Сделай мне Единорога

Реальная история о том, как жена олигарха запускала стартап и чем всё закончилось.

Сделай мне Единорога

Многие мечтают запустить успешный цифровой бизнес, но не желают заморачиваться с разработкой. Тогда обращаются к конторам, которые обещают создать единорога за значительный гонорар.

Если могут, то почему сами не стали?

CTZN, это маркетинговое подразделение Москва-Сити, которое в 2016 выделили в отдельную структуру (закрылось). Обслуживают внутренние проекты, но иногда друзья подкидывают халтурку, в частности, ребрендинг для “Связной” (разорился).

Поступил первый запрос на цифровой сервис. Уважаемый гражданин заказал разработку приложения, которое в короткие сроки обязано совершить мировую революцию в фитнес.

Подрядчик нанимает подрядчика

Офис CTZN расположен в башне Империя и напоминает отдел продаж: за столами клерки в галстуках, а по коридорам носятся девушки с договорами. Никаких признаков цифровой компании. У агентства нет разработчиков или продакт-менеджеров - всё на аутсорс.

Исполнителем данного проекта должен был выступить Redmadrobot, но они облажались в прошлый раз, поэтому решено собрать собственную команду. Запуск “с нуля”.

В ТГ-канале запостили вакансию CPO:

Сделай мне Единорога

На собеседовании попросили ответить на несколько вопросов:

  1. Вы делаете коммерческое приложение, посвященное здоровому образу жизни. Какую потребность оно будет решать и как? Кто будет вашей целевой аудиторией?
  2. Из каких основных функций/элементов будет состоять это приложение?
  3. Кто будет основными конкурентами?
  4. Вам надо собрать MVP этого приложения. Какую гипотезу вы выберете для проверки в рамках MVP? Как будете проверять? Какие метрики используете?
  5. В соответствие с какой логикой будете выкатывать последующие релизы?
  6. Опишите, кто на ваш взгляд нужен в команду проекта на первом году жизни после запуска? Где будете искать людей?
  7. Каким может быть план по продвижению продукта? Как померить эффективность продвижения? Что будете делать, если показатели не соответствуют запланированным?

Вопросы классные! Только, ответы на них, это и есть та работа, на которую и нанимаю CPO. Таня Волттсингер, CEO агентства (выгнали) поведала, что ни концепта продукта, ни стратегии развития еще нет, но зато уже есть бизнес-план, где по месяцам расписано сколько должны зарабатывать.

Продакта так и не нашли, всю разработку заказали на стороне.

Важно не запустить, а развивать

Спустя 1.5 года запустили Welps. В честь этого события закатили ЗОЖ вечеринку с Ксенией Собчак и группой Мумий Тролль.

Сделай мне Единорога

Заказчиком оказалась жена олигарха Ивана Стрешинского. Давыдова Наташа (Тетя Мотя) - инфлюенсер с 740K подписчиками в instagram. P.s. Для сравнения у фитнес-блогерши Лерчик 10м подписчиков.

У Тети Моти понимание сервиса следующее: “Пусть будет одно приложение, через которое можно следить за своим здоровьем, заказать еду, план питания или индивидуальные тренировки”. Она упорна: “Сейчас все ресурсы максимально направлены для развития Welps. Мы как можно больше записываем спецкурсов: появилась йога, медитация, дыхательные практики, растяжка, балет, тейпирование лба, фейс-фитнес, разработали специальное карантинное меню…”.

Статья: Как выбрать миссию и стратегию компании

В проект вкладывают: Реклама, маркетинг, SMM, регулярный качественный контент и даже брендированные коврики для йоги. Амбиции, деньги и трафик из социальных сетей - весомая фора на старте. Welps - удачное название, растущий рынок и понятный концепт, но этого не достаточно, чтобы занять лидерство.

Продажи на <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmoscow.megafon.ru%2Fservices%2Fuseful%2Fwelps%2F&postId=2191852" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайте </a>Мегафон
Продажи на сайте Мегафон

Welps это аналог приложений американских тренеров Jillia Michaels и Chris Hemsworth. Но в России тема не прижилось, поэтому решили копировать марафоны желаний от Лерчик.

Рынок решили доить сразу, и изначально приложение было платным, но поскольку никто подписку не покупал кроме подружек, то перешли на freemium.

В интервью Тетя Мотя утверждает, о “гигантской команде IT-иков”, но поскольку нет, то нет и продуктовой стратегии. Через какое-то время агентство CTZN закрылось, развивать проект стало просто некому.

Хобби миллиардерши, так и не переросло в глобальный бизнес. Приложение закрылось в 2024.

В 2025 Тетя Мотя перезапустила Welps уже в виде бота @welps_help_bot. " Я вместе с командой профессионалов разработала умный телеграм-бот Welps. Бот анализирует тарелку по фото, считает КБЖУ, подбирает меню.".

Сделай мне Единорога

Снова без Chief Product Officer.

Хотелка, это еще не бизнес

Любой цифровой сервис мгновенно устаревает, клиенты разбегаются, конкуренты напирают: Lercheck (Лерчик), MyFitnessPal (2005, $18M), Sworkit (2010, $2.4M), Alomoves (2018), 8Fit ( 2014, $9.8M), Glo, Gymmy, FitQuest, BetterMe, wowfit, Keep, Pear, Trainet World, жена миллиардера Наталья Водянова инвестировала в Zenia.

Рынок пытаются занять спорт-клубы, производители спортивной одежды, оборудования и трекеров: World Class выпустил фитнес-приложение, Спортмастер продвигает тренировки, Nike делает ставку на собственное фитнес-приложение, Apple рекламирует Fitness+, Билайн запустил помощника ЗОЖ и даже производитель штанов Fabletics анонсировал свой фитнес-апп.

Выходов не так много: Fitbit продали Google за $2.1 млрд, Lululemon купил Mirror за $500m, Актёр Крис Хемсворт продал свой Centr за $200m, Peloton привлек $1.9 млрд и в 2019 вышел на IPO.

Кто-то не выдерживает и закрывается: Yougifted, Motify и др.

Объем мирового рынка fitness app в 2022 составил $1.3 млрд и по прогнозам вырастет до $3.4 млрд в 2030 с CAGR 17.6%. При этом, нельзя сказать, что обозначился четкий вектор развития или определился лидер: стандартный набор функций, убыточная бизнес-модель и пассивный пользователь. Успех в основном строится за счет монетизации личного бренда фитнес-тренера.

Никто не сделает бизнес за вас

Скорость развития - ключевая метрика. Чтобы бизнес быстро развивался, должна быть масштабируемая структура, целеполагание и отлаженный процесс непрерывной продуктовой разработки, т.е. необходима амбициозная продуктовая стратегия.

Дизайн студии, цифровой маркетинг и web-мастера переквалифицировались в создателей единорогов: Heads&Hands, redmadrobot и др. Единственное на что они способны, это погуглить лучшие практики, накреативить “инновации”, нарисовать красивый интерфейс и сшить приложение из готовых модулей, которые, скорее всего, после перепродадут конкурентам. Подрядчик копирует, а не создает.

Рассказ знакомого: Работал в заказной разработке и подрабатывал на фрилансе. Через фриланс обратился мужик, хотел сделать сервис. Когда услышал цену ₽300к зажмотил. Через какое-то время поступает заказ от того же мужика уже через агенсттво, которое продало ему разработку такого же сайта за $1.5м, а делал тот же программист.

ВкусВилл, Детский Мир, Лента, Петрович, Эконика, Sokolov, Все Инструменты, iGooods, Читай Город, Спортмастер, Ситилинк, Hoff и многие др. не обладают цифровой экспертизой и собственными продуктовыми командами, поэтому разработку заказывают на стороне. Как результат, у всех компаний одинаковые приложения, бесконечные глюки, минимальный функционал и медленное развитие, из-за чего бизнес упускает рыночные возможности. Подрядчик Дикси (продан) вообще забыл выпустить пластиковые карточки лояльности.

Привлечение подрядчика, вполне рабочая практика, но подключать его следует только в двух случаях: Когда требуется выполнить разовую, измеримую задачу или приспичило кого-то быстро скопировать. Подрядчик отвечает за выполнение задачи, а не за успех бизнеса. Соответственно, кто-то умный им должен поставить задачу и проконтролировать исполнение. Поэтому планирование, стратегия и продуктовая разработка всегда должны оставаться внутри компании.

Chief Product Officer (CPO) - топ-менеджер в цифровом бизнесе, который определяет стратегию развития, проектирует структуру и управляет процессами продуктовой разработки. Он ставит задачи, а подрядчик исполняет.

Специализируюсь на цифровой трансформации и продуктовой разработке. Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой ТГ канал Ivano Business и блог на VC.

5
4 комментария