Ed3 не за горами: как децентрализация интернета повлияет на образование

Разберем, как будет выглядеть Ed3 и какие есть предпосылки к его распространению.

Ed3 не за горами: как децентрализация интернета повлияет на образование
Наталья Полякова
Product manager в Т1 Цифровой Академии

Все чаще эксперты говорят о переходе к новому поколению интернета — Web3, в основе которого лежат блокчейн, криптография и принципы децентрализации и приватности.

На деле Web3 — это не просто новая технология, а целый экосистемный подход, который поменяет множество сфер нашей жизни: финансы, развлечения, коммуникацию и, конечно, образование. С появлением интернета наступила новая стадия его развития, и сейчас оно продолжает меняться, опираясь на новые технологии.

Эволюция образования: от вертикального к горизонтальному

Образование в глобальном смысле можно разделить на три стадии по аналогии с Web1, Web2 и Web3.

Web1 как эра развития интернета подразумевал один путь взаимодействия человека с контентом: потребление. Пользователи могли только читать и просматривать то, что в сети размещали владельцы сайтов, которых было явное меньшинство.

Web2 уже приблизился к привычному нам формату социальной сети: главная характеристика этой стадии — это генерируемый пользователями контент и возможность взаимодействия в сети. При этом действительными обладателями информации являются большие корпорации — такие как Google.

Web3 уходит от такой централизации данных: он предполагает, что с помощью технологии блокчейна все данные распределены и хранятся на всех узлах сети так, что никто не может монополизировать информацию и доступ к ней.

Схематично развитие интернета и развитие образования можно отразить так.
Схематично развитие интернета и развитие образования можно отразить так.

И если переносить фреймворк в область образования, то Ed1 — это «классический» подход к обучению, когда знания переходят от преподавателя к студентам. Три его основных постулата: слушать учителя, отвечать на вопросы, получать оценки. Ученики здесь рассматриваются как «стандартизированные единицы», к которым применим единый универсальный метод передачи знаний. В этой модели считается, что информация существует независимо от субъекта, ее носителя. Еще одна характеристика — обучение привязано к конкретному физическому месту (зданию школы, университета).

Ed2 появилось на основе конструктивистского подхода. Как и в Web2, его база — это интерактивное взаимодействие между контентом и пользователем, а также напрямую между пользователями. Достижения Web2 — социальные сети, распространение мобильного интернета, веб-приложения — используются для улучшения традиционных методов обучения. Также эту модель отличает то, что на первый план выходит не передача установленного набора знаний, а их конструирование: студенты получают информацию в процессе совместной практической деятельности, они решают задачи — реальные или приближенные к реальным. Связь обучения с физической локацией частично утрачивается.

На данный момент эти две модели существуют совместно: они распространены неоднородно, с сильным разбросом в зависимости от уровня развития интернета в каждой отдельной стране.

Ed3, в свою очередь, находится на самых начальных стадиях развитиях — его принципы еще только формируются и находят пока точечное применение.

С технологической точки зрения модель, как ее предшественница, тоже тесно связана с интернет-нововведениями, характерными, соответственно, уже для Web3. Это блокчейн, ИИ и машинное обучение, а также широкая децентрализация, которая подразумевает, что информация хранится не на больших серверах, которыми владеют глобальные компании, а на узлах, которыми являются любые компьютеры с установленным и запущенным программным обеспечением.

Предпосылки и потребности: как развитие общества толкает нас к Ed3

В социологии существует понятие «переломного момента», когда группа — или многие члены группы — быстро и кардинально меняют свое поведение. Оно применяется и для характеристики распространения инноваций: сначала новшество принимает мало людей, но постепенно копится «критическая масса» факторов, влияющих на массовость нового явления — и наступает переломный момент.

В контексте Ed3 такой момент, конечно, еще не произошел. Но уже можно выделить предпосылки в нему. Это и социальные, и технологические, и экономические изменения, которые произошли за последние 20 лет:

  • Интернет стал полноценной экономической сферой купли-продажи товаров и услуг, в том числе образовательных.
  • Возник широкий запрос на трансформацию механизмов авторского права, в том числе на регулирование вопросов права на контент, созданный ИИ.
  • Получили распространение инструменты и платформы, которые позволяют пользователям быть не только получателями и ретрансляторами информации, но и ее соавторами, владельцами.
  • Благодаря фрилансу и распространению модели life-long learning изменились классические карьерные траектории. Работать всю жизнь по одной профессии в одной компании — теперь это не естественная вещь, а выбор, который имеет альтернативы.
  • Благодаря фрилансу и распространению модели life-long learning изменились классические карьерные траектории. Работать всю жизнь по одной профессии в одной компании — теперь это не естественная вещь, а выбор, который имеет альтернативы.
  • Снизилась ценность обладания информацией — теперь более важным является навык ее поиска и анализа.

И это только часть перемен, которые сформировали запрос на глобально новый подход к образованию. В XXI веке произошел большой скачок в развитии технологий, в глобализации мира, а как следствие, людям приходится все больше адаптироваться с каждым годом, проявлять гибкость к ситуациям, которые происходят ежедневно. Это требует принятия на себя все большей ответственности.

Цифровая картина будущего: что изменит Ed3

Ed3 — это образовательная парадигма, задачи которой включают в себя улучшение доступности образования, повышение прозрачности и безопасности данных, а также создание новых моделей обучения и оценки знаний.

Блокчейн в образовании помогает отойти от традиционных методов сертификации и аккредитации. Токены, подтверждающие квалификацию, прохождение обучения или получение степени нельзя будет отозвать или аннулировать, и тем самым учащиеся получают возможность по-настоящему присвоить полученные знания и навыки.

Распределенные открытые образовательные системы в противовес сегодняшним — закрытым и изолированным от внешнего мира — позволят студентам, преподавателям и экспертам взаимодействовать без фиксированных ролей, делясь знаниями и обучая друг друга.

Если говорить о теоретическом фундаменте, Ed3 предполагает, что умение найти нужные данные становится важнее, чем обладание знаниями. Этот тезис основан на хьютагогике — науке о самообучении — и коннективизме, который признает информационные технологии важной частью образования. Технологический базис это подкрепляет: в децентрализованных системах нет «крупных монополистов», которые могут диктовать правила доступа к информации.

При этом, конечно, меняются и сами подходы к обучению: оно становится персонализированным и «самоопределяющимся». То есть сами учащиеся играют ключевую роль в создании единиц знания, свободно взаимодействуют и обмениваются информацией, учитель же в первую очередь «учит учиться».

Вместе с усилением ответственности студентов за свое образование ослабевают жесткие институциональные связи: происходит переход от цельных масштабных программ, которые закреплены за университетами, к точечным инструментам, открытым ресурсам и гибким мероприятиям, из которых каждый может собрать собственный образовательный трек.

Таким образом, в Ed3 студенты сами определяют, что будут изучать, самостоятельно ставят цели, выбирают предпочтительные форматы и инструменты, объединяются в сообщества и запрашивают обратную связь от педагогов и товарищей. Процесс становится не просто человекоцентричным, он фокусируются именно на интересах учащихся (а не на стандартах, результатах и программах).

Сегодня — утопия, завтра — реальность

Как и Web3, Ed3 — это скорее тренд ближайшего десятилетия, а не уже существующая реальность. Пока еще нет ответов на вопрос, кто будет главным драйвером перехода, когда наступит переломный момент и насколько неравномерно будет развиваться эта модель.

Однако социальные перемены, которые уже произошли, и новые запросы общества, которые продолжают формироваться, уже сейчас требуют новых подходов к образованию — ко всем ступеням от начальных к высшим, в рамках которых учатся взрослые, причем учатся на протяжении всей жизни. Принципы Ed3 отвечают этим требованиям, а потому это модель — не умозрительный концепт, а то, что действительно готово претвориться в жизнь в ближайшие годы.

5
2 комментария

Не получиться Web3 без квантового интернета , ну никак - Власти будут совершать рейды , прямо к вам домой , с целью изъять оборудование. Причём в любой стране , что в "свободных" от США до Южной Кореи , что в ни очень. "Децентрализация" интернета подразумевает кражу власти у власти , что не допустимо для власти , поэтому с этим будут бороться.

Ответить

впервые слышу о таком варианте использования интернета, пока эта новость не популяризируется , но все же интересно, как будет протекать процесс в будущем

Ответить