Ed3 не за горами: как децентрализация интернета повлияет на образование
Разберем, как будет выглядеть Ed3 и какие есть предпосылки к его распространению.
Все чаще эксперты говорят о переходе к новому поколению интернета — Web3, в основе которого лежат блокчейн, криптография и принципы децентрализации и приватности.
На деле Web3 — это не просто новая технология, а целый экосистемный подход, который поменяет множество сфер нашей жизни: финансы, развлечения, коммуникацию и, конечно, образование. С появлением интернета наступила новая стадия его развития, и сейчас оно продолжает меняться, опираясь на новые технологии.
Эволюция образования: от вертикального к горизонтальному
Образование в глобальном смысле можно разделить на три стадии по аналогии с Web1, Web2 и Web3.
Web1 как эра развития интернета подразумевал один путь взаимодействия человека с контентом: потребление. Пользователи могли только читать и просматривать то, что в сети размещали владельцы сайтов, которых было явное меньшинство.
Web2 уже приблизился к привычному нам формату социальной сети: главная характеристика этой стадии — это генерируемый пользователями контент и возможность взаимодействия в сети. При этом действительными обладателями информации являются большие корпорации — такие как Google.
Web3 уходит от такой централизации данных: он предполагает, что с помощью технологии блокчейна все данные распределены и хранятся на всех узлах сети так, что никто не может монополизировать информацию и доступ к ней.
И если переносить фреймворк в область образования, то Ed1 — это «классический» подход к обучению, когда знания переходят от преподавателя к студентам. Три его основных постулата: слушать учителя, отвечать на вопросы, получать оценки. Ученики здесь рассматриваются как «стандартизированные единицы», к которым применим единый универсальный метод передачи знаний. В этой модели считается, что информация существует независимо от субъекта, ее носителя. Еще одна характеристика — обучение привязано к конкретному физическому месту (зданию школы, университета).
Ed2 появилось на основе конструктивистского подхода. Как и в Web2, его база — это интерактивное взаимодействие между контентом и пользователем, а также напрямую между пользователями. Достижения Web2 — социальные сети, распространение мобильного интернета, веб-приложения — используются для улучшения традиционных методов обучения. Также эту модель отличает то, что на первый план выходит не передача установленного набора знаний, а их конструирование: студенты получают информацию в процессе совместной практической деятельности, они решают задачи — реальные или приближенные к реальным. Связь обучения с физической локацией частично утрачивается.
На данный момент эти две модели существуют совместно: они распространены неоднородно, с сильным разбросом в зависимости от уровня развития интернета в каждой отдельной стране.
Ed3, в свою очередь, находится на самых начальных стадиях развитиях — его принципы еще только формируются и находят пока точечное применение.
С технологической точки зрения модель, как ее предшественница, тоже тесно связана с интернет-нововведениями, характерными, соответственно, уже для Web3. Это блокчейн, ИИ и машинное обучение, а также широкая децентрализация, которая подразумевает, что информация хранится не на больших серверах, которыми владеют глобальные компании, а на узлах, которыми являются любые компьютеры с установленным и запущенным программным обеспечением.
Предпосылки и потребности: как развитие общества толкает нас к Ed3
В социологии существует понятие «переломного момента», когда группа — или многие члены группы — быстро и кардинально меняют свое поведение. Оно применяется и для характеристики распространения инноваций: сначала новшество принимает мало людей, но постепенно копится «критическая масса» факторов, влияющих на массовость нового явления — и наступает переломный момент.
В контексте Ed3 такой момент, конечно, еще не произошел. Но уже можно выделить предпосылки в нему. Это и социальные, и технологические, и экономические изменения, которые произошли за последние 20 лет:
- Интернет стал полноценной экономической сферой купли-продажи товаров и услуг, в том числе образовательных.
- Возник широкий запрос на трансформацию механизмов авторского права, в том числе на регулирование вопросов права на контент, созданный ИИ.
- Получили распространение инструменты и платформы, которые позволяют пользователям быть не только получателями и ретрансляторами информации, но и ее соавторами, владельцами.
- Благодаря фрилансу и распространению модели life-long learning изменились классические карьерные траектории. Работать всю жизнь по одной профессии в одной компании — теперь это не естественная вещь, а выбор, который имеет альтернативы.
- Благодаря фрилансу и распространению модели life-long learning изменились классические карьерные траектории. Работать всю жизнь по одной профессии в одной компании — теперь это не естественная вещь, а выбор, который имеет альтернативы.
- Снизилась ценность обладания информацией — теперь более важным является навык ее поиска и анализа.
И это только часть перемен, которые сформировали запрос на глобально новый подход к образованию. В XXI веке произошел большой скачок в развитии технологий, в глобализации мира, а как следствие, людям приходится все больше адаптироваться с каждым годом, проявлять гибкость к ситуациям, которые происходят ежедневно. Это требует принятия на себя все большей ответственности.
Цифровая картина будущего: что изменит Ed3
Ed3 — это образовательная парадигма, задачи которой включают в себя улучшение доступности образования, повышение прозрачности и безопасности данных, а также создание новых моделей обучения и оценки знаний.
Блокчейн в образовании помогает отойти от традиционных методов сертификации и аккредитации. Токены, подтверждающие квалификацию, прохождение обучения или получение степени нельзя будет отозвать или аннулировать, и тем самым учащиеся получают возможность по-настоящему присвоить полученные знания и навыки.
Распределенные открытые образовательные системы в противовес сегодняшним — закрытым и изолированным от внешнего мира — позволят студентам, преподавателям и экспертам взаимодействовать без фиксированных ролей, делясь знаниями и обучая друг друга.
Если говорить о теоретическом фундаменте, Ed3 предполагает, что умение найти нужные данные становится важнее, чем обладание знаниями. Этот тезис основан на хьютагогике — науке о самообучении — и коннективизме, который признает информационные технологии важной частью образования. Технологический базис это подкрепляет: в децентрализованных системах нет «крупных монополистов», которые могут диктовать правила доступа к информации.
При этом, конечно, меняются и сами подходы к обучению: оно становится персонализированным и «самоопределяющимся». То есть сами учащиеся играют ключевую роль в создании единиц знания, свободно взаимодействуют и обмениваются информацией, учитель же в первую очередь «учит учиться».
Вместе с усилением ответственности студентов за свое образование ослабевают жесткие институциональные связи: происходит переход от цельных масштабных программ, которые закреплены за университетами, к точечным инструментам, открытым ресурсам и гибким мероприятиям, из которых каждый может собрать собственный образовательный трек.
Таким образом, в Ed3 студенты сами определяют, что будут изучать, самостоятельно ставят цели, выбирают предпочтительные форматы и инструменты, объединяются в сообщества и запрашивают обратную связь от педагогов и товарищей. Процесс становится не просто человекоцентричным, он фокусируются именно на интересах учащихся (а не на стандартах, результатах и программах).
Сегодня — утопия, завтра — реальность
Как и Web3, Ed3 — это скорее тренд ближайшего десятилетия, а не уже существующая реальность. Пока еще нет ответов на вопрос, кто будет главным драйвером перехода, когда наступит переломный момент и насколько неравномерно будет развиваться эта модель.
Однако социальные перемены, которые уже произошли, и новые запросы общества, которые продолжают формироваться, уже сейчас требуют новых подходов к образованию — ко всем ступеням от начальных к высшим, в рамках которых учатся взрослые, причем учатся на протяжении всей жизни. Принципы Ed3 отвечают этим требованиям, а потому это модель — не умозрительный концепт, а то, что действительно готово претвориться в жизнь в ближайшие годы.
Села, поискала, почитала и проанализировала статьи про тренды. Немного даже взгрустнула, что новизны мало. Но в этом есть свои плюсы – тренды переходят в тенденции, а значит, появляется все больше данных об эффективности их применения на практике. Итак, мои наблюдения, куда смотрим, что внедряем.
Мультимедийные технологии становятся неотъемлемой частью процесса обучения, образовательные подходы претерпевают изменения. Цифровые инструменты внедряются в обычные школы и расширяют возможности EdTech платформ для детей и взрослых. Один из значимых сегодня трендов в образовательных продуктах — интерактивность. Какие преимущества она несет и как г…
Подготовили актуальные направления для разработки TMA на рынке с анализом данных, чтобы вам было легче ориентироваться с выбором категории при поиске ниши.
Российский рынок EdTech в 2024 году — 168 млрд рублей (+19% к 2023). Но это не просто рост — это битва технологий, где нейросети и метавселенные вытесняют «динозавров». Почему это важно? Потому что 73% студентов считают: если в курсе нет ИИ или геймификации — это пустая трата времени.
В последние десятилетия мир образовательных технологий претерпел значительные изменения. С развитием интернета, онлайн-курсов и искусственного интеллекта вопрос о необходимости традиционного образования в университетах становится всё более актуальным. Особенно, когда в центре внимания оказываются возможности, которые открывает ИИ. Так нужен ли унив…
Наш трафик-менеджер Ксюша думала работать чуть ли не до родов, а в декрете провести две недели. Но оказалось, что материнство занимает почти все время, и сил на рабочие задачи совсем не остается. Впрочем, уже всего через три месяца после рождения ребенка она вернулась на работу, а помогли ей в этом домашние А/Б-тесты, триалы, делегирование и тайм-м…
В последние годы в образовании появляется все больше «инновационных методик»: перевернутые классы, электронно-интерактивное обучение, геймификация, VR-технологии и многое другое. Эти подходы преподносятся как революционные, способные в корне изменить образовательный процесс и повысить его эффективность. Но так ли это на самом деле?
Не получиться Web3 без квантового интернета , ну никак - Власти будут совершать рейды , прямо к вам домой , с целью изъять оборудование. Причём в любой стране , что в "свободных" от США до Южной Кореи , что в ни очень. "Децентрализация" интернета подразумевает кражу власти у власти , что не допустимо для власти , поэтому с этим будут бороться.
впервые слышу о таком варианте использования интернета, пока эта новость не популяризируется , но все же интересно, как будет протекать процесс в будущем