Нашкодим по-крупному
Ситуация с iOS-разработчиками на рынке труда была сложная, теперь стала еще сложнее. Рассказываем о своем опыте запуска стажировки, возможно, это поможет кому-то запустить свою собственную. Сейчас для этого самое подходящее время.
Почувствовали необходимость
Мы запустили внутренний курс для джуниор-разработчиков под очень кодовым названием НАШКОДИМ. План следующий: отбираем лучших джуниор-кандидатов без коммерческого опыта, обучаем их в течение трех месяцев, получаем дужнов, готовых к коммерческим проектам.
Исходные условия: выстроенная и отработанная менторская программа, самовыдвиженец на пост куратора Юра Возлеев и скоуп боевых задач для практики новоиспеченных стажеров.
Спойлер: план сработал. Как – рассказываем.
Запустили набор
Мы составили основной скиллсет, без которого не получилось бы сделать тестовое задание. А также сформировали список «бонусных» навыков. Но даже если у кандидата изначально их не было – по нашему плану они должны были появиться после стажировки.
Так выглядели наши ожидания и пожелания:
Обязательным пунктом также стало мотивационное письмо. Если его не было, человек отсеивался. Если было – принимали решение по совокупности резюме и результатов тестового.
Мы опубликовали вакансию на HH.ru, сделали небольшую рекламу в Instagram со ссылкой на нее и рассказали о проекте в нашей группе ВКонтакте. В итоге получили 70 откликов из 3 стран – России, Казахстана и Беларуси.
Выдали тестовое задание
Ребятам нужно было сделать приложение – галерею фотографий из сообщества MobileUp с авторизацией через ВКонтакте и возможностью просмотреть отдельное фото и сохранить его. Для особо старательных придумали несколько дополнительных заданий, которые могли покрыть некоторые минусы в приложении. Например, можно было добавить опцию «Поделиться фото» или горизонтальную ленту с остальными изображениями под одним открытым.
Кандидаты могли использовать любые библиотеки и собственные наработки. Но это должно было быть оправдано. На выполнение задания мы дали неделю – при условии, что ментору Юре понадобилось около 6 часов. В результате ребятам хватало трех дней.
Мы выделили несколько пунктов, по которым оценивали работы, выстроили градацию и установили проходной балл для следующего этапа. Вот что учитывалось:
- Соответствие ТЗ
- Соответствие макетам
- Работа с репозиторием
- Структура проекта и чистота кода
- Подбор сторонних инструментов и библиотек
- Выбор архитектуры проекта
- Навык работы с Interface Builder
- Стабильность проекта и наличие Warning’ов
Из 70 откликнувшихся тестовое задание выполнили 58. Все они получили подробный фидбэк с плюсами и минусами, оценками по каждому пункту и объяснениями как лучше сделать в случаях недочетов. В среднем проверка одного задания занимала 10-15 минут.
Провели собеседования
Зачастую кандидат знает ответ, но из-за волнения не может его правильно сформулировать. К тому же, по алгоритму собеседования в каждой теме задается несколько вопросов с углублением в каждую подтему, пока кандидат не перестанет на них отвечать. Но не все понимают эту схему и начинают еще сильнее волноваться после нескольких провальных вопросов.
Чтобы кандидатам было комфортнее, мы начинали все встречи с секции soft skills, где любой ответ правильный. Так ребятам было проще разговориться и плавно перейти к технической части. Кроме того, софт скиллы – важный фактор отсеивания людей, которые не хотят учиться, а просто хотят в IT. С такими сложно работать, а нам еще надо было их обучать.
До этапа собеседований добрались 32 кандидата. На каждое интервью ушло примерно 1,5 часа. Как итог – мы сделали 5 предложений о стажировке и еще троих добавили в кадровый резерв.
Обучили необходимому
Программа обучения состояла из 15 лекций, которые мы разбили на три части – по пять в месяц:
На стажировку уходило от 20 часов в неделю: две лекции по 1,5 часа, остальное время – практика. Причем лекции мы ставили на первую половину месяца, чтобы потом ребята отрабатывали полученные знания и выполняли интересные задачи.
На «растерзание» они получили два игровых приложения. Мы скопировали репозитории в их песочницу, а потом намеренно пакостничали – делали конфликты, заводили баги, оставляли ошибки и недосказанности, которые можно понять двояко. А еще мы не подключали ребятам CI – они все осваивали вручную. Но у них были аккаунты разработчиков, к которым привязывались их телефоны, так что они могли все собирать и тестировать прямо у себя.
В конце каждого месяца мы проводили ассессмент – он занимал в сумме 6-8 часов. Стажер получал 10 вопросов по пяти пройденным темам: были задачки и на алгоритмы, и на архитектуру, и на поиск багов. В свою очередь, эйчары вновь проходились по софт скиллам. За все это мы ставили баллы.
Система оценок сформировалась следующая: 60-74 балла – «3», 75-89 – «4», 90 и более – «5». От результатов зависел не только размер стипендии, но и дальнейшее обучение. Если стажер набирал меньше 60 баллов, его ждало отчисление.
Пришли к успеху
По итогам стажировки мы получили 4 успешных кейса: три выпускника остались у нас в штате и из интернов превратились в джуниор+. Один получил оффер в американском стартапе, что тоже можно считать успехом.
Мы обсудили с ребятами их интересы, ожидания и планы развития. Кто-то захотел работать над долгоиграющим проектом, кто-то – раз в полгода завершать и приступать к новому, чтобы почаще менять контекст. Исходя из этого мы выбрали для них проекты и передали наших теперь уже готовых разработчиков проджект-менеджерам. И провели ребятам выпускной, конечно.
Сделали выводы
Не бойтесь обучать
Некоторые компании сразу кидают стажеров на проект. Но человеку, особенно вчерашнему или сегодняшнему студенту, очень трудно резко влиться в работу такого уровня. Да, можно закрепить новичков за ментором, к которому можно подойти с вопросами. Но эффективнее и интереснее своими руками вырастить разработчика и дать ему нужную именно вам базу.
Рассказывайте про смежные области
Мы обучали стажеров немножко тестированию, немножко аналитике, немножко дизайну, немножко проджект-менеджменту. Это нужно для понимания того, как в целом устроены процессы в компании.
Будьте аккуратны
У нас был стажер, который мощно проявил себя на интервью и в первый месяц. Однако потом он ушел со стажировки раньше срока, получил работу в другой компании. Так тоже бывает, ничего страшного в этом нет. Нужно быть готовыми к тому, что стажеры выбирают вас, как и вы их. Кто-то может не дойти до конца, это нормально.
Повторим
В марте мы собираемся повторить успех. Если хотите попробовать – пишите на [email protected].
Редактор: Елена Майорова
Иллюстрации: Александр Юдин
Можно эту вступительную мысль как-то раскрыть? Сложная для кого: работодателя или работника?
Рекрутеры сталкиваются с большими сложностями найма. Дефицит квалифицированны людей ощущается особенно остро в последние пару лет, всем нужны разработчики.
Студии хорошо умеют растить людей – мы думаем, что стажировки – хорошая возможность для того, чтобы быстро вырастить квалифицированных сотрудников внутри.
А как на ваш взгляд будет складываться ситуация с мобильной iOS разработкой в России в нынешних реалиях (ограничение ввоза продукции Apple)? Будет ли падать спрос на разработчиков? Junior'ам станет сложнее найти работу?
Интересно узнать ваше мнение. Спасибо!