{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

“Тренд на ChatGPT может изменить современное образование в лучшую сторону”

Многие представители вузов сегодня высказывают опасения, что ChatGPT привнесет в образование больше вреда, чем пользы. Но у нейросетей много преимуществ, и они могут существенно упростить процесс обучения. О настоящем и будущем нейросетей, а также о возможностях, которые они открывают системе образования, рассуждает руководитель дирекции сервисов «Развитие на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров.

Нейросеть Perplexity AI

Два пути развития

ChatGPT способен выдавать информацию практически под любой запрос и делать подсказки общего плана: например, на что обратить внимание, с чем свериться. Выступая как советчик, в перспективе бот сможет влиять на преподавание отдельных предметов.

Благодаря нейросетям мы станем оценивать результаты образования с помощью рассуждений и общения. Это даст учащемуся гораздо больше свободы и времени на самостоятельную подготовку с помощью подобных ChatGPT ботов. Конечно, учитель не сможет опросить класс на 30 человек, чтобы каждый мог порассуждать. Тут можно использовать другие решения на основе искусственного интеллекта (ИИ) или таксономических систем, которые тоже задают наводящие вопросы.

Какие выходы есть?

  • Во-первых, чтобы школьники или студенты учились сами, а не использовали ChatGPT по любому поводу, мы должны отказаться от письменных текстов и экзаменов, которые сейчас расцениваем как доказательство знания или понимания.
  • Во-вторых, бот существенно ускоряет проработку определенных тем, благодаря чему может заменять преподавателя или наставника. Чат уже умеет отвечать на всевозможные простые вопросы и задавать ответные вопросы на понимание.

Индивидуальное обучение или социализация?

Развитие нейросетей может привести к тому, что школы разделятся на два типа.

Первый тип – это индивидуальная школа для одного человека, который учится где угодно, но не непосредственно в здании. Учащийся будет готовиться сам с помощью нейросетей и ему не нужны другие люди. Такое возможно, но с недостатком общения, ведь школа – это во многом про социализацию. Скорее всего, этот тип станет достаточно популярным, потому что, с одной стороны, будет недорогим, а, с другой стороны, такое образование будет полным.

Второй тип – это формат коллективной дискуссии. Здесь мы говорим не только об образовательной среде и инструкциях (педагогическом дизайне), но и о проектировании опыта, социальной динамике, взаимодействии учащегося в группе. Так, мы сможем делать упор на soft skills и ИИ. Нам будет необходимо собирать и анализировать цифровой след, общение и участие в дискуссии каждого учащегося для отслеживания их достижений и результатов. В этом процессе нас интересуют не только знания, но и понимание – связь между тем, что человек знает и как он решает задачи.

Как ни странно, в такой школе похожие на ChatGPT боты могут помочь в оценке индивидуальных особенностей ребёнка. Нейросеть поможет определить специфику ролей детей в рамках урока: например, в дебатах где один будет критиком, второй – генератором идей, третий поставщиком информации и т.д. Мы также можем проходить какую-либо тему и рассматривать с разных сторон одно и то же событие. Возьмём ту же Куликовскую битву 1380 года и посмотрим, что получается:

  • кто-то будет на стороне Дмитрия Донского и княжества Московского;
  • кто-то – со стороны княжества Литовского;
  • кто-то рассмотрит тему со стороны Золотой Орды и Мамая;
  • кто-то займёт сторону Папы Римского.

В этом событии были разные заинтересованные стороны и элиты, которые сражались между собой. Дебаты на уроке могут быть разделены как по ролям, так и по специфической части знаний, которыми учащиеся делятся друг с другом и раскрывают в процессе. Такие системы дают гораздо больше в обучении, чем классические.

(Не)скрытые преимущества

Дизайн образовательного опыта будет дополняться ИИ, который позволит проектировать сложные темы, сценарии и распределять роли. В этом случае учитель выступает либо как методист с компетенциями педдизайнера, либо ему помогает отдельный человек. И тем, и другим будут полезны ChatGPT и другие нейросети, которые выступят как подспорье в преподавании предметов даже в рамках индивидуализированного образования. Однако смысл ходить в частную школу всё же будет, ведь там происходит социальное взаимодействие учащихся и оттачиваются soft skills. Когда ребёнок находится в индивидуальной обучающей среде с ботом, такие навыки можно формировать только в виртуальной среде, что всё-таки немного не то.

Тем не менее, и то, и другое будет возможным: и с упором на размышление, и на самостоятельную подготовку, и на решение задач на время, и на адаптивность с анализом состояния ребёнка (например, может ли он выполнять задачи). Получить такие данные гораздо сложнее, но при этом мы получим более человекоцентричное образование. Это будущее частных школ через 5 лет. Так что тренд на ChatGPT может изменить современное образование в лучшую сторону.

Больше новостей о современных технологиях в образовании – в канале Дизайн образования.

0
4 комментария
Василий Ярошенко

может помочь учителям в подготовке к урокам

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Тихоненко Аделина

Вполне хорошая идея, хоть что-то сможет улучшить нашу систему образования

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Каким образом разработанный в недружественных странах ИИ, сможет помочь российскому образованию?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда