От востоковедения до норвежского языка

Сегодня мы хотим взглянуть на инновационное развитие лицея НИУ ВШЭ, которое привлекает большое количество желающих.

Цель лицея — воспитать лучшего абитуриента Высшей школы экономики. В лицее учатся только старшеклассники. Что примечательного мы смогли заметить?

От востоковедения до норвежского языка

#Выбор. #Персонализация. В первую очередь, привлекательным и полезным для развития кажутся 8 направлений обучения, где происходит углубление в специфику предметной или даже профессиональной области. При этом сохраняются обязательные предметы (вынуждает соответствие федеральным стандартам), но ученик может выбрать базовый или профильный уровень изучения. Немаловажно, что старшекласснику предоставляется свобода выбора своей образовательной траектории, возможности примерить на себя профессиональную роль, выбрать, чем действительно хочется заниматься в будущем. Таким образом, образовательные траектории выстраиваются индивидуально, — каждый имеет свое расписание, планы освоения материала, решения задач. Если в процессе обучения ученик поймет, что ошибся в выборе образовательного направления, он может его поменять.

В учебные планы обязательно включается курс теории познания. С его помощью школа стремится повысить уровень критического мышления у учащихся.

#Проекты. В образовательный процесс активно встроена проектная работа. По словам директора школы, один из важных образовательных результатов — исследовательская компетентность, и школа знает, как построить работу с учащимися, связанную с их проектной и исследовательской деятельностью.

Многочисленные факультативы, предоставляемые школой, по всей видимости, совсем не дают молодежи скучать. Хочешь — норвежский язык, хочешь — переводы с древнерусского.

#Самоуправление. В школе стараются поощрять развитие навыков принятия решений и взятия ответственности. Снижен стандартный контроль — за посещаемостью, успеваемостью, поведением. Много доверия к ученикам и понимания, что они сами должны определить цели и задачи развития. Почти все мероприятия, которые проходят в лицее, — инициатива самих ребят (аниме, читательский клубы, вечера кино, творческие вечера).

От востоковедения до норвежского языка

Кампус школы по сути интегрирован со всей структурой ВШЭ: ученики могут на практике ощущать свою принадлежность к зданиям, аудиториям, залам, библиотекам, пр. Высококвалифицированные и общительные преподаватели находятся в контакте с аудиторией.

К сожалению, двери лицея открываются не для всех. В школу существует вступительный порог в виде тестирования, экзамена и собеседований. Ох уж эти деления на одних и других!

В школе по-прежнему преподаватель является центральной фигурой, и от него зависит многое в образовательном процессе. Если есть классные преподаватели, которых достаточно для всех учеников, это хорошо. Но к сожалению, личность конкретного преподавателя масштабируется слабо, если масштабируется вообще.

По словам того же директора школы обстоятельства, в которых мы живем, требуют от выпускника получения высокого результата на ЕГЭ или на олимпиаде. Некоторые устремления школы вступают с этим в противоречие, что влияет на целостный процесс и требует ресурсов и энергии как самих учеников, так и преподавателей. Зачем нужен ЕГЭ? Для поступления в вуз? Может быть школе стоит активнее доносить миру низкую значимость ЕГЭ, заменяя его теми профессиональными и личностными компетенциями, которые приобретают ученики?

А как думаете вы? насколько ЕГЭ важнее личностного и профессионального развития и выбора своего пути? Напишите в комментариях.

Хотите узнавать больше и участвовать своим мнением в построении школы будущего, подписывайтесь на нас.

Начать дискуссию