Сито отбора. Как в 4 шага выбрать подрядчика на SEO

Не встречал ни одного предпринимателя, не раненого SEOшником. У всех есть истории про бесцельно слитые на продвижение деньги.

Сито отбора. Как в 4 шага выбрать подрядчика на SEO

Каждый раз, когда я говорю клиенту, что не занимаюсь SEO, меня просят порекомендовать хорошего и недорогого специалиста. На это я обычно отвечаю: «Если бы я был знаком с таким, то уже давно бы его нанял». Именно такие вот запросы от клиентов и подвигли меня на написание этого мануала.

Четыре типа подрядчиков в SEO

SEO – это одна из самых мутных ниш в интернет-маркетинге, и это закономерно. Здесь не только минимальная ответственность за результат («изменился алгоритм ранжирования», «конкуренты нарастили ссылки»), но и сам процесс работы невозможно проконтролировать, не имея хороших познаний в SEO, а ведь именно такие люди без познаний и идут к оптимизаторам. SEO это идеальный рынок для тех, кто хочет срубить денег, ничего не делая, т. е. для мошенников. Нормальным студиям здесь конкурировать очень сложно.

Перед тем как начать поиск SEOшника, определим основные типажи оптимизаторов, встречающихся на рынке:

  • Мошенники. Изначально не собираются оказывать никаких услуг, поэтому прокачивают отдел продаж и закупают тонны рекламы. Маржинальность позволяет им это делать. Их реклама проникает в каждую щель вашего браузера, а телефонные базы абонентов трещат от прозвона сейлзами любого еще шевелящегося бизнеса.
  • Ленивые. Это обленившиеся SEOшники, которые, посадив на абонплату клиентов, вдруг начинают замечать, что те принимают любой их отчет. Они просто теряют мотивацию работать. Могут что-то сделать вначале или после пинка от клиента. Иногда даже ленятся раз в месяц написать отчет и присылают их с нулями. Вот как в этом случае, который я описал в статье.
  • Школьники. Начинающие SEOшники с горящими глазами, готовые ставить бесконечные эксперименты над вашим сайтом за ваши деньги, которых, кстати, просят немного. Но почти гарантированно заведут сайт под санкции поисковиков. Поэтому они для бизнеса часто даже опаснее, чем мошенники, которые ничего не трогают и не ломают.
  • Опытные. Специалисты, которые познали алгоритм и не утратили совесть. По какой-то причине не ушли продвигать свои проекты, а остались в клиентском SEO. Может, они просто экстраверты.

Все эти четыре типа могут формировать и промежуточные типажи. Опытные могут переходить в ленивых, когда посчитают, что уже достаточно сделали для вашего сайта или глобально для мирового SEO. Школьники в период перехода в опытных – вообще мечта: уже многое умеют, но берут еще мало. Найти и поработить такого одинокого фрилансера мечтает большинство ИП без бюджета и с «оплатой за результат». Но это настолько редкое и краткосрочное явление, примерно как падение метеорита, что я бы не советовал на него всерьез рассчитывать.

Когда с теорией все более или менее понятно, давайте перейдем к практике поиска SEO-подрядчика.

Шаг 1. Поиск

Очень простой и очевидный шаг, который почему-то игнорирует большинство, несмотря на его логичность. Просто введите в поиск запрос «seo заказать {ваш город}». Кто в топ-10, тот и молодец. Если SEO-компания не может продвинуть свой сайт, вряд ли у нее будут знания для продвижения вашего. Такой простой ход почти наверняка отсеет школьников и мошенников.

Удивительно, но многие крупные и известные SEO-компании находятся далеко за топ-30 даже в тех городах, где находятся их офисы.

Можно смотреть позиции непосредственно в поисковике или через сервис be1 сразу по нескольким городам.

Шаг 2. Отзывы

Самое интересное, что мошенники и обленившиеся могут годами работать с компаниями и даже получать положительные отзывы. Они ведь, в отличие от школьников, ничего не ломают. А сайт за счет банального расширения ассортимента, растущего возраста и офлайновой активности клиента со временем неизбежно начинает получать поисковый трафик. Все это записывается в заслуги подрядчикам.

Мошенники тоннами закупают фейковые отзывы, чтобы перебить негатив, поэтому у них всегда аномально высокое количество отзывов и высокий рейтинг. Вот, сравните количество отзывов на 2Гис у топовой компании Демис Групп и у малоизвестных продвиженцев.

Сито отбора. Как в 4 шага выбрать подрядчика на SEO

Сразу смотрим только на негативные отзывы. Пропускаем отзывы, где просто человек разочаровался, имея завышенные ожидания, или просто решил поистерить. Выбираем конструктивные, где в деталях описан негативный опыт.

Положительные отзывы тоже смотрим, но фильтруем – отзывы без деталей и конкретики пропускаем.

Шаг 3. Судебные решения

Вы будете удивлены, но SEO-компании судятся с клиентами и наоборот. В материалах дела всплывают интересные детали, которых вы не найдете в отзывах. Компании часто имеют несколько аффилированных юрлиц, поэтому ищите по названию и по адресу регистрации здесь. Аффилированные компании часто содержат в себе часть названия основной компании или общий адрес регистрации, поэтому в большинстве случаев их довольно легко найти.

Сравниваем возраст компании, указанный на сайте, с датой регистрации юрлица и домена. Если есть нестыковки, ищем предыдущих юрлиц и смотрим историю по ним.

Найденные ИНН вводим в картотеке судебных дел. Также ищем по названию. Часто компании переуступают свои исковые требования, но фигурируют в процессе как третья сторона.

Как-то я нашел более 500 судебных процессов, связанных с одной компанией, которая любила судиться со своими клиентами.

Компании с плохой репутацией часто меняют названия, поэтому небольшая история домена - тревожный сигнал. В таких случаях надо смотреть историю изменений сайта в Вебархиве.

Шаг 4. Аудит клиентов

Довольно точный способ увидеть SEOшника в деле – посмотреть его работы. Проблема в том, что для этого вам понадобится другой SEOшник.

Хотя, глубокий аудит сайта проводить не надо, достаточно посмотреть базовые моменты: robots.txt, карту сайта, оформление метатегов (title и description) и тегов (h1 и h2) на странице.

Очень часто встречаю сайты, которые уже несколько месяцев находятся в «продвижении», но на них нет даже этих признаков базовой оптимизации. Тут сразу ясно, что работают оптимизаторы-мошенники или школьники и дальше проверять нет смысла.

Если с базовой оптимизацией все нормально, смотрим структуру. 95% всех проблем сайта связано именно со структурой – дублирование, малоценные страницы в индексе. Как проверить дубли самому, я уже писал в этой статье.

Неплохо бы еще проверить частотность по самым интересным фразам. В кейсах рисуют красивые цифры по определенным запросам. Но часто самые интересные и частотные запросы убирают из кейсов, т. к. там обычно результат не очень.

Вот реальные позиции из кейса крупной SEO-компании. Не те, которые они показали по нужным запросам, а именно реальные. Я взял в Яндекс.Вордстат самые частотные запросы и проверил позиции на be1.ru. Думаю, они должны были быть получше после нескольких лет продвижения:

Сито отбора. Как в 4 шага выбрать подрядчика на SEO

Не надо заказывать бесплатный аудит, не нужен глубокий аудит, не надо заказывать у тех, кто хочет вам продать услугу. Найдите SEOшника, для которого вы не интересны как клиент, и помогите оценить работу других SEOшников. Опытному SEOшнику, чтобы понять, насколько хорошо работают с оптимизацией сайта, хватит и полчаса.

Да, этот шаг будет самым затратным, но, проведя отсев на предыдущих этапах, вы здесь уже будете анализировать 1-3 компании.

Вот эти 4 простые шага практически гарантированно отсеют все ненужные нам типы продвиженцев. Да, придется потратить время, но умножьте минимальный тариф на месячное продвижение в 30-50 тыс. руб. на 12 месяцев и станет очевидно, что время на фильтрацию SEO-подрядчика будет потрачено не зря. Вы сэкономите не только деньги, но и драгоценное время на продвижение сайта.

Что делать с рекомендациями знакомых

Конечно, глупо игнорировать рекомендации знакомых, которые уже нашли проверенного подрядчика. Но надо помнить, что вам, сами того не ведая, могут порекомендовать мошенников или обленившихся. То, что вашего знакомого удачно продвинули в топ пять лет назад, не значит, что такой же результат будет у вас сейчас – исполнители могут работать по старым методикам или банально облениться.

Компании по рекомендациям можно запускать в свое сито со второго этапа.

Что делать с рейтингами компаний

Казалось бы, все просто: взял самую известную компанию их топа известного рейтинга и получи самых лучших специалистов. Но проблема в том, что успешно продвигая крупные проекты, не факт, что к вашей небольшой компании будет столько же внимания. Более того, в рейтингах очень много обленившихся SEOшников, которые предпочитают больше выступать на конференциях, а всю работу делегировать стажерам.

Я прогнал несколько топовых компаний через свое сито и далеко не все, скажу вам, прошли отбор. Так что регалии и заслуги это хорошо, но зачем они вам, когда нужен результат?

Печально, что честным компаниям постоянно приходится лавировать между конкурентами-мошенниками и прорабатывать негатив клиентов с завышенными ожиданиями, которые хотят результата здесь и сейчас. Диалог с потенциальным клиентом в SEO почти всегда начинается с того, что тебе приходится доказывать, что ты не такой же козел-мошенник, как все предыдущие подрядчики.

Это одна из причин, почему я не стал развивать SEO в своей веб-студии как отдельную услугу. Я полностью сфокусировался на текстах и информационном трафике из поиска. Здесь клиенты еще не искусаны SEOшниками и результаты более предсказуемые и измеримые. Если вам интересно как это работает, то можете почитать об этом в нашем кейсе с цифрами, которые легко проверить.

Надеюсь вы поделитесь в комментариях историями из своей практики, как еще можно быстро провести отбор подрядчика на SEO, чтобы этот мануал стал еще полнее.

1212
43 комментария

А где шаманы-то? Их большинство, если объективно - и это нормально, карго-культ оптимизации насаждают сами ПС - Мюллер, Першина, делайте сайт луше, ну вы понеле.
Рейтинги - это про оплату за позиции в этих рейтингах. Отзывы? - Их покупают, в том числе и студии. Собственно, там это обычно одна из услуг. Поиск? - А тут вообще достаточно забавно. Я, к примеру, свой сайт по коммерческим запросам не продвигаю вообще, ибо не просто не нужно - опасно. Мне интереснее, чтобы искали именно меня, а не абы кого.
"Сарафан" в этой сфере - единственный внятный канал. Как и в медицине, юриспруденции et cetera

7

Ну про рейтинги и отзывы я то же самое и написал)  Это не мерило. 
Сарафан да. Тогда запускам со второго этапа отсева. 
Но здесь статья написана с позиции заказчика.
Если с позиции исполнителя смотреть, то лучше сарафан и контент-маркетинг. Здесь и конкуренция ниже и клиенты адекватные. 

«seo заказать {ваш город}» - абсолютно стрёмный аргумент. Мне не нужна видимость в условном Иркутске если (например) у меня агентство, работающее по всей России и даже с зарубежным рынком. Старый спор: должен ли SEOшник продвигать свой собственный сайт, если весь топ уже в закоренелых старых крупных богатых компаниях.

Отзывы потрясная вещь. Компания может честно не заставлять своих сотрудников писать положительные отзывы, не покупать их. Пара уволенных сотрудников быстро сделают компании рейтинг "1". 

Суды - согласен, любопытно глянуть, хотя нужно вникать в особенности дела.

Рейтинги - суть та же: богатые и усидчивые будут выше априори.

Аудит клиентов - как идея в идеале - норм, на практике клиент может просто не вносить половину правок, и в этом нередко ноль вины SEOшника.

Так что - очень спорно по всем пунктам.

Реальный показатель - экспертиза, на конкретных прозрачных примерах (например, сам сайт нового клиента), но как вы и сами указали, клиент тогда должен иметь базовые представления о SEO

5

Ну вот по рейтингам я как раз и написал, что метрика сомнительная. 
А вот топ, как ни крути, все таки показатель специалиста. 
Насчет правок клиента - не совсем понял. SEOшник получает доступы и вносит правки сам. Если задача к разработчикам, то SEOшник должен настаивать на внесении правок. Смысл браться за работу, которую ты можешь не выполнить (путь и по объективным причинам)?

2

«Специалисты, которые познали алгоритм» — таких нет. Поисковик как женщина — кто говорит, что знает женщин, знает их худе всех:)

Если серьезно, то под опытным я понимаю того, у кого сейчас есть рабочий метод (стратегия) продвижения. Причем он сам не знает и не может знать, что именно в его методе дает результат.

Может, конечно, что-то проверить на разных проектах, но:
1. Алгоритмы меняются сверхбыстро, результаты проверки гипотез по хорошему надо перепроверять раз в полгода (вряд ли кто-то на это способен).
2. Даже крупная компания сможет адекватно протестить лишь крупицу гипотез в своей стратегии.
3. Грамотно протестить гипотезу сложно: нужно доказать, что это именно взаимосвязь, а не корреляция (тут большинство тестов уже отсекается); иметь проекты в разных нишах и состояниях; иметь группу плацебо-проектов и тд.

Обычная проверка гипотез:
а) делаем какие-то действие по сеошке (например, ставим клауд от ботов)
б) ждем непомерно малое время для сеошке время
в) когда надоело ждать рандомно (точнее в соотвествии со своим интересом или подсознательным выбором) вырезаем кусок графика из метрики
г) делаем вывод

Хотел пошутить, а чуть статью не написал)

У меня есть один опытный — с работы с ним началась моя сеошная жизнь. Первый подрядчик до сих пор самый лучший.

И есть ответ, почему не все опытные не делают свои проекты. Особенно актуально для тех, кто избегает серых и чёрных тем (казино, беттинг и тп):
1. Поиск оферов — рисковая тема, большинство не приносят должный доход. Если первые несколько будут не очень удачными, то разочаруешься вообще.
2. Не хватает времени. От входящего потока клиентов сложно отказаться. Они здесь и сейчас предлагают денежку. Если откажешься, пойдут дальше.
3. Если развивать свой проект вдолгую, придется менеджерить команду. Сеошников с развитым хард скиллами и софт скиллами супермало.

На самом деле ещё много проблем. Но основная это баланс монетизация/трудозатраты. Афилиат — это отдельная тема, в ней отдельно надо расти. Выбор офера — чуть ли не как выбор ценной бумаги или криптовалюты для покупки. Точно также надо вложить ресурсы и не факт, что это окажется рентабельно. Так что выбор для вложений (в нашем случае: выбор ниши) — отдельная почва для роста.

В клиентском сео точно также надо расти в понимании как работать с клиентом, как доносить до него важность внедрения рекомендаций (что надо заменить программиста, если он говорит, что нельзя это внедрить), как доказывать, что твоя работа вообще нужна и тд

5

Это я только один абзац статьи прочитал)

1

Спасибо за такой развернутый комментарий. И по сути соглашусь. Но вы смотрите на ситуацию со стороны специалиста. Я же смотрю немного с другой стороны. Приходит ко мне клиент и говорит, что сео не доволен. Я смотрю банально отзывы, судебные иски и результат работы. Это занимает 10-15 минут. И просто удивляюсь как с такими вообще кто-то работает.  
Самое удивительное, что чем хуже SEOконтора, тем лучше у них продажники и больше гарантий, убедительнее аргументы.