, среди них есть люди с аллергией на шерсть. Или те, кто боится собак. Приводить с собой любимого зверя или птицу можно, только если никто не против.
Как создать pet-friendly офис
Чтобы офис был удобен для людей и животных, придется потрудиться. В первую очередь, убедитесь, что коллеги поддерживают вашу инициативу. Также важно организовать пространство так, чтобы никто не испытывал дискомфорт. Вот что стоит учесть:
Заручитесь согласием арендодателя
Это как с квартирой — можно ли с животными, решает хозяин помещения. Если снимаете офис, пропишите присутствие кота или собаки в договоре. И позаботьтесь, чтобы она не заскучала — иначе придется делать ремонт за свой счет.
Найдите ответственного
Иначе убирать за питомцами никто не будет, в офисе начнет пахнуть далеко не кофе, а на полу и стенах появятся следы лап — мало кому это понравится. Можно составить график вместе с коллегами и присматривать за животными по очереди: кормить их, поддерживать порядок и даже выгуливать.
Разберитесь, куда животным нельзя
И ограничьте доступ в кабинет руководителя, на кухню и в переговорку для особо важных клиентов. Ну и за дверями следите: если юркая собака, уж или, например, тарантул сбежит из офиса, ловить ее придется всем отделом.
Договаривайтесь
Это самое главное правило. Тот, кто хочет прийти с собакой или принести попугайчика, должен знать, что животному можно, что нельзя и как справиться с ситуацией, если милый корги внезапно облает начальство.
Спрашивайте
Спустя неделю, месяц или несколько стоит пообщаться с коллегами и узнать, как им работается бок о бок с котами и собаками. Фидбек поможет понять, что и как изменить и улучшить.
Питомцы — это всегда большая ответственность. Поэтому важно учесть все вышеперечисленное. Чтобы ничего не упустить, можно выбрать ответственного за pet-friendly офис человека. Или даже собрать специальный клуб по интересам. Забота о пушистых, пернатых и чешуйчатых друзьях тоже может стать частью корпоративной культуры.
Мы, кстати, пока делаем корпоративный мерч только для людей, но все возможно..., готовы подумать над стикерпаками для питомцев!
Коротко о главном
Pet-friendly офисы — это часть современной корпоративной культуры. В одних компаниях питомцы живут постоянно, в другие разрешают приходить, например, с собаками. Присутствие котов, собак и других животных помогает снизить уровень стресса, наладить коммуникацию между сотрудниками. Но к вопросу организации pet-friendly пространства важно подойти ответственно.
Тренд спорный, конечно, нужно ли превращать работу в домашнее пространство... Так и до пижамы с тапочками недалеко. А вы что думаете по этому поводу? Хотели бы брать с собой собаку на работу? Или шерсти повсюду вам и дома хватает?
ну нет, животные на работе это лишнее. ладно еще рыбки в аквариуме за которыми смотрит уборщица - ок, можно помедитировать, они не отвлекают.
а вот привести моего пса на работу - это проблема. вместо того чтоб работу делать, надо будет постоянно его развлекать, вытаскивать из пасти важные документы, успокаивать клиентов, на которых он наорет.. а он наорет, потому что это чужие зашли в помещение, надо его охранять.
да ну нафиг, ни задач своих не выполню, и собаке одно расстройство, и окружающим беспокойство. лишнее это
а вообще нужен ли даже аквариум в офисе? или лучше работается в спартанском офисе, где все только по делу и никакой уют не нужен?
Вот я тоже примерно так представила работу, где есть собака, а если еще и не одна.. )
У нас есть кошка в офисе и это действительно больше мотивирует ходить в офис, а не работать из дома. Она нам ни разу не мешает, все ее любят. Собаки наверное больше внимания к себе требуют, а коты более независимы, так что каждому офису по котику.
здорово, что все в коллективе оказались не против. А как кошка у вас появилась в офисе? сама нашлась?
Я конечно понимаю всю эту политику лояльности к животным на работе, это мило, классно, прикольно, НО….
Лично я бы не хотела, чтобы на моей работе была такая атмосфера) слишком много ньюансов. А вдруг у человека аллергия? А вдруг я элементарно боюсь собак?))
Короче я только за рыбок😂
Дома, да, пусть будут животные, но на работе это будет явно отвлекать.
а есть еще ихтиофобия, орнитофобия - поэтому обязательно нужно согласие всех сотрудников