Захар Воробьёв: бизнес, интегрированный в искусство

Героем интервью стал Захар Воробьёв – сооснователь владивостокской мастерской фундаментального искусства “Квадролампа”. Компания занимается созданием мебели и декора из дерева, художественным оформлением общественного пространства, в том числе, и масштабными проектами по благоустройству города.

Захар Ворбьёв, сооснователь компании "Квадролампа"
Захар Ворбьёв, сооснователь компании "Квадролампа"

Я так понимаю, изначально у тебя был другой художественный проект?

Да, я занимался галерейным искусством, живописью; Гоша (сооснователь компании "Квадролампа") занимался монументальным искусством, в принципе, тем же самым, чем мы занимаемся сейчас. Но в какой-то момент времени мы оба устали от своей деятельности и решили кардинально изменить путь. Нам захотелось поработать с деревом: делать изделия, мебель, ну и так далее.

Долгие полтора года мы провели в изучении и экспериментах по созданию всяких разных поделок из этого материала. На протяжении этого времени мы не выходили из мастерской. Но столярное ремесло не давало нам того удовлетворения личных амбиций, я бы сказал, до этого наша жизнь была связана с публичными выступлениями, шоу... У меня были выставки, у Георгия большие городские проекты, о которых говорили. Так или иначе, мы заскучали по славе и, так скажем, сцене.

Как получилось выйти из тени?

Первым проектом, ознаменовавшим рождение совместной команды, стал наш подарок родному городу на день его рождения. Он назывался "155 рыб Владивостока". Эта и была та отправная точка, с которой начался новый виток нашего творчества. “Квадролампа” начала работать большой, интересной, креативной и весёлой машиной.

Но началось всё с ламп?

Да, мы делали лампы из дерева, они были очень красивыми и всем нравились. Но в какой-то момент мы захотели делать что-то более масштабное, более значимое, чем просто настольные лампы. И Георгий, и Захар были известны в художественных кругах, поэтому предложения посотрудничать, оформить что-либо так или иначе к нам поступали. И, когда администрация города обратилась с заказом, мы, естественно, согласились.

Проект "155 рыб Владивостока"
Проект "155 рыб Владивостока"

Но очень важный момент, что полтора года, которые мы провели в мастерской, работая с деревом, не прошли бесследно. В свой первый монументальный проект мы включили деревянные изделия. Мы уже не просто были художниками, а добавляли новый материал в наше творчество.

Когда заходишь на вашу страницу Вконтакте, то глаза разбегаются: мебель, лампы, оформление интерьеров, роспись подпорных стен. Как бы ты сформулировал сейчас основную точку приложения сил?

На данный момент у нас два ярко выраженных направления: это мастерская, в которой мы по-прежнему что-то делаем для себя, экспериментируем, какие-то свои мысли выражаем в материале. А второе направление – это фундаментальная роспись, городской дизайн, ландшафтный дизайн, – всё что связано с облагораживанием города. Но так или иначе, эти два направления пересекаются, дополняют друг друга.

В наш первый масштабный проект мы привлекли 155 различных художников: от профессионалов до детей, в возрастной категории от 4 лет до бесконечности, разных слоёв населения: это были студенты, дети, чиновники и даже мэр города участвовал в создании этого арт-объекта.

Каков у тебя бэкграунд в искусстве и в бизнесе?

Я всегда был бизнесменом. Но я всегда занимался очень специфичным бизнесом, связанным с искусством, практически интегрированным в искусство.

А началось всё, когда я учился в университете на инженера-механика. Я очень увлёкся в то время музыкой и организовал музыкальную студию: на ней же сам развивался как музыкант и зарабатывал деньги. Я записывал музыкальные коллективы, ну и вёл вообще студийную такую деятельность. На тот момент она была успешной, я чувствовал себя хорошо, я понимал, что я делаю то, что мне нравится.

Через какое-то время я понял, что мне тесно в рамках музыки, захотелось попробовать себя в каком-то другом виде.

Как только эти мысли меня начали посещать, в моём окружении появился очень хороший художник, возможно, лучший, из тех, с кем мне довелось вообще общаться. Он предложил порисовать вместе.

Это был твой первый опыт в изобразительном искусстве?

До этого момента я никогда не рисовал. Я не учился в художественной школе, проявлял интерес к изобразительному искусству только в качестве зрителя.

Мы с Василием начали рисовать. Дальше продолжалась моя творческая жизнь и мой бизнес, потому что рисовать картины – это половина работы художника. Надо уметь их продавать. Продавать холсты – это самое сложное, что мне доводилось делать. Чтобы на полученные деньги жить, путешествовать, нужно было продавать живопись за очень дорого. Два человека должны были существовать и чувствовать себя хорошо, чтобы расти и развиваться. Это была сложная задача, большой опыт в бизнесе, понимании механизма продаж. Но как ни странно, коммерческими или рисованными на продажу наши работы назвать никак нельзя. Это было чистого вида искусство, чем я и горжусь.

Рисовать картины – это половина работы художника. Надо уметь их продавать

Захар Воробьёв

Сколько стоила самая дорогая картина?

Сейчас я не могу назвать точную сумму, но это было около 90 - 110 тысяч рублей. Но даже 90 тысяч за одну картину – это много.

А какую первую прибыль принесла "Квадролампа"?

Первая прибыль от "Квадролампы" была значительно меньше. В районе 30-50 тысяч за первый арт-объект монументального искусства. А столярка приносила вообще копейки: мне даже смешно называть эти суммы...

Но сейчас "Квадролампа" оперирует совершенно другими деньгами, я даже стесняюсь об этом говорить, поэтому это будет наша коммерческая тайна.

Как ты думаешь, человек, который не занимался искусством, может войти в подобный бизнес?

Я считаю, что успешный бизнес – это тот, в котором ты разбираешься. Если ты занимаешься металлоконструкциями, тебе нужно понимать, как строится подобная работа. Если мы говорим об искусстве, то надо разбираться в искусстве, для того чтобы вести бизнес. Поэтому мой ответ: “Нет, не может”.

Сколько людей в вашей команде на данный момент?

В нашей команде постоянно трудится 6 человек, но в зависимости от задачи мы можем расширяться.

Есть ли примерное представление о том, кто является вашим основным клиентом?

Как правило, это государство и властные структуры: администрация города, администрация края, – это то, что касается облагораживания городской территории. Иногда мы взаимодействуем с крупным бизнесом: большие мебельные фабрики или компании, которые имеют свои заводы. Они обращаются к нам, чтобы создать арт-объект, связанный с их деятельностью, и осветить это в СМИ.

Работа такого уровня не может быть заказана обывателем: как он может заказать оформление стены в 800 квадратных метров в самом центре города? Мы сотрудничаем с ведущими строительными компаниями России, известны за пределами нашего города и региона. Мы выходили на первое место по объемам наших работ, потому что такого количества холстов в виде подпорных стен нет ни в одном городе России. Владивостокский ландшафт требует сооружения подпорных стен: а это наши холсты, наш формат.

Как ты считаешь: уличное искусство должно быть легальным или андеграундным? Как ты относишься к стихийному стрит-арту?

Я отвечу так: искусство такого рода имеет две стороны. Есть масштабное, официальное, идущее в ногу со временем, с потребностями города и горожан искусство, которое можно назвать “Первым каналом”. И есть андеграунд – это люди, которые идут вразрез системе, где-то борются с ней, где-то взаимодействуют… Но это обратная сторона и она не плоха, она должна быть, потому что внесистемные люди сильно развивают искусство. Отморозки и бездари есть и там, и там, причём, в одинаковых пропорциях. Просто ты выбираешь, какая форма тебе более интересна, в какой форме тебе хотелось бы себя выразить.

Вообще, лично в себе я очень сильно чувствую две стороны: «официальщины» и «андеграундщины». И если это в данный момент не проявляется в живописи, то допустим, андеграундная энергия проявлена в музыке, в фотографиях, видео.

Захар и группа "Снежные люди" на ОДИЧАЛ ПАТИ
Захар и группа "Снежные люди" на ОДИЧАЛ ПАТИ

Как ты считаешь, мог бы твой проект появиться в другом городе?

Я думаю, что всё влияет на всё, а город влияет очень сильно. Владивосток – необычный город, который отличается от большинства городов России. В нём рождаются сильные, отличающиеся от большинства городов России идеи. Если бы "Квадролампа" появилась в Екатеринбурге, в Омске или Томске, это было бы похоже на песни Юрия Шевчука (смеётся).

Мог бы ты перечислить ваши самые значимые проекты?

Один из самых значимых проектов – это роспись владивостокского цирка: больше тысячи квадратных метров аэрографии, из которых 600 метров на потолке, – гигантские совершенно масштабы. Потом на кольце "Инструментального завода" был создан проект "Рождение нового города": литературно-историческое повествование о том, как был заложен и развивался Владивосток. Также мы делали проект “Уютное детство”, оформляли большой батутный центр (около 700 квадратных метров), старый дворик ГУМа, уже упомянутые "155 рыб Владивостока". Это из более-менее свежих и актуальных работ.

В чём сложность таких масштабных проектов, как оформление цирка?

Основная сложность работы на объектах, где идёт стройка или реконструкция – это взаимодействие со строителями. Всегда где есть строители, есть шум, грязь, хаос, неразбериха, воровство и так далее. Сложность в том, что нужно взаимодействовать друг с другом: мы работаем рука об руку со строителями, и этот квест приходится решать.

Как делать роспись пространства, которое находится на высоте 11 метров над полом и не просматривается из-за строительных лесов. Что делать: разбирать леса?

И так далее, очень много моментов, которые не просчитываются заранее. Каждый раз новые условия, поэтому невозможно выработать алгоритм или шаблон работы. Нужно быть умным.

Команда "Квадролампы" работает над оформлением городского цирка
Команда "Квадролампы" работает над оформлением городского цирка

Есть ли у вас конкуренты в городе? И почему "Квадролампа" лучше остальных?

Да, у нас есть конкуренты. Не будем их называть, дабы не рекламировать. Они не значительны, опасности не представляют. Почему мы делаем лучше? Потому что у "Квадролампы" задача каждый раз сделать что-то новое, развиться, а не просто поймать фишку и паразитировать на ней. Мы находимся на берегу Японского моря, поэтому в нас есть часть японской философии: “непрерывное совершенствование”. Это и отличает нас от остальных.

Ну и, конечно, очень мощные процессоры в головах у руководящего состава.

Насколько художник в твоей команде свободен от мнения заказчика? И можешь ли ты отказать клиенту?

Абсолютно легко могу сказать: “Нет я эту работу делать не буду” и объясню почему. Могу просто сказать: “я не хочу делать работу, она плохая”.

Мы находимся на берегу Японского моря, поэтому в нас есть часть японской философии: “непрерывное совершенствование”

Захар Воробьёв

По поводу свободы слова и полёта фантазии у нас есть правило: когда к нам обращается заказчик, мы внимательно выслушиваем все его пожелания, но представляем всего лишь один эскиз, который в любом случае будет оплачен.

В процессе обсуждения проекта я объясняю: мы выдадим вам один эскиз, исходя из нашего опыта, наших знаний, и, если он вас не устраивает – это не важно: вы обязаны его купить.

Поэтому прежде чем люди обращаются к нам, они хорошо изучают наши работы. Знающие люди, серьёзные строительные компании учитывают наше мнение, считаются с ним, а с теми, кого это не устраивает, мы просто не работаем.

Случались отказы?

Бывало так, что мы делаем эскиз на наших условиях, и людям он не нравится. Тогда мы говорим, что нам нужно прорабатывать новый за новые деньги. Кто-то оказывается, покупает наш эскиз и всё. До реализации дело не доходит. Бывает и такое. Некоторых не устраивает наш подход к работе. Я встречаюсь с заказчиком, объясняю позицию, и он говорит: “Нет, не устраивает”.

А некоторые настолько верят нам, что говорят: “Окей, мы купим у вас три эскиза и каждый оплатим, просто мы хотим, чтобы у нас был выбор”. Мы делаем и так.

Но каждый эскиз – это новая вселенная, а не вариации на тему. В нашем бизнесе самое сложное – родить идею. Если тебе нечего сказать, смысла нет. Можно обратиться к молярам, декораторам и подобного рода поточным смежным нам видам деятельности.

Но если вы хотите искусство, оригинальность высокий уровень фантазии – тогда вам к нам.

Как вы продвигаете свой брэнд?

Основная наша реклама – это наши работы. Потому что они публичны, доступны взгляду тысячам людей. Это наш основной движущий механизм маркетинга.

Конечно же, если мы делаем какой-то реально большой, красивый, крутой, культурный арт-объект, то о нём начинают говорить СМИ. Телевидение, вплоть до «Первого канала» показывает наши работы, мы много светимся в официальных средствах массовой информации.

Также соцсети: мы снимаем видеоролики к каждому крупному проекту, стараемся делать их максимально креативными. На нашем сайте много сюжетов о нашей работе.

Ролик о работе над оформлением городского цирка

Многое решает тот факт, что нас знают в высших инстанциях краевой и городской администрации, крупный бизнес. Мы уже проникли в сарафанное радио людей из большого бизнеса.

Какие деньги вы вложили в раскрутку?

Конкретно в рекламу мы вложили около 3 тысяч рублей в объявление на Farpost.

Как-то у нас была идея... Я узнал, что одна фабрика, которая производит спички за 3 тысячи рублей может напечатать нашу рекламу на 100 тысячах спичечных коробках. Мы тогда были ещё не так богаты, поэтому отказались от этой идеи, а потом контакты этой фабрики были утеряны (смеётся).

Мне кажется, что твоя история – это отличный пример монетизации таланта. Какой совет ты мог бы дать творческим людям, если они хотят, чтобы хобби начало приносить доход?

Очень важный элемент успеха – иметь смелость, дерзость, особенно в искусстве и творчестве. Второй момент, нужно взрастить в себе личность. Чтобы ты был не только смелым, но и уникальной личностью. И, конечно, требуется наглость.

Думаю, во мне достаточно наглости, достаточное количество личности, упорства и смелости. Могло бы быть, конечно, и больше, но раз само явление состоялось, соответственно, этих качеств было достаточно.

Как вы собираетесь масштабировать бизнес?

Дальше мы берём смежные и близкие нам по звучанию работы и расширяемся вширь. Мы и так уже были задействованы в скульптуре и барельефе.

С этого года мы начали немножко заниматься чистого вида коммерцией: открыли шоу-рум, там наша дизайн-студия, мастерская деревянных дел представляет свои работы. Можно прийти к нам в шоу-рум посмотреть наши работы, заказать дизайн, поговорить с нами ну и так далее.

Планируете ли вы экспансию в Азию или Европу?

Нам интересно было бы сделать арт-объект в Северной Корее. Но в Северной Корее очень сильная монументальная и живописная школа. Мы их не сможем, наверное, удивить в полной мере.

Нам часто поступают предложения из Питера и из Москвы, из Питера даже больше. Но дело непосредственно до заказа не доходило. Нас нужно перевезти целую команду – это дополнительная сумма к расходам. Когда мы готовим какой-то проект, то можем полгода его вынашивать, осматривать место оформления. В Питер на полгода не уедешь.

Может, переехать?

Мы не рассматриваем возможность переезда в другую страну, а переезд из лучшего города России в какой-то другой – это не перспективно.

22
1 комментарий

сильно сомневаюсь, что то количество госзаказов, которые берет Квадролампа, достаются им без откатов. Захар, конечно, харизматичный человек, но не настолько. и при этом знаю немало владивостокских художников, которые могут делать не хуже и дешевле, но...

Рейд с тракторами и бульдозерами: что известно о «зачистке» на Апраксином дворе в Санкт-Петербурге

Что случилось и что говорят об этом предприниматели.

Источник: «Фонтанка»
1313
55
44
Не убогий, вонючий рынок, а "архитектурный комплекс, крупнейший исторический торговый центр города"...
День 1124: Госдума рассмотрит законопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Источник: «Коммерсантъ»
1313
44
22
11
Запретдума рассмотрит запретопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах
Роль удачи в успехе: дерзкое и честное мнение

Успех — штука непредсказуемая. И если вы думаете, что всех успешных решений можно уложить в план по пунктам — приготовьтесь к пробоине в логике. Даже лучшие стратегии будут бесполезны, если случай решит иначе.

Роль удачи в успехе: дерзкое и честное мнение
Как мы построили маркетинг и принесли 120+ млн. руб. агентству недвижимости, а о нас начали распускать слухи
Как мы построили маркетинг и принесли 120+ млн. руб. агентству недвижимости, а о нас начали распускать слухи

В этой статье поделюсь опытом моей компании о сотрудничестве с агентством недвижимости, продающего самые дорогие объекты России. Расскажу правду о устройстве рынка недвижимости, о том как мы вывели компанию на поток лидов и крутую прибыль, а получили вместо благодарности хейт и слухи за спиной.

88
33
22
Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали

Ненавижу копирайтинг. Тот самый "правильный" копирайтинг, которому учат на курсах за 50 тысяч. С его формулами AIDA, болевыми точками и призывами к действию.

Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали
4343
11
Немного попорчу ваше жонглирование цифрами. На примере средней продолжительности жизни в древней греции к примеру и современной же греции. Мог бы и на примере россии, но информации о средней продолжительности жизни россиян 2000 лет назад как-то маловато. Тогда средняя продолжительность жизни была около 30 лет. Сейчас перевалила за 70. Значит ли это что основная масса населения помирала в 30 лет? Совсем нет. Люди в нашем понимании этого термина в основном помирали как и сейчас в возрасте за 60. Тогда откуда взялось 30? Из-за того, что была высока смертность в младенчестве. Ну то есть люди до года или чуть старше имели куда больше шансов умереть. Так и в вашем тексте. 8 секунд в среднем, это к примеру 19 человек, которые провели одну секунду на вашем сайте просто потому, что открыли сразу несколько вкладок, ваша была не третья, а они нашли что хотели уже на второй. И один человек который потратил на чтение 2.5 минуты. И это не значит, что если бы у вас был другой текст, то количество читающих резко бы выросло. На это в нашей истории больше влияет каким по счету будет ваш сайт для вашего будущего клиента и не перехватит ли его ваш конкурент, который полностью закроет его потребности, оказавшись всего лишь строчкой выше. Тексты становятся важными для удержания, когда человек, который уже пьет ваше пиво, вдруг решает познакомиться с вами поближе. Он читает прекрасную, часто выдуманную и шаблонную историю о том, как я работал в офисе и решил сбросить кабалу и что мне надо больше пива, куда больше, и если вкус напитка ему нравится, то почему бы и не дочитать этот шаблон до конца? Делать-то все равно нечего. Что же до увеличения конверсии, то изменение текстов на сайте часто приводит после индексации к повышению в позиции. Потому что тот же яндекс, стремится выдать максимально свежую из примерно одинаковой информации. Я очень надеялся прочитать нестандартный текст о том как писать нестандартные тексты, но прочитал шаблонный текст о том как, как ваш гений помог зацвести бизнесу. Готов поспорить, что в конце статьи есть ваши контакты, потому, что при таком тексте надежды на то, что читатель полезет к вам в профиль у вас нет. И это правильно.
ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жёсткий, так что и вся неделя получилась жёсткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно. Новые максимумы рисует, ещё и льготные ипотеки расширяют. Из позитивного можно выделить новые дивиденды, ну и наш с…

ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест
1313
11
11
Брендирование маршрута, новый развод от Яндекса?
Брендирование маршрута, новый развод от Яндекса?
11
США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?

Администрация Дональда Трампа сделала ход, которого от нее давно ждали, но все равно удивились: впервые наказала Китай за покупку нефти, попавшей под американские санкции.

США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?
33
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность

Короче, в какой-то момент каждому из наc кажется что Солнце как-то не так заходит за горизонт и нужно «заменеджерить» закат вручную. На уроне государства это называется - реформа, а в корпорации - управляемые изменения.

33
33
11
Жители домов от застройщика ПИК остались без интернета из-за DDoS-атаки на единственного провайдера

Кроме того, не работает связь, а жильцы не могут открыть двери подъездов и попасть к себе домой.

100
5656
88
66
22
11
Цифровое рабство 21 века. Куда смотрит фас. Это позор конечно. Карманные УК гоняют других провайдеров. )
Точка красоты на Ленинском просп., д. 109 изуродовали меня и других

Посетила салон «Точка красоты» на Ленинском просп., д 109 (ТРЦ «РИО», 3 этаж) и получила обрубки на голове, хамство администраторов и игнорирование закона РФ от владельцев данного заведения. В статье расскажу, как я пыталась вернуть деньги за некачественную услугу и чем это закончилось.

Что же могло пойти не так?
77
33
11
⭐️Котайджест🐾 самые заметные финансовые события недели

Ключевая ставка и последствия. Стоит ли покупать 10-летние ОФЗ. Лидеры роста и снижения. Лучшие облигации. Недвижимость выросла в долларах на 27% за год. Спасибо рублю, а не бетону

⭐️Котайджест🐾 самые заметные финансовые события недели
77
11
[]