Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

Сегодня много говорят о педагогическом дизайне. Его рассматривают как новый подход для создания обучающих курсов, противопоставляя традиционным приемам. Но так уж ли он нов, чем отличается от обычных методик преподавания и несет ли свою пользу в обучении? Давайте разбираться.

Педагогический дизайн: модное слово или реальная сущность?

Педагогический дизайн — относительно новое понятие в педагогике, по сравнению с другими классическими терминами. При этом его азы появились еще в 50-х годах прошлого века. Существует множество определений педдизайна, ниже приводим два из них, которые, на наш взгляд, лучше всего отражают его сущность.

Педагогический дизайн — системный подход в разработке учебных материалов, ориентированный на потребности обучаемых и используемый для достижения высокого качества обучения.

Специалисты Высшей Школы Экономики дают такое определение педдизайну — это система процедур по разработке способов доставки учебного содержания учащимся, создаваемая с целью развития у них требуемых компетенций.

Ключевое отличие педдизайна — это продуктовый подход. Его цель не просто организовать учебный процесс, но создать продукт, который позволит получить результат как можно быстрее. Удобнее всего сегодня реализовать это в интернете с помощью цифровых инструментов, например, при помощи электронных курсов.

Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

Привычные подходы создания цифровых курсов в онлайне не работают, а преподавание требует иных компетенций от специалистов. Это обусловлено спецификой интернет-обучения — здесь работают другие правила и механики, чем те, которыми методисты привыкли пользоваться в офлайне. Электронные курсы требуют другого взаимодействия с пользователями, но в то же время база классического подхода к разработке обучающих курсов остается прежней.

Поэтому в современной системе образования возникло понятие педагогического дизайна. По сути, педагогический дизайн — это методика электронного обучения. Педагогический дизайн подразумевает более глубокое погружение в образовательный контент и его переработку по своим принципам.

Термин «педагогический дизайн» заимствован из английского языка — instructional design, instructional systems design. Теоретические подходы, ставшие основой для педдизайна, появились в Америке еще в 50-х годах прошлого века. В основы педагогического дизайна заложены принципы американского психолога Роберта Ганье (Robert Mills Gagne), эксперта по теории обучения.

Среди специалистов нет единого мнения по поводу того, когда именно сформировался педдизайн как явление. Кто-то считает его началом появление первых персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) в США в 1993 году. Тогда стало возможным создавать обучающий контент с элементами интерактивности. Другие эксперты считают, что педдизайн оформился только в 20-е годы нынешнего века, с широким развитием цифровых образовательных платформ.

Так или иначе, сегодня педагогический дизайн стал уже привычной методикой преподавания, видоизмененной под задачи создания цифрового образовательного продукта.

Давайте пройдемся по главным принципам педдизайна и рассмотрим, чем он отличается от классических методик преподавания.

Принцип 1. Фокусироваться на потребностях обучаемых

Классические методики прописывают целевую аудиторию и результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения. Однако ориентируются они на образовательные стандарты, которые задают жесткую рамку требований, предъявляемых к итогам обучения. Фокус здесь на итоговом стандартизированном результате, который должен быть получен, но никак не на обучаемом и его потребностях.

Педагогический дизайн полностью меняет этот подход. Цифровой образовательный продукт позволяет выявить актуальные потребности обучаемого и создать кастомизированный курс. Например, с помощью метода «360 градусов» можно выявить сильные стороны и зоны роста сотрудников, после чего создать индивидуальные планы развития, руководствуясь которыми человек будет развивать свои слабые скиллы.

Мотивы к обучению сильно зависят от контекста: в разных ситуациях, на разных стадиях обучения для разных людей будут актуальны разные типы и способы обучения.

Джон Монро, профессор педагогической психологии. Подробнее про обучение взрослых

Как это выглядит на практике — кейс «СберЛогистика»

Например, в федеральной компании «СберЛогистика», которая объединяет 82 подразделения по всей России, необходимо было выстроить корпоративное обучение сотрудников с нуля, чтобы обеспечить высокие стандарты качества обслуживания. Одним из первых запустили курс для водителей-экспедиторов.

Ежемесячно компания нанимала по 300 новых водителей, а наставники не успевали качественно обучать новичков. Единые стандарты обучения не соблюдались: на местах каждый руководитель учил сотрудников по-своему. Поэтому решили разработать универсальный базовый курс для водителей-экспедиторов и их наставников.

В системе дистанционного обучения iSpring Learn создали индивидуальные траектории обучения для водителей-экспедиторов. Например, внедрили вводный курс для водителей-экспедиторов, который состоит из 16 микрокурсов: «Функция доставки», «Функция сбора», «Как загрузить посылку в постамат», «Как забрать посылку из постаматов», «Запрещенные вещества», «Кто оплатит фальшивку?», «Как действовать при ДТП?» и т. д.

Так выглядит последовательность из микрокурсов в пользовательском интерфейсе СДО
Так выглядит последовательность из микрокурсов в пользовательском интерфейсе СДО

Запустили мобильное обучение — водители проходят курсы с телефона даже без интернета. Также настроили аналитику — стало возможным контролировать уровень подготовки и прогресс обучения каждого сотрудника.

В курсе применили различные форматы, наиболее подходящие под цели обучения: скринкасты, диалоговые тренажеры и учебные видеоролики.

Окно диалогового тренажера для наставников курьеров
Окно диалогового тренажера для наставников курьеров

В результате внедрения такого персонализированного обучения число ошибок в операционных процессах сократилось на 20%. Руководство видит зоны роста каждого водителя и может обучать его точечно. Стало возможным автоматизировать развитие 300 водителей в месяц.

Анастасия Бойцова, начальник отдела обучения «Сберлогистика»

Для проведения оценки 360 сегодня есть множество цифровых инструментов. В этом обзоре мы собрали 6 таких наиболее удобных, на наш взгляд, сервисов.

Принцип 2. Уделять внимание визуалу

Одна из целей педагогического дизайна — это создание удобного и интересного для пользователя цифрового продукта. Поэтому важное значение приобретает визуальная составляющая. От продуманного визуального дизайна учебных материалов зависит успешность онлайн-обучения.

Оформление онлайн-курсов — это отдельный этап их разработки, который требует грамотного подхода. Важно создавать гармоничную композицию, соблюдать правила третей, использовать не больше 3 шрифтов и т. д.

Придерживайтесь правила 60–30–10 — вместо того, чтобы смешивать цвета в одинаковой пропорции, разделите их на части: 10%, 30%, 60%. Смотрите ещё 17 примеров визуального улучшения электронного курса <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ispring.ru%2Felearning-insights%2Fsovetyi-po-vizualnomu-dizaynu-kursa&postId=761634" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">в этой статье</a>.
Придерживайтесь правила 60–30–10 — вместо того, чтобы смешивать цвета в одинаковой пропорции, разделите их на части: 10%, 30%, 60%. Смотрите ещё 17 примеров визуального улучшения электронного курса в этой статье.

Как это выглядит на практике — кейс «Вкусвилл»

У специалистов по обучению «Вкусвилл», после того как они запустили онлайн-обучение, стало необходимым сделать обучающие материалы вовлекающими и при этом очень простыми для восприятия. Большинство сотрудников магазинов — женщины 40+, большинство из которых не привыкло к онлайн-обучению, приложениям и мессенджерам.

Поэтому для создания образовательного контента были выбраны форматы с яркой визуальной составляющей и простой навигацией. Например, запустили серию микрокурсов, которые обучают сотрудников полезным навыкам.

Яркий дизайн обложки курса привлекает внимание и повышает вовлеченность сотрудников в обучение
Яркий дизайн обложки курса привлекает внимание и повышает вовлеченность сотрудников в обучение

Видеоуроки «Зеркало» демонстрировали сценки из жизни сотрудников. Так продавцы могли посмотреть на себя со стороны, узнать свои недостатки в общении с клиентами и исправить их.

Стандартные тесты, которые у неподготовленных людей могут вызвать стресс, заменили на игры-тренажёры.

Так в интерфейсе игры выглядят вопросы теста
Так в интерфейсе игры выглядят вопросы теста

Самым популярным у сотрудников стал обучающий курс-сериал. Его персонажи путешествуют по островам, на которых их подстерегают разные неожиданные приключения, в ходе которых необходимо решать различные производственные ситуации и кейсы.

Карта местности, по которой игроки перемещаются при прохождении курса-сериала
Карта местности, по которой игроки перемещаются при прохождении курса-сериала

В результате внедрения этих форматов учеба перестала быть стрессом и стала приносить реальную практическую пользу. А использование конструктора iSpring позволяет создавать обучающие материалы, приуроченные к определенному событию или времени года. Показатели обслуживания клиентов в сети магазинов заметно улучшились.

Материалы по теме:

Принцип 3. Интегрировать мультимедиа

Без интерактивности электронные курсы теряют весь свой смысл. Само понятие онлайн-обучения предполагает, что постоянно собирается обратная связь от обучаемого. Тестирование после прохождения блоков программы, диалоговые тренажеры и проверка заданий в режиме реального времени — эти и другие интерактивные компоненты разрабатываются в процессе педагогического дизайна обучающих материалов.

Цифровая среда открывает широкие возможности применения в обучении различных мультимедийных форматов: презентаций, подкастов, видеоуроков, VR и метавселенных. Педагогические дизайнеры должны уметь работать с мультимедиа-инструментарием и понимать, как органично интегрировать его в образовательный контент.

Как это выглядит на практике — кейс S8 Capital

Компания S8 Capital — многопрофильный российский холдинг, в котором работают 7000 человек по всей стране, организовала корпоративное обучение новых сотрудников с помощью интерактивного кино и геймификации. С помощью дистанционного обучения и новейших методик S8 Capital быстро адаптирует новичков, следит за их развитием и делает обучение по-настоящему интересным для них. Для разработки и создания обучающих курсов эксперты компании используют платформу iSpring.

Адаптирующее обучение учеников длится 3 месяца и делится на несколько этапов. Каждый новый сотрудник автоматически попадает в базу обучения и в первый рабочий день получает ссылку на платформу и каталог курсов. Он может сразу начать учиться. Это помогает быстро познакомиться с компанией и её продуктами и чувствовать себя увереннее на новом месте.

Приветственный слайд адаптирующего курса
Приветственный слайд адаптирующего курса

В зависимости от подразделения, в котором будет работать сотрудник, платформа автоматически подбирает необходимую траекторию обучения, при этом базовый автоматический набор курсов всегда можно дополнить по индивидуальным потребностям.

Для повышения результативности и вовлеченности в S8 геймифицировали обучение. За успешно освоенные материалы сотрудники получают баллы, которые можно было тратить на покупку товаров в специальном магазине.

Помимо геймификации в обучении компания активно применяет интерактивные фильмы, в которых развитие сюжета зависит от зрителя. Обучаемый просматривает видео, в которых показаны разные ситуации и возможные варианты их разрешения. Далее он должен выбрать правильный вариант. Чтобы пройти курс, нужно подумать и найти правильные ответы для каждой ситуации.

Пример интерактивного кино, которое можно создать в iSpring Suite
Пример интерактивного кино, которое можно создать в iSpring Suite

Внедрение мультимедиа в образовательный контент помогло компании повысить вовлеченность сотрудников в обучение и вызвало у них положительный отклик.

<p>Совет: если цель курса – ознакомить с регламентом, ввести в должность, замотивировать на работу, тренажер может быть лишним. Достаточно добавить в курс персонажа с репликами-подсказками или вопросами. Подробнее <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ispring.ru%2Felearning-insights%2Fdialogovyiy-trenazher-v-online-kurse&postId=761634" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">читайте в статье</a>.</p>

Совет: если цель курса – ознакомить с регламентом, ввести в должность, замотивировать на работу, тренажер может быть лишним. Достаточно добавить в курс персонажа с репликами-подсказками или вопросами. Подробнее читайте в статье.

Полезные гайды по использованию интерактивных инструментов при создании электронных курсов:

Принцип 4. Использовать цифровые инструменты

Педагогический дизайн также предусматривает работу авторов курсов с широким набором различных цифровых инструментов. Это могут быть:

  • сервисы аналитики, которые позволяют собирать и обрабатывать данные о прогрессе обучения,
  • решения для оценки компетенций обучаемых (ассесмент-платформы),
  • CRM,
  • софт для автоматизации различных этапов образовательного процесса и многое другое.

Большинство компаний сталкивается с необходимостью оценивания персонала. Метод «360 градусов» — это способ оценки персонала. Он помогает определить, насколько сотрудник соответствует занимаемой должности через опрос руководителей и коллег.

Как это выглядит на практике — кейс «Эконика»

Компания «Эконика» в 2022 году решила повысить уровень профессионализма управляющих, прорабатывая выявленные зоны роста. С помощью решения iSpring они прошли оценку 360. Ассесмент длился 4 месяца и закончился самооценкой сотрудника и обратной связью от его руководителя и HRBP.

Управляющие выявили свои зоны роста и определили софт скиллз, которые им необходимо подтянуть. Эксперты по обучению составили индивидуальные планы развития (ИПР), по которым на протяжении 9 месяцев коллеги прокачивали свои мягкие навыки на платформе iSpring по схеме 70-20-10. Причем для этого был использован блок заданий, который входил в сервис.

Компания предоставила на платформе iSpring доступ к обучающим курсам, для чего оплатила доступ на полгода к специальной библиотеке. Всего за 9 месяцев каждый управляющий развил одну-две компетенции. В результате такого обучения сотрудники начали читать профессиональную литературу и изучать обучающие видеоматериалы.

Одной из самых популярных моделей оценки эффективности обучения также является модель Киркпатрика. Она делится на четыре уровня.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ispring.ru%2Felearning-insights%2Fkak-izmerit-effektivnost-obucheniya&postId=761634" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Совет</a>: оценивать эффективность обучения важно — только так вы можете подтвердить, что оно приносит пользу компаний. Тщательный анализ поможет вам выявить недочеты, исправить их и повысить КПД обучения как для сотрудников, так и для компании в целом. 
Совет: оценивать эффективность обучения важно — только так вы можете подтвердить, что оно приносит пользу компаний. Тщательный анализ поможет вам выявить недочеты, исправить их и повысить КПД обучения как для сотрудников, так и для компании в целом. 

Читайте также по теме:

Принцип 5. Продумывать юзабилити и UX

Отдельное внимание в педагогическом дизайне уделяется удобству использования образовательного продукта. Электронный курс — это не просто текст с картинками. Хороший визуал — это еще не все, необходимо, чтобы обучение было логичным, понятным и удобным для пользователя. Проверьте, чтобы:

  • обучаемым было понятно, как перемещаться между блоками и элементами курса,
  • элементы навигации не отвлекали внимания от основного контента,
  • в дизайне присутствовали хелперы, которые бы поясняли, что нужно сделать.

Упростить работу с UX могут шаблоны дизайна, которые образовательные платформы включают в свои библиотеки контента.

Конструктор курсов iSpring Learn позволяет создавать интерактивные статьи с картинками, инфографикой, видео, сносками и цитатами. Из обычного текста с помощью этого инструмента можно сделать полноценный мини-курс с продуманной навигацией и последовательностью обучающих блоков.

С помощью шаблонов тестов можно собрать тесты для обучающихся.

Контент адаптивен и подстраивается под любой размер экрана, что ценно с точки зрения юзабилити: сотрудники прочитают статью с компьютера, планшета или смартфона.

Не забывайте делить контент на главы, так вы сделаете курс максимально комфортным и понятным для обучающихся.

Принцип 6. Анализировать ключевые метрики

Педагогический дизайн предусматривает постоянное отслеживание метрик онлайн-обучения. Это необходимо, чтобы учебный курс выполнял свои бизнес-цели и действительно помогал обучающимся. Метрики наглядно покажут, когда пользователи массово уходят с платформы, на что тратится больше всего времени при изучении и какие задания слишком сложны.

Система дистанционного обучения в этом случае упрощает работу и берет на себя рутину: автоматизирует сбор и анализ статистики обучения.

Подробный гайд о том, как с помощью аналитики выявить недочеты, исправить их и повысить КПД обучения.

Как это выглядит на практике — кейс «СГТ»

«Современные горные технологии» — промышленная компания, которая поставляет полезные ископаемые российским предприятиям. Для организации очень важна техника безопасности (ТБ), чтобы на объектах не возникали чрезвычайные ситуации.

Ошибки сотрудников в этой отрасли дорого обходятся: стоимость техники начинается от миллиона долларов. Если неопытный водитель попадёт в аварию, компании придётся оплачивать ремонт, компенсировать простой команды на объекте и срыв рабочего плана. Поэтому при обучении новых сотрудников основам ТБ важно точно понимать, насколько хорошо усвоен материал и где возникли пробелы.

После того как ученики проходят завершающий тест в iSpring Learn, сервис формирует сводные таблицы с результатами тестирования, где указывает сколько человек прошли обучение, какие результате на входе и выходе.

Динамику обучения можно наблюдать в интерфейсе iSpring Learn
Динамику обучения можно наблюдать в интерфейсе iSpring Learn

В результате внедрения дистанционного тренинга компании удалось на треть сократить количество ошибок при работе с техникой и вдвое уменьшить текучку на испытательном сроке.

Принцип 7. Обеспечивать гибкость обучения

В отличие от обычных методик преподавания педдизайн предусматривает самостоятельность каждого блока курса, который не требуется изучать строго последовательно. В классическом варианте обучения студенты могут двигаться, усваивая темы в очередности, зафиксированной в методических рекомендациях.

Педагогический дизайн позволяет пользователям выстраивать свои нелинейные траектории обучения и осваивать в первую очередь те знания и материалы, которые помогают развивать актуальные для него компетенции.

У образовательных сервисов, как правило, предусмотрена возможность реализации такого подхода. Например, в iSpring Learn можно создавать траектории обучения в зависимости от актуальных на данный момент бизнес-задач компании.

Совет: есть задача – спланировать обучение новых сотрудников на 3 месяца. Вы создаете курсы по темам и собираете их в одну траекторию обучения. Подробнее <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ispring.ru%2Felearning-insights%2Ftrayektorii-obucheniya-v-ispring-learn&postId=761634" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">читайте в статье</a>.
Совет: есть задача – спланировать обучение новых сотрудников на 3 месяца. Вы создаете курсы по темам и собираете их в одну траекторию обучения. Подробнее читайте в статье.

Как это выглядит на практике — кейс «Балтика»

Пивоваренный холдинг «Балтика», в котором работает более 9000 сотрудников, постоянно проводит онбординг огромного количества новых специалистов. У некоторых специалистов, например торговых представителей, постоянно меняются бонусные задачи — в зависимости от того, на какой сорт пива будет делаться акцент в данном периоде. Компания внедрила дистанционное обучение на платформе iSpring, которая позволяет одновременно обучать больше количество сотрудников по единым стандартам, подстраиваясь при этом к потребности конкретного специалиста в зависимости от бизнес-целей подразделения.

Для каждого нового сотрудника разработана своя траектория развития, в которой прописано, какие курсы и в какой момент времени должен пройти новичок. При этом курсы в разных регионах отличаются. В каждом регионе свои конкуренты и особенности, разные объемы бизнеса.

Резюме

Все отличия педагогического дизайна, о которых мы рассказали, учитывают современные LMS — системы управления обучением. Это комплексный продукт, специально созданный с учетом всех потребностей онлайн-обучения. Чем могут помочь педагогическому дизайнеру такие системы, читайте в нашем блоге.

1616
5 комментариев

кейс эконики примечательный, круто, что ознакомили

1
Ответить

спасибо. полезная статья, в закладки

Ответить

В закладки которые никогда не открываются)

Ответить

тоже необходимая ветвь в дизайне ,спасибо за качественно собранный материал

Ответить

Спасибо, очень полезно! С удовольствием прочитала.

Ответить