16 лет спортивной карьеры и 1 социальная сеть

Интервью с Сергеем Косоротовым, чемпионом мира и Европы по дзюдо. В 2017 году он создал социальную сеть, ради которой продал квартиру в Москве. Наш герой гнет гвозди руками, планирует привлекать к проекту Путина и рассказывает о спортивных и жизненных испытаниях.

16 лет спортивной карьеры и 1 социальная сеть

Косоротов Сергей Александрович – известная личность в спортивном мире. Он заслуженный мастер спорта СССР, чемпион мира и Европы по Дзюдо, автор нескольких книг о современных единоборствах, полковник милиции. А с недавнего времени он еще и основатель первой в мире социальной сети для профессиональных спортсменов и любителей боевых искусств – Будопаспорт.

Мы с Сергеем проговорили по WhatsApp больше часа. Было интересно послушать этого человека. Рассказ о его жизни, спорте и бизнесе. И хотя сам он себя бизнесменом не считает, но его история способна вдохновить на «предпринимательские подвиги».

Так и получилось интервью не совсем с бизнесменом, которое записано не совсем журналистом :)

Я сам себе пример, сам себе голова и начальник. Эгоист, наверное.

Сергей Косоротов

- Сергей, здравствуйте!

- Добрый день. Как мы с вами интервью построим? Вы – командующая. Командуйте!

- Сразу хочу вас попросить, чтобы вы не нервничали и не боялись. У вас уже есть опыт общения с прессой, так что, думаю, дискомфорта не будет между нами.

- Кать, я полковник милиции, у меня 3 ранения и 3 ордена. И это помимо спорта.

- Все, поняла :) Сразу перейду к главному: почему вы решили создать именно социальную сеть? Это очень нетипично для спортсменов.

- Исходя из опыта, из опыта занятий спортом, из опыта жизненного, я пришел к тому, что многим моим коллегам не везет в жизни: найти тренера, найти коллектив, в котором можно было бы делиться спортивными секретами. Многим не повезло с наставником, многим не повезло с коллективом. И поэтому я решил создать сеть, в которой можно было бы посредством контактов отыскать именно «здоровые» коллективы. Найти известных наставников, которые могли бы поделиться своим опытом.

- Кто Вас вдохновил? Эта идея возникла внезапно, или вы долго вынашивали ее?

- Это был длительный процесс. Я не очень-то в сетях «плавал». До последнего момента спортом занимался, большим спортом. В общем, я хотел, чтобы моим коллегам посчастливилось встретить тех наставников, которых повезло встретить мне. А это можно сделать как раз с помощью сети. Например, попроситься в ученики к людям, которые своим примером и опытом помогут развиваться.

- А в реальной жизни (не онлайн) тяжело найти хорошего мастера, наставника?

- Тут все так же, как и в любой другой отрасли. Есть некое молчаливое большинство, а есть меньшинство, которое ведет за собой, обладает большими знаниями, которые погружены в предмет. Наставников умных, прошедших эту школу не очень много. И вот главная задача нашего проекта, который я развиваю, – это предоставить такую возможность. Чтобы спортсмены могли найти мастера, записаться в ученики, общаться и просить советы.

- Кто будет пользоваться этой социальной сетью? Кому и чем она полезна?

- Сеть полезна тем, что человек, владеющий минимумом знаний в компьютерной грамоте, минимумом знаний в спорте и единоборствах, но обладая желанием, сможет заходить на этот ресурс и общаться напрямую, просить совета и задавать вопросы другим спортсменам. В разных странах, на разных континентах.

- То есть основная цель проекта – упростить общение между спортсменами, сделать его проще и легче?

- Да, да. И даже больше. Общаться могут не только русскоговорящие пользователи, но и иностранцы, так как сейчас сеть поддерживает 5 языков. Потом их будет еще больше.

- Значит, вы планируете выводить и продвигать его не только в России, но и в Европе, Азии, США?

- Дело в том, что он уже выведен. Вопрос в том, насколько глубоко он выведен и усажен на иностранную почву. Сейчас у нас уже 3000 человек, и среди мастеров есть очень яркие персонажи.

- Тяжело сейчас продвигать и развивать подобный проект?

- Смотря что подразумевать под «тяжестью». Бороться тяжело, тренироваться и выступать тяжело. А этот проект для меня – это приятное хобби, общение с людьми на понятные темы. А вопрос раскрутки… (задумался – прим. инт.)

Церемония награждения на Чемпионате мира по дзюдо, 1991 год. Барселона (Испания)
Церемония награждения на Чемпионате мира по дзюдо, 1991 год. Барселона (Испания)

Знаете, такую вещь заметил: молодежь очень быстро входит. У них нет страха перед монитором, нет боязни нажимать кнопки на клавиатуре. А те сэнсэи, которым по 70-80 лет, у которых есть опыт, вот у них стопор. И вот как раз эта сеть устремлена в будущее. Она для тех маленьких пацанов, бойцов, которые еще познают мир. Вот они и пытаются расшевелить пожилых, умудренных опытом наставников, чтобы они взаимодействовали. Вот небольшая в этом проблема. Существует препятствие между поколениями, и наша задача – сделать эту преграду минимальной.

- Вы собираетесь с Facebook тягаться? Или Будопаспорт – это что-то другое?

- Это своеобразный Facebook, только для бойцов, которые занимаются единоборствами. Но это ни в коем случае не конкурент. У нас спортсмены общаются на своем языке (понятном только им).

Но наш проект – это не только сеть. Знаете, раньше (да и сейчас тоже) была такая классификационная книжка. Человек, когда начинал заниматься единоборствами (например, борьбой, карате или дзюдо), он получал на руки что-то типа паспорта. В нем прописывались имя, фамилия, кто первый тренер, там была фотография. Записывались все его достижения, вся подготовка к соревнованиям. То есть своеобразная жизнь в единоборстве. И эта книжка отображала рост спортсмена. У меня таких книг было много (уже и не помню сколько). К сожалению, они все потерялись. И только с возрастом понимаешь ценность этих книжек. А там такие эмоции, такие события, которые из памяти уже и выветрились.

Если бы в мое время была такая сеть под рукой, которая фиксирует все твои маленькие и большие движения, все бы копилось, и я бы смог все воспроизвести в памяти. Вот в чем дело. Вот на чем построен проект. Не в бумажную книгу записывать спортивную историю человека, а вот в такой электронный дневник. Своеобразный паспорт, паспорт жизни.

- Понятно. То есть это аналог бумажного Будо паспорта?

- Да, да. Таких книжек могут быть десятки, и они потеряются с течением времени. А жалко. Представьте, пришел маленький 10-летний мальчик, и ему дали белый пояс. Через год он прошел подготовку к соревнованиям и получил желтый пояс. Прошло еще время. Он выступил там-то и там-то, занял 1-е, 2-е место. А это все записывается и сопровождается мыслями, фотографиями. По-моему, это неплохо.

Сергей с учеником Русланом Волченко
Сергей с учеником Русланом Волченко

- Сергей, если не секрет: много уже финансов вложили в проект?

- Если по деньгам, то квартиру я продал в Москве, чтобы хватило (смеется – прим. инт.).

- А кто помогает вам: деньгами, делом, советом?

- Мне помогают мои родные, друзья, семья, коллеги. За что я им очень благодарен. Сам проект не нужен был бы без них, потому что он создан, в том числе и для них.

- А есть известные люди среди тех, кто поддерживает вас?

- Например, Штурмин Алексей Борисович (основатель первой Федерации карате СССР). Кириенко Сергей Владиленович (сопредседатель Российского Союза боевых искусств). Я когда рассказал ему про свой проект, он был очень воодушевлен. Сказал, что все они (члены Союза боевых искусств – прим. инт.) обязательно поучаствуют. Вы представляете? Если добиться некоего официального статуса, то сеть будет расти быстрее.

- Когда готовилась к интервью, нашла такую интересную статистику на просторах Интернета: в России почти 5 миллионов человек занимаются современными боевыми искусствами. Это правдивая цифра?

- 5 миллионов – это минимум. Это только те, кто поддается учету. Статистика не учитывает всех, кто, например, пришел, но временно покинул спорт из-за травмы. Или не смог продолжать по другим причинам, но сохранил любовь к единоборствам. И, возможно, когда-нибудь снова приобщится к спортивному миру. Поэтому можно смело говорить, что люди у нас или занимались, или занимаются, или будут заниматься (смеется – прим. инт.).

- У Владимира Путина (как и у вас) тоже есть 8 дан по дзюдо. Он уже зарегистрирован в вашей социальной сети?

- Это был бы хороший рекламный ход. Я об этом думал. Но вы знаете, наш президент уже внес большой вклад в развитие единоборств. Он одевает кимоно, и уже только это привлекает внимание. Я планирую пригласить нашего президента, но это все вопрос времени. Возможно, наше интервью поможет (смеется – прим. инт.).

Церемония награждения на Чемпионате СССР по дзюдо, 1990 год. Минск (Белоруссия)
Церемония награждения на Чемпионате СССР по дзюдо, 1990 год. Минск (Белоруссия)

Я считаю, что я прошел свой путь достойно. Сколько мог. До конца.

Сергей Косоротов

- Если Вы не против, давайте о вашей спортивной карьере поговорим. Вы с 12 лет занимаетесь боевыми искусствами. Начинали с самбо и дзюдо. Почему вы перестали выступать на официальных соревнованиях по самбо? Дзюдо вам ближе было?

- Чтоб понимать разницу, надо заниматься и тем, и другим. Но совмещать редко у кого получается. В любом деле требуется специализация. И в один момент я решил, что самбо для меня не очень подходит: правила, техники, оборудование… Много отличий. Дзюдо и самбо – это как небо и земля. Поэтому я сделал выбор в пользу олимпийского вида единоборств. И об этом не жалею. Я сделал правильный выбор, потому что Дзюдо – это мое, это все мое (улыбается – прим. инт.).

- Задам, наверное, не самый приятный вопрос. В 1992 году у вас были все шансы попасть в сборную СНГ и выступать на Олимпийских играх. Как так получилось, что вы не попали в состав? Было ли вам обидно?

- Для человека, который серьезно готовится к Олимпийским играм и у которого есть все шансы встать на пьедестал почета, – это не просто обидно. Сказать «обидно» – это не сказать ничего… (молчит – прим. инт.)

Но жизнь на этом не кончается. Я считаю, что это было своеобразное испытание вне татами. Это были политические игры, экономические войны, криминальные дела…

В СНГ команда комплектовалась тогда странным образом – на основе прикидки (тренировочное соревнование для оценки уровня подготовки спортсмена – прим.инт.). В итоге за 2 недели до выезда мне сделали прикидку с грузинским спортсменом Давидом Хахалейшвили, и, по мнению судей, я тогда проиграл. Хотя за полгода до Олимпийских игр я выиграл все, что только мог, а годом ранее был Чемпионом мира.

Ну, что значит «обидно»? Я был в ярости, разгневан. Но и это проходит… Что было, то было…

Диплом о присвоении 7 дана в дзюдо, 1997 год
Диплом о присвоении 7 дана в дзюдо, 1997 год

- Вы закончили карьеру в большом спорте в 1999 году, да?

- Да, все правильно.

- Вы тогда проиграли чемпионат Европы. А почему решили оставить спорт именно на такой не совсем позитивной ноте? Устали?

- На самом деле, там много чего тогда происходило. Была потеряна мотивация, были проблемы со здоровьем, и я решил, что мне пора уходить. Это было лучшее время. 1999 год, накануне нового тысячелетия. Я считаю, что все сделал правильно. У меня и так тогда было 7 медалей чемпионатов Европы, 5 европейских финалов, 2 мировых финала, я участвовал в Олимпийских играх, в других соревнованиях. Я считаю, что я прошел свой путь достойно. Сколько мог, до конца.

- Вы говорите, мотивация была потеряна. Что вы имеете в виду?

- Ну, человек устает и смысла больше не видит. В 34 года ты уже не тот, кем был в 20 лет. Понимаешь, что жизнь одним татами не ограничивается, что уже как-то хватит, надо остановиться и искать другие предложения.

Сергей держит согнутый руками гвоздь
Сергей держит согнутый руками гвоздь

- Поэтому с 1999 года вы вышли на новый этап и стали бизнесменом?

- Ну, давайте «бизнесменом», но я продолжил заниматься спортом. Просто уже в другом режиме.

- Вы сами себя бизнесменом не считаете?

- Это точно не мое (смеется – прим. инт.). Это у меня никак не получается. Как по мне, бизнесмен – это человек, который кропотливо может считать 1+1, копейку к копейке. А у меня этого не было никогда: ни счета, ни копеек.

- Все благодаря вашему энтузиазму. Хорошо. А чем дальше занимались?

- Во-первых, я поправлял свое здоровье, так как проблемы были серьезные. Тренировался. Стал больше времени уделять своей семье. С известными людьми встречаться начал, приглашал иностранных гостей. У меня в центре Москвы есть небольшой клуб единоборств, так сюда приезжали почти все мировые звезды Будо: сенсей Вакугава, Хигаонна, Хичиа, Йон Блюминг. Много кто приезжал.

Я благодарен этому времени, потому что со многими успел пообщаться. Много интересных идей почерпнул. Эти известные люди передают особенные мироощущения, которые я могу дальше транслировать своим ученикам, друзьям, знакомым. По-моему, напрасно я то время не потратил. И здоровье восстановил, и идеи пришли. Вот кстати проект Будопаспорт появился как раз благодаря общению с сэнсэями.

- Йон Блюминг – это живая легенда Будо. Расскажите о встрече с ним в 2003 году.

- Я сидел в чайной комнате в зале (спортивного клуба – прим. инт.). Приходит мой товарищ и говорит, что он пригласил сэнсэя Блюминга в Москву. Потом они приехали, и мы сидели, пили чай, общались. Все было обыденно и просто.

- Сэнсэй Блюминг присвоил вам 8 дан?

- Да. 7 дан я получил от Мировой федерации дзюдо, а 8 дан – от Йона Блюминга. Но дан – это специфическая оценка. Он оценил не мою технику, движения или физические данные. Нет. Он оценил тот вклад, который я внес в развитие Будо в мире.

С Йоном Блюмингом в Московском Кодокане
С Йоном Блюмингом в Московском Кодокане

- В одном из интервью вы когда-то говорили, что в России мало перспектив для развития единоборств. Нет достаточной государственной поддержки, мало спортивных залов. Как вы считаете, картина изменилась в лучшую сторону?

- Залов до сих пор не хватает. Какая-то поддержка для спортсменов, скорее всего, есть, но я про это ничего не знаю. Сидя на этом месте, я знаю, как можно увеличить массовость спорта. Но у людей власть предержащих есть свои взгляды на решение этой проблемы.

- В боевых искусствах есть свои каноны, правила, дисциплина. Что из вашей спортивной жизни помогает вам в обычной: в отношениях, работе, бизнесе?

- Я как в спорте был открытым и старался идти всегда вперед, так пытаюсь делать и по жизни. Людям это нравиться, и это привлекает их. Врагов у меня никогда не было. А какие у меня могут быть враги, если я всегда готов всем поделиться?

Сергей со своим наставником Керодом Ярославом Михайловичем
Сергей со своим наставником Керодом Ярославом Михайловичем

- Есть у вас кумир в спортивном мире, на которого вы ровняетесь или ровнялись?

- Я всегда ровнялся на себя. Мне удалось сделать все, что я хотел. Я сам себе пример, сам себе голова и начальник. Эгоист, наверное. Да? (смеется – прим. инт.)

- Что бы вы могли пожелать тем, кто только начинает свою спортивную карьеру или строит бизнес?

- Ошибки неизбежны. Не стоит бояться ошибок. Надо заниматься собой, быть открытым миру, всему доброму и позитивному. Поэтому нужно быть в постоянном поиске себя и наставников.

Ведь всегда можно сделать себя еще лучше!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

1010
1 комментарий

Идея объединить именитых спортсменов под своим флагом стара как мир. Увы, это возможно лишь при хорошем финансировании, корого у Сергея к сожалению нет(
ВВП мог бы ему помочь, но думаю, что Мутко и Ко уже освоили всю возможную помощь на много лет вперед. Сергей, удачи вам! Буду рад видеть ваших ребят на http://vortexsport.ru/

2