Антикризисное SEO 2022

Последние десять лет конкуренция в SEO продвижении росла достаточно предсказуемо. Поначалу SEO специалисты анализировали алгоритмы поисковых систем и занимались только технической оптимизацией сайтов. Улучшение алгоритмов, нейросети и поведенческие факторы привели к тому, что SEO работало все медленнее и дороже стоило, особенно если не было комплекса работ по SSO (Social Search Optimization).

В 2018 году Google кардинально изменил “правила игры” начав учитывать, в первую очередь, E-A-T факторы для медицинских сайтов, а внешние ссылки, техническая оптимизация отошла на второй план. Затем влияние E-A-T факторов росла для всех связанных с тематиками затрагивающими YMYL (“Your Money or Your Life”: деньги или ваша жизнь). В 2019 году уже было ясно, что коммерческое SEO без учета факторов E-A-T в будущем не будет перспективным, только для каждой тематики индивидуальный набор факторов.

Постепенно конкуренция и рост сложности, бюджетов, сроков SEO продвижения отпугивала мелкий бизнес, который иногда быстрее и дешевле получал каналы продаж через соцсети, Ютуб и блогеров на разных платформах. SEO после 2019 года оказалось доступно либо тем у кого был большой бюджет, либо тем у кого было много месяцев или целый год времени для продвижения проекта. Подробно о проблеме фантастических бюджетов в SEO для недвижимости я уже писал в 2021 году.

Пандемия Covid-19 в 2020 году изменила мир во многих аспектах, а из-за локдаунов и карантинов SEO продвижение оказалось в упадке по многим тематикам, например, SEO для туристических агентств. Упадок популярности запроса “SEO специалист” мы видим в трендах Google как раз весной 2020 года, когда весь мир охватил кризис связанный с ограничениями из-за пандемии Covid-19.

Скриншот из Google Trends
Скриншот из Google Trends

Однако, затем идет закономерный постепенный рост и пик популярности приходится на начало 2022 года. Разные сферы бизнеса страдают из-за мировых кризисов, но SEO оказывается всегда актуально. Более того, вероятно у массового мелкого бизнеса еще нет правильного понимания перспектив SEO продвижения и новый бурный рост спроса на SEO услуги у нас ещё впереди. 2022 год особенно важен для SEO специалистов.

От чего зависит рынок SEO услуг

Вспомним, как мировой экономический кризис 2008 года оказался скорее выгоден для рынка SEO услуг, тем более тогда алгоритмы поисковых систем в то время были несовершенны и эффект поискового продвижения относительно легко прогнозировался на ближайшие месяцы. В 2008-2009 годы мировой рынок претерпел изменения, налаженные каналы продаж начали хромать и маркетологи обратили внимание на продажи через сеть Интернет. На графике трендов Google видно, что с 2008-2009 годах начинается рост популярности SEO. Также были и периоды спада на спрос SEO услуг из-за роста популярности соцсетей и перетекания трафика на популярные порталы.

Скриншот из Google Trends
Скриншот из Google Trends

В дальнейшем всплески популярности SEO услуг переплетались с всплесками хайпа криптовалют, а также пандемии коронавируса Covid-19. Это хорошо видно на графике ниже, например, весной 2021 года был резкий всплеск по запросу SEO во всем мире (время, когда Биткойн ставил новые рекорды курса). Вероятно возможность использовать практически неограниченные бюджеты и необходимость привлечения максимального трафика на хайпе криптовалют вынуждало заказывать SEO для крипотобменников.

Скриншот из Google Trends
Скриншот из Google Trends

С одной стороны растет число пользователей сети Интернет во всем мире за счет массового доступа к смартфонам, планшетам, компьютерам. С другой стороны это вовсе не означает, что все они становятся активными пользователи поисковых систем. Очевиден постоянный рост популярности социальных сетей, то есть SSM ощутимо потеснило SEO с рынка продвижения в интернете последние несколько лет. Ведь SSM методы относительно недорого позволяли получать достаточно быстро эффект популярности бренда и продажи, а SEO все это вовсе не гарантировало за короткий срок, а бюджет на SEO часто был намного больше, чем для SMM.

Наблюдается перетекание трафика с компьютеров на гаджеты, то есть пользователи чаще используют смартфоны и планшеты, чем персональные компьютеры. На инфографике ниже отлично видно, как всемирное количество пользователей интернета растет, но при этом на 5.8% меньше используются компьютеры, ноутбуки.

Антикризисное SEO 2022

Поиск в сети Интернет на гаджетах осуществляется либо через поисковую строку Google (установлена по умолчанию на большинстве гаджетов), либо через браузер Google Chrome, который всегда есть на Адроиде, не зря был антимонопольный суд над Google в США и других странах.

Антикризисное SEO 2022

На втором месте по популярности браузер Safari, но и там деваться некуда, также будешь искать через Google. На первый взгляд казалось бы все отлично для SEO: количество пользователей в мире растет, у большинства есть гаджеты со встроенным поисков Google.

Антикризисное SEO 2022

Но начались проблемы монетизации SEO в последние годы из-за особенности операционных систем Андроид или IOS, которые наиболее удобны для просмотра информации через специальные приложения (соцсети, каталоги интернет-магазинов, новостные порталы, службы доставки еды, заказа услуг).

Персонализированные ленты рекомендаций в соцсетях и Ютуб забирают основное время пользователей, также поиск и покупки можно делать в соцсетях и даже мессенджерах (маркетологи заботливо делают рассылки со скидками и приглашают в группы). Коммерческий трафик уплывал из поисковых систем: покупки делаются через приложения конкретных интернет-магазинов или маркетплейсов, как Алиэкспресс. Следовательно коммерческие поисковые запросы массово поглощаются этими приложениями, которые часто установлены в новые смартфоны. Список предустановленных программ зависит от законов каждой страны, но китайские производители часто продают на Алиэкспрессе смартфоны с предустановленным рекламным софтом.

Такая ситуация кажется удручающей для коммерческого SEO, но на самом деле это вовсе не так. Все как раз наоборот и очередной мировой кризис связанный с санкциями опутавшими весь мир ограничениями, блокировки Фейсбука и Инстаграма в больших странах (Китай, Россия) приведет к новому пику популярности SEO во всем мире. Даже блокировка Google в той или иной стране не страшна для SEO продвижения, ведь основные принципы оптимизации обычно работают хорошо в любых поисковых системах. При необходимости оптимизации под другие поисковые системы у SEO специалистов только прибавится работы по улучшению сайта учитывая специфику выдачи и семантики.

<p> * Скриншоты сделаны в конце марта 2022 года.</p>

* Скриншоты сделаны в конце марта 2022 года.

Почему популярность SEO будет расти в 2022 году

Вспомним про Биткойн и как постепенно нарастал хайп в 2017-2018 годах, он вызвал подорожание видеокарт, но цены быстро упали. Затем был хайп Биткойна 2021 года, который привел к новому подорожанию видеокарт во всем мире, причем в гораздо большей степени, чем в 2018 году. Молниеносный рост интереса к криптовалютам во время второго общемирового хайпа связан с тем, что после первого хайпа весь мир уже был в курсе, что такое Биткойн.

Популярность Биткойна повышали даже мемы
Популярность Биткойна повышали даже мемы

Аналогично и про SEO, были периоды подъема популярности и спада, но в итоге предприниматели всего мира так или иначе узнали про преимущества SEO и смирились с основным недостатком: хорошие результаты продвижения появляются обычно через несколько месяцев упорного труда. Поэтому теперь каждый новый пик роста популярности SEO будет быстрее и выше предыдущих. Тем более трафик из поисковых систем все еще более 53% от общего.

Антикризисное SEO 2022

Конкуренция будет распределяться в зависимости от стран, регионов. В 2022 году можно ожидать рост спроса на SEO услуги, есть много причин, но самая важная ниже на графике.

Антикризисное SEO 2022

Деньги всегда самая важная причина и рост продаж через сеть Интернет неизбежен, пандемия коронавируса только ускорила процесс цифровизации людей во всем мире. Рост продаж в интернете повлечет за собой дальнейший рост спроса на SMM и SEO. Все чаще SEO и SMM будет работать в комплексе, как SSO, ведь рост конкуренции в SMM заставит бизнес вкладывать бюджеты и в SEO, чтобы получать трафик из всех возможных источников.

В 2020 году коммерческое SEO оказалось в кризисе, как и другие сферы бизнеса. На первом плане в 2021 году информационные запросы и новости.

Антикризисное SEO 2022

Это не значит, что коммерческие запросы невыгодно продвигать в ТОП Google во время кризиса. Наоборот, очевидно выиграет тот, кто после завершения кризиса окажется в ТОП 10 по коммерческим запросам. Казалось бы все просто и логично, но это не все осознают, даже опытные бизнесмены во время кризиса чаще инвестируют в Биткойн, чем в SEO продвижение своего бренда.

Антикризисное SEO 2022

В последние годы создавалось впечатление, что Google стал более информационным, авторитетность сайта определяется методами похожими на академические. Известно, что асессоры Google определяют авторитет сайта в том числе по биографиям автора контента, сведениям о квалификации, образовании, хороший плюс если автор известный блогер или ученый, то есть имеет подтвержденную репутацию эксперта.

Будущее SEO рынка можно наблюдать сейчас в США, где один из самых конкурентных и прибыльных рынков на сегодняшний день, поэтому авторитетные ссылки добываются любыми способами.

Лайфхак, например, чтобы получить ссылки государственного домена .gov некоторые владельцы сайтов специально участвовали в благотворительных мероприятиях региона. Ради ссылок из Википедии заказывали проведение исследований. Для возможности засветить ссылку в известном СМИ создавали настоящий инфоповод. Раньше все эти усилия назывались обычным маркетингом, теперь далеко не всегда это делается ради привлечения трафика, иногда усилия затраченные на приобретение таких ссылок гораздо дороже трафика, который придет с домена .gov и может быть вовсе не монетизируется. Зато подобные авторитетные ссылки могут дать хороший SEO эффект, что надолго приведет ручеек коммерческого или брендового трафика из поисковых систем. Бизнес в США умеет ценить любой результат и ждать его сколько потребуется, потому что поиск хорошей работы и походы по собеседованиям в США иногда занимает месяцы: жесткая конкуренция учит людей быть упорными.

Настают времена, когда хороший авторитетный сайт конкурента все труднее потеснить из ТОП выдачи Google. С одной стороны это иногда отпугивало мелкий и средний бизнес в последние пару лет от вложений серьезных бюджетов на SEO продвижение. С другой стороны, когда конкуренция в соцсетях также стала чрезвычайно сложной и дорогой, то SEO выигрывает у SMM и вот почему.

  • SMM может быть быстрый результат и продажи, но требует постоянных вложений и работы с новым контентом. Для SEO желательно обновлять контент на сайте, но если уже есть позиции старый контент будет долго “работать” привлекая трафик.

  • Соцсеть может заблокировать любого пользователя, в разных странах этому могут быть разные причины. Или сама соцсеть закроется, вспомним Vine, а с 1 апреля закрывается Coub (и это не первоапрельская шутка, он просто нерентабелен оказался). Также оказалось, что государство может блокировать все популярные соцсети за несколько дней, что приводит к краху все наработки по привлечению трафика через SMM за десять лет. Бюджеты вложенные в SEO никогда не пропадут в будущем: оптимизированный сайт имеет трафик в любой поисковой системе, важно только сам сайт содержать на надежном хостинге.

  • Трафик в соцсетях чаще развлекательный, не информационный, а трафик в поисковых системах становится более информационным, но и коммерческий всегда будет, его ценность со временем только растет. Очередной экономический кризис из-за последствий санкций приводит к массовому прозрению: в SEO продвижение надо было вкладываться во время прошлого кризиса, год назад, чтобы занять и закрепить позиции.

Следовательно, последние два года во всем мире стало больше людей осознающих преимущества SEO и понимающих, что период кризиса хорошее время направить бюджеты на SEO раскрутку, чтобы захватить позиции на следующий год. Самое главное запомнить, что сайты получившие авторитет в Google будет не просто подвинуть конкурентам, которые не занимались SEO продвижением заранее, а правильное ссылочное продвижение закрепит позиции надолго.

Каким будет SEO продвижение в 2022 году

Десять или пять лет назад заказчики SEO продвижения приходили с бюджетом только для коммерческих запросов, никаких лишних информационных страниц на продающих сайтах почти не делалось. Пока алгоритмы позволяли продвигать в ТОП за счет количества ссылок подобранных по определенным параметрам этого было достаточно.

Антикризисное SEO 2022

Теперь во многих тематиках на коммерческих сайтах приходится вести новостной блог, делать большой блок информационных статей, чтобы обойти конкурентов по качеству и факторам E-A-T. Ссылки нужны, но качество важнее количества, если продвижение растягивается на год, то будет время набрать ссылочную массу за счет аутрич (размещение своих классных статей с ссылкой на сайтах, которые согласятся на гостевой пост). Экономический кризис заставляет многие бизнесы выжидать, значит это время нужно потратить на линкбилдинг, иногда аутрич может быть относительно дешевым.

Нестабильность вызванная всемирным кризисом может снова привести в упадок многие коммерческие темы, например, кластер про туризм, путешествия. Впрочем, если у компании есть бюджет и ресурсы переждать кризис, а через год оказывать услуги связанные с путешествиями и туризмом в будущем, то перспективно начинать SEO продвижение прямо сейчас. Следует отличать темы, которые в упадке из-за кризиса временно от полностью безнадежных или рискованных. К примеру, продвижение проекта о криптовалютах рискованно, но не безнадежно, вопрос только в сроках, неизвестно, когда начнется прибыль (зависит от курса Биткойна). При этом SEO продвижение бренда дорогой одежды может оказаться безнадежным, если бренд обанкротиться (многие бренды связанные с дорогой одеждой и обувью обанкротились после начала пандемии коронавируса).

Во время кризиса следует анализировать долгосрочные перспективы проекта, логика перспективности SEO продвижения должна быть такая.

  • SEO для проекта о недвижимости: возможно перспективно, но рискованно, иногда просто невозможно предугадать, когда и в каком регионе будет рост спроса и цен на недвижимость. При этом затраты на ссылочный бюджет могут быть колоссальными из-за конкуренции в прошлые годы.

  • SEO для проекта на медицинскую тему: чрезвычайно сложно, но однозначно перспективно, люди всегда будут болеть и лечиться. В некоторых регионах ссылочный бюджет и затраты на авторский контент могут оказаться непомерно большими из-за авторитетной конкуренции.

  • SEO для проекта о туризме, путешествиях: сложность зависит от региона, тема прибыльная, но придется ждать выхода из кризиса и значительного спада пандемии коронавируса.

  • SEO для развлекательного СМИ или о гаджетах, бытовой технике: всегда актуально, но наблюдалась мощная конкуренция даже во время пандемии коронавируса.

  • SEO для форумов: уже почти никаких перспектив, большинство вопросов решаются в группах Телеграма, других мессенджерах или соцсетях.

  • SEO для проекта про брак, отношения, знакомства, общение, творчество: перспективно, если проект будет активно поддерживаться достаточно время, чтобы набрать популярность.

  • SEO для проекта о NFT: новая тема всегда перспективна, кроме того в будущем будет явный рост рынка NFT. Никакой кризис не сможет остановить производство или спрос на коллекционирование и покупку цифровых товаров.

Что должен уметь SEO специалист

Современный SEO специалист должен знать все нюансы технической оптимизации сайта, линкбилдинга, в том числе про сети PBN и уметь делать правильный контент план, ТЗ для статей.

Также SEO специалист обязан вникать в суть проекта, различать синонимы запросов и терминов связанных с сайтом, чтобы правильно работать с семантическим ядром. Ошибочно полагать, будто для продвижения нового проекта в Google только ссылки важны или скорость сайта поможет выйти в ТОП, потому что Google явно учитывает эти факторы. Результаты по классическим схемам возможны, но рост ссылок без хороших поведенческих факторов может привести сайт под фильтр.

Антикризисное SEO 2022

SEO специалисту необходимо работать в тесном контакте с руководителем проекта, чтобы все инфоповоды или новости компании превращать в контент усиленный авторитетными ссылками. Желательно либо работать в паре с редактором, либо иметь навыки редактора, чтобы улучшать старый контент. Кроме публикации нового уникального контента поисковые системы любят обновление старого. Роль качества контента ориентированного на пользователя из поиска до сих пор многими недооценена.

Во все времена официальные представители поисковых систем говорили, что важен релевантный контент. SEO специалисты годами пытались создавать релевантный контент для роботов поисковых систем за счет высчитывания количества ключевых фраз, формирования заголовков и анализа конкурентов. Развитие алгоритмов привело к тому, что теперь релевантный контент - это тот, который реально отвечает на поисковый запрос пользователя так, что страницу дочитывают и запоминают сайт любым способом, чтобы потом вернуться на него повторно за новой порцией качественного контента. Таким образом, комплексный аудит сайта давно включает не только технические параметры, но и обзор недостатков дизайна, структуры, также качества контента.

Антикризисное SEO 2022

SEO специалист в 2022 году может быть разных специальностей и для крупных проектов понадобится целая команда.

  • SEO линкблидер. Специалист тщательно отбирающий ссылки на биржах, тратит еще больше времени на аутрич, крауд, то есть контролирует постепенный, разумный прирост ссылок.

  • SEO редактор. Помощник главного SEO оптимизатора проекта, делает ТЗ на тексты, работает с контент-планом, следит за трендами.

  • SEO технарь. Умеет работать с шаблонами CMS (Content management system), писать ТЗ для программистов, следит за скоростью работы сайта, доступностью страниц, битыми ссылками, перелинковкой, может сделать технический аудит сайта.

  • SEO стратег, один из руководителей проекта. Умеет все вышеперечисленное, потому что имеет такой разнообразный опыт работы, строит комплексный план продвижения минимум на полгода вперед. С маленьким проектом один такой специалист справится, для крупного проекта с большими бюджетами понадобятся помощники.

Несмотря на перетекание трафика в соцсети долгосрочная эффективность SEO продвижения никогда не вызывала сомнений у профессионалов. Различные соцсети, удобные приложения для гаджетов, маркетплейсы, по сути замкнутые системы и они никогда не смогут заменить поисковые системы, всегда будет необходимость поиска информации в глобальной всемирной паутине. Поэтому, невзирая на все мировые кризисы, спрос на SEO будет только расти, конечно, больше ценятся хорошие SEO стратеги, постоянно требуются SEO технари для аудитов сайтов, также все чаще появляются отдельные вакансии линкблидеров или редакторов умеющих работать с SEO текстами.

88
12 комментариев

Респект, сами писали?

1
Ответить

Да, возможно потом сделаю перевод на английский.

Ответить

Господа SEO'шники, для чего нужен тег alt у изображений?

Ответить

Тег alt создан для голосовых браузеров. Слепые и слабовидящие тоже должны получать полноценный доступ к контенту, поэтому в alt нужно давать описание того, что есть на картинке.
Это имеет прямое отношение к правилам доступности. В США, в частности, доступность контента для людей с ограниченными возможностями закреплена законодательно на правительственных и муниципальных сайтах.
Кроме того, бывают случаи, когда картинки просто не грузятся на устройстве ("дохлый" канал, ошибки и т.п.). В таком случае alt выручит и людей с обычными возможностями.
Влияет ли наличие ключей в alt на продвижение? Я бы сказал - нет, и давно. Может быть, они учитываются для поиска по картинкам. Но вообще говоря, ПС умеют понимать, что у вас там в большинстве случаев и без пояснений с вашей стороны.

1
Ответить

задать дополнительную плотность ключевых слов на странице без угрозы фильтра. Еще чуть, но увеличит релевантность документа.

Ответить

Написано за последние 1,5 недели.

Ответить

Тогда непонятно. Вы вообще не рассматриваете Яндекс как целевую поисковую систему?

Ответить