ФАС раскритиковала проект стандартов сотрудничества ПВЗ и маркетплейсов — он даёт больше прав последним

Документ отправили на доработку. Участники рынка рассчитывают подготовить финальную версию до октября 2023 года.

  • В августе 2023 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрела стандарты взаимодействия между маркетплейсами и владельцами пунктов выдачи (ПВЗ). Участники рынка подготовили их после забастовки сотрудников ПВЗ Wildberries весной 2023 года.
  • Среди предложений: уведомлять ПВЗ об изменениях в оферте не менее чем за 14 дней и давать доступ к предыдущим версиям соглашения, разрешить партнёрам предлагать свои изменения, начислять штрафы, только если ПВЗ не оспорил вину за неделю — и другие.
  • Регулятор отправил эти стандарты на доработку, пишет Forbes со ссылкой на документ, президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артёма Соколова и председателя Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Алексея Кременскова. Последние две организации участвовали в разработке предложений.
  • По словам ФАС, текущая версия документа не гарантирует «равенство сторон» и «даёт риски злоупотреблений со стороны маркетплейсов». Например, 30 дней, которые предлагают отводить на разбор спорных ситуаций, — это слишком долгий срок. Непонятно также, как быстро торговые площадки будут рассматривать претензии в адрес самих себя, в то время как ПВЗ дают лишь семь дней, чтобы опровергнуть штраф.
  • Среди стандартов также есть пункт, по которому торговые площадки вправе применить «некие меры реагирования в случае, если действия владельца ПВЗ их дискредитировали». ФАС считает, что интернет-магазины «не обладают компетенцией для признания действий ПВЗ дискредитирующими», и потому не согласна с формулировкой.
  • Авторов призвали сделать документ более прозрачным: например, чётче прописать, при каких условиях маркетплейс сможет штрафовать ПВЗ и как и когда вторые будут получать новости об изменениях в оферте, своих нарушениях и удержаниях. Артём Соколов рассказал, что АКИТ согласна со «здоровой критикой» и работает над правками с «Опорой России», АУРЭК и другими участниками рынка.
  • Ozon и «Яндекс Маркет» отказались от комментариев. В Wildberries поблагодарили ФАС за замечания и сообщили, что уже учли часть предложений. При этом, по словам Алексея Кременскова, маркетплейсы по-прежнему не идут навстречу бизнесу в главных вопросах: за что будут вводиться штрафы, как их будут взымать и как их можно оспорить.

Во всём в конечном счете оказывается виноват ПВЗ. Главное, за что штрафуют ПВЗ, — это подмены и брак. Маркетплейс только штрафует, а ПВЗ должен искать и предоставлять доказательства своей невиновности.

Почему именно мы постоянно должны доказывать, что мы не верблюды? Мы малый бизнес. У маркетплейсов гораздо больше возможностей, программного оборудования и других инструментов, чтобы проследить проблему по цепочке и наказать виновного. Но зачастую штраф просто накладывают коллективно.

Алексей Кременсков, президент АУРЭК
Источник: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fria.ru%252F20220930%252Ffas-1820519995.html%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw2dmLtMedSh__IJ45Uo_zUu%26amp%3Bust%3D1694076712025000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bopi%3D89978449%26amp%3Bved%3D0CBIQjhxqFwoTCJiC_9bNlYEDFQAAAAAdAAAAABAE&postId=825138" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">РИА Новости</a>»
Источник: «РИА Новости»
  • В ноябре 2021 года Wildberries начал тестировать платные возвраты для пользователей, которые отказываются от 90% товаров. В апреле Подольский суд признал, что маркетплейс не имеет права брать с покупателя деньги за возврат товаров с браком.
  • В начале марта 2023 года владельцы ПВЗ Wildberries пожаловались на новую систему штрафов: по ней надо было возместить полную стоимость бракованного или подменённого товара, а через несколько дней устроили «забастовку». После этого Wildberries отменил «некорректные штрафы», перестал начислять новые и организовал согласительную комиссию по разрешению вопросов.
  • В мае продавцы Wildberries вышли на митинг сначала у офиса компании в бизнес-центре «Демидов», а потом на станции «Автозаводская» в Москве из-за списания примерно 2 млрд рублей «за некие рекламные услуги». В Wildberries объясняли: продавцы собрались из-за «выставления счетов за неоплаченные услуги продвижения на площадке». Большинство из них признали, что использовали схему «серого продвижения».
  • Тогда же ФАС рекомендовала исключить одностороннее изменение оферты, создать механизм досудебного урегулирования споров и «установить разумные и соразмерные условия для пользователей».
66
35 комментариев
21
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

ФАС только и делает, что их выгораживает)

Ответить

Я бы вообще запрещал маркетплейсам НЕ иметь собственных ПВЗ. Чтобы все было по уму как у Озона, ВБ, Яндекса, Ламоды.

5
Ответить

Думаете, у последних четырёх свои ПВЗ?

Ответить

А у каких нет собственных ПВЗ?

Ответить