Куда переезжать с YouTube образованию?

После ограничения работы YouTube русскоязычные блогеры активно проходят стадии принятия неизбежного. Многие уже признали, что разблокировки ждать не приходится, и начали думать о том, стоит ли перевозить контент и куда. Образовалось три лагеря: адепты платформы (те, кто решил что зритель найдет способ обойти блокировку и решил остаться на YouTube), экспериментаторы (те, кто решил забросить канал и начать собирать подписчиков с нуля на другой платформе) и команда осторожных (те, кто постит контент и на старую, и на новую платформу). Принимают решение во многом опираясь на то, сколько подписчиков на канале и какую монетизацию он приносит.

Однако, особняком пока стоит образование: государственные организации, онлайн школы, различные научно-популярные школьные и молодежные движения. У них выбор небольшой - переезд обязателен. Государственным не оставили выбора совсем, многие получили четкий запрет на работу с иностранными платформами. Частные тоже остались фактически без выбора: запрета у них нет, но продавать образовательный продукт с условием, что покупатель должен сам найти способ его посмотреть, увы нельзя.

Поэтому главный вопрос, который задают друг другу сегодня в различных пабликах и обсуждают в комментариях к постам, звучит так: “Куда перевозить образовательный контент?”. В интернете полно обзоров на платформы, но все они про блогеров, а вовсе не про школы. Мы решили закрыть пробел и посмотреть на платформы с точки зрения привлекательности для образования.

Куда переезжать с YouTube образованию?

Какие особенности о есть у образовательных каналов?

Во-первых, они чаще всего работают на теплую аудиторию. Обычно подписчики канала - это участники образовательного процесса. Им все равно на какую платформу идти. А это значит, платформе не обязательно быть супер популярной. Приток новых зрителей все равно будет идти от контента, а не от платформы.

Во-вторых, как правило у образования нет цели прямого заработка от канала за счет рекламы, например. Даже для частных организаций, это скорее инструмент для поддержки основного образовательного продукта или услуги. А это снова значит, что платформе вовсе не обязательно быть популярной.

Любопытно, что у образования есть тенденция мигрировать стаями. То есть, если большая часть перейдет на конкретную платформу, то и стальным придется перестроиться и мигрировать туда же. Так что, если вы предпочитаете следовать за всеми, то пока не торопитесь с переездом, когда станет понятно куда ушли все - пойдете следом.

Если же вы тот, за кем идут люди - то выбирайте платформу, советуйте и убеждайте - и пусть остальные идут за вами.

Итак, куда же переезжать?

Куда переезжать с YouTube образованию?

1. Rutube

Вариант самый очевидный.

Из плюсов:

Это классический видеохостинг. Платформа похожа на YouTube, подходит для видеоконтента разного рода, в том числе и образовательного.

Видео с Rutube встраиваются на GetCourse, что подойдет всем, кто размещает свои курсы на популярной платформе.

На платформе уже есть каналы сайта департамента образования и науки города Москвы и ряда университетов, что повышает его привлекательность.

Из минусов:

Технологическая недокрученность платформы: нет привычных субтитров, тегов, таймкодов и т.д

Плохо работает поиск, иногда видео не найти ни по разделам, ни по полному названию. Хотя, если вы ведете своих зрителей по ссылкам со сторонних площадок, возможно, это не так существенно.

Жалобы блогеров на долгую верификацию контента (хотя по нашему опыту видео загружается и модерируется очень быстро).

Встроить видео с Rutube в конструктор сайтов Tilda можно только через код, так что если вы хотите переехать на рутуб, а ваш сайт, например, на тильде - приобретайте платную версию тильды и новый навык.

Куда переезжать с YouTube образованию?

2. VK

Второй по популярности вариант.

Из плюсов:

Многие школы, колледжи и вузы имеют официальные группы в ВК и аудитория по сути уже набрана. Значит, “перевозить” зрителей не придется, достаточно начать публиковать контент в разделе “Видео” и вести аудиторию на него.

Есть отдельный раздел, посвященный образованию, где полно образовательного контента, легко добавить и свой.

ВК имеет свои образовательные проекты, у них есть амбассадоры среди учителей, они проводят различные edu-активности и мероприятия в течение учебного года.

Из минусов:

Очень непонятная навигация. Даже постоянным пользователям разобраться с этой экосистемой вкладок не просто, а если вы новичок в ВК и аудитории вашей там еще нет, лучше не выбирать эту платформу.

Частые ошибки при загрузке видео. Платформа может или очень долго обрабатывать видео, или просто слить загрузку. Иногда контент приходится выкладывать по нескольку раз. Так что если вы про скорость - платформа не для вас.

Многие ассоциируют платформу не с видеохостингом, а с социальной сетью, поэтому в интернете можно найти много негативных отзывов.

Куда переезжать с YouTube образованию?

3. VIMEO

Не всем в образовании знакомый, но комфортный и удобный сервис.

Из плюсов:

Это видеохостинг, на котором размещен в основном “достойный” контент. Соотношение блогеров к профессиональным видеомейкерам не в пользу первых. Сюда любят выкладывать свои работы киношники, рекламщики и художники со всего мира.

Платформа зарекомендовала себя как платформа для бизнеса. Здесь нет рекламы и лишнего веселья, а характер контента не такой фривольный как у YouTube.

Ролики с этой платформы легко встраиваются в конструктор сайтов Tilda и на GetCourse, без кода.

Из минусов:

Иностранная платформа, требующая регистрации. Еще не запрещена, но кто даст гарантии?

Бесплатно можно публиковать только два видео в месяц. Так что подойдет либо тем, у кого контент выходит редко, либо тем, кто готов платить.

Куда переезжать с YouTube образованию?

4. Платформа

Относительно новый и еще мало известный сервис.

Из плюсов:

Визуально практически полная копия YouTube, что определенно облегчает использование.

Есть раздел “образование” и уже достаточно много каналов различных образовательных организаций.

Из минусов:

Доступна только в Beta версии.

Пока практически нет контента, поэтому сложно оценивать алгоритмы и делать какие-то прогнозы.

Эксперты не верят в конкурентоспособность платформы и прочат ей неприглядное будущее.

Куда переезжать с YouTube образованию?

5. Дзен

Сервис от Яндекса.

Из плюсов:

Платформа знакома многим, у нее большая аудитория. Скорее всего “переезд” для ваших зрителей будет не слишком сложным.

Есть раздел “Образование”, платформу любят многие учителя, подписываются на образовательные каналы и читают статьи.

Если освоить алгоритмы платформы, ваши видео будут появляться в ленте у пользователей Яндекс.браузера.

Из минусов:

На платформе чаще размещают тексты чем видео, поэтому аудитория в основном приходит не за просмотром роликов.

Платформа похожа скорее на “доску городских объявлений”, чем на видеосервис. Очень много разделов, посвященных бытовым вопросам. Она ассоциируется с чем-то, вроде рецептов блинчиков, а не со сложным образовательным контентом.

Много “мусорного” контента и токсичность. Жалобы от пользователей на это встречаются в сети очень часто.

Вот такой обзор у нас получился.

Какой вариант выбрала наша онлайн-школа? Первый. Лучше всего подошел Rutube. Нам важно встраивание видео на GetCourse и Tilda (мы умеем делать это через код). У нас нет широкой аудитории в ВК и нет задачи вести там официальную группу. Контента у нас очень много, так что Vimeo нам не очень подходит. На Дзен лучше идти с научпопом, а Платформа - пока просто что-то загадочное, за ней еще нужно понаблюдать.

А какую платформу выбрали вы?

33
Начать дискуссию