реклама
разместить

«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке

Привет, это StandApp. Мы помогаем продуктовым командам улучшать продукты, конверсии, удерживать пользователей и повышать лояльность.

В приложении «Яндекс Музыка» есть детский раздел. Недавно под видом улучшенного дизайна и пары других преимуществ его решили активно продавать за деньги. Мы изучили восприятие и пользовательский опыт нового предложения.

Надеемся, что эту статью увидит продуктовая команда Яндекса, и она поможет запустить серию позитивных изменений, а мы как пользователи получим более гуманный опыт использования по продаже опций.

Первая встреча с новой опцией «Детям»

Разбор готовил Егор, наш дизайн-менеджер.

Егор: Пару раз в неделю я включаю детям сказки на Яндекс Музыке. Как обычно, попадаю на главный экран, с него перехожу в детский раздел.

«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке

И примерно с конца 2022 года в нем меня встречает кое-что новое: навязчивый полноэкранный попап. В нем что-то про удобные детские разделы, какая-то игра и кешбэки. Я не вчитываюсь и закрываю.

«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке

Снижение лояльности к приложению

Егор: В очередной субботний вечер история повторяется. Я открываю Яндекс Музыку, перехожу в детский раздел и появляется попап «Купи детскую опцию». И так каждый раз уже 3-й месяц подряд (данные с января по март 2023 года).

Наконец этот попап так начинает бесить, что я решаюсь задержаться и узнать больше про эту опцию.

🧠 Психологический совет

Статус-кво и избегание потерь

Пользователь часто находится в ситуации соперничества своих внутренних стремлений: он стремится избежать потерь и стремится получить выгоду. При этом стремление избежать потерь всегда сильнее стремления получить выгоду. Так решила эволюция и это приводит к сохранению статуса-кво, когда вместо действия выбираешь бездействие. Пробить этот барьер может дополнительная выгода, например, налёт эксклюзивности доступа, статусности предложения.

Amos Tversky, Daniel Kahneman. Неприятие потери

Разбор попапа с опцией

«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке

Егор: Хмм.. детские разделы и так удобные, справляются со своей работой и идут в рамках обычной подписки. Теперь же пользователей настойчиво просят использовать новый, «более лучший» раздел, но уже за деньги.

💡 UX-совет

Не попадайте в ловушку «улучайзинга»

В погоне за более удачным вариантом мы иногда начинаем заменять исходный вариант на более функциональный, что ведет к его усложнению. Так продукт шаг за шагом идет к более и более плохой версии.

Рассмотрим пример улучшайзинга с Lego мотоциклом. Первые модели можно было собрать без какой либо инструкции, все было интуитивно понятно. Сложно было поставить что-то не так или не туда. Затем сделали модель, в которой было больше деталей и увеличилась сложность сборки. Но Lego научились на своих ошибках и затем вернулись к более простым моделям :)

Подробнее про улучшайзинг в книге: Дональд Норман: Дизайн привычных вещей

«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке

Получается, тут мне нужно скачать стороннюю мобильную игру Кубокот, получив ее платный контент за 100 рублей в месяц. Игру, которую я даже не знаю, не видел ее рейтинг в сторе и отзывы.

«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке

Кешбэк от Яндекс Афиши и прочие бонусы в стороннем приложении могут быть не так актуальны за пределами Москвы (тут их концентрация максимальная) и тем, кто использует другие приложения и каналы для поиска и покупки билетов на мероприятия (например, банковские приложения тоже дают хорошие кешбэки).

Получается, что Яндекс Музыка обновила детский раздел (теперь там вместо неудобных разделов — удобные разделы) и решила это как-то монетизировать. А чтобы продавалось, добавили больше «ценности»: закинули в опцию сомнительную игру-приложение и увеличили кешбэк на что-то в другом приложении, которым вы не пользуетесь. Nice Try :)

«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке

Анонс опции завершается кнопкой с неубедительным предложением «60 дней бесплатно». Неубедительным, потому что никакой дополнительной информации больше не видно, а той, что показали в попапе, недостаточно для принятия решения.

Боюсь нажать на эту кнопку, потому-что есть подозрение, что сразу подпишут меня на этот «новый раздел», но все-таки нажимаю.

«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке

Так, и тут ничего нового. Никакой дополнительной информации, которая бы развеяла мое скептическое отношение к новому платному разделу.

Что можно сделать:

Используйте принцип незавершенности. Конечно, через 60 дней бесплатного доступа вы, скорее всего, уже не захотите возвращаться к старому интерфейсу и текущий оффер задействует тот-же принцип, но на самой верхней воронке продаж этой опции есть проблемы. Сложно описать словами все преимущества и заставить нажать на кнопку «60 дней бесплатно», пока ты не понимаешь смысла и не можешь ответить на вопрос «А зачем?».

Покажите выгоды, а затем верните пользователя в его «старый раздел». В самой простой реализации можно расширить текущий попап на несколько слайдов. В каждом слайде сделать мини-обзор преимуществ опции. Например, возможность «посмотреть одним глазком» новый детский раздел, увидеть скрины предложенных игр, дать информацию про «Афишу». Где-то можно обращаться к выгодам, где-то к социальному доказательству (~отзывам) и т.п.

«Детям» - платная опция в Яндекс Музыке

Так вы еще мощнее задействуете психологический эффект Зейгарник, то есть тот самый принцип незавершенности, который чаще всего используют в сериалах. Пользователь начнет вовлекаться. Кто-то захочет перейти к увиденному разделу, кто-то начнет думать про игры, а кто-то про «Афишу» и кешбэк на ближайшие события.

Зейгарник — это фамилия советского психолога, в честь которого и назван этот эффект. Она доказала, что незавершённые, прерванные действия запоминаются лучше, чем завершённые.

Подписка на опцию

Егор: В качестве эксперимента я подключил подписку, чтобы дописать эту статью. Попользовался месяц и вот мой фидбэк:

  • Улучшенный детский раздел Яндекс Музыка. Ничем не лучше прежнего, сравнивал на глаз, но в целом после отключения ничего не потерял и не испытал острой нужды в чем-то, что было в платной, улучшенной версии раздела. Возможно потому, что мне не указали обзорно на его преимущества.
  • Игра Кубокот (обновление от мая 2023 года: теперь в подписку закинули еще 2 игры: Анимопус и Сказбука). Старшему ребенку 7 лет и приложение Кубокот зашло на один раз, дальше было уже неинтересно. Второму ребенку 4 года, ему было интересно. Он пользовался приложением, но примерно через месяц наскучило. Удалил игру.
  • Билеты на Яндекс Афише и прочие бонусы там. Я пробовал это приложение, но мне удобнее следить за анонсами мероприятий через соц. сети.

Опыт использования опции оказался неудачным и я ее отключил, но для Яндекса есть и хорошие новости: далее я заинтересовался и подключил опцию Букмейт. Нашел в ней то, чего не хватало в детском разделе Яндекс Музыки: большая библиотека детских книг, аудиокниг и комиксов.

Итоги

1. Помните про стремление сохранить статус-кво и избежать потери. Преодолевайте это подходящими вам способами (бесплатный период, дополнительная выгода, статусность предложения…).

2. Не попадайте в ловушку «улучайзинга». Больше функций и удобств может вести к усложнению продукта. Подумайте перед внедрением, проведите опрос, а затем количественный тест на большой выборке, прежде чем принять решение.

3. Пользуйтесь принципом незавершенности (эффектом Зейгарник). Разбивайте сложные взаимодействия на части, пользуйтесь индикациями прогресса, не бойтесь прервать пользователя и повысить желание завершить начатое действие.

Над исследованием работали:

Егор Поляков, Дизайн-менеджер

Анастасия Боровикова, Редактор, UX-исследователь

Иван Михайлов, UX/UI-дизайнер

Ссылка на эту статью в нашем блоге на сайте:

1010
реклама
разместить
15 комментариев

Комментарий недоступен

2

Точно, опция Яндекс «Пенсионерам» с крупными шрифтами и разными социальными плюшками.

3

Борис, видимо вы не целевая аудитория детской опции)

В целом, это хорошая идея – продажа новых опций за дополнительную плату. Они расширяют возможности подписки: ЦА радуется, доплачивая немного, а Яндекс увеличивает средний чек с клиента. Но если подписка плохо доносит свои преимущества, насаждается при каждом запуске апп, то это уже выглядит как принуждение.

Спасибо за обзор. Сейчас «ругаюсь» с Яндексом, каким образом у меня 2 новые подписки появились 🙈 Помню, что в здравом уме не подтверждала согласие. А эти «всплывающие окна» - повеяло вайбом Ростелекома и Теле2, когда я конечно же «сама» все себе и подключила.

Получается без Букмета и Детского детский контент в Плюсе вообще не будет работать? Я просто пока не отключила их

2

Вот меня тоже эта штука долго напрягала, в итоге я ее подключила бесплатно и тоже вообще не поняла, что изменилось...

1

Аналогично, изменений не обнаружил.
Единственное в «Кубокот» с сыном поиграл. Что по сути тоже сомнительно, т. к. его интереса к игре хватило максимум на месяц, явно не на полноценную подписку на ежемесячной основе.

2

Получается, что новая опция Яндекс продается, но она так бесит)

Раскрывать всегда
🐑 «Люди виноваты в росте инфляции»! Почему зампред ЦБ винит народ в росте цен, пока банки втихую режут ставки? Анализ инфляции

Найти виноватых? Легко — пусть это будет народ! Есть ощущение, что кто-то явно путает причины и следствия...

🐑 «Люди виноваты в росте инфляции»! Почему зампред ЦБ винит народ в росте цен, пока банки втихую режут ставки? Анализ инфляции
2020
44
22
11
"Золотые" 90-е: как мы делали бизнес на игровых автоматах и даже остались живы.

Предприниматель из 90-х делится своим опытом в бизнесе в это интересное, но опасное время. Погони, перестрелки, бандиты и большие деньги на игровых автоматах...

Фото из открытых источников интернета, ибо своих у рассказчика сохранилось мало... А без фото, согласитесь, не совсем то)
33
11
Как оплатить iCloud в России: простые и быстрые способы в 2025 году?

Санкции ограничивают возможности российских пользователей Apple, но они не являются участниками доступа к выбранным сервисам. Хотите и дальше использовать iCloud и хранить свои данные в безопасности? Мы рассматриваем все доступные способы оплаты подписки, даже несмотря на существующие ограничения. Выберите наиболее подходящий вариант и следуйте наш…

Как оплатить iCloud в России: простые и быстрые способы в 2025 году?
«Точка» представила бесплатный сервис для создания интернет-магазинов с эквайрингом и доставкой

Пока он доступен клиентам банка, в будущем доступ планируют открыть всем.

Пример витрины. Источник: «Точка»
3939
66
"F* you Маркетплейс" надо было слоган сделать
Субботний самопиар на vc.ru

Делимся в комментах ссылками на свои проекты и комментируем чужие! Площадка для самопрезентации стартапов и пет-проектов 👉 Product Radar

Субботний самопиар на vc.ru
5658
1919
1313
11
11
Страны без виз для россиян: куда можно отправиться прямо сейчас
Страны без виз для россиян: куда можно отправиться прямо сейчас
1919
33
Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода

Когда санкции похоронили мой магазин, я считал каждую копейку. А потом узнал про каналы — и теперь мои посты читают 50.000 человек в день

Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода
1414
11
11
4 стратегии маркетинга: Как фриссон и гемофобия влияют на эмоции аудитории

Эмоции — мощный инструмент влияния на аудиторию. В маркетинге особенно эффективны два противоположных состояния: фриссон (озноб от эмоционального всплеска) и гемофобия (страх крови). Первое вызывает позитивные ассоциации, второе — тревогу. Умелое сочетание этих реакций может усилить вовлечённость и запоминаемость бренда. Разберу, как их применять.

Великолепный Джим, кто как не он передаст эмоции.
66
22
11
Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
3535
2727
55
44
11
11
11
Привет. История с другой стороны. Нанимаюсь в одну фирму, еду из другого города. Чтобы я успел должны сойтись звезды и не подвести несколько видов транспорта. Договариваюсь на 10 утра. Успеваю. У работодателя на месте нет ни эйчара (он говорил, что подойдет позже), ни специалиста, который должен меня встречать. Жду полчаса, приходит специалист. Всё показывает, говорит об условиях, выясняется, что они отличаются от озвученных ранее. Время близится к обеду, звоню эйчару, чтобы поговорить вживую, выясняется, что его не будет сегодня. Занавес.
реклама
разместить
Пополнил брокерский счёт на 200 000 в марте. Что купил? Часть 2

Март подходит к концу, как и бюджет, выделенный на инвестиции в этом месяце. Весна принесла потепление, но не оттепель. Ключевую ставку не снизили, рынок потихоньку спускается вниз, а я продолжаю инвестировать по своему плану. Кроме пополнения были купоны и вычет по ИИС, так что на покупки хватило.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в марте. Что купил? Часть 2
1919
33
Закон о запрете рекламы в Instagram: где продавать в 2025 году?

С 1 сентября 2025 года в России вступает в силу закон, запрещающий рекламу в Instagram. За нарушение — штрафы до 500 тыс. рублей. YouTube работает с перебоями, а просмотры в VK остаются нестабильными. В условиях изменений в цифровых платформах и новых законодательных ограничений бизнесу важно находить надёжные и эффективные способы взаимодействия с…

Закон о запрете рекламы в Instagram: где продавать в 2025 году?
55
44
11