реклама
разместить

Вне плоскости экрана. Новые вызовы для дизайнеров интерфейсов

13 ноября состоялась международная конференция WUD@ITMO от Университета ИТМО и UsabilityLab. Креативный директор Modum Lab Денис Тамбовцев рассказал, как развитие иммерсивных технологий — VR/AR, распознавания жестов, голоса и других решений — меняет роль дизайнера интерфейсов. Представляем вам текстовую версию выcтупления.

Вне плоскости экрана. Новые вызовы для дизайнеров интерфейсов

И большую часть специфики мы разберём на примерах разработки интерфейсов для VR-очков.

Пространство и погружение

Ключевая особенность виртуальной реальности — присутствие и погружение, ощущение нахождения пользователя в виртуальном пространстве.

Если раньше человек смотрел на изображение на экране монитора или смартфона, то теперь он может непосредственно находиться в изображаемом пространстве.

Вне плоскости экрана. Новые вызовы для дизайнеров интерфейсов

И эта фундаментальная разница между классическими медиа и VR требует полного пересмотра интерфейсного блока, что влияет на задачи дизайнера интерфейса. Поэтому чтобы нам разобрать, как меняется роль дизайнера, нужно понять, как изменяется сам интерфейс.

И тут есть пара важных аспектов.

Взаимодействие

Первый — взаимодействие. Дело в том, что система управления в иммерсивной среде — прямая. Пользователь не взаимодействует с интерактивным окружением через призму экрана, а непосредственно влияет на интерактивные объекты.

Тут нет какой-то плоскости, на которую нужно кликнуть, чтобы за ней «взялось» в руку яблоко. Нужно непосредственно подойти к виртуальному столу и поднять объект своей рукой или контроллером в руке.

Теперь нужно учитывать, что система управления строится вокруг самого пользователя, его крупной моторики, мелкой моторики, его перемещения в пространстве, а также обработки направления взгляда и распознавания голоса.

Достоверность виртуального мира

Способы взаимодействия в виртуальном пространстве наследуют подходы из реального мира и должны оправдывать ожидания пользователя в симулируемой среде.

И если мы создаём правдоподобное виртуальное пространство, помещаем туда пользователя и предоставляем ему возможность понятным для него способом взаимодействовать с интерактивным окружением, то для всего этого сам интерфейс также должен быть помещён в виртуальную среду и обоснован в ней.

Отсюда вопрос, а как, например, в VR сделать окно системного меню выхода из симуляции, чтобы при этом оно отвечало данным требованиям? И тут нам на помощь приходят десятилетия опыта разработчиков компьютерных игр.

Типология интерфейсов

В сфере игровой разработки есть разделение интерфейсов на несколько типов, исходя из того, как они связаны с игровым пространством и повествованием. Не будем вдаваться в разбор всей типологии, но обозначим самые крайние типы.

Интерфейсы в игре можно разделить на недиегетические и диегетические. Сама теория диегезиса пришла к нам из литературы и кино. Если просто, то диегезис — это всё, что относится к миру — в данном случае игры — и существует в нём.

Вне плоскости экрана. Новые вызовы для дизайнеров интерфейсов

Недиегетические интерфейсы

Соответственно, недиегетические интерфейсы размещаются на плоскости экрана, это классический игровой HUD.

Шкала здоровья главного героя в одному углу экрана, количество амуниции в другом, а также всевозможные текстовые оповещения, подсказки и т.п.

Данные элементы могут наследовать стилистику игрового окружения, но по факту оторваны от пространства игры, которое мы видим за экраном.

У них есть свои плюсы, вроде быстрого доступа к информации, возможности вывода большого объёма данных и т.д. И это всё актуально для спортивных FPS, MMO, для стратегий.

Диегетические интерфейсы

Диегетические интерфейсы находятся внутри пространства игры и обоснованны на уровне повествования — предполагается, что они существуют в игровом мире.

В руках игрового персонажа есть, например, бумажная карта или карта в планшете, которая показывает игроку, куда идти.

Подобные объекты размещаются внутри игрового мира вместе с самим персонажем, и предполагается, что для персонажа они также видны.

Смысл хороших (что важно) диегетических интерфейсов в том, что они как раз работают на погружение, игроку не нужно сбивать фокус с игрового мира на отдельные панели и меню на плоскости экрана.

А что насчёт VR?

И тут оказывается, что диегетические интерфейсы — идеальное решение для использования в виртуальной реальности.

Вне плоскости экрана. Новые вызовы для дизайнеров интерфейсов

Мало того, из-за специфики VR-очков мы в принципе не можем использовать классический HUD. То есть вариантов, как в разработке классических игр, особо и нет.

А теперь представьте, что мы говорим не о компьютерной игре с картами и компасами в руках игровых персонажей, а вообще любых интерфейсах. В приложениях для коммуникации, промышленных тренажёрах, обучающих симуляциях в банковском секторе, ритейле — везде, где до этого обычно использовался классический недиегетический интерфейс.

И вот теперь в задачу дизайнера входят не проектирование и отрисовка попапа системного меню, а определение того, как вообще происходит репрезентация меню в виртуальной среде и как оно обосновывается, чтобы не нарушать, а в идеале поддерживать, эффект погружения в виртуальном пространстве.

Возвращаясь к вопросу, как разместить нам наше меню — даже на уровне, казалось бы, такой локальной задачи — спектр вариантов получается реально большим:

  • Меню может размещаться на запястье виртуальной руки в виде умных часов
  • Оно может относиться к конкретной точке в сцене — проецироваться на стену, голографический стол, отдельные панели
  • Меню может выводить в пространство виртуальный компаньон пользователя
  • Само меню может являться отдельной сценой при выходе из текущей
  • И ещё с десяток примеров…

Конечно, выбор решения во многом зависит от целей и задач самой симуляции. Но суть в том, что в отличие от других направлений, где дизайнер изначально работает в заданных рамках (элементарно заданных самой рамкой экрана), спектр возможностей в иммерсивных средах становится очень широким. Поэтому готового решения вообще может не быть, его требуется не выбрать из имеющегося списка подходов, а просто напросто создать.

Это и есть главный новый вызов для дизайнеров — исследование возможностей виртуального пространства для создания эффективных систем взаимодействия.

Новые знания дизайнера интерфейсов

Всё это значит, что дизайнер должен разбираться в практиках интеграции интерфейса в объёмную среду и обоснования его в ней.

Вне плоскости экрана. Новые вызовы для дизайнеров интерфейсов

Нужно понимать специфику систем прямого взаимодействия с интерактивным окружением.

И тут получается, что отдельные аспекты того, чем раньше занимались 3D-художники, игровые дизайнеры, дизайнеры уровней теперь становятся частью задач дизайнера интерфейса.

Например, дизайнер должен понимать, как через архитектуру локации, с которой интерфейс связан, можно управлять фокусом внимания пользователя.

Это всё подразумевает, что у специалиста должны быть навыки прототипирования 3D окружения. Ведь, чтобы проверить какую-либо гипотезу, нужно оказаться внутри симуляции с позиции пользователя и посмотреть, как воспринимается созданная виртуальная реальность. И знания трёхмерных редакторов позволяют визуализировать концепции.

При этом одной лишь визуализации мало — нужно прототипировать интерактив, а в этом могут помочь базовые знания игровых движков, например, Unity или Unreal.

Также сейчас есть решения, который позволяют вообще прототипировать прямо в VR, когда мы создаем прототип виртуальной симуляции внутри виртуальной симуляции.

А что там с дополненной реальностью?

Мы подняли тему задач дизайнера на примере разработки VR-проектов, а что насчёт дополненной, смешенной, расширенной реальности и вообще всего метаверса, о котором с недавнего времени так много все говорят?

Если в виртуальной реальности происходит полное перекрытие реального мира, то в AR цифровой слой накладывается на реальность. Но при этом элементы цифрового слоя также находятся в пространстве. Поэтому многие аспекты, что разбирались выше, являются актуальными и здесь.

В особенности это касается переходных состояний, когда мы, например, переходим из реального мира в VR, а из VR в формат взаимодействия в смешанной реальности. И определенные движения тут в плане исследования и формирования практик только начинаются. Это к слову о вызовах.

Подводя итоги

Сейчас большинство дизайнеров интерфейсов не готово к тому, чтобы начать работать в области иммерсивного дизайна, да и пока не сталкивались с подобными задачами.

Но в ближайшие 3-5 лет благодаря развитию современных технологий (не только виртуальной и дополненной реальности) задачи UX/UI дизайнеров будут всё больше выходить за пределы плоскости экрана и оказываться в сфере пространственного взаимодействия.

И уже сейчас специалисты в области разработки интерфейса могут получать необходимую экспертизу. Изучать практики разработчиков компьютерных игр, редакторы трёхмерного моделирования, а также знакомиться с опытом из сферы VR/AR разработки.

Несколько примеров различных материалов по теме проектирования систем взаимодействия в VR.

Некоторые доклады и статьи пятилетней давности — именно в тот период формировались базовые подходы по работы с современными VR-устройствами (сейчас фокус больше смещён на отдельные аспекты усиления погружения и комфорта пользователя, а также раскрытие потенциала новых технических решений на рынке — трекинг мелкой моторики, взгляда и т.п.).

2727
реклама
разместить
4 комментария

Интересная статья. Оценил.

Что за шрифт был использован в слайдах?

1
Раскрывать всегда
США введут дополнительные пошлины для товаров из Китая — суммарно они составят 104%

Трамп угрожал, что повысит пошлины, если Китай не откажется от ответных мер.

1616
1212
55
55
44
22
11
11
Не удивлюсь, если американские компании откроют филиалы в других странах и будут торговать со всем миром оттуда. А сами американцы будут покупать те же айфоны, макбуки по оверпрайсу. Или будут также ездить в Дубай.
реклама
разместить
РЖД начнут блокировать пользователей, которые покупают билеты для перепродажи

Например, при «многократных» бронированиях мест без последующей оплаты или оформлении «сотен» пассажиров в течение календарного года.

Источник: «Телеграмма РЖД»
1717
1010
11
объясните, как можно перепродать именные билеты. я тупой.
840 000 рублей штрафа заплатил работодатель за мой косяк, или как я случайно подставил своего начальника

«Серёжа, вы там совсем е......сь, что ли? — написала мне в смс-ке менеджер ТЦ. — Вы когда точку думаете открывать?! Или ждёте, когда лям набежит?»

840 000 рублей штрафа заплатил работодатель за мой косяк, или как я случайно подставил своего начальника
Как генерировать изображения в ChatGPT 4o. 15 способов использования генератора изображений в ChatGPT-4o (с промптами)
Как генерировать изображения в ChatGPT 4o. 15 способов использования генератора изображений в ChatGPT-4o (с промптами)

В мире, где контент - король, а визуальные образы - трон, генератор изображений ChatGPT-4o незаметно стал революционным инструментом. ChatGPT-4o теперь не только помощник в написании текстов, но и ваш новый партнер по дизайну, ваш творческий сотрудник и ваше секретное оружие для создания иллюстраций.

1616
55
«Прежде чем просить расширить штат — докажите, что не можете решить задачу с помощью нейросетей»: глава Shopify заявил, что владение ИИ должно быть «базовым навыком»

Это поможет быстрее выполнять работу — и станет одним из способов оценки квалификации сотрудника.

Источник: Getty Images 
4343
1616
77
И зарплату в 10 раз подняли, раз они начали работать в 10 раз быстрее?
Скрытый потенциал криптовалюты TON для digital в 2025 году

Разбираем ключевые особенности TON, преимущества для бизнеса и рекламодателей. В конце материала – ссылка на гайд про экосистему и перспективы развития TON.

Скрытый потенциал криптовалюты TON для digital в 2025 году
Казахстан снова разрешил выдачу ИИН иностранцам в своих посольствах за границей — в том числе в России

Решение будет действовать до конца 2025 года.

Источник: Snowscat / Unsplash
1414
11
Есть правда малюсенький нюанс... Государственная услуга оказывается Министерством внутренних дел Республики Казахстан (далее – услугодатель) через загранучреждения Республики Казахстан: 1) потенциальным инвесторам; 2) участникам оборота товаров в рамках маркировки и прослеживаемости товаров; 3) иностранным гражданам, являющимся супругами граждан Республики Казахстан (для проставления отметки о регистрации актов гражданского состояния в ИС ЗАГС); 4) детям иностранного государства (до 16 лет), один из родителей, которых является гражданином Республики Казахстан; 5) иностранным гражданам, осуществляющим принятие наследства; 6) потенциальным участникам программ Digital Nomad Residency и Digital Nomad Visa; 7) иностранным гражданам, имеющих инвалидность; 8) иностранным гражданам от 65 лет; 9) производителям и регистрантам средств защиты растений (пестицидов); 10) иностранным гражданам, являющимся руководителями юридических лиц, филиалов и (или) представительств, зарегистрированных в Республике Казахстан. через Министерство: 1) сотрудникам представительств.
ЦБ отметил «эскалацию тарифных войн» на фоне введения пошлин США и предупредил о рисках для экономики России

Но нужно понять, как будет развиваться ситуация.

1818
77
11
На российскую экономику влияет любой чих.
Переехал из России на райский остров, теперь плачу за школу сына 250 000 рублей в год

Я продал свой дом на колесах, чтобы переехать с семьей из Волгограда на Бали. Теперь я сплю с пауками, а дом, который я купил у меня заберут через несколько лет. Делюсь с вами, что нужно знать, если вы решили купить жилье в Индонезии, как платить меньше за медицину и сколько стоит жить в Индонезии с семьей из 5 человек.

Я езжу на байке даже в сезон дождей.  
3030
1212
55
11
11
И чего все с этого сказочного бали так прутся? Виллы вы не купили, у вас аренда на 30 лет (если повезет), оформленная через троюродного дядю местного юриста, с шансом быть аннулированной при первом же зуде в местной чиновничей жопе. Вы счастливчики — раз в полгода квест «продли визу», заплати агенту, собери бумажки, помолись богам острова, чтобы не поменяли правила за ночь. А ну да у вас KITAS — вообще отдельная игра, уровень сложности: «не депортируй семью случайно». Супер-кул, епта! Культурная интеграция? Ну конечно, ваши дети теперь знают, что собаки тут не домашние питомцы, а участники дорожного движения. А "уважение к старшим" означает «не спорь, улыбайся, заткнись и не лезь». Про климат — да, настоящее тропическое счастье: 100% влажности, тебе всегда жарко и всегда мокро. Дождь идёт не сверху, а из всех направлений одновременно. Да, вы же уже придумали имена для ваших новых питомцев? Я про плесень. В шкафу — Чернушка, в ванной — Моховичок? Кстати, землетрясения уже застали? А ну да, это же не страшно, просто так утренняя зарядка, иногда с бонусом в виде бут-кэмпа цунами-оповещений. А если завтра правительство решит, что слишком много белых «духов» тусит на острове, вы даже пикнуть не успеете — чемодан, аэропорт и "суксамА"! А еще не забывайте, что в не только и не столько на Бали, а в Индонезии, которая на самом деле страна, та-дам, исламская, со всеми вытекающими нормами шариата и прочего харама. Кстати центральное правителство просто спит и видит как бы так поскорее избавиться от этого "гнойника" на теле страны достойных последователей учения Пророка. Но это ведь не проблемы главное — фоточки в Instagram. 🥥📸 А вот молоко за 250Р. это блин да... проблема