Финтехи, которых нет в России: часть третья

Роман Бузько продолжает рассказывать про финтехи. В этот раз говорим про реальные проекты на блокчейне: 12 проектов из четырёх категорий.

Финтехи, которых нет в России: часть третья

В первой части мы рассказывали про финтехи из таких категорий, как сбережения, инвестиции и страхование. Вторая часть была про недвижимость, решения в области заработных плат и социально-ориентированный финтех. В этот раз будет про блокчейн и крипту.

Не будем ничего говорить про очередной консорциум банков для автоматизации переводов через границу или непонятно зачем нужные решения на блокчейне в области цепочек поставок. Вместо этого посмотрим на несколько категорий проектов, которые пережили длящийся вот уже 15 месяцев кризис на рынке крипты.

Децентрализованные автономные организации, или DAO

Возможно, кто-то еще помнит проект The DAO, который в 2016 году на запуске насчитывал более 18 тысяч «акционеров», но в итоге стал жертвой хакерской атаки сразу после запуска. Это привело тогда к форку Ethereum (fork — вилка) и появлению конкурирующего блокчейна Ethereum Classic (который, кстати, сам недавно стал жертвой так называемой «атаки 51%»).

Из всей этой криптовалютной Санта-Барбары стало понятно, что надо вдумчивее относиться к написанию смарт-контрактов для децентрализованных автономных организаций (ДАО), которым в распоряжение передаются реальные активы. Но сама идея с ДАО не умерла, и спустя год стали появляться интересные проекты.

Здесь нужно пояснить сам термин. ДАО (decentralized autonomous organizations, или DAO) — это организация, правила работы которой зафиксированы в смарт-контрактах. Автономность выражается в том, что смарт-контракты (исходный код) написаны на блокчейне, то есть не могут быть изменены или остановлены после запуска, если иное прямо не прописано в самом смарт-контракте.

Слово «организация» понимается широко и включает любые формы взаимодействий между субъектами или даже с другими ДАО. Юридического лица при этом не создаётся. Чтобы ДАО функционировала, в механику кода должны быть заложены какие-то стимулы для участников. В случае с проектом The DAO стимулами должны были стать дивиденды от вложений в другие криптопроекты.

Один из самых любопытных проектов в этой области сейчас — это MakerDAO. Этот проект, как правило, упоминается в контексте стейблкоинов (о которых ниже), но заложенная в нём механика децентрализованного управления крайне любопытна.

В проекте есть два токена: стабильный токен Dai, который как раз призван быть стабильным, и его цена привязана к доллару, а также токен-акция Maker (MKR). Держатели токенов MKR имеют право голосовать по многим важным вопросам экосистемы. Стимулом для них являются дивиденды через механизм обратного выкупа: чтобы получать эти дивиденды, они должны вдумчиво подходить к решениям.

При этом обратный выкуп происходит автоматически, то есть нет третьего лица, от чьей воли зависит реализация обратного выкупа. Такая автономность является гарантией для участников проекта. Есть ещё много технических деталей, но достаточно сказать, что токен MKR является одним из немногих цифровых активов, который дорожал на протяжении всего года.

Другим известным проектом в области ДАО является Aragon. Молодая испанская команда создаёт не что иное, как полную замену юридическому лицу. Каждый желающий может создать своё ДАО на Aragon, при этом выпустить токены-акции акционерам, подключить децентрализованный модуль голосования и автоматизировать выплату зарплат. Задача команды очень амбициозна: создать первую полностью цифровую юрисдикцию.

Механика ДАО также заложена в проекте Augur из категории рынков предсказаний (prediction markets — о которых тоже подробнее ниже). Участники этого ДАО могут заработать токены Augur (REP), когда выступают в качестве «оракулов» и голосуют в спорных ситуациях.

Токены при этом выплачиваются автоматически на основе смарт-контрактов. Наличие таких оракулов является критически важным для работы Augur, потому что смарт-контракты не могут сами считывать информацию из внешнего мира.

В качестве ещё одного ДАО приведём свежий проект Moloch, который был запущен прямо на конференции разработчиков в Денвере три недели назад (сайта нет, только страница на GitHub). Этот проект похож на оригинальный The DAO тем, что предназначен для принятия децентрализованных решений о финансировании проектов.

В случае с Moloch речь идёт о выделении средств для поддержания разработчиков, которые трудятся над улучшением блокчейна Ethereum 2.0. Задача авторов проекта в том, чтобы решить известную «трагедию общих ресурсов» (ситуация, когда есть противоречия между интересами индивидов относительно общего полезного блага) за счёт теории игр и координации полезных действий на смарт-контрактах.

Мне очень нравится концепция ДАО. Было бы наивным считать, что юридическое лицо (или «фирма» в терминологии экономистов) является идеальной формой взаимодействия экономических субъектов как в 17 веке, когда появились первые компании с ограниченной ответственностью в Голландии и Англии, так и в современную эпоху цифровых технологий.

Разумеется, пока что все эксперименты с ДАО находятся на начальной стадии. Одной из сложностей, например, является отсутствие идентификации на блокчейне (все участники действуют анонимно), в то время как личная репутация является важным инструментом для построения социальных систем.

Тем не менее много амбициозных команд уже работают над этой и другими задачами, поэтому можно надеяться, у ДАО есть будущее. Рискну предположить, что в ближайшие 12–18 месяцев появится ДАО, о котором напишут все газеты.

Почитайте хотя бы про концепцию Dark DAO — автономные программы-картели, которые могут анонимно покупать голоса и наносить вред другим блокчейнам, где есть механика голосования.

Рынки предсказаний

В крипте есть целая категория проектов, которые объединяют термином «рынки предсказаний» (калька с английского «prediction markets»). На «Википедии» хорошо написано, что такое рынки предсказаний, но если вам лень разбираться, я опишу кратко эту категорию.

Рынок предсказаний — это рыночный механизм прогноза вероятности наступления тех или иных событий. «Рыночный», потому что прогноз формируются на основании спроса и предложения участников рынка, которые голосуют рублём (или биткоином).

Рынки предсказания обычно противопоставляются прогнозам, которые делают аналитики. Считается при этом, что прогнозы, сделанные толпой (crowd-sourced predictions) обладают особыми характеристиками и в некоторых случаях могут быть более точными.

В обычном мире есть примеры как публичных рынков предсказаний (Iowa Electronic Markets), так и частных, где, например, сотрудники могут предсказывать спрос на тот или иной новый продукт компании (Google).

В проекте Augur любой держатель токенов REP может поставить вопрос (или «создать рынок» в принятой там терминологии). Например, будет ли Дональд Трамп переизбран на выборах в 2020 году? У каждого бинарного рынка (где только два варианта развития событий) две категории акции: акции «Да» и акции «Нет». Эти акции в свою очередь торгуются на децентрализованной бирже, то есть их цена формируется за счёт спроса и предложения.

Про Трампа, кстати, вопрос реальный, и пока что коллективный разум оценивает шансы Трампа на второй срок в 45%. Если вы считаете, что у Трампа шансов больше, скажем, 60%, то вы можете купить одну акцию «Да», при этом как рациональный экономический субъект вы не захотите платить за такую акцию больше 0,6 эфира (математическое ожидание получить 1 эфир с вероятность 60%). Чтобы разобраться в деталях, я рекомендую вот этот материал про экономику рынков Augur.

<i>Рынок Augur</i>
Рынок Augur

Любопытно, что вся механика построена на смарт-контрактах, и система в целом должна работать автономно. Эта особенность децентрализованного рынка предсказаний позволяет (по крайней мере пока) избегать регулирования об азартных играх, с которыми такие рынки часто сравнивают.

Это также означает, что другие проекты могут использовать функциональность Augur в своих целях в качестве бэкенда. Так делает проект Veil, который в январе привлёк на посевном раунде средства от известного фонда Sequoia Capital. Veil выступает удобным интерфейсом, использующим на бэкенде смарт-контракты Augur.

Стоит сказать, что ликвидность у этих рынков пока что минимальная. Тем не менее уже есть примеры, когда изощрённые трейдеры, которые не нашли другой платформы для своих ставок, используют Augur. Вот здесь, например, описана история одного анонимного трейдера, который недавно поставил на Augur более $500 тысяч на исход промежуточных выборов в Палату представителей в США.

Другой подход использует проект Cindicator. Строго говоря, это не рынок предсказаний в классическом понимании, однако в основе лежат коллективные прогнозы или «мудрость толпы» (the wisdom of the crowd).

Компания разрабатывает гибридный интеллект для управления финансовыми активами. Технология объединяет коллективные прогнозы аналитиков, алгоритмы машинного обучения и методы статистического анализа — улучшенная концепция «мудрости толпы» (the wisdom of the crowd). Каждый месяц самые точные аналитики получают вознаграждение, номинированное во внутренней валюте компании — токене CND.

Ежемесячно на платформе собирается более миллиона прогнозов, из которых искусственный интеллект формирует «индикаторы» или вероятностные прогнозы по множеству финансовых активов на различных временных отрезках — от нескольких часов до нескольких месяцев.

Компания заявляет более чем о 120 тысячах зарегистрированных аналитиков. Судя по всему, такой подход может быть масштабирован и за пределы финансовых рынков, например в область политики или спорта.

Пример продукта Cindicator
Пример продукта Cindicator

Кстати, идея про особые предсказательные свойства толпы берёт своё начало в 1906 году, когда Фрэнсис Гальтон поставил известный эксперимент. Прохожим на ярмарке предлагалось угадать вес быка перед тем, как его должны были забить. Более 800 человек сделали свои предположения, и выяснилось, что среднее взвешенное значение было намного ближе к правде — даже лучше, чем оценка хозяина бедного животного.

Время покажет, станут ли рынки предсказаний чем-то серьёзным или останутся нишевым продуктом. Есть, например, точка зрения, что грядущий избирательный цикл в США может вызвать бум интереса к таким проектам.

Стейблкоины

Стейблкоины — это криптовалюты, курс которых стабилен. Ни больше ни меньше.

Задумка про стабильный курс, очевидно, сформировалась под влиянием сумасшедшей волатильности криптовалют и заключается в том, чтобы объединить преимущества цифровой крипты и фиатных денег.

Три вида стейблкоинов
Три вида стейблкоинов

Стабильность курса привлекательна для тех, кто хочет использовать крипту в реальных расчётах. Особенно когда есть какие-то ограничения на использование традиционных валют. Скажем, высокие комиссии затрудняют использование фиатных валют для микроплатежей. Или, например, американские санкции ограничивают расчёты в долларах для некоторых стран. Последнее, кстати, привело к тому, что Иран задумался о создании своей стабильной криптовалюты.

Стабильные криптовалюты пока что не вызывают особого интереса среди обывателей и государственных органов. Мне, однако, думается, что в ближайшее время мы увидим очень любопытные примеры реализации этой идеи.

Достаточно сказать, что банк JP Morgan три недели назад объявил о запуске стабильного коина JPM Coin, а Facebook, по слухам, ведёт работу над запуском расчётов в стейблкоинах в Индии в своём мессенджере WhatsApp.

По последним данным, сейчас запущено около 50 стейблкоинов с общей капитализацией в $3 млрд. Один из вопросов, которым задаются предприниматели, это кто и как зарабатывает на стейблкоинах, если они такие стабильные? Я писал про этот и другие аспекты в конце прошлого года, поэтому проще всего вам будет прочитать ту заметку по стейблокины, если хотите погрузиться в тему.

Generalized Mining, или майнинг 2.0

Generalized Mining — недавно появившийся термин, который означает различные способы участия (майнинга) в блокчейнах нового поколения.

В блокчейне биткоина, который построен на основе механизма консенсуса Proof of Work (PoW), под майнингом понимается валидация майнерами транзакций путём решения сложных математических уравнений с помощью вычислительных мощностей.

В блокчейнах на основе механизма консенсуса Proof of Stake (PoS) валидация осуществляется иным образом, через стейкинг (staking) — участники закладывают или ставят на кон свои коины.

В других блокчейнах, которые появились за последние годы, есть не только валидаторы транзакций, но и другие участники со своими ролями, которые могут зарабатывать путём оказания полезных услуг.

Такие различные возможности участия в сетях блокчейна нового поколения как раз и называются Generalized Mining. Лучше всего про эту концепцию рассказывает её автор, если вам интересно.

Не углубляясь в технические детали (предположим, что я мог бы это сделать), стоит сказать, что научный прогресс в области дизайна децентрализованных сетей идёт семимильными шагами. Идёт конкуренция между PoW- и PoS-блокчейнами. Появляются совершенно новые сети. Чтобы немного помайнить, уже недостаточно просто заказать видеокарту из Китая и подключить её на балконе по видеоинструкции.

Это привело к появлению компаний, которые готовы предоставлять инвесторам услуги и инфраструктуру для участия в блокчейнах нового поколения. Один из таких проектов Staked привлёк в январе 2019 года на посевной стадии $4,5 млн от Coinbase Ventures и Pantera Capital. Staked предлагает клиентам стать участниками (валидаторами, майнерами, стейкерами и так далее) растущего количества PoS-блокчейнов и зарабатывать на этом.

<i> PoS-блокчейны и ожидаемая годовая доходность </i>
PoS-блокчейны и ожидаемая годовая доходность

В начале февраля совместными усилиями нескольких известных криптофондов был запущен другой проект в этой области — Grassfed Network. На первом этапе GN запустит «стейкинговый пул» (staking pool) для обеспечения безопасности в блокчейн-сети Decreed, которая сочетает в себе механизмы консенсуса PoW и PoS.

GN также собирается создавать пулы для участия (и заработка) в таких децентрализованных сетях, как Livepeer, Steemit, Compound, при этом для каждой из них применимы свои стратегии и программное обеспечение.

Конечно, любой консервативный инвестор посмотрит со скепсисом на все эти майнинги и стейкинги. Как и консервативный нефтяной инвестор смотрел, скажем, на акции интернет-компаний после краха доткомов в 2000-х годах. Для более рисковых игроков (особенно для тех, кто имеет хорошую техническую базу) это всё представляет возможность найти асимметричную доходность.

Децентрализованная экономика будет развиваться и дальше. Нет смысла ссылаться на падение рынка крипты и закрывать глаза на все интересные проекты, которые связаны с блокчейном. Пускай многие из них не смогут пережить очередного цикла, но, скорее всего, именно сейчас идёт формирование новых вертикалей, которые будут определять экосистему Web 3.0.

Это последняя заметка в серии публикаций про финтехи. В следующий раз напишем что-нибудь про индустрию легального каннабиса или модификацию генов. Автор колонки — Роман Бузько. Роман консультирует по юридическим вопросам в рамках Buzko Legal и инвестирует вместе с Lazzy Ventures, где ведёт рассылку про новые технологии и их влияние на нашу жизнь.

77
Начать дискуссию