Прокачка творческого потенциала. На чем строится развитие креативности?

Продуктивность работы мозга определяется массой факторов. А на стыке разных процессов, протекающих под толщей черепа, зарождается то самое качество, определяющее нас, как людей. Речь идет о креативности, и умении творить необычные и ценные культурные продукты. Как работает креативность и на чем она держится, рассмотрим в материале.

Прокачка творческого потенциала. На чем строится развитие креативности?

На связи RISE: сообщество про ноотропы и работу мозга. Раньше креативность преподносилась как дар небес. Некий уникальный навык, доступный лишь избранным. Однако этот навык, как и многие другие, обусловлен рядом паттернов. И вот уже работая с этими паттернами, можно прокачивать своё творчество. А как сделать это, рассказывают нейробиолог Стэнфордского Университета Эндрю Губерман и самый влиятельный продюсер последних 20-ти лет по версии MTV, один из сотни самых влиятельных людей в мире по версии журнала Time Рик Рубин. Статья написана по материалам подкаста.

На что похож процесс творчества?

В классическом определении психологии, есть два типа мышления, которые работают в спайке: как руки и ноги нашего тела. Речь идет про дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление позволяет генерировать идеи, перебирать массу вариантов, предлагая новые и новые решения. Что полезно, когда вас окружает культ многозадачности. Конвергентное же оценивает, насколько предложенные варианты жизнеспособны. Но это, что касается поиска конкретного решения в критической ситуации. А можно ли научиться «дышать творчеством»?

Проблема обучения креативности

Прокачка творческого потенциала. На чем строится развитие креативности?

Рик Рубин, и я полностью разделяю его видение этого процесса, описывает проблему объяснения алгоритмов творчества как конфликт инструментов. Сам процесс творчества настолько зыбкий, что нельзя дать человеку конкретную последовательность действий, повторить её и получать шедевр за шедевром. Даже дайте человеку топ самых доступных ноотропов, но он всё равно не сможет поставить творчество на поток, только благодаря им. Наглядный пример невозможности сделать творчество однозначным процессом: рецепт супа. Это конкретный алгоритм, но у каждого, кто готовит, вкус продукта будет отличаться.

Базовое развитие креативности строится вокруг следующих принципов:

  • Понимание того, что именно ты хочешь сказать. Без внутренней эмоции, боли, откровения, некоего сакрального смысла, творчество будет лишь шаблонной калькой. Креативность - это способ передать эмоцию, или, даже, её отсутствие. Осознанию эмоций помогает тот самый эмоциональный интеллект.
  • Фиксация инсайтов. Творческая искра очень похожа на облако. Смотришь на него первый раз, и видишь один образ. Смотришь второй раз — образ уже другой. Смотришь третий раз, и облака уже нет. Поэтому, если творческая мысль возникает, зафиксировать её предельно важно. Для этого нам нужен главный тормоз, чтобы отойти от вороха идей и зафиксировать главное.
  • Управление правилами. Само собой, если говорить про чистое творчество, то оно не приносит материальной выгоды. Есть способы для монетизации: трендовые стили, определенные успешные алгоритмы, правила для выхода на широкую аудиторию. Но когда появляются первые шаги успеха, на них можно и застрять. Важно вовремя отказаться от правил, чтобы сделать новый, более широкий шаг.

Самое любопытное, что эти три принципа полностью абстрактны. Взращивать креативность можно и без них, и даже без ноотропных грибов. И здесь возникает следующий вопрос: если креативность так абстрактна и неустойчива, значит ли это, что чем меньше у тебя шаблонов, тем ты креативнее?

Насмотренность, шаблонность и развитие креативности

Прокачка творческого потенциала. На чем строится развитие креативности?

Сами по себе, дети креативнее взрослых, так как у них нет шаблонов для мышления. Но, одновременно с этим, они не могут генерировать практически значимые продукты, так как не понимают правил их создания. Без понимания правил, как ни настраивай мозг под ноотропами, практически значимый результат не создашь.

Поскольку у детей меньше шаблонов для мышления, значит ли это, что всё творчество, которое создано взрослыми людьми, является лишь повторением всех тех наработок, что существовали в нашем мире ранее? И, получается, нет ничего нового в мире, а креативность снова и снова повторяется, вращаясь вокруг одних и тех же смыслов?

  • Любопытно, но творчество действительно строится вокруг смыслов и форм, которые уже существуют в нашем мире. Однако развитие креативности подразумевает личную переработку и переосмысление этого наследия. Отдельную роль в этом играют факторы саморазвития.
  • То есть, потоковый перебор комбинаций из смыслов не принесет никакой пользы. Это может быть красивым, необычным, ярким, но в этом не будет той самой «души». А вот пропуск смыслов через свою призму эмоционального бэкграунда — это и есть творчество в чистом виде.
  • Сам набор смыслов строится вокруг той самой насмотренности/наслушенности. Чем больше образов мы можем собрать в сознании, тем шире палитра выбора, тем больше возможностей донести свои мысли и переживания.

Возникает закономерный вопрос: если есть некие правила развития креативности, есть фундамент, на котором они держатся, можно ли, используя наукометрические методы и инструменты измерять креативность, или усиливать её зачатки при желании? Грубо говоря, есть ли в мозге кнопка «включить креативность», и можно ли на неё нажать? Ведь для прокачки ума используется инструкция биохакинга мозга, так почему для креативности нет ничего похожего?

Развитие креативности через обратную связь

Прокачка творческого потенциала. На чем строится развитие креативности?

Если заглянуть под черепную коробку, то какие мы увидим паттерны креативного процесса? Проблема понятия креативности точно такая же, как проблема понятия ума. В мозге не существует его единственного центра. Есть совокупность работы разных систем, и каждую можно улучшить по своему, так и работает таблетка для памяти. Попытаться объяснить как работает креативность, всё равно что объяснить человеку, что такое простые числа, используя лишь четные числа. Или пытаться изобразить трехмерный объект на плоскости.

Вопрос вкуса и обратной связи

Итак, если ребенок занимается творчеством, на выходе мы получаем мешанину смыслов, красок и образов. Если мы в зрелом возрасте примемся творить что-то: писать текста, музыку, картины — результат будет примерно таким же. Поэтому, взращивание вкуса и креативности отталкивается от постоянной и всесторонней коммуникации. И странные привычки хоть могут помочь этому, но их присутствие не обязательно.

  • Чаще всего, нас к творчеству побуждает некое внешнее событие. Произведение определенного автора, которое цепляет за душу, и нам хочется сделать нечто похожее. То есть, у нас есть уже существующее творческое произведение, сильная внутренняя эмоция и своя интерпретация этого явления.
  • После чего, начинается переосмысление оригинальной идеи, вплетение в неё своих эмоций, чувств, паттернов видения. Если в этом процессе немного повысить ацетилхолин в организме, то погружение в процесс выйдет более глубоким. В итоге появляется готовый продукт, который демонстрируется аудитории.
  • От аудитории идет обратная связь, которая показывает, насколько успешно вы передали гамму ощущений и чувств. Насколько точно продукт «трогает» настрой других людей. И чем ближе соответствие, тем креативнее и ценнее продукт.

Это касается всего: рассказов, моды, музыки, влогов, рекламных креативов. Эти три принципа работают воедино. И чем чаще через них проходишь, тем четче кристаллизуется вкус, стиль и тем лучше становится конечный продукт. Но как самому понять: хорош или плох получившийся продукт?

Как критиковать креативные продукты?

Прокачка творческого потенциала. На чем строится развитие креативности?

До того, как показывать свое произведение другим, стоит самому оценить работу. И здесь очень сложно пройти по грани между полюсами: я создал шедевр, и я создал ничтожество. В этом вопросе существуют свои опорные правила:

  • Нет плохих продуктов. Пока продукт создан вами и хранится на столе — он, условно, хорош. Сейчас у него есть два пути. Или «пойти в продакт», или вы будете его дорабатывать и переделывать, как черновик. То же самое касается чужих работ.
  • Если такая работа уже где-то существует, причем перенесена буквально, и остается вторичной, значит это лишь черновой материал. Его можно доработать и улучшить. Но у автора не было ресурсов сделать это. Может быть чашечка кофе могла бы ему помочь.
  • В критике творчества слова практически полностью лишены смысла. До тех пор, пока они остаются словами, они передают абстрактное мнение и впечатление. А вот когда слова переходят в дело, тогда и появляется реальная оценка творчества.
Использование простых принципов через призму своего восприятия, с целью донести слепок из идей и ощущений к людям. В этом заключается креативность
Использование простых принципов через призму своего восприятия, с целью донести слепок из идей и ощущений к людям. В этом заключается креативность

Последний пункт очень наглядно отображен в сборах кинокартин, принципах маркетинга, вопросах моды. Кино может получать завышенные оценки изданий, продвигая определенную повестку дня, и быть прилизано правильным в СМИ, но проваливается в прокате. Потому, как его цель была не собрать денег, а донести некую идею, важную для группы лиц.

Реклама может быть снята вызывающе и скандально, как те самые ролики Евросети, со слоганом про цены. Что вызвало волну возмущений, но подарило бренду охваты и рост продаж.

Что касается моды, то композиции тканей могут оцениваться в миллионы долларов. Или, что куда нагляднее, недавний бум в сегменте NFT, когда по сути продавались легенды и абстрактные образы, не привязанные к материальным объектам.

Все потому, что все упомянутые продукты вызывают определенный набор эмоций. И люди готовы платить, чтобы пропустить эти эмоции через себя. Или передать эти эмоции другим.

На чем работает двигатель, обеспечивающий развитие креативности?

Прокачка творческого потенциала. На чем строится развитие креативности?

В умении вовремя пользоваться правилами, и вовремя отказываться от них. В желании донести идею и мысль для широкой аудитории. В готовности перерабатывать идеи, но не до бесконечности, а до «оптимально хорошей формы». И в умении вовремя зафиксировать образ, родившийся в перечисленных условиях из насмотренности и опыта. Примерно к такому выводу пришли за первый час лекции Эндрю Губерман и Рик Рубин. И такая точка зрения полностью имеет право на существование.

Больше материалов про мышление, наш мозг и продуктивность — в телеграм канале и группе ВК. Подписывайтесь и читайте еще большие интересных материалов.

Автор: Филипп Дончев, редактор сообщества RISE

2424
32 комментария

Вопрос в лоб: помогают ли креативности всякие психопотентные вещества, или это миф из разряда про 3% активности мозга?

Ответить

щас тебе мухоморов в панамку накидают

4
Ответить

Если ты творческий, то ты будешь творить огрызком карандаша и салфеткой, будешь творить в окопе и на смертном одре. А если тебе надо что-то для активации креативности, то, боюсь, эта гонка проиграна на старте

4
Ответить
Автор

Здесь отлично подойдет репорт Хемингуэя: пиши пьяным, редактируй трезвым. Психоделики напрочь снимают все шаблоны, но из-за этого ты генерируешь поток чистых ассоциаций и метафор. Работать под психоделиками невозможно, и никакой продуктивности от них нет.

С другой стороны, есть пример Стивена Кинга, который писал романы пот амфетамином. Есть Филип Дик, который использовал весь арсенал психоактивных препаратов, до которых мог дотянуться. Но он умер от серии инсультов. Есть Олдос Хаксли "О дивнй новый мир", который использовал мескалин и писал об этом в работе "Двери восприятия".

То есть, психоделики не дают гарантии, что работа будет успешной или продуктивной. А вот извлекаемый из них опыт дает такую вероятность. Но для этого использование должно проходить в присутсвии ситтера, психиатра или шамана

Ответить

Мне кажется, что если изначально нет никаких задатков то и ничего не поможет

Ответить

креативность - моя сильная часть. У меня творческие идеи рождаются в состоянии ясности. Особенно утром)

1
Ответить

У меня движ в голове начинается часов в 8 вечера и держит до 11. Потом вырубаюсь

Ответить