Как отменить подписку и не возненавидеть Яндекс Плюс
Привет, это StandApp. Мы помогаем продуктовым командам улучшать продукты, конверсии, удерживать пользователей и повышать лояльность.
На этот раз мы добрались до сервисов Яндекса. С ними разбиралась Настя, наш UX-исследователь. Как и в прошлом кейсе («Бонусная программа от Ростелеком, которая сводит с ума») мы изучили не весь конкретный продукт, а его часть: работа с подпиской Яндекс Плюс. В конце статьи составили небольшой опрос.
Надеемся, что эту статью увидит продуктовая команда Яндекса и она поможет запустить серию позитивных изменений, а мы как пользователи получим более гуманный опыт использования подписки.
Подключение подписки и опций
Настя: Мое знакомство с Яндекс Плюс началось с пробной подписки на 2 месяца. С оформлением не возникло никаких проблем. Нажимаешь «60 дней бесплатно», вводишь реквизиты банковской карты, тебе предлагают подключить дополнительную опцию, от которой можно отказаться, далее нажимаешь «Оформить подписку» и все готово, я в Плюсе.
С подключением (и отключением) дополнительных опций тоже все просто. Заходишь в управление подпиской, листаешь вниз до списка опций и нажимаешь тумблер-переключатель напротив нужной опции.
Но иногда подключение опций происходит случайно. Например, можно зайти на Кинопоиск (он входит в подписку), нажать «Смотреть» на сериале, который доступен только с more.tv (это дополнительная платная опция), и с карты уже сняли 100 ₽, не предупредив о списании и не спросив согласия.
Что можно сделать:
Перед подключением какой-либо опции и перед любым списанием средств клиента важно предупреждать об этом и просить согласия, чтобы подписки на дополнительные опции не выглядели навязанными и не портилось впечатление от взаимодействия с продуктом.
Отключение подписки
Настя: Пробные 2 месяца подписки подошли к концу и я решила ее не продлевать. Думала, что если все так просто с подключением, то с отменой тоже не должно быть проблем, но оказалось все не так…
Рассмотрим детально:
- Я захожу в управление подпиской, прокручиваю в самый низ, нахожу и нажимаю кнопку «Отменить бесплатную подписку».
- Получаю предупреждение, что бесплатный период действует только один раз, но нажимаю «Все равно отменить».
- Дальше получаю предложение о том, что можно приостановить подписку, но все равно нажимаю «Отменить».
- Затем вижу описание преимущества про подключение к подписке близких, которое должно меня переубедить, но я твердо решила и в четвертый раз нажимаю «Отменить подписку».
И вот тут казалось бы, что я у цели, но вдруг попадаю на страницу, где перечислены опции, которые входят в подписку и непонятно, отменилась подписка или нет и не ясно, что делать дальше. Прокручиваю несколько экранов вниз и оказывается, что это еще не все:
5. Внизу нахожу кнопку «Отменить бесплатную подписку», в пятый раз надеюсь, что это сработает, но опять нет.
6. Далее мне предлагают начислить 299 баллов Плюса при условии сохранения подписки. Но я не сдаюсь и еще раз нажимаем «Отменить подписку». И вот с шестого раза мне все-таки удалось это сделать.
Что можно сделать:
В случае, если пользователь решил отменить подписку, можно спросить у него причину отмены (перенести опрос о причинах отмены на начальный этап) и на каждую причину подготовить предложение, которое могло бы побудить пользователя остаться. Если клиент все равно уйдет, поблагодарите его за то, что он попробовал ваш сервис и напишите, что будете ждать его снова.
Далее клиента можно попытаться вернуть множеством способов, если в процессе отписки вы его не сильно взбесили. Например, через email (прощальное письмо или через некоторое время специальное предложение) или используя push-уведомления (если у пользователя осталась бесплатная версия продукта).
Проявляйте уважение и заботу о клиентах — нормально будет 🙂
#standappstudio #standapp #yandex #яндекс #яндексплюс #подписка #исследование #юзабилити #интерфейсы
Над исследованием работали:
Анастасия Боровикова, Редактор, UX-исследователь
Егор Поляков, Дизайн-менеджер
Иван Михайлов, UX/UI-дизайнер
Ссылка на эту статью в нашем блоге на сайте:
А вы верите что они не знают об этих проблемах?
В том то и дело, что у них классные дизайнеры и всё это они знают. Но есть тяга дизайнера к прекрасному интерфейсу, а есть тяга руководства к прекрасной прибыли
Классные дизайнеры ≠ классный интерфейс. Есть ISO на дизайн (более менее утвержденный принцип "человеко-ориентированного проектирования интерактивных систем") и тяга к прекрасному тут ни при чем, дизайн - это всего лишь работа. И в ней важна итеративность и обратная связь от пользователей (юзер фидбэк). Мы сейчас тем и занимаемся, что даем яндексу свой юзер фидбэк:)
да конечно они все знают
Да, верю. Конечно, бэклог с проблемами и фичами у них точно имеется) Но все ошибаются и большие продукты не исключение.
Это проектировали намеренно так. Мне вообще с трудом удалось понять как отменить эту подписку. Так на следующем скрине появились две кнопки, которые вообще никакого отношения к отписке не имели, а для отписки пришлось заново повторить шаги, чтобы эти кнопки не появились. Одна из кнопок была что-то вроде "Выйти в отпуск", а вторая "Оставить подписку". Логично, что нажимаешь что-то про отпуск и там дальше квест только усложняется. Ты не понимаешь отменил ты подписку или нет, возвращаешься и оказывается, что она есть. За 27 лет пользования интернетом я не встречал подобного, ни в одном сервисе. Бывало, что для оставления подписки была явная кнопка, а для подтверждения отписки не кнопка, а подчеркнутый текст, но чтобы как Яндекс, это инновация в мире надиралова. Не ожидал такого от них.
А вы заказ на постамате Бургер-Кинга давно делали? Вот уж где действительно нужно пройти семь кругов ада, чтобы сделать простой заказ на трех человек. После каждого блюда, нужно трижды отказаться от еще трех блюд (выбранных либо от балды, либо на вкус менеджера, согласовавшего эту хрень - по другому и не назовешь). Затем еще три раза отказаться три раза от всяких "супер" предложений, и все - спустя 10 минут, твой заказ завершен. Даже KFC так не за**бывает своими предложениями взять влажную салфетку (когда она и так уже по умолчанию идет в паре с блюдом, которое ешь руками).
Делали конечно) В мобильном приложении бургер кинг такая-же история.
Мы не видим всей картины, может это работает…!? Т.е. вред для пользователя (плохой ux) не сопоставим с прибылью от допродаж и от 6-ступенчатой отписки от Яндекс…
Хз... Ни разу так и не заказал, то что мне навязывают)
Учитесь отпускать :)
Вы чего! Тогда уютные графики удержания/ретеншен полетят к чертям, и кому-то вместо смузи придется пить боржоми.
Это ж мегакорп, где циферки/баблосик крутят шестеренки, а не забота о пользователе.
Нужно как-то находить баланс между циферками и заботой о клиентах, попивая смузи и смотря на уютные графики. В этом месте с отпиской явно дисбаланс в сторону мощного удержания ради циферок.
Привет, ребята!
Спасибо за внимание к нам. Всё изучим!
POV: Команда Яндекс.Плюс узнает про сложности отписки
Да-да:) А мы пока готовим еще один кейс по другому продукту Яндекса.
Изучили? 29 ноября на дворе, но стало только хуже, появляются кнопки, которые вообще вводят в заблуждение. Какого черта в интерфейсе отписки появляются две кнопки дополнительные, которые вообще никакого отношения к отмене не имеют? Вы не просто оборзели, вы ещё больше глумитесь. Запредельная подлость!!!
пошли нахуй понятно пидоры я проклинаю вас
Яндекс плюс! Отключите мою подписку! Я не подписывался, а вы уже собираетесь с меня деньги списать! Позорище, мошенники! Ждите как минимум жалобу в Роспотребнадзор!
Прошел квест наконец, отменил "подписку". Такого позорища не видел никогда! Не буду больше пользоваться услугами Яндекса, идите лесом!
Полностью согласна! Яндекс специально усложняет путь пользователя к отмене подписки!!!
Хотим помочь во всём разобраться. Пожалуйста, пришлите ссылку на комментарий и скриншот с логином нам в личные сообщения: ya.cc/t/97uJHMHWSQpkk
Идите лесом я сказал! Уроды!
всё правильно сказал, я их ещё дальше посылаю. желаю им мучительной смерти.
Ага, словно ваши дизайнеры не знали про 7 окон удержания. Само появилось
Про 6 :D
Благодарим за ответ! Хорошо бы)
Яндес конеченые списывают деньги за подписку в разное время, сегодня с какого х**я списали на день раньше 700р, возвращать отказываются,служба поддержки игнорирует.
Система списывает оплату заранее, обычно за несколько часов до окончания действия тарифа.
Напишите нам, пожалуйста, в удобную соцсеть Плюса и пришлите скриншот вашего Яндекс ID: passport.yandex.ru/profile
Найдём ваше обращение и всё проверим 👌
В вашем варианте отписки нет ещё одного экрана, самого полезного, где предлагается остаться за 1₽.
P.S.: на вашу статью вышел в поисках количества предложений перед отпиской)
Хм, интересно, возможно он появляется не у всех)
У меня еще веселее ситуация. Несколько месяцев назад отменила подписку, прошла все эти 6-7 окон, пришло уведомление, что подписка отменена. Сейчас подписка неактивна, в сервисах яндекса использовать ее не могу. Но деньги за подписку, с..ка, списываются каждый месяц. Написала в их поддержку, Плюс перекинул на общую техподдержку Яндекса, и это отдельный UX ад: часть ссылок нерабочие, часть ссылок ведут на гайдлайны по работе с подпиской или вообще страницу Плюса с рекламой на всю первую страницу. нахера мне страница справки?! я уже перечитала ее сто раз и не нашла нужного мне ответа, можно мне просто форму обратной связи, чтобы написать в техподдержку? в итоге нашла какую-то категорию, которая не очень связана с моим вопросом, но там хотя бы форма обратной связи, а не ссылка на очередную страницу яндекс справки. У меня есть проблемы с удержанием внимания (сдвг), из-за чего мне иногда сложно копаться в этих формах (поэтому и тянула несколько месяцев с выяснением), поэтому, честно говоря, два с половиной часа страстной любви с обеими техподдержками довели меня до истерики (не преувеличение, я реально успокоительное пила)))
Пожалуйста, ребят, делайте адекватную форму для техподдержки
У Яндекса раньше была нормальная поддержка, но сейчас это ад какой-то, более некомпетентные люди только в mail.ru.
Как раз подключила за 1р на 2 месяца, на Кинопоиске доплатила по спец.предложению Амедатеку и за копейки за 4 дня просмотрела то, что давно уже хотела) Амедиатеку отключила сегодня, до 30 июня буду с Плюсом, там посмотрим)))
спасибо за вашу статью, я теперь знаю, где искать кнопки (уже искала их, не нашла, хотела все карты отсоединить, а все не даёт!)
Вот и отлично!) Сохраняйте статью в закладки, делитесь и лайкайте, чтобы больше людей узнало о том, как отключать подписку =)
Виктория, вы пример очень ответственного пользователя, но большинство забывают про фри-период, а автоматическое продление подписки делает свое дело)
Они пользуются не внимательностью. Купил Станцию Макс, получил 3 месяца промо подписки на плюс. Зашел в кинопоиск нашел какой-то фильм. Проверил как работает - получил предложение пробный период с амедитекой. Согласился. Проверил - работает. Сегодня напомнили, что через два дня будут списывать деньги. Так как был уверен, что действует подписка (промо) решил отказаться от амедиатеки. В итоге обнулили промо подписку. Оказывается, что когда я согласился на пробный период, я отказался от трехмесячного промо. Поддержка ни чем не помогла
Николай, спасибо. Это очень хороший пример недружественного подхода яндекса к пользователям, отсутствие достаточного пояснения к совершаемым действиям с подпиской. Тут пора открыть филиал поддержки пользователей яндекса)
О важности копирайтинга в интерфейсах:
Обратите внимание, как в тех.поддержке (на вашем скрине) все доступно и просто объясняется, но уже постфактум:) В интерфейсе, при переходе от бесплатной промо-подписки к амедиатеке достаточно было так и написать.
Я когда отменил, я поржал с этого сюра. этот плюс ваще не нужон. брал его тупо из за фри доставки и то там несколько раз плюс не начилслили.
Недавно ваще показали -40% в лавке в итоге скидку не дали и сняли по полной. Ну да я заказывал в лавке через деливери, нахуя цены то показывать с якобы скидкой?
У нас в команде многие теперь пользуются. Кто-то из-за того, что Spotify перестал работать и они перешли на ямузыку.
Плевать вообще. 500р на год через индию сижу кайфую)
Спасибо за подсказку)
Подписки в текущем виде, это каббала
Дайте нормальный сервис без скрытых транзакций и списаний, и я буду готов платить честные энн-рублей за услугу. Даже если цена будет привязана к доллару
Но скрыто вешать крюки транзакций - нахрен
Интересно, у кого-нибудь есть пример образцового сервиса, у которого честная монетизация и используются только «белые паттерны»?
стим. там за покупку за 4.50 долларов дают стикер и очки. с другой стороны, чтобы пользоваться воркшопом и другими привилегиями нужно 5 долларов... да и стима нет в россии...
Комментарий удален автором поста
А мне так и не удается отключить пробную подписку. Просто кнопка не активна и не даёт нажать ее. Может кто-то поможет советом?
Печально. Может Яндекс поможет? Он тут в комментах бывает)
Комментарий удален автором поста