Разбор: Вакансия «Менеджер по продажам»

Как составить привлекательную вакансию, не обманывая кандидатов? Что в вакансии нужно писать обязательно? Как написать о компании, чтобы откликнулись сильные кандидаты?
И главное, — ПОЧЕМУ НЕТ ОТКЛИКОВ? В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобрать реальную вакансию с точки зрения соискателя.

Разбор: Вакансия «Менеджер по продажам»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы предлагаем услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно, читателю будет интересен мой самоотчет об одиннадцатилетнем опыте выстраивания службы подбора менеджеров по продажам.

Разбор большой, но интересный - с фишками, кейсами и примерами. Время прочтения - 15 мин. Сразу сохраните в избранное, чтобы дочитать, если не успеете за один раз. Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как лучше назвать вакансию
  • Какую информацию написать о компании
  • Что писать в обязанностях
  • Какие указать требования
  • Что указать в условиях
  • Как быть с размером зарплаты

Название вакансии

Когда кандидат открывает вакансию, на первом экране он видит анонс с названием вакансии и выжимкой из условий:

Разбор: Вакансия «Менеджер по продажам»

Название — это первое, а порой и единственное, что видит кандидат. Название должно совпадать с его ожиданиями. «Менеджер по продажам» — хороший универсальный вариант. Если добавить «климатического оборудования», отклики будут более целевыми, но остается вопрос в их количестве.

Стоит избегать экзотических вариантов, которые, возможно, приняты в кругу работодателя, но выглядят странно для кандидатов. Эти названия могут в бóльшей степени соответствуют должности, но наша задача — не обрезать конверсию раньше времени.

Я собрал список таких варинатов:

  • Sales Manager
  • Business development manager
  • Специалист по продажам
  • Специалист по работе с клиентами
  • Инженер по продажам
  • Key Corporate Account Manager
  • Account Manager / KAM
  • Customer service manager
  • Key account manager
  • Bussiness development manager
  • Contract Manager
  • Business Support Manager
  • Partnership Manager
  • Консультант по продажам
  • Представитель по продажам и т.д.

Информация о компании

Разбор: Вакансия «Менеджер по продажам»

Наемный сотрудник не может диверсифицироваться. В большинстве случаев у него только один работодатель. Поэтому он внимательно читает блок о компании. Для кандидата важно увидеть:

  1. Что компания позаботилась о впечатлении клиентов. У нее привлекательный сайт, есть портфолио, отзывы, офис в соответствующей локации, описание продукта и т.д.
  2. Что у компании есть УТП. Например, один из наших клиентов — НДФЛка пишет: «Помогаем вернуть налоги в семью». Кандидат оценивает насколько это «цепляет», потому что ему с этим идти к клиентам. Насчет «идеального микроклимата» я бы подумал. Признак идеального УТП, — когда клиент попадает в воронку по факту информирования.

Обязанности

Разбор: Вакансия «Менеджер по продажам»

Хотелось бы обратить внимание на три пункта: каналы привлечения клиентов (холодные звонки), непрофильная нагрузка и срок работы с клиентом.

Человек — это самый дорогой инструмент продаж. Даже топорный маркетинг стоит дешевле в пересчете на лид, чем менеджер по продажам.

Про холодные звонки

Когда кандидат читает: «Активно искать новых клиентов путем холодных продаж и обработки входящих заявок», то понимает, что над ним всегда будет висеть угроза отправиться на «холодец», т.е. на холодные звонки.

Логика с холодными звонками выглядит следующим образом: кандидатов, которые готовы делать холодные звонки, не привлекает наличие их в вакансии. А те, кто не готовы, проигнорируют наличие входящих заявок. Поэтому развивать лидогенерацию проще, чем комплектовать отдел продаж с холодным поиском.

Исключением может быть т.н. точечная разработка, когда клиент и его потребности заранее известны, нужно выйти на правильных контактных лиц и собрать схему принятия решения. Подробнее я писал об этом в статье, посвященной классификации контактных лиц.

О непрофильной нагрузке

Кандидатам важно на берегу определить наличие непрофильной нагрузки. В идеале нужно, чтобы отсутствовала необходимость «проектировать решение совместо с техническим директором». И даже задачу «подбирать оборудование» лучше передать инженеру пресейлз-поддержки.

Я допускаю, что цена контракта не позволяет привлекать дополнительных сотрудников. С другой стороны предполагаю, что инженер обходится компании дешевле, чем менеджер по продажам. К тому же его легче нанять. Но могу ошибаться.

Особенно важно, чтобы менеджер по продажам не был задействован в процессах производства, отгрузки, оказания услуг и т.д. Нужно стремиться к принципу — продавец продает, остальные делают остальное.

О сроке работы с клиентом

В вакансии написано: «сопровождать клиента до подписания договора». Кандидату важно узнать сможет ли он вести этого клиента дальше, чтобы делать допродажи. Если это так, то об этом стоит написать в вакансии. Формулировка может быть такой: Клиент закрепляется за менеджером на все время обслуживания в компании.

Опытный менеджер хочет продавая один раз, продать три раза, а лучше пять. Это становится возможным: во-первых, если компания выполняет обязательства по договору и клиент оплачивает новые поставки; во-вторых, если клиент рекомендует менеджера своим коллегам по цеху. В обоих случаях нужно, чтобы клиент был закреплен за менеджером.

Требования

Разбор: Вакансия «Менеджер по продажам»

В случае с требованиями существует арифметическая хитрость. Она заключается в том, что первое требование сокращает всю выборку кандидатов, а второе — выборку, которая осталась после первого.

Например, из всей массы кандидатов разбираются в «сложных климатических системах (VRF / VRV / чиллер-фанкойл / VAV-система, промышленная вентиляция)» предположим 1%. Из них самостоятельно умеют и хотят искать клиентов процентов 10%. Но в итоге мы получит 0,1%. При этом мы учли не все требования и даже не начинали оценку личных, деловых и профессиональных качеств.

И еще одна мысль: жесткие требования в вакансии, редко отсеивают нерелевантных кандидатов, чего нельзя сказать о релевантных.

Условия

Разбор: Вакансия «Менеджер по продажам»

Вакансия — как техпаспорт: интриговать бесполезно, нужно показать условия в цифрах. В первую очередь оклад и совокупный доход.

Оклад — это единственное материальное подтверждение серьезности намерений работодателя. Кандидату легче открыть другую вакансию, чем выяснять какой оклад готовы ему предложить.

Работающая формулировка: «Оклад 60 000 руб., совокупный доход 130 000 руб. Все цифры «на руки». Потолков и регрессивных шкал нет.»

С окладной частью связано противоречие. Оно заключается в том, что работодатель не хочет брать на себя зарплатные риски, но вынужден это делать для того, чтобы вакансия соответствовала ожиданиям рынка. Увидеть в цифрах ожидания рынка можно с помощью калькулятора привлекательности вакансии.

Главный риск в определении схемы оплаты труда, когда материальная мотивация требует материальных затрат, а мотивации не дает (sorry за каламбур). Если уменьшить фиксированную часть, то будет практически невозможно нанять результативных менеджеров по продажам. Если ее увеличить, то появляются зарплатные риски. Подробнее я писал об этом в статье о материальной мотивации.

График

Подавляющее большинство офисных сотрудников хотят в рабочие дни работать, а в выходные — отдыхать. Любой другой вариант существенно обрежет конверсию. Поэтому график нужно указать.

Обычно я пишу так: «График 5/2 с 10 до 19. Официальные праздники — выходные дни.»

Оформление

Отсутствие строчки об оформлении, а также: «Договор услуг, подряда, ГПХ, самозанятые, ИП» — это приговор конверсии. Вполне возможно, что сильный кандидат не захочет устраиваться официально, а слабый — наоборот придет только ради трудовой книжки. Но наша задача на этом этапе не обрезать конверсию.

Идеальная формулировка: «Оформление официально по ТК РФ с первого дня».

Информация на собеседовании должна соответствовать тексту вакансии. Поэтому менеджеров по продажам действительно стоит трудоустраивать.

  • Во-первых, есть испытательный срок, в течение которого можно безболезненно попрощаться;
  • Во-вторых, на собеседовании нужно использовать работающие методики оценки, чтобы уменьшить риск кадровой ошибки;
  • В-третьих, и в-главных, вышедший на работу кандидат — это еще не менеджер по продажам, а лишь наша гипотеза о том, что он таковым является. Эту гипотезу нужно проверить в течение трех рабочих дней. Именно столько отводится трудовым законодательством на процесс оформления. Как это сделать я описал в статье об адаптации менеджеров по продажам.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
3838
56 комментариев

Везде видны советы работодателям указывать зарплату в вакансии. И полно вакансий без зарплаты, думаю не меньше трети (недавно смотрел вакансии в моей области, и удивлялся)

Я не понимаю, почему так. Может вы как спец можете пояснить?

3

Все просто на самом деле. Крупные и известные компании не пишут вилки обычно, так как там и так понятно, что зарплаты минимум по рынку, плюс бонусы и компенсации. Остальные компании тупо берут пример с крупняка, не включая голову.

Вторая причина не писать вилку - это то, что она ниже рынка, не хотят совсем быть не интересными в надежде уболтать кандидата на собесе.

2

Я думаю, что здесь как в продажах. Для компании собрать на сайте контакты, позвонить и продать выгоднее, чем писать сразу на сайте цену и ждать уже готовых заказов.

Найм это тоже продажа рабочего места. Скорее всего тоже выгоднее получается собрать кучу контактов, а потом HR прозванивает, квалифицирует, дожимает и нанимает.

Но это моя личная гипотеза. Я ее не проверял. Но сам предпочитаю сразу условия писать, чтобы получить сразу релевантные отклики.

Я тоже это вижу. Думаю дело в низких окладах. Многие не знают как работать с зарплатными рисками.

За Никиту отдельный респект, ностальжи - обложка

3

Нужен талант, чтобы так сыграть )

Ещё часто на проектах встречал дежурство в выходные дни, но продажники от этого старательно гасятся

2