«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке
Привет, это StandApp. Мы помогаем продуктовым командам улучшать продукты, конверсии, удерживать пользователей и повышать лояльность.
В приложении «Яндекс Музыка» есть детский раздел. Недавно под видом улучшенного дизайна и пары других преимуществ его решили активно продавать за деньги. Мы изучили восприятие и пользовательский опыт нового предложения.
Надеемся, что эту статью увидит продуктовая команда Яндекса, и она поможет запустить серию позитивных изменений, а мы как пользователи получим более гуманный опыт использования по продаже опций.
Первая встреча с новой опцией «Детям»
Разбор готовил Егор, наш дизайн-менеджер.
Егор: Пару раз в неделю я включаю детям сказки на Яндекс Музыке. Как обычно, попадаю на главный экран, с него перехожу в детский раздел.
И примерно с конца 2022 года в нем меня встречает кое-что новое: навязчивый полноэкранный попап. В нем что-то про удобные детские разделы, какая-то игра и кешбэки. Я не вчитываюсь и закрываю.
Снижение лояльности к приложению
Егор: В очередной субботний вечер история повторяется. Я открываю Яндекс Музыку, перехожу в детский раздел и появляется попап «Купи детскую опцию». И так каждый раз уже 3-й месяц подряд (данные с января по март 2023 года).
Наконец этот попап так начинает бесить, что я решаюсь задержаться и узнать больше про эту опцию.
Разбор попапа с опцией
Егор: Хмм.. детские разделы и так удобные, справляются со своей работой и идут в рамках обычной подписки. Теперь же пользователей настойчиво просят использовать новый, «более лучший» раздел, но уже за деньги.
Получается, тут мне нужно скачать стороннюю мобильную игру Кубокот, получив ее платный контент за 100 рублей в месяц. Игру, которую я даже не знаю, не видел ее рейтинг в сторе и отзывы.
Кешбэк от Яндекс Афиши и прочие бонусы в стороннем приложении могут быть не так актуальны за пределами Москвы (тут их концентрация максимальная) и тем, кто использует другие приложения и каналы для поиска и покупки билетов на мероприятия (например, банковские приложения тоже дают хорошие кешбэки).
Получается, что Яндекс Музыка обновила детский раздел (теперь там вместо неудобных разделов — удобные разделы) и решила это как-то монетизировать. А чтобы продавалось, добавили больше «ценности»: закинули в опцию сомнительную игру-приложение и увеличили кешбэк на что-то в другом приложении, которым вы не пользуетесь. Nice Try :)
Анонс опции завершается кнопкой с неубедительным предложением «60 дней бесплатно». Неубедительным, потому что никакой дополнительной информации больше не видно, а той, что показали в попапе, недостаточно для принятия решения.
Боюсь нажать на эту кнопку, потому-что есть подозрение, что сразу подпишут меня на этот «новый раздел», но все-таки нажимаю.
Так, и тут ничего нового. Никакой дополнительной информации, которая бы развеяла мое скептическое отношение к новому платному разделу.
Что можно сделать:
Используйте принцип незавершенности. Конечно, через 60 дней бесплатного доступа вы, скорее всего, уже не захотите возвращаться к старому интерфейсу и текущий оффер задействует тот-же принцип, но на самой верхней воронке продаж этой опции есть проблемы. Сложно описать словами все преимущества и заставить нажать на кнопку «60 дней бесплатно», пока ты не понимаешь смысла и не можешь ответить на вопрос «А зачем?».
Покажите выгоды, а затем верните пользователя в его «старый раздел». В самой простой реализации можно расширить текущий попап на несколько слайдов. В каждом слайде сделать мини-обзор преимуществ опции. Например, возможность «посмотреть одним глазком» новый детский раздел, увидеть скрины предложенных игр, дать информацию про «Афишу». Где-то можно обращаться к выгодам, где-то к социальному доказательству (~отзывам) и т.п.
Так вы еще мощнее задействуете психологический эффект Зейгарник, то есть тот самый принцип незавершенности, который чаще всего используют в сериалах. Пользователь начнет вовлекаться. Кто-то захочет перейти к увиденному разделу, кто-то начнет думать про игры, а кто-то про «Афишу» и кешбэк на ближайшие события.
Зейгарник — это фамилия советского психолога, в честь которого и назван этот эффект. Она доказала, что незавершённые, прерванные действия запоминаются лучше, чем завершённые.
Подписка на опцию
Егор: В качестве эксперимента я подключил подписку, чтобы дописать эту статью. Попользовался месяц и вот мой фидбэк:
- Улучшенный детский раздел Яндекс Музыка. Ничем не лучше прежнего, сравнивал на глаз, но в целом после отключения ничего не потерял и не испытал острой нужды в чем-то, что было в платной, улучшенной версии раздела. Возможно потому, что мне не указали обзорно на его преимущества.
- Игра Кубокот (обновление от мая 2023 года: теперь в подписку закинули еще 2 игры: Анимопус и Сказбука). Старшему ребенку 7 лет и приложение Кубокот зашло на один раз, дальше было уже неинтересно. Второму ребенку 4 года, ему было интересно. Он пользовался приложением, но примерно через месяц наскучило. Удалил игру.
- Билеты на Яндекс Афише и прочие бонусы там. Я пробовал это приложение, но мне удобнее следить за анонсами мероприятий через соц. сети.
Опыт использования опции оказался неудачным и я ее отключил, но для Яндекса есть и хорошие новости: далее я заинтересовался и подключил опцию Букмейт. Нашел в ней то, чего не хватало в детском разделе Яндекс Музыки: большая библиотека детских книг, аудиокниг и комиксов.
Итоги
1. Помните про стремление сохранить статус-кво и избежать потери. Преодолевайте это подходящими вам способами (бесплатный период, дополнительная выгода, статусность предложения…).
2. Не попадайте в ловушку «улучайзинга». Больше функций и удобств может вести к усложнению продукта. Подумайте перед внедрением, проведите опрос, а затем количественный тест на большой выборке, прежде чем принять решение.
3. Пользуйтесь принципом незавершенности (эффектом Зейгарник). Разбивайте сложные взаимодействия на части, пользуйтесь индикациями прогресса, не бойтесь прервать пользователя и повысить желание завершить начатое действие.
#standappstudio #standapp #yandex #яндекс #яндексплюс #подписка #исследование #юзабилити #интерфейсы
Над исследованием работали:
Егор Поляков, Дизайн-менеджер
Анастасия Боровикова, Редактор, UX-исследователь
Иван Михайлов, UX/UI-дизайнер
Ссылка на эту статью в нашем блоге на сайте:
Комментарий недоступен
Точно, опция Яндекс «Пенсионерам» с крупными шрифтами и разными социальными плюшками.
Борис, видимо вы не целевая аудитория детской опции)
В целом, это хорошая идея – продажа новых опций за дополнительную плату. Они расширяют возможности подписки: ЦА радуется, доплачивая немного, а Яндекс увеличивает средний чек с клиента. Но если подписка плохо доносит свои преимущества, насаждается при каждом запуске апп, то это уже выглядит как принуждение.
Комментарий недоступен
Спасибо за обзор. Сейчас «ругаюсь» с Яндексом, каким образом у меня 2 новые подписки появились 🙈 Помню, что в здравом уме не подтверждала согласие. А эти «всплывающие окна» - повеяло вайбом Ростелекома и Теле2, когда я конечно же «сама» все себе и подключила.
Получается без Букмета и Детского детский контент в Плюсе вообще не будет работать? Я просто пока не отключила их
Вот меня тоже эта штука долго напрягала, в итоге я ее подключила бесплатно и тоже вообще не поняла, что изменилось...
Аналогично, изменений не обнаружил.
Единственное в «Кубокот» с сыном поиграл. Что по сути тоже сомнительно, т. к. его интереса к игре хватило максимум на месяц, явно не на полноценную подписку на ежемесячной основе.
Получается, что новая опция Яндекс продается, но она так бесит)
Опция Букмейт, кстати, тоже %@&*£&%ая. У них был раздел с аудиокнигами в яндекс.музыке, а потом они решили сделать подороже (как у них уже было много раз), я так и не смог дослушать аудиокнигу, которую начал. Пришёл ли я в восторг от этого и появилось ли у меня резкое желание доплатить (поощрить их поведение)? Думаю, что ответ очевиден
Да, была такая-же история. Слушали детскую аудиокнигу и в какой-то момент она исчезает из Ямузыка и переходит в платную версию (букмейт). Было грустновато
Превьюшка статьи годная)
Спасибо Ивану)
Пожалуйста, Ирина) Без "Букмейт" и "Детской" опции у вас будет работать детский раздел, просто он будет менее полный, т.к. что-то уехало в платные подписки.
Только непонятно зачем
Спасибо за обзор. Сейчас «ругаюсь» с Яндексом, каким образом у меня 2 новые подписки появились 🙈 Помню, что в здравом уме не подтверждала согласие. А эти «всплывающие окна» - повеяло вайбом Ростелекома и Теле2, когда я конечно же «сама» все себе и подключила.
Получается без Букмета и Детского детский контент в Плюсе вообще не будет работать? Я просто пока не отключила их
видимо, да. А тех, у кого он раньше был - замучают попапом с подпиской на детский раздел, при каждом обращении к детскому разделу
Проблема текущей ЯндексМузыки с детским аккаунтом еще и в том, что в разделе Новые релизы, Хиты и Видео превью вылазят - альбомы и песни с ненормативной лексикой, трясожопы и прочаяя нечисть в том числе и всякие грузные подкасты....т.е. я за свои деньги не могу решить что показывать моему ребенку, а что нет. Тех поддержка говорит - пишите пожелания на форум! Т.е. это нормально показывать альбомы с именем "х**.." в аккаунте для 7 летнего ребенка !
Комментарий удален модератором
Нормальное и этически правильно поведение системы: показать уведомление о платной опции и если пользователю она не нужна - закрыться и не появляться ему на глаза, как минимум, в этом месте.
Яндекс-же проделывает это каждый раз, сколько бы пользователь не заходил в бесплатный раздел "Детям" - вот столько раз он и будет получать попап с предложением перейти на платный раздел «Детям».
Например, заходишь ты, Viktor, 365 раз в году в детский раздел — вот 365 раз и будешь видеть оверлей рекламу и должен будешь ее 365 раз закрывать. Нормальное поведение системы, ок-э?