Войти в IT: как мы запустили школу UX/UI-дизайна и что из этого вышло

В проекте DESIGN XPRESS студенты, чья работа никогда не была связана с дизайном, всего за три месяца бесплатно изучили основы профессии дизайнера интерфейсов и получили реальную возможность начать карьеру в IT. О школе расскажет ее руководитель — Олег Спешилов.

Олег Спешилов, руководитель департамента клиентского опыта, 
руководитель школы дизайна  
Олег Спешилов, руководитель департамента клиентского опыта, руководитель школы дизайна  

- За что отвечает твое направление?

Департамент клиентского опыта в IT отвечает за то, как выглядят и работают продукты СДЭК — мобильные приложения, сайты и другие системы. Наша главная цель — обеспечить лучший пользовательский опыт. Мы активно растем и формируем дизайн-культуру компании, поэтому моя стратегическая задача — развитие команды.

- Что такое школа дизайна и как появилась идея ее создания?

Мы сделали проект для людей, которые хотели развиваться в дизайне интерфейсов — помогли перейти от интереса к действиям. У школы социальная миссия — любой человек, чья работа никогда не была связана с IT, мог открыть для себя IT-мир через бесплатное обучение. Курс дал возможность изучить UX/UI — перенять опыт реальных дизайнеров, овладеть прикладными инструментами и собрать портфолио. Лучший студент-сотрудник компании получил оффер на позицию младшего дизайнера интерфейсов СДЭК.

Как руководитель, я постоянно ищу способы развития команды — так появилась идея школы. Мы реализовали проект самостоятельно, и это дало коллегам возможность профессионально вырасти: прокачать хард-скиллы, научиться делиться знаниями и стать сильнее в публичных выступлениях. Уверен, для успешной карьеры в дизайне важно уметь грамотно доносить свое видение другим — школа могла в этом помочь.

Войти в IT: как мы запустили школу UX/UI-дизайна и что из этого вышло

- Расскажи о преподавательском составе курса?

Все 12 спикеров — действующие продуктовые редакторы и дизайнеры СДЭК. Каждый вел свою дисциплину и читал лекции. Опыта преподавания почти ни у кого не было, поэтому для поддержки пригласили коуча по выступлениям — коллеги обращались к нему с вопросами и разбирали сложности.

- Как выбирали студентов в школу?

Специальных навыков не требовалось: наша цель — сделать junior-дизайнером человека без опыта. Студентов искали внутри компании: поступали заявки от коллег из продаж, клиентского сервиса, доставки, контакт-центра, юридического и HR департаментов — все хотели развиваться в СДЭК, но поменять профессиональное направление.

Дополнительно информацию о школе разместили и во внешнем мире, но в процессе столкнулись с тем, что многие кандидаты умеют работать с интерфейсами и через проект хотят попасть в СДЭК. Мы поняли, что такое соперничество несправедливо и прекратили внешний поиск. Решили, что должность получит сотрудник компании. Внешним кандидатам, которые уже прошли отбор к тому моменту, предложили побороться за оплачиваемую стажировку в нашей команде — таких мест было два.

Было важно сфокусироваться на соискателях, которые действительно хотят изменить жизнь и горят идеей стать IT-дизайнером в СДЭК. Поэтому всех, кто отправил заявку, мы просили выполнить простое тестовое: внести изменения в интерфейс кофемашины, чтобы людям было удобнее ее использовать. Принимали и рассматривали предложения в любом формате — текстовые описания, скрины, макеты. С финалистами провели глубинные интервью — так из 400 заявок выбрали 17 учеников.

- Расскажи о программе обучения?

Важно было сделать процесс комфортным, поскольку это дополнительная нагрузка, а не основная деятельность студентов: учились онлайн по 10 часов в неделю.

В программе 9 блоков — необходимая теория и много практики с примерами из реальной работы. Материал продуман так, чтобы полученных знаний ученикам хватило для комфортной адаптации в роли джуна.

Сначала говорили о профессии: знакомили новичков с ролью дизайнера, его обязанностями, перспективами и местом в проектной команде. Изучали важные понятия и процессы — проектирование, инструменты и виды программных продуктов, пользовательский путь и потребности, переговоры, исследования, адаптивность. Подробно останавливались на проверке решений — тестировании и вводе в продакшн, чтобы новые коллеги четко понимали, как проверять проекты на пользователях.

Войти в IT: как мы запустили школу UX/UI-дизайна и что из этого вышло

Дополнительно разбирали актуальную для IT-профессий тему — work-life-balance. Дизайнеры создают интересные и масштабные проекты, работают в высоком темпе, часто удаленно — это может привести к смещению границ работы и жизни. Мы любим то, что делаем, но верим — важно заботиться о себе и научиться переключаться, чтобы быть эффективным и не выгорать.

Курс длился три месяца. Параллельно с теорией осваивали Фигму — времени хватило, чтобы понять принцип работы и получить необходимые навыки.

На каждом этапе обучения было важно делиться подробной обратной связью — преподаватели активно включались в процесс, оставляли комментарии к работам, помогали со сложностями и курировали итоговые проекты. Дополнительно создали общий чат, где каждый мог задать вопрос или просто получить поддержку.

Финальный этап — защита проекта. Студентам предстояло показать, чему они научились на курсе: самостоятельно изучить проблему, провести исследования, спроектировать интерфейс и протестировать его на реальных пользователях. А после — презентовать решение экспертной комиссии, куда вошли преподаватели, руководители направлений и трайбов. Также мы пригласили к оценке работ директора по сервису, ведь развитию сервисной культуры в СДЭК уделяется особое внимание.

- С какими сложностями столкнулись при запуске школы?

Школу делали с нуля, параллельно занимаясь основной работой. Нагрузка на команду выросла, потому что для нас важно заниматься и текущими проектами, и преподаванием без потери качества. Уверен, следующий запуск пройдет легче, база курса уже подготовлена.

Помогала обратная связь: студенты оценили наш труд и вовлеченность — поддерживали, хвалили и благодарили. Это вдохновляло и укрепляло веру в то, что все не зря. Атмосфера на курсе была комфортной и теплой.

- Как оцениваешь результаты курса?

Я очень доволен результатами. У студентов получились продуманные, хорошо спроектированные и не оторванные от жизни работы. Коллеги провели полноценные пользовательские исследования, поэтому финальные проекты можно дорабатывать и развивать в компании — мне предложили поставить их на RnD (Research and Development).

На защитах выбрали трех лидеров. Лучший студент курса разработал анимированный прототип приложения для доставки посылок дронами и получил оффер — вот уже полгода мы в одной команде. Также провели две стажировки для внешних кандидатов: коллеги попали в продуктовые команды СДЭК — для них это кардинальная смена сферы деятельности и хороший старт в IT.

Проект победителя. Прототип: вызов дрона
Проект победителя. Прототип: вызов дрона
Проект победителя. Прототип: отслеживание посылки
Проект победителя. Прототип: отслеживание посылки

Лера Лебедева, младший дизайнер интерфейсов, победитель проекта:

Войти в IT: как мы запустили школу UX/UI-дизайна и что из этого вышло

Я работала контент-менеджером в группе HR-бренда СДЭК. Знала, что однажды перейду в дизайн, но как…будущее было туманным:) Заявку на курс заполнила по фану — не думала, что получится что-то серьезное. А потом понеслось: занятия, разработка проекта, правки до последнего дня, тысяча вопросов куратору. Хотелось сделать максимально красиво: я же видела проекты на Behance, почему мой должен быть хуже? В итоге так разошлась, что выиграла и получила оффер.

В IT мне все нравится. В первые дни удивляло огромное количество новых людей. Вроде та же компания, а коллеги поменялись, поэтому было чувство, что пришла совсем в другое место. Почувствовала масштабы CDEK :)

Влиться тоже было несложно: тут опять повезло с наставником — он помогал делать первые шаги, передавал задачи и разъяснял, что нужно делать. А еще очень поддержала команда. Дизайнеры в CDEK — лучшие: профессиональные, талантливые, дружелюбные и всегда отправляют в общий чатик смешные картинки;)

33
11
1 комментарий

Вижу Спешилова - ставлю лайк!

1