Оффтоп Алексей Иванов
2 047

О пользе жертв в бизнесе, искусстве и рекламе

Если я попрошу Вас, почтенный читатель, улучшить товар, который уже давно существует на рынке, то что Вы предложите? Обычно люди начинают что-то добавлять.

В закладки

Для многих комбинаторика – соединение известных понятий в неожиданных, нестандартных, новых комбинациях – уже давно стала синонимом творческого мышления.

Есть нож, и есть штопор. Давайте создадим нож-штопор. Есть телефон, и есть компьютер. Давайте сделаем телефон-компьютер. Знакомая история, правда?

Иногда может получиться и что-то более экзотическое. Например, оригинальная барная стойка-велосипед. И удовольствие от пива можно получить, и одновременно спортом позаниматься. Красота!

Собственно похожим образом работает и мысль рекламиста, когда он придумывает идею для рекламной кампании. Есть овощи, и есть домашняя скотина. Объединяем. Получаем необычную картинку.

Таких примеров легион. Выйдите на улицу. Оглядитесь вокруг. Найдете свой собственный пример подобного объединения.

Теперь другое задание почтенному читателю. Попробуйте ухудшить какой-нибудь известный товар. Что Вы станете делать в этом случае? Вроде, эта задачка будет попроще, да?

Мой опыт подсказывает, что Вы будете что-то удалять, изымать, разрушать.

Подсознательно мы воспринимаем добавление как улучшение, а удаление – как ухудшение. Дальше в этой статье я попытаюсь разрушить этот стереотип и показать, что, творческое мышление гораздо чаще, чем это принято думать, сводится как раз к вычитанию, изъятию лишнего и ненужного.

Причем, этот подход намного шире, чем собственно рекламное творчество и реклама в целом. Он прекрасно работает в искусстве, науке, военном деле и многих других областях человеческой деятельности.

Вычитание – это способ создать товар-бестселлер

Напомню классическую историю плеера Walkman. Японцы убрали записывающую часть магнитофона и облегчили проигрывающую. Получили продукт-бестселлер. Хотя никто не верил, что люди станут его покупать.

IKEA совершила революцию в продаже мебели, когда из процесса изготовления шкафов, тумбочек и столов удалила этап сборки, переложив его на плечи покупателей. И людям во всем мире понравились эти шведские «недоделанные» товары.

Что Вы скажете, если ресторан из привычного и ожидаемого набора услуг удалит освещение, сэкономив на электричестве, а цены повысит в несколько раз?

Скажете, что это невозможно. Один из московских ресторанов предлагает поужинать в абсолютной темноте и испытать новые ощущения. За два часа такого «экспириенса» берут неслабые деньги. Но почему-то люди готовы платить. Вычитание услуги, к которой клиенты привыкли, вывело бизнес на новый уровень.

Что будет, если у часов удалить самое главное – циферблат? Нет, не «ерунда какая-то», а оригинальный продукт, который стал пользоваться бешеным успехом.

Китайский дизайнер Иран Киан (Yiran Qian) в 2010 году удивил любителей необычных изделий и представил миру модель хронометра без циферблата.

А как Вам часы для счастливых и влюбленных, где все цифры свалены в одну кучу под девизом «Да какая разница!»?

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"90a3cf92-2965-f3b7-cd11-aa23c124eb4b","width":604,"height":604,"size":27133,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"ab16d8d5-5a9e-0202-f528-ee0e573f9f9a","width":501,"height":501,"size":49601,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

В книге «Ценные решения» Роман Тарасенко рассказывает о любопытном эксперименте, который провели в одной итальянской пиццерии. Зал разделили на две части. В одной части посетителям делали следующее коммерческое предложение: вы покупаете за €2 основу для пиццы (тесто с соусом из помидоров) и дальше за отдельную плату добавляете все, что хотите.

В другой части зала люди покупали пиццу с максимальным числом ингредиентов за €30 и убирали всё, что не любят.

Угадайте, какое предложение победило?

Цифры в эксперименте известны. В первой части зала средний чек составил €12, а во второй части – €18. Разница в полтора раза! 150%!

Вычитание как прием в искусстве

При поступлении в художественную школу будущим ученикам предлагают выполнить следующее упражнение – нарисовать на бумаге две параллельные линии.

Дальше следует вопрос. Сколько здесь линий?

Знаменитый популяризатор науки Мартин Гарднер (Martin Gardner) рассказывал про индейцев племени Юки из Калифорнии, которые считают не пятерками и десятками (по пальцам), как все остальные, а четверками.

Как Вы думаете, что имеется у человека в количестве четырех?

Если вспомнить фразу Юрия Лотмана о том, что в искусстве важно как то, что изображено, так и то, что не изображено, то Вы легко решите обе задачки.

Не стану лишать Вас удовольствия и сразу приводить ответы. Ну, как? Прониклись важностью того, что не изображено?

Давайте я поясню мысль российского литературоведа на нескольких примерах. Начну опять же с классических.

Статуя Давида, которую в 1504 году установили во Флоренции на городской площади у здания самоуправления, принесла Микеланджело заслуженную славу и восхищение горожан.

Мотивом для статуи послужило древнее сказание о том, как молодой пастух Давид победил великана Голиафа. Разумеется, этот популярный библейский мотив скульпторы неоднократно использовали и раньше.

Но новаторство Микеланджело состояло в том, что впервые в скульптуре побежденный великан отсутствовал.

У другого Микеланджело (Антониони) есть прекрасный фильм-притча «Фотоувеличение» (англ. Blowup). Мощь эмоционального воздействия картины удваивается благодаря яркой заключительной сцене – ранним утром в огромном безлюдном парке на окраине Лондона молодые хиппи сосредоточенно и безмолвно играют в теннис... без мяча.

Даже если Вы по молодости лет не смотрели фильм, думаю, Вы легко сейчас смогли представить и оценить этот неординарный финал. А знаете, это ведь весьма любопытная мысль – удалить некий привычный для нас объект и представить, каким станет мир без него.

Расскажу один из моих любимых философских анекдотов. Однажды Жан-Поль Сартр сидел в кафе, думая о своем труде «Бытие и ничто». Подходит официантка, и он заказывает:

— Мне, пожалуйста, кофе без сливок.

На что официантка отвечает:

— У нас кончились сливки, могу предложить кофе без молока?

А теперь представьте, что не только кофе, но и хлопья, чай, каши останутся без молока. Что тогда произойдет в нашей жизни?

Именно такой эксперимент провел Калифорнийский совет производителей молочной продукции – испытуемым запрещалось в течение недели пить молоко в каком-либо виде. Рассказы людей о том, как они жили без молока, и были положены с основу невероятно успешной рекламной кампании «Got milk?» в прессе, на телевидении и радио.

Вычитание – верный помощник рекламиста

А как будет выглядеть мир, в котором не хватает добровольцев для работы в медицинском училище? Например, во Франкфурте-на-Майне обращение к волонтерам выглядело следующим образом.

По городу ходило несколько человек в форме работников училища с муляжами носилок. При этом второй переносчик отсутствовал.

Смогли бы Вы пройти мимо таких неукомплектованных носилок? Прохожие останавливались, оборачивались, фотографировали, рассказывали друзьям и знакомым. Буквально за несколько дней весь город оповестили о проблеме медицинского учреждения, и она была решена.

Похожим образом поступили и для рекламы телепрограммы «Человек-невидимка и пес» в Новой Зеландии.

Когда-то нашему агентству довелось рекламировать финансовые услуги одного из московских банков. Придумать идею с участием еще одной счастливой семьи – та еще задача, доложу я Вам. Сколько таких семей в рекламе уже было показано-перепоказано!

Выручил прием «Вычитание». Мы показали семейный стол, накрытый на пятерых человек, хотя семья состояла из мамы, папы и двоих детей. Пятое место отводилось банковскому вкладу, который работает, но есть не просит.

О многих вещах можно догадаться не по наличию чего-либо, а по его отсутствию. В 1942 году слушатель военно-воздушной академии Георгий Флёров в библиотеке Воронежского университета обнаружил свежие зарубежные научные журналы. Как уж они там оказались в самый разгар войны, никто не знает.

Но полистав страницы, будущий академик Флёров обнаружил, что из американских журналов исчезли статьи по ядерной физике. Следовательно, работы засекречены, и США очень близко подошли к созданию атомной бомбы.

Это побудило ученого написать письмо Сталину, в котором он настойчиво советовал возобновить ядерные исследования в СССР. Через несколько месяцев такое решение было принято.

Взгляните на следующее рекламное объявление, имитирующее страницу журнала частных объявлений по продаже автомобилей.

Есть описание модели, телефоны, фотографии гаража. Но самих-то машин нет. В нижнем левом углу логотип страховой компании, которая полностью возместит убытки в случае угона автомобиля.

Один из самых популярных сувениров, который ежегодно появляется в рождественских лавках по всему миру, – это симпатичные миниатюры, усыпанные пластиковыми снежными хлопьями или блестками. Встряхнешь такую игрушку, снежные хлопья взлетят вверх и рождественская сказка сразу оживает.

Но если Вы рекламируете шампунь от перхоти, то никаких хлопьев и блесток не будет. Редуцированная игрушка прекрасно доносит до потребителей нужное сообщение.

Если пожертвовать входными отверстиями на электрических розетках и телефонных трубках, то получится реклама зубной пасты, которая спасает наши зубы от кариеса.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"6c469a05-c2e8-362f-f0ae-6e4d12f80402","width":770,"height":545,"size":20742,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"763e86bf-c178-7f5e-fd6f-820952ccffa0","width":770,"height":545,"size":17028,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Попробуйте пожертвовать чем-то главным. Тем, что раньше считали важным и незаменимым. Возможно, Вас ждет чудесное открытие. Необычная, яркая идея. Творчество гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд, сводится к вычитанию, отказу от лишнего и ненужного.

И в заключение позвольте рассказать еще одну драматическую историю, где отказ от общепринятого позволил не только найти сильное решение, но и привел к массовому спасению человеческих жизней.

Удаление «лекарства» как благо

Отцом современной хирургии по праву считается Амбруаз Паре (Ambroise Paré). В 19 лет Паре получил права мастера и стал военным цирюльником. Принимал участие во многих военных походах и приобрел огромную практику в операциях раненых.

Со времени повсеместного распространения огнестрельного оружия, то есть с рубежа XIV и XV столетий, лучшим средством для лечения огнестрельных ран считалось кипящее масло.

Пулевые ранения в те времена плохо поддавались лечению. Часто такие раны становились источником гангренозного заражения крови. Огнестрельные раны тогда считались опаснее обыкновенных, так как в рану вместе с пулей якобы проникает ядовитая пороховая сажа.

Такие раны или прижигали каленым железом или заливали кипящим маслом. Поэтому у палатки военного хирурга всегда горел костер, на котором висел котелок с кипящим маслом. Эту систему в отношении огнестрельных ран на первых порах применял и Паре.

После одной из битв, в 1537 году, в Италии, Паре делал перевязки раненым французам. Их было так много, что на всех не хватило горячего масла. Поэтому Паре пришлось сделать многим раненым простую перевязку.

К своему немалому удивлению утром он заметил, что раны, не залитые кипящим маслом, выглядели лучше, чем залитые: они не так сильно покраснели и опухли, боли у раненых были меньше, и они более спокойно провели ночь.

В дальнейшем Паре убедился, что раны солдат, для которых не хватило «бальзама» из горячего масла, заживали скорее, чем обработанные «по всем правилам хирургического искусства» тех времен.

Наверняка и другие цирюльники во время военных действий встречались с недостатком кипящего масла, но, видимо, ни один из них не обладал смелостью Паре отказаться от принятой методики лечения и вместо добавления применить вычитание.

Автор: Алексей Иванов, директор креативного агентства «МастерУм», автор бестселлера «Как придумать идею, если вы не Огилви» и лонгселлера «Бесплатная реклама: результат без бюджета»

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алексей Иванов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 18, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 37580, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 37580, "author_id": 169077, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/37580\/get","add":"\/comments\/37580\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/37580"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

4

интересная статья

Ответить
0

Круто. Люблю вот такие статьи про способы мыслить иначе. И ведь сам не додумаешься до такой элементарщины, хотя она на поверхности.

Ответить
0

Очень интересно, спасибо за статью

Ответить
0

Отличная статья!

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления