Секреты «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера

Художник создал образ, который одновременно конкретен и универсален, заставляя нас задумываться об истории картины и о том, что скрывается за загадочной улыбкой модели.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой. Ок. 1665 г, фрагмент
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой. Ок. 1665 г, фрагмент

На 36 известных полотнах голландского художника Золотого века Яна Вермеера женщины изображены за повседневными делами — они отвечают на письма, играют на музыкальных инструментах, разливают молоко. Эти сцены наполнены деталями интерьера, которые привлекают внимание и создают иллюзию контекста их жизни. Однако есть два исключения из этого правила: «Портрет молодой девушки» (ок. 1666-67) и, пожалуй, самая известная картина Вермеера — «Девушка с жемчужной сережкой» (1665).

Эти две картины выделяются своей простотой и загадочностью. Женщины на них не окружены привычными элементами интерьера и реквизитом, которые могли бы рассказать нам о их жизни. Они предстают перед нами как силуэты на темном фоне, наш взгляд невольно задерживается на их чертах. Чем больше вы смотрите на «Девушку с жемчужной сережкой», тем больше вопросов у вас возникает. На первый взгляд, это просто изображение молодой женщины в позе три четверти. Но чем дольше вы смотрите, тем больше ощущаете ее загадочность.

Прозванная «Моной Лизой Севера», эта картина обладает непознаваемостью и универсальностью. Из-за наклона лица трудно понять, как девушка выглядит на самом деле, как неясным остается цвет ее волос. В 1999 году американская писательница Трейси Шевалье опубликовала роман «Девушка с жемчужной сережкой», непосредственно вдохновленный одной из самых известных одноименных работ Вермеера. Действие романа происходит в голландском Делфте XVII века, и Шевалье представляет вымышленную историю Вермеера, девушки на картине и самого произведения искусства.

Почему картина Иоганна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» так популярна? Картина была использована на обложках многих книг по искусству, и теперь вы можете увидеть ее на подушках, подставках, футболках, сумках, носках, чемоданах и многом другом. Интернет пестрит изображениями девушки, как такой, какая она есть, так и измененной для нашего времени: делающей selfie, стилизованной под персонажа комиксов манга, едущей на мотоцикле (с Ван Гогом в качестве водителя). Бэнкси даже превратил ее в граффити на стене Бристоля с охранной сигнализацией вместо серьги.

В статье представлены четыре факта, которые вы, возможно, не знали о «Девушке с жемчужной сережкой» Вермеера.

Девушка-хамелеон

Девушка на картине выглядит знакомой — мы можем не знать, кто она, но нам кажется, что мы ее знаем, потому что она смотрит на нас с такой близостью. Мы принимаем этот взгляд за знакомство — многие говорят, что что их дочь, подруга или соседка похожа на эту девушку.

Разгадка проста: «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера — не столько портрет одного человека; сколько обобщение-хамелеон. Работу даже называли tronie — голландский термин, который можно перевести как «тип», что означает, скорее, типаж или характер, чем реального человека.

Мы не знаем, как на самом деле выглядит девушка — даже таких базовых характеристик, как цвет волос и глаз. Из-за того, что ее лицо частично отвернуто, мы не можем определить его форму. Линия носа сливается со щекой, поэтому мы не знаем, какой он — широкий, курносый или круглый. Ее взгляд скорее универсален, чем конкретен.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. Ок. 1665
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. Ок. 1665

Это приводит к загадочности картины: мы не знаем, кто эта девушка и о чем она думает. Да и о Вермеере мы знаем очень мало: он прожил всю свою жизнь в голландском городе Делфт, женился на католичке и, вероятно, перешел в другую веру, жил у тещи, у него было 11 детей. Несколько раз он влезал в долги. Был торговцем произведениями искусства, а также художником — и это примерно все, что известно современным исследователям о самом Вермеере (не считая его работ).

Выражение лица девушки неоднозначно. Счастлива ли она или печальна? Отталкивает ли она нас или жаждет взглянуть на нас? Когда мы рассматриваем картину, в ней есть непосредственная красота, которая притягивает нас, и знакомость, которая радует нас. Но в конечном итоге именно тайна заставляет нас возвращаться к ней снова и снова, ища ответы, которые мы так и не находим.

Роскошь в деталях

Во времена Вермеера жемчуг был символом роскоши и богатства. Он стоил баснословных денег и добывался с огромным риском. Многие жемчужины привозили из Маннарского залива — региона под властью голландцев, находящегося между юго-восточной оконечностью Индии и западным побережьем Шри-Ланки. В эпоху до появления кислородных баллонов и водолазного снаряжения ныряльщики рисковали жизнью, спускаясь к устрицам. Они могли утонуть или стать добычей морских животных, часто работая за мизерную плату или вовсе бесплатно.

Крупный план огромной жемчужины на знаменитом портрете Вермеера.
Крупный план огромной жемчужины на знаменитом портрете Вермеера.

Голландская Ост-Индская компания продавала этот драгоценный жемчуг по торговым путям, и чем крупнее была жемчужина, тем выше ее цена. Это означало, что серьги из крупных жемчужин, подобные тем, что изображены на картинах Вермеера, стоили огромных денег — явно не по карману художнику, жившему у тещи.

Предполагается, что серьги на его картинах были поддельными. Возможно, это была имитация жемчуга — изготовленная венецианскими стеклодувами и покрытая матовым лаком. Может быть, серьга была сделана из олова. А возможно, никакой серьги вообще не было, и Вермеер создал ее с помощью ловкого мазка белой краски — есть мнение, что жемчужина девушки на самом деле является иллюзией, состоящей из полупрозрачных и непрозрачных штрихов белой краски, да и крючок, чтобы повесить ее на ухо, отсутствует. Он был мастером в изображении отражений света, так что жемчужина могла быть продолжением этого мастерства, а не реальным предметов. До середины 1990-х годов серьга вообще не была главной темой картины; тогда она называлась «Девушка с тюрбаном».

Но даже если жемчужина была подделкой, на картине есть настоящие предметы роскоши, которые скрываются на виду. Большие полосы синей ткани на тюрбане девушки окрашены ультрамарином — пигментом настолько редким, что он исторически предназначался только для изображений Девы Марии. Почти весь ультрамарин поступал из северо-восточного Афганистана, где его добывали трудоемким процессом и транспортировали через горы в Европу.

В некотором смысле добыча лазурита для ультрамарина была сродни нырянию за жемчугом — оба процесса были чрезвычайно трудоемкими и опасными. Ультрамарин был самым дорогим пигментом, дороже золота.

Вермеер также использовал вермилион для изображения губ и кожи девушки. Этот пигмент вероятно получали из насекомого Dactylopius coccus Costa, живущего на колючих грушевых кактусах в районе Анд и Мексики. Самок насекомых снимали с кактуса, высушивали и измельчали для получения алого карминового красителя.

Таким образом, хотя жемчужина на картине могла быть подделкой, некоторые другие нюансы демонстрируют не только мастерство Вермеера, но и его благосостояние.

Загадка Марии

Что если бы за знаменитыми картинами Вермеера скрывались семейные тайны и загадки? Представьте себе дом в Делфте, где художник Йоханнес Вермеер жил со своей женой Катариной, их одиннадцатью детьми и тещей Марией Тинс. Этот многолюдный дом не только был их убежищем, но и стал фоном для многих шедевров Вермеера. Жители этого дома часто становились моделями для его полотен.

Ян Вермеер, «Девушка в красной шляпе» (ок. 1665-66); «Девушка с флейтой» (ок. 1665-75)
Ян Вермеер, «Девушка в красной шляпе» (ок. 1665-66); «Девушка с флейтой» (ок. 1665-75)

Мария — имя не только тещи, но и старшей дочери Вермеера. Возможно, именно она позировала для знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой» и «Искусства живописи» (1668). Но что если ее роль была гораздо значительнее? Исследователь Бенджамин Бинсток в своей книге «Семейные тайны Вермеера» (2008) предположил, что Мария не только помогала отцу, но и создавала собственные картины.

Бинсток выделяет шесть картин, которые не соответствуют техническому мастерству Вермеера, но явно основаны на его интерьерах и моделях. Среди них две работы на деревянной панели: «Девушка в красной шляпе» (1666-67) и «Девушка с флейтой» (1672). Возможно, это автопортреты самой Марии?

У Вермеера не было задокументированных подмастерьев, что делает эту теорию еще более захватывающей. Так была ли девушка с жемчужной сережкой Марией? И была ли Мария также художником? Эти вопросы остаются без ответа, но добавляют ещё больше интриги к наследию великого мастера.

Скрытая подпись

Картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» в макросканере XRF во время исследования в Het Mauritshuis в Гааге.
Картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» в макросканере XRF во время исследования в Het Mauritshuis в Гааге.

Картина не всегда была такой культовой. Мы не знаем, для кого Вермеер впервые написал эту картину в 1665-66 годах, но она попала в коллекцию его покровителя, затем была продана его зятем и пропала, пока не всплыла 200 лет спустя, когда коллекционер купил ее за 2 гульдена (чуть меньше 1 доллара) и обнаружил, что это Вермеер, когда ее почистили. После смерти коллекционера в 1902 году картина была подарена музею Маурицхёйс в Гааге, где и висит с тех пор. Сейчас, конечно, она бесценна; Маурицхёйс никогда бы ее не продал. На самом деле последняя публичная продажа Вермеера — в 2004 году — состоялась за 30 миллионов долларов, и она ничуть не лучше «Девушки с жемчужной сережкой».

Итак, в 1881 году «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера ушла с аукциона всего за 2 гульдена. Почему? На тот момент ее еще не признали шедевром великого мастера.

«Девушка с жемчужной сережкой» (около 1665 года), составленная из изображений исследовательского проекта «Девушка в центре внимания» (Girl in the Spotlight)
«Девушка с жемчужной сережкой» (около 1665 года), составленная из изображений исследовательского проекта «Девушка в центре внимания» (Girl in the Spotlight)

Вермеер был мастером не только в живописи, но и в игре с подписями. Из 35 его широко известных работ только 25 подписаны самим художником. Эти подписи можно найти в самых неожиданных местах — на голых участках холста, на предметах интерьера, таких как камни, стулья или картинные рамы. Некоторые из них заметны сразу, другие же скрыты так искусно, что их можно увидеть только при пристальном рассмотрении.

Подпись на «Девушке с жемчужной сережкой» была одной из самых крупных и заметных работ Вермеера. Первоначально она находилась в левом верхнем углу картины, на фоне, который когда-то был ярким и живописным. Зеленая глазурь с полупрозрачными слоями синего и желтого цветов создавала эффектную монограмму из переплетенных букв I, V и M.

Секреты «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера

Однако время не пощадило эту подпись. Одним из самых удивительных открытий в исследовании картины в 2018 году стало то, что фон — это не просто пустое темное пространство, а зеленый занавес, который исчез с течением веков в результате физических и химических изменений в полупрозрачной зеленой краске. Фон картины потемнел, и теперь монограмма едва различима невооруженным глазом.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию